|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 44. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ ОРГАНА (ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Статья 827. Порядок подачи жалобы 1. Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действием (бездействием) и (или) решением органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд на нарушение закона по составлению протокола об административном правонарушении, применению мер обеспечения производства по делу, назначению и порядку производства экспертизы, на иные действия (бездействие) и принятие решений, за исключением принимаемых решений по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении. Предварительное обращение в вышестоящий орган (должностному лицу) не является обязательным условием для предъявления жалобы в суд и ее принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу. 2. Жалобы подаются в орган (должностному лицу), суд, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить их в вышестоящий орган (должностному лицу), соответствующий суд. Жалобы могут быть поданы непосредственно в вышестоящий орган (должностному лицу), суд, уполномоченный их рассматривать. 3. Жалобы могут быть устные и письменные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. Устные жалобы, излагаемые лицами на приеме у соответствующих должностных лиц, разрешаются на общих основаниях с жалобами, представленными в письменном виде. К жалобе могут быть приложены дополнительные материалы. 4. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право подачи жалобы на родном языке или языке, которым оно владеет. 5. Лицо, подавшее жалобу, вправе ее отозвать. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, потерпевший вправе отозвать жалобу своего защитника, представителя, кроме законного представителя. Жалоба, поданная в интересах лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть отозвана лишь с их письменного согласия. Отзыв жалобы не препятствует ее повторной подаче. 6. Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения. 7. В случае подачи письменного заявления об отзыве жалобы на действие (бездействие) должностного лица, осуществляющего производство по административному делу, судьей выносится определение о возвращении жалобы. Примечание. Если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образованы специализированный межрайонный административный суд, отнесенные к их подсудности, дела вправе рассматривать районные (городские) суды.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Часть 1. Право на обжалование действий (бездействия) (или) решений органов (должностных лиц), осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, представляет собой гарантированную государством возможность восстановления нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Реализация права граждан на обжалование действий государственных органов и уполномоченных должностных лиц в основном соответствует требованиям Конституции РК, закрепившим гарантию судебной защиты, прав и свобод граждан (ч.2 ст.13 Конституции). В соответствии со ст. 23 КоАП, свобода обжалования процессуальных действий уполномоченных должностных лиц, осуществляющих административное производство, является одним из принципов законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях. Жалоба – это письменное либо устное обращение участника производства по делу об административном правонарушении по поводу восстановления его прав и законных интересов, которые, по его мнению, были нарушены действиями (бездействием) (или) решений органов (должностных лиц), осуществляющих административное производство. Действия (бездействие) (или) решения органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы: - лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; - потерпевшим; - законными представителями физического лица; - законными представителями юридического лица; - защитником; - представителем потерпевшего. Использование права на обжалование зависит от усмотрения лиц, которым такое право предоставлено: они могут воспользоваться таким правом либо отказаться от него. Указанные лица могут обжаловать любые действия (бездействие) (или) решения органов (должностных лиц), которые существенно нарушают их права и законные интересы. В качестве примера можно указать такие действия, как незаконное привлечение к административной ответственности, необоснованное применение к лицу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении либо нарушение установленного законом порядка их применения, незаконное ограничение процессуальных прав участников административного производства, фальсификация доказательств совершенного правонарушения, необоснованное прекращение административного производства и т.д. В качестве бездействия должностного лица можно привести такие деяния, как непринятие мер по установлению лиц, совершивших административное правонарушение, либо привлечению их к ответственности, необоснованное рассмотрение дела об административном правонарушении в течение длительного срока, неприменение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для сбора доказательств и т.д. В ходе административного производства могут быть обжалованы действия (бездействие) (или) решения всех органов (должностных лиц), уполномоченных в соответствии со ст. 804 и главой 36 КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания. Часть 2. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях предусматривает два порядка обжалования действий (бездействия) (или) решений органов (должностных лиц): 1) внесудебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы прокурором или руководителем органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; 2) судебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы в специализированном районном или приравненном к нему административном суде. В части 1 комментируемой статьи указывается, что действия (бездействие) (или) решения органов (должностных лиц), осуществляющих административное производство, могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу. Под вышестоящими органами понимаются вышестоящие структурные подразделения органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, либо органы прокуратуры. К примеру, неправомерные действия сотрудников районного либо городского отдела полиции могут быть обжалованы в Управлении полиции, Департаменте полиции области (города республиканского значения, столицы), либо в Министерстве внутренних дел, а также в прокуратуре (районной, городской, областной, Генеральной). Под вышестоящими должностными лицами понимаются руководители органа, осуществляющего административное производство, различного уровня, а также прокуроры. К примеру, неправомерные действия сотрудников патрульной полиции могут быть обжалованы начальнику отдела, управления местной полицейской службы, начальнику Департамента полиции области (города республиканского значения), председателю Комитета административной полиции Министерства внутренних дел, министру внутренних дел, либо прокурору (района, города, области, Генеральному Прокурору). В свою очередь, руководитель органа, осуществляющего административное производство, является должностным лицом, в полномочия которого входит осуществление ведомственного контроля за соблюдением законности при производстве по делам об административных правонарушениях. Кроме этого, действия (бездействие) (или) решения органов (должностных лиц), осуществляющих административное производство, могут быть обжалованы в специализированном районном и приравненном к нему административном суде. В статье 3 Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» указано, что судебную систему в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и данным законом. К местным судам относятся: 1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения); 2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). В соответствии с вышеуказанным законом в Республике Казахстан также могут создаваться специализированные суды, рассматривающие определенную категорию дел. Такими могут быть военные, финансовые, экономические, административные, суды по делам несовершеннолетних и другие. В комментируемой статье указано, что жалобы на действия (бездействие) (или) решения органов (должностных лиц), осуществляющих административное производство, рассматриваются исключительно в специализированном районном и приравненном к нему административном суде. Но такое рассмотрение жалобы обязательно при условии, что в населенном пункте, где подается жалоба, имеется специализированный административный суд. В статье также указывается право лица подать жалобу сразу в суд, минуя вышестоящие органы. Рассмотрение жалобы, принятие по ней соответствующего решения относится исключительно к компетенции органов (должностных лиц), перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. Как было указано выше, к таким органам относятся вышестоящие органы, осуществляющие ведомственный контроль за деятельностью органа, действия которого обжалуются, прокуратура либо суд (административный, районный, городской). Жалобы не могут быть рассмотрены тем должностным лицом, действия которого обжалуются по причине его заинтересованности в исходе дела. Поэтому обжалование может производиться только другими незаинтересованными в исходе дела должностными лицами. Часть 3. Жалобы могут подаваться уполномоченному должностному лицу в устной и письменной форме. Лицо может письменно изложить свои доводы по поводу обжалуемых действий и подать письменную жалобу в уполномоченный государственный орган, а может также явиться в данный орган и устно изложить свои доводы должностному лицу, принимающему жалобу. В таком случае должностное лицо обязано внести показания обратившегося лица в протокол, который подписывается лицом, подавшим жалобу, и самим должностным лицом. Лицо, подавшее жалобу в уполномоченный орган, может также приложить к ней какие-либо материалы, документы, имеющие доказательственное значение и подтверждающие факт нарушения законности со стороны должностного лица, действия которого обжалуются. Часть 4. Если лицо, обратившееся в государственный орган по поводу обжалования, не владеет языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, то оно вправе подать жалобу на родном языке либо на другом языке, которым оно владеет. В части 5 комментируемой статьи указано, что лицо, подавшее жалобу, имеет право в любой момент ее отозвать. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевший имеют право самостоятельно отозвать жалобу своего защитника, представителя. Однако таким правом не обладают лица, интересы которых в суде представляют законные представители, так как указанные лица не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов без участия законного представителя. Если жалоба была подана защитником лица, в отношении которого ведется административное производство, или представителем потерпевшего, то она может быть отозвана только с письменного согласия потерпевшего либо лица, привлекаемого к административной ответственности. Жалоба может подаваться и повторно, несмотря на предыдущий ее отзыв. В части 6 комментируемой статьи указано, что подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения. Это означает, что орган (должностное лицо), действия которого обжалуются, не обязан сразу же после подачи лицом жалобы прекращать производимые им действия и не принимать решений по делу об административном правонарушении. К примеру, подача жалобы не препятствует применению к лицу, в отношении которого ведется административное производство, мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо вынесению в отношении этого лица постановления о наложении административного взыскания. Должностное лицо, осуществляющее административное производство, обязано лишь разъяснить лицу, в отношении которого ведется данное производство, его право на обжалование любых действий и решений. Часть 7. В случае подачи письменного заявления об отзыве жалобы на действие (бездействие) должностного лица, осуществляющего производство по административному делу, судьей выносится определение о возвращении жалобы. В примечании к комментируемой статье оговаривается возможность рассмотрения жалобы на действия органов (должностных лиц), осуществляющих административное производство, не только в административном суде, но также в районном либо городском суде в том случае, если в населенном пункте не имеется специализированного административного суда. Предусмотренная альтернатива рассмотрения жалоб весьма необходима, так как в настоящее время не во всех населенных пунктах Республики Казахстан имеются специализированные административные суды (особенно в небольших городах и сельской местности).
Статья 828. Срок подачи жалобы 1. Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. 2. Пропуск срока подачи жалобы не является основанием отказа в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Нормы комментируемой статьи устанавливают для участников административного производства двухмесячный срок обжалования действий (бездействия) органов (должностных лиц), осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. При этом течение срока обжалования начинается не с момента совершения обжалуемых действий и вынесения обжалуемых решений, а с того момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов в результате совершения органом (должностным лицом) каких-либо действий (бездействия). Это обусловлено тем, что лицо, в отношении которого ведется административное производство, либо потерпевший могут установить неправомерность действий должностных лиц не сразу, а по истечении определенного промежутка времени. Это может быть чаще всего по причине юридической неграмотности лица, права которого были нарушены в ходе административного производства. В части 2 комментируемой статьи указано, что срок подачи жалобы может быть и свыше двух месяцев с того момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Законодатель предусмотрел своего рода исключение в некоторых ситуациях. К примеру, лицо обратилось с подачей жалобы позже двухмесячного срока по причине тяжелой болезни, лишающей его такой возможности. Однако при рассмотрении жалобы, которая была подана позже, чем через два месяца после того, как лицо узнало о нарушении своих прав, должностное лицо устанавливает уважительные причины, по которым лицо не обратилось с жалобой в установленный двухмесячный срок. А если такие причины отсутствуют, то орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу лица, вправе отказать этому лицу в ее удовлетворении. Однако отказать в принятии жалобы обратившемуся лицу даже после истечения двухмесячного срока орган (должностное лицо) не вправе.
Статья 829. Порядок рассмотрения жалобы 1. Рассматривая жалобу, судья или орган (должностное лицо) обязан всесторонне проверить изложенные в ней доводы, при необходимости истребовать дополнительные материалы, получить от соответствующих должностных лиц, физических и юридических лиц пояснения относительно обжалуемых действий (бездействия) и решений. 2. Жалоба подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен при необходимости до десяти суток. Неявка надлежащим образом уведомленного (извещенного) лица не является препятствием к рассмотрению жалобы. Постановление об отказе в удовлетворении жалобы подлежит обжалованию в течение десяти суток с момента получения копии постановления органа (должностного лица) в специализированном районном и приравненном к нему административном суде, решение которого может быть обжаловано в вышестоящий суд, а постановление суда – в вышестоящий суд, решения которых обжалованию, опротестованию не подлежат. Постановление об удовлетворении жалобы подлежит опротестованию в специализированный районный и приравненный к нему административный суд, решение которого может быть опротестовано в вышестоящий суд, а постановление суда – в вышестоящий суд. 3. Постановление незамедлительно вручается физическому лицу или представителю юридического лица, а в случае отсутствия этих лиц высылается им в течение трех суток со дня вынесения постановления. 4. Орган (должностное лицо) или судья, рассматривающие жалобу, обязаны в пределах своих полномочий немедленно принять меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников производства по делу об административном правонарушении, а также иных лиц.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. При рассмотрении поступившей от лица жалобы судья либо орган (должностное лицо) обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать все доказательства, свидетельствующие о неправомерности действий органов (должностных лиц), осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Для этого судье (должностному лицу), рассматривающему жалобу, необходимо подробно опросить лицо, обратившееся с жалобой, обо всех обстоятельствах совершения в отношении него неправомерных действий, а при недостаточности доказательств истребовать дополнительные документы и подробно опросить должностных лиц, действия которых обжалуются. Часть 2. Законодательством об административных правонарушениях Республики Казахстан установлен 10-дневный срок рассмотрения жалобы с момента ее поступления в уполномоченный государственный орган. Моментом поступления жалобы в уполномоченный государственный орган признается момент подачи жалобы в письменном виде в канцелярию данного органа, либо момент составления должностным лицом протокола о принятии устной жалобы. Решение по жалобе оформляется соответствующим постановлением судьи либо должностного лица. Законодатель предусматривает два вида таких постановлений: 1) об удовлетворении жалобы; 2) об отказе в удовлетворении жалобы. Законом предусмотрено право граждан на обжалование постановления органа (должностного лица) об отказе в удовлетворении жалобы. Причем такое обжалование допустимо в течение десяти суток с момента получения лицом копии постановления органа (должностного лица), отказавшего в удовлетворении жалобы. Указанное постановление может быть обжаловано лицом в специализированный районный и приравненный к нему административный суд. Если постановление об отказе в удовлетворении жалобы было вынесено судьей, то оно может быть обжаловано в вышестоящий суд, решение которого обжалованию, опротестованию не подлежит. Часть 3. После вынесения судьей (должностным лицом) постановления об удовлетворении жалобы либо отказе в удовлетворении жалобы, копия данного постановления в обязательном порядке незамедлительно вручается физическому лицу или представителю юридического лица, а в случае отсутствия этих лиц высылается им в течение суток со дня вынесения постановления. Часть 4. Орган (должностное лицо) или судья, рассматривающие жалобу, обязаны в пределах своих полномочий немедленно принять меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников производства по делу об административном правонарушении, а также иных лиц. Судья (должностное лицо), рассматривающий жалобу, в случае установления противоправных действий должностных лиц, осуществляющих административное производство, обязан отменить своим постановлением незаконное решение по делу об административном правонарушении, а также принять меры по привлечению к ответственности указанных должностных лиц, и возмещению ущерба, причиненного лицу в результате совершения незаконных действий.
См.: продолжение
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |