В соответствии с частью второй статьи 133-2 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, утверждены Технические требования к электронному документу и Правила его обращения в автоматизированной информационной системе суда. Электронный документ создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. Допустимыми форматами прилагаемых к электронному документу копий документов являются: 1) doc, docx; 2) pdf, jpeg; 3) xlsx. Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла. Наименование файла должно позволять идентифицировать документ. Размер каждого файла электронного документа не должен превышать 10 Мегабайт. Используемый формат документа в электронном виде должен обеспечивать доступность и целостность текста согласно Закону Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Электронный документ должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе. Исключение составляет изображение Государственного герба, а также оттиски печатей и штампов. Документы, созданные на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа. Электронный документ подписывается ЭЦП лица, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее или его представителем при наличии полномочий на подписание. Не допускается представление в суд электронных документов, подписанных ЭЦП лица, которое не указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. Электронная копия документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии). Сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, в случае необходимости для рассмотрения дела. Файлы и данные, содержащиеся в электронном документе, должны быть доступными для работы, допустимы для копирования и печати, без содержания интерактивных и мультимедийных элементов, внедренных сценариев на языках программирования. Подача электронных документов в суд с веб-портала «электронного правительства» обеспечивается соответствующей электронной услугой указанного веб-портала. После прохождения процедуры авторизации, заявитель посредством раздела «Правовая помощь» выбирает одну из электронных услуг сервиса «Судопроизводство»: 1) подача искового заявления в суд; 2) подача заявления о выдаче судебного протокола в электронном виде; 3) подача электронного заявления-замечания на протокол судебного заседания. После выбора вида услуги осуществляется переход на сервис «Судебный кабинет». Заявителю, не зарегистрированному в сервисе «Судебный кабинет», при переходе необходимо осуществить регистрацию. Порядок подачи электронных документов посредством Единой системы электронного документооборота государственных органов, их регистрации, а также оповещения заявителей системы осуществляется в соответствии с Правилами документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703. Заявитель представляет в суд электронные документы посредством заполнения электронных форм, размещенных в сервисе «Судебный кабинет». Для подачи электронных документов в суд необходимо зарегистрироваться в сервисе «Судебный кабинет». Авторизация в сервисе «Судебный кабинет» осуществляется с помощью ЭЦП или индивидуального идентификационного номера /бизнес-идентификационного номера и пароля. Заявитель после прохождения процедуры авторизации посредством соответствующего раздела гражданского судопроизводства для направления электронного документа выбирает один из видов судебной инстанции: 1) производство в суде первой инстанции; 2) производство в суде апелляционной инстанции; 3) производство в суде кассационной инстанции. Подаваемые в суд электронные документы оформляются в соответствии с требованиями главы 2 настоящих Правил. Заявитель заполняет электронную форму искового заявления (заявления), жалобы, ходатайства, отзыва и других документов, соответствующих требованиям, установленным ГПК. Для оплаты государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» заполняется поле «онлайн-платеж», затем документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (электронный платеж в формате *pdf) в автоматическом режиме загружается и передается в АИАС СО. В случае оплаты государственной пошлины через банки второго уровня посредством электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств, заявитель загружает сканированную версию платежного документа (платежные поручения, квитанции, чеки и другие) об оплате государственной пошлины путем проставления галочки «прикрепить квитанцию». Для проверки электронной оплаты государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» в разделе «Проверка чека оплаты», где вводится уникальный код электронного чека и осуществляется его поиск. Результатом поиска отображается реквизиты электронного чека на экране. Каждый электронный документ загружается в систему подачи электронных документов в виде отдельного файла. Количество файлов должно соответствовать количеству документов указанных в приложении, подаваемых в суд. После загрузки документы удостоверяются ЭЦП заявителя и в автоматическом режиме передаются в АИАС СО. Подтверждением отправки электронного документа является формирование талона об отправке, в котором указываются дата и время отправки, уникальный номер, а также реквизиты отправителя и получателя. Статус регистрации и ход рассмотрения искового заявления (заявления), жалобы, ходатайства, отзыва и других документов просматриваются во вкладке «Мои дела». При необходимости заявитель может дополнительно направить необходимые документы, воспользовавшись функцией «Отправить дополнительные документы», и (или) произвести доплату государственной пошлины посредством функции «Отправить доплату государственной пошлины». Для участия в суде представителей предусмотрена возможность формирования электронной доверенности с выбором полномочий, подписываемой ЭЦП доверителя. В случае необходимости, доверитель добавляет одного или нескольких поверенных лиц, устанавливает срок действия доверенности и вводит краткое содержание (фабулу) дела. Для представления электронной доверенности от юридических лиц прикрепляется сканированная копия приказа о назначении руководителя и подписывается ЭЦП руководителя организации. Подписанная доверителем электронная доверенность отображается в разделе «Доверенность» в личном кабинете поверенного лица с возможностью просмотра и скачивания. При подаче искового заявления, апелляционных жалоб, ходатайств в электронном виде, подписанных ЭЦП, все документы, приложенные к ним, должны соответствовать требованиям, установленным ГПК. Статусы о регистрации, отказе, рассмотрении электронного документа передаются заявителю в сервис «Судебный кабинет» либо на веб-портал «электронного правительства» в соответствии с выбором подачи электронного документа. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |