|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА СОБСТВЕННОСТЬ
Административными правонарушениями посягающими на собственность являются наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности. Право собственности и его охрана, являются одним из основных прав человека и гражданина и в Республики Казахстан оно гарантировано государством. Согласно ст. 6 Конституции РК: «В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». В ходе изучения 13 главы КоАП возникает вопрос по поводу включения в данную главу, такого состава административного правонарушения как «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности объекта, уязвимого в террористическом отношении», предусмотренного ст. 149 КоАП. Включение данного состава административного правонарушения обусловлено тем, что в результате нарушений установленных законом требований антитеррористического характера могут наступить более тяжкие последствия для государства, такие как уничтожение или повреждение стратегически важных для государства объектов. Привлечение к ответственности лиц, совершивших указанное административное правонарушение, является предупреждением совершения более серьезных правонарушений, своего рода профилактика преступности террористического характера. Анализ показал, что законодатель относит к правонарушениям, посягающим на собственность 15 составов административных правонарушений. Родовым объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает собственность. Отнесение действий, указанных в этих составах, к числу административных правонарушений, направлено на защиту как права государственной собственности, но и права частной собственности. Необходимо акцентировать внимание, что защита права государственной собственности на землю, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы обусловлено необходимостью государственной контроля для исключения нанесения неотвратимого вреда окружающей среде и является реализацией нормы, закрепляющей осуществление государственной защиты прав и законных интересов граждан, в которые входят и имущественные права. Из 15 правонарушений КоАП, предусмотренных главой 13 КоАП, установлено, что составы правонарушений, предусмотренных ст. ст. 136, 139, 141, 142, 143, 144, 145, 148, 149 КоАП направлены на защиту права государственной собственности; Статьи 137, 138, 140, 146, 147 КоАП направлено на защиту как права государственной собственности, но и частной; состав правонарушения, предусмотренный ст. 150 КоАП исключительно направлен на охрану имущественных прав граждан нашего государства. Нарушение права собственности является одним из грубейших нарушений в сфере имущественных правоотношений и институт административной ответственности является механизмом защиты права собственности Республики Казахстан и его граждан.
Статья 136. Нарушение права государственной собственности на землю Незаконное занятие или обмен государственных земельных участков либо совершение других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю, а также несвоевременный возврат временно занимаемых государственных земель - влекут штраф на физических лиц в размере семидесяти пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного ст. 136 КоАП, заключается в том, что виновный, незаконно занимая или обменивая государственные земельные участки либо совершая другие сделки, а также несвоевременно возвращая временно занимаемые государственные земли, причиняет материальный ущерб собственнику имущества. Статья 6 Конституции РК гласит: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Из положения нормы Конституции следует, что право частной собственности на землю носит ограниченный характер, так как земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. И нарушение права государственной собственности является одним из грубейших нарушений в сфере земельных правоотношений. В объективном смысле, право государственной собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ обществу в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использовании и отчуждения государственного имущества. Право государственной собственности в субъективном смысле - это конкретно принадлежащее государству имущество, в отношении которого на основании закона, государство определяет правомочие собственника по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом[330]. Право собственности на землю включает три основных понятия (элементы, правомочия): владение, пользование и распоряжение земельным участком. Владение земельным участком - юридически обеспеченная возможность осуществлять фактическое обладание землей. Оно создает необходимые предпосылки для реализации двух других правомочий - пользования и распоряжения. Владение земельным участком это обладание им как собственностью (для юридического лица это возможность числить его на своем балансе). Пользование землей - право использования не только поверхности земельного участка и его почвенного покрова, но и имеющихся на земельном участке полезных ископаемых и водных богатств, то есть возможность извлекать ее полезные свойства, также, если это соответствует целевому назначению участка на нем можно возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения. То есть, пользование земельным участком это применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя и собственника. Распоряжение земельным участком - юридически обеспеченное право государства определять юридическую судьбу земли на территории Республики Казахстан, а также право частного собственника совершать в отношении своего земельного участка сделки, не запрещенные законами Республики Казахстан[331]. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные действующим законодательством и направленные на обеспечение права государственной собственности на природные ресурсы в виде земли. Под земельными правоотношениями следует понимать правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю. Предметом рассматриваемого состава административного правонарушения является земля. Земля - это территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, все общее средство производства и территориальная основа любого процесса труда. Однако в рассматриваемой норме рассматривается такая категория как земельный участок. Согласно Земельному кодексу РК, земельный участок представляет собой выделенную в замкнутых границах часть земли, закрепляемую в установленном Кодексом порядке за субъектами земельных отношений. Объективная сторона правонарушения заключается в: - незаконном занятии государственных земельных участков; - обмене государственных земельных участков; - совершении других сделок, в прямой или косвенной форме, нарушающих право государственной собственности на землю; - несвоевременном возврате временно занимаемых государственных земель. Под незаконным занятием государственных земельных участков следует понимать занятие чужого земельного участка без разрешения собственника земельного участка или землепользователя, а также занятие земельного участка, находящегося в государственной собственности и не предоставленного в землепользование, без соответствующего решения Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа. Согласно п.10 ст. 43 Земельного Кодекса РК не допускается пользование земельным участком до установления его границ на местности и выдачи правоустанавливающих документов (договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов и др.). Правоустанавливающий документ на земельный участок - документ, подтверждающий наступление юридических фактов (юридических составов), на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права на земельный участок, в том числе договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов, свидетельство о праве на наследство, передаточный акт или разделительный баланс при реорганизации негосударственных юридических лиц, владеющих земельным участком на праве собственности или выкупивших право временного возмездного землепользования (аренды). В рассматриваемой норме в объективную сторону входит действие, именуемое обменом государственных земельных участков, однако при анализе иных нормативно-правовых актов, регламентирующих земельные отношения, данное понятие отсутствует. Анализ норм права показал наличие такого понятия как принудительное отчуждение земельного участка, предоставленного в землепользование, для государственных нужд, которое по своему содержанию идентично с обменом государственных земельных участков. При восприятии принудительного отчуждения под обменом возникают вопросы добровольности исполнения данного действия. В обоих случаях, владелец земельного участка, вынужден передать принадлежащий ему земельный участок. Но при этом, принудительное отчуждение земельного участка, предоставленного в землепользование, для государственных нужд, если предоставленное право выкуплено у государства землепользователем, осуществляется с возмещением землепользователю стоимости оплаты за выкуп права землепользования, также по его желанию может быть предоставлен другой земельный участок в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан. Если предоставленное право не выкуплено у государства землепользователем, ему может быть предоставлен взамен другой земельный участок в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан. При этом возмещение убытков землепользователю при принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд осуществляется в полном объеме в порядке, установленном законами Республики Казахстан (ст. 84 Земельного Кодекса). Согласно п. 3 ст. 26 Конституции принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. Пункт 4 ст. 9 ГК устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. В соответствии со ст. 195 ГК право землепользования относится к вещным правам наряду с правом собственности. Если право землепользования выкуплено, то землепользователю предоставляется альтернатива: возмещение убытков в полном объеме, либо другой земельный участок[332]. Таким образом, под обменом государственных земельных участков предполагается обмен государственного земельного участка на участок, находящийся в частной собственности при определенных условиях. Таковыми являются: 1) международные обязательства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан; 2) предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон; 3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых; 4) строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, строительство (реконструкция) аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, объектов нефтеперерабатывающего производства, отнесенных к стратегическим объектам, реализация концессионных проектов, объектов общего пользования населенных пунктов; 5) удовлетворение нужд населения в пастбищных угодьях для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона РК «О пастбищах»; 6) обеспечение потребности населения в земельных участках для индивидуального жилищного строительства в соответствии с генеральным планом или схемой развития и застройки населенных пунктов; 7) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительство объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, за счет бюджетных средств[333]. Под другими сделками, в прямой или косвенной форме нарушающими право государственной собственности на землю подразумевает под собой любые сделки, связанные с куплей-продажей, дарением, залогом, наследованием и т.д. Такие сделки не порождают каких-либо прав у других лиц, организаций. Указанные сделки изначально с момента их заключения, недействительны, но в связи с этим для сторон наступают гражданско-правовые последствия. Несвоевременным возвратом временно занимаемых государственных земель считается возврат земель государству по истечении сроков, установленных земельным законодательством государства. Земельный участок может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам на праве временного возмездного землепользования (аренды) или на праве временного безвозмездного землепользования. Право временного безвозмездного землепользования предоставляется на срок до 5 лет, если иное не установлено Земельным кодексом и законодательными актами Республики Казахстан. Право временного возмездного землепользования (аренды) может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет), за исключением случаев предоставления права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, предусмотренных Земельным кодексом. Основания продления указанных сроков регулируются нормами Земельного кодекса РК (ст. ст. 35, 36, 37, 38). Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого действия, нарушающего права государственной собственности на земельный участок. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, а также юридические лица. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины. За данное правонарушение предусмотрены дифференцированные размеры штрафа: - для физических лиц в размере семидесяти пяти МРП, - для должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста МРП, - для субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти МРП, - для субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот МРП. Согласно ст. 710 КоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 136 КоАП, рассматривает уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе: 1) главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Казахстан; 2) главные государственные инспекторы по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц; 3) государственные инспекторы по использованию и охране земель.
Статья 137. Нарушение земельного законодательства Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка 1. Нарушения земельного законодательства Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, совершенные в виде: 1) предоставления земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование без проведения торгов (аукционов и конкурсов), за исключением случаев, когда на земельный участок или право аренды земельного участка не распространяются аукционный и конкурсный способы предоставления земельных участков; 2) нарушения установленных сроков рассмотрения ходатайств (заявлений) физических и юридических лиц о предоставлении соответствующего права на земельный участок; 3) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки без положительного заключения земельной комиссии и (или) без утвержденного землеустроительного проекта; 4) нарушения срока принятия решения местным исполнительным органом об отказе в предоставлении прав на земельные участки; 5) нарушения срока принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки; 6) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении права частной собственности на земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности; 7) принятия решения местным исполнительным органом о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд в случаях, не предусмотренных законодательными актами; 8) принятия решения местным исполнительным органом о бесплатном предоставлении в частную собственность земельных участков размером выше нормы, предусмотренной земельным законодательством, а также повторного бесплатного предоставления; 9) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении права временного безвозмездного землепользования для цели или в срок, не предусмотренных земельным законодательством; 10) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для иностранцев и лиц без гражданства; 11) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки, не входящие в его компетенцию; 12) нарушения срока рассмотрения заявления об изменении целевого назначения земельного участка; 13) нарушения сроков изготовления и выдачи идентификационных документов на земельный участок; 14) нарушения сроков рассмотрения и утверждения землеустроительного проекта; 15) нарушения сроков заключения договора купли-продажи или временного возмездного (безвозмездного) землепользования, - влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного ст. 137 КоАП, заключается в том, что нарушение земельного законодательства Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка причиняет материальный ущерб собственнику имущества, нарушает порядок землепользования или требований в области охраны земель. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Однако закон предусматривает право частной собственности на землю на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». То есть в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Объем и пределы осуществления собственниками своих прав определяются законом[334]. Деятельность уполномоченных органов, нарушающая земельное законодательство Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка посягает на реализацию права частной собственности гражданина на землю, а также на исполнение обязанности по охране земель государства и порядка пользования ею. Право собственности на землю включает три основных понятия (элементы, правомочия): владение, пользование и распоряжение земельным участком. Владение земельным участком - юридически обеспеченная возможность осуществлять фактическое обладание землей. Пользование землей - право использования не только поверхности земельного участка и его почвенного покрова, но и имеющихся на земельном участке полезных ископаемых и водных богатств, то есть возможность извлекать ее полезные свойства, также, если это соответствует целевому назначению участка на нем можно возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения. То есть, пользование земельным участком это применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя и собственника. Распоряжение земельным участком - юридически обеспеченное право государства определять юридическую судьбу земли на территории Республики Казахстан, а также право частного собственника совершать в отношении своего земельного участка сделки, не запрещенные законами Республики Казахстан[335]. В соответствии с п. 5 ст. 4 Земельного кодекса РК земельное законодательство Казахстана основывается на принципе целевого использования земель, а также использование земли в соответствии с ее целевым назначением является обязанностью собственников и землепользователей. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные действующим законодательством и направленные на обеспечение права частной собственности на природные ресурсы в виде земли, земельного участка, охране земель и порядка землепользования. Предметом рассматриваемого состава административного правонарушения является земля, земельный участок. Земля - это территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, все общее средство производства и территориальная основа любого процесса труда. Земельный участок представляет собой выделенную в замкнутых границах часть земли, закрепляемую в установленном Земельным кодексом порядке за субъектами земельных отношений. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях должностных лиц, связанных с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями и выражается в следующем: 1) предоставления земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование без проведения торгов (аукционов и конкурсов), за исключением случаев, когда на земельный участок или право аренды земельного участка не распространяются аукционный и конкурсный способы предоставления земельных участков. Земельные участки или право аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляются без осуществления торгов (конкурсов, аукционов), в следующих случаях: 1) для реализации инвестиционных проектов; 2) иностранным государствам и международным организациям в соответствии с международными договорами; 3) государственным землепользователям Республики Казахстан; 4) лицам, выигравшим конкурсы (тендеры) по строительству объектов, проводимые государственными органами, и когда такое строительство требует предоставления земельного участка непосредственно указанным лицам; 5) физическим и юридическим лицам для эксплуатации и содержания зданий (строений, сооружений), принадлежащих им на праве собственности и (или) иных вещных прав, в том числе для расширения и реконструкции зданий (строений, сооружений) на прилегающей территории в соответствии с архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; 6) физическим и юридическим лицам для строительства зданий (строений, сооружений) на территории, где ранее ими проведены изыскательские работы для целей строительства в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса, при условии, если ими выкуплены права на земельные участки, которые ранее принадлежали третьим лицам, в пределах планируемой застройки в соответствии с проектом детальной планировки; 7) участникам кондоминиума для эксплуатации и содержания объекта кондоминиума; 8) для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья, а также огородничества; 9) для целей недропользования на основании лицензии на недропользование или контракта на недропользование в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», а также для строительства и (или) размещения инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для проведения операций по добыче полезных ископаемых, использованию пространства недр; 10) в качестве государственных натурных грантов на основании контракта, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области инвестиций; 11) участнику специальной экономической зоны, автономному кластерному фонду и управляющей компании в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах; 12) из состава земель водного фонда, занятых территориальными водами, для строительства искусственных сооружений; 13) для нужд железнодорожного, автомобильного, морского и внутреннего водного, воздушного, трубопроводного транспорта, для нужд связи и энергетики, а также для строительства иных объектов, имеющих государственное значение; 14) под объекты общего пользования, предназначенные для удовлетворения нужд населения (водопроводы, теплотрассы, очистные сооружения и другие инженерно-коммуникационные сети и системы), а также под объекты специального назначения в соответствии с подпунктом 10) пункта 3 статьи 107 Земельного кодекса; 15) для установления зон с особыми условиями пользования землей в соответствии со статьей 121 Земельного кодекса; 16) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Земельного кодекса; 17) для частного лесоразведения; 18) для строительства объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, инвестиционных проектов, обеспечивающих государственные интересы и достижение общественно значимых целей; 19) научным центрам с международным участием и отечественным промышленным предприятиям в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Земельного кодекса; 20) частным партнерам для реализации проектов государственно-частного партнерства либо концессионерам для реализации концессионных проектов; 21) социально-предпринимательским корпорациям для реализации инвестиционных и инновационных проектов; 22) субъектам индустриально-инновационной деятельности для реализации индустриально-инновационных проектов; 23) участникам (членам) хозяйственного товарищества или производственного кооператива при выходе из состава участников (членов) в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Земельного кодекса; 24) переселенцам в регионах, определенных Правительством Республики Казахстан, для строительства объектов в черте населенных пунктов, за исключением городов областного значения (ст. 48 Земельного кодекса РК). 25) нарушения установленных сроков рассмотрения ходатайств (заявлений) физических и юридических лиц о предоставлении соответствующего права на земельный участок. Общий срок рассмотрения ходатайства (заявления) о предоставлении права на земельный участок составляет до двух месяцев с момента его поступления. Исключением являются случаи испрашивания земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности. В указанный срок не входят периоды: 1) составления землеустроительного проекта; · согласования заявителя или его доверенного лица, требуемые для отвода земельного участка в случае, когда на территории, выбранной под размещение объекта строительства, расположены жилые дома, другие здания и сооружения, а также инженерные коммуникации и зеленые насаждения, подлежащие сносу или переносу (в том числе попадающие при отводе земель в санитарно-защитную зону промышленных предприятий); 2) установления границ земельного участка на местности. Так, Управлением по контролю за использованием и охраной земель Акмолинской области в 2018 году в ходе проведения проверочных мероприятий в отношении местного исполнительного органа г.Кокшетау по соблюдению сроков рассмотрения ходатайств (заявлений) физических и юридических лиц о предоставлении соответствующего права на земельный участок, было установлено нарушение п.3 ст. 43 ЗК РК. В связи с чем, должностное лицо аппарата акима г.Кокшетау было привлечено к административной ответственности по п.п. 2 п. 1 ст. 137 КоАП с наложением административного штрафа суммой 30 МРП [336]. 3) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки без положительного заключения земельной комиссии и (или) без утвержденного землеустроительного проекта. Предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции, установленной Земельным кодексом. Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения земельной комиссии и землеустроительного проекта (ст. 43 ЗК РК). 4) нарушения срока принятия решения местным исполнительным органом об отказе в предоставлении прав на земельные участки. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании отрицательного заключения земельной комиссии в течение семи рабочих дней с даты вынесения заключения земельной комиссии (ст. 43 ЗК РК). Так, Управлением по контролю за использованием и охраной земель Акмолинской области в 2018 году в ходе проведения проверочных мероприятий в отношении ГУ «Аппарат акима Косшынского сельского округа Целиноградского района», выявлено нарушение п.2 ст. 43 ЗК РК, выразившееся в нарушении срока принятия решения об отказе в предоставлении прав на земельные участки. В результате чего, к административной ответственности был привлечен аким Косшынского сельского округа по п.п. 4 п. 1 ст. 137 КоАП с наложением административного штрафа в размере 30 МРП[337]. 5) нарушения срока принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки. Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа о предоставлении права на земельный участок принимается в срок до семи рабочих дней с момента поступления землеустроительного проекта, утвержденного соответствующим уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, и положительного заключения земельной комиссии. Договор купли-продажи или временного (краткосрочного, долгосрочного) возмездного (безвозмездного) землепользования заключается соответствующим уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения на основании решения о предоставлении права на земельный участок в срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения[338]. 6) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении права частной собственности на земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности. В частной собственности не могут находиться земельные участки, занятые: - для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности, находящейся в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд; - особо охраняемыми природными территориями; - лесным фондом, за исключением земельных участков, занятых: · искусственными насаждениями; · насаждениями естественного происхождения, возникшие семенным и (или) вегетативным путем; · частными лесными питомниками; · плантационными насаждениями специального назначения; · агролесомелиоративными насаждениями; · защитными насаждениями на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности (п.4 ст. 128 Земельного кодекса); - водным фондом, за исключением земельных участков, занятых водохозяйственными сооружениями (оросительные и дренажные системы) межрайонного (областного) и межхозяйственного (районного) значения, а также ирригационными сооружениями, обслуживающими земельный участок одного хозяйствующего субъекта, в случае отчуждения из государственной собственности указанных сооружений (п. 2 ст. 133 Земельного кодекса); - магистральными железнодорожными сетями; - автомобильными дорогами общего пользования, за исключением земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, проданными государственной исламской специальной финансовой компании по решению Правительства Республики Казахстан в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; - территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности, и необходимых для их обслуживания. Не предоставляются в раздельную собственность и землепользование граждан и негосударственных юридических лиц земельные участки, занятые: - пастбищными и сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения, в том числе находящимися в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |