Обзор наиболее существенных реформ налогового законодательства:
что ожидает налогоплательщиков
Галымбек Керейбаев, Советник,
Айкен Аскарова, Младший юрист,
Диас Туркенов, Помощник юриста,
Юридическая фирма INTEGRITES Kazakhstan
10 декабря 2020 года Главой государства был подписан Закон Республики Казахстан № 382-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - «Закон») и 1 января текущего года, за исключением нескольких отдельных норм, указанный Закон вступил в силу.
Преимущественная доля изменений, предусмотренных вышеуказанным Законом, затронула положения Налогового кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI (далее - «НК РК»).
Настоящая статья открывает серию кратких информационных публикаций по наиболее значимым, на наш взгляд, нововведениям, затрагивающих некоторые аспекты казахстанского налогообложения местных и международных юридических лиц.
1. Увеличение срока исковой давности по налоговому обязательству и требованию
Одним из немаловажных изменений, вносимых Законом, является расширение перечня категорий налогоплательщиков, срок исковой давности по налоговому обязательству и требования для которых составляет 5 лет. В число вышеуказанных налогоплательщиков с 1 января 2022 года войдут субъекты крупного предпринимательства, отнесенные к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, а также резиденты Республики Казахстан, соответствующие условиям главы 30 Налогового Кодекса Республики Казахстан (юридические или физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан, которым прямо или косвенно, или конструктивно принадлежат 25 и более процентов доли участия (голосующих акций) иностранной компании).
Согласно позиции законодателя, применяемые в настоящее время органами государственных доходов методы налогового администрирования выстроены так, чтобы стимулировать налогоплательщиков к самостоятельному добровольному исполнению налоговых обязательств. Основным инструментом выстраивания отношений с налогоплательщиком является система управления рисками, для применения которой необходима достаточная информация, а 3 года для субъектов крупного предпринимательства - несоизмеримо малый срок. Учитывая значительные обороты и объем проверяемой документации, при установлении срока исковой давности в 3 года для таких субъектов имеются большие риски потерь государственного бюджета.
Кроме того, при сроке исковой давности в 5 лет субъекты крупного предпринимательства, учитывая объемность ведения деятельности, сохранят возможность требования зачетов и возвратов налогов, представления дополнительной налоговой отчетности.
Согласно анализу Парламента Республики Казахстан, в случае применения исковой давности в 3 года 60% крупных налогоплательщиков останутся неохваченными проверками. При этом порядка 1,5 тысяч крупных налогоплательщиков не подлежат мониторингу и не являются недропользователями.
На основании вышеизложенного, учитывая большие риски уклонения от уплаты налогов вследствие физической невозможности проведения контрольных мероприятий, законодатель считает необходимым применять к указанным категориям налогоплательщиков 5-летний срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию.
2. Снижение минимального оборота для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость
Налоговым законодательством предусмотрено, что в случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость превышает в течение календарного года минимум оборота, юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость.
В данной связи, Законом предусмотрено, что с 1 января 2022 года будет произведено снижение минимального порога для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, с действующего на данный момент порогового значения 30 000 МРП до 20 000 МРП в год.
3. Смягчение обязательств по уплате налога на добавленную стоимость на импортируемые товары методом зачета
Реформы, предусмотренные Законом, также коснулись вопросов налога на добавленную стоимость в части уплаты НДС на импортируемые товары методом зачета.
Согласно Комментарию к НК РК (НПП «Атамекен 2020»), применение уплаты НДС методом зачета является мерой государственной поддержки предпринимательства по формированию инвестиционного климата, создания благоприятных условий для предпринимателей, стимулирования развития экономики Республики Казахстан, в том числе развития определенных отраслей экономики. Уплата НДС методом зачета, по сути, означает освобождение от уплаты НДС на импорт по импортированным товарам и налагает на импортера обязательство по отражению определенных сведений в декларации по НДС.
Однако, при всем удобстве использования вышеуказанного способа уплаты НДС на импортируемые товары, согласно пункту 4 статьи 427 НК РК, законодателем предусмотрено обязательство по уплате НДС на импорт с начислением пени в случае, если импортером в течение 5 лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления нарушены требования, установленные пунктами 1 и 2 статьи 427 НК РК. Начисление пени производится за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате НДС на импорт, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты НДС на импорт.
В данной связи, в целях исключения различных толкований по применению уплаты НДС на импорт методом зачета, а также избежания нарастающих разногласий между субъектами предпринимательства и налоговыми органами, Закон окончательно закрепил, что с 1 января 2021 года ограничение по реализации товара уплаченного методом зачета установленное в 5 лет, заменяется общеустановленным сроком исковой давности по налоговому обязательству и требованию в 3 года, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
Дальнейшие аспекты нововведений в рамках Закона будут освещены в последующих публикациях.
Юристы INTEGRITES KAZAKHSTAN всегда готовы предоставить необходимые консультации по вопросам, связанным с национальным и международным налогообложением, помочь найти и принять компаниям правильные и грамотные решения с учетом индивидуальных особенностей компании и ее деятельности, текущего положения, налоговых споров, анализа рисков, их степени и иных аспектов в ходе осуществления предпринимательской деятельности.