|
|
|
Личное участие заявителей в делах об усыновлении (удочерении): конституционные аспекты и отечественная правоприменительная практика
Исмагулов К.Е. доктор юридических наук, аналитик Конституционного Суда Республики Казахстан
«Основы формирования гармоничной личности и ответственного гражданина закладываются в детском возрасте. У каждого ребенка в стране должно быть счастливое и безопасное детство» К.-Ж.К. Токаев[1]
ВВЕДЕНИЕ
Институт усыновления играет важную роль в правовой системе Республики Казахстан, отражая государственную приверженность защите прав и интересов ребенка. Особое внимание уделяется принципу наилучших интересов ребенка, который обеспечивает соблюдение его прав на безопасное и гармоничное развитие в новой семье. Требование личного участия заявителей в процессе усыновления, закрепленное в Нормативном постановлении Верховного Суда, подчеркивает значимость прямого выражения воли усыновителей и служит инструментом предотвращения злоупотреблений. Это требование обеспечивает надлежащую идентификацию участников процесса, подтверждая искренность намерений усыновителей, а также способствует защите конфиденциальной информации. Настоящая статья посвящена анализу законодательного регулирования личного участия усыновителей, его конституционных основ и практического применения в Казахстане. Рассмотрение этих вопросов позволяет глубже понять правовую природу института усыновления и выявить перспективы его дальнейшего совершенствования.
§ 1. Анализ норм об усыновлении (удочерении) в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан (далее - ГПК) и Кодексе о браке (супружестве) и семье (далее - КоБС)
В Конституции Республики Казахстан (далее - Конституция) закреплено, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1). В соответствии со статьей 4 Основного закона высшую юридическую силу на территории страны имеет Конституция, нормы которой являются основой для всех законов и других нормативных правовых актов. Конституция обладает прямым действием и определяет основные принципы, которыми должны руководствоваться законодательные и правоприменительные органы. Нормативные правовые акты, включая международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, также занимают важное место в правовой системе. Ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед национальными законами, что подчеркивает приверженность Республики Казахстан международным стандартам и обязательствам. При этом порядок и условия действия таких договоров регулируются казахстанским законодательством, что позволяет интегрировать международные нормы в национальную правовую систему. Таким образом, правовая иерархия Республики Казахстан закрепляет верховенство Конституции, при этом международные обязательства, соответствующие основным принципам Конституции, также занимают значительное место, обеспечивая баланс между национальными интересами и международными стандартами. Конвенция о правах ребенка[2], ратифицированная Республикой Казахстан, является важнейшим международным договором, направленным на защиту прав и интересов детей, и занимает значительное место в национальной правовой системе. Как ратифицированный международный договор, она имеет приоритет перед национальными законами, что предусмотрено Конституцией Казахстана. Это означает, что нормы Конвенции должны применяться приоритетно, если они противоречат положениям внутренних законов. Защита брака и семьи, а также материнства, отцовства и детства, закрепленная в Конституции, подчеркивает, что эти институты являются основой стабильного и процветающего общества. Государственная поддержка и защита прав членов семьи способствуют созданию условий для их полноценного развития и гармоничного сосуществования (статья 27 Основного закона). В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 61 Конституции, Парламент наделен полномочиями издавать законы, которые регулируют ключевые общественные отношения и устанавливают основные принципы и нормы, касающиеся правоспособности физических и юридических лиц, а также их гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности. Институт усыновления (удочерения) в нашей стране регулируется рядом законодательных актов, среди которых основополагающее значение имеют КоБС и ГПК[3]. Эти нормативные правовые акты направлены на защиту прав и интересов ребенка и обеспечение благоприятных условий для его жизни и воспитания в новой семье. Рассмотрим основные аспекты регулирования института усыновления (удочерения) в Казахстане.
1. Принципы усыновления
В Казахстане брачно-семейное законодательство в области усыновления (удочерения) основывается на принципах приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии (подпункт 5) пункта 2 статьи 2 КоБС) и приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (подпункт 6) пункта 2 статьи 2 КоБС). Согласно главе 13 КоБС усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, рождение которых зарегистрировано в порядке, установленном КоБС, и только в их интересах с учетом возможностей обеспечения полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. При этом учитываются возраст, степень зрелости и согласие ребенка на усыновление (пункт 1 статьи 84).
2. Процедура усыновления
Статья 87 КоБС устанавливает порядок усыновления ребенка, направленный на защиту прав ребенка, особенно в случаях международного усыновления. Обязательное судебное разбирательство и многоуровневая проверка участников процесса обеспечивают безопасность и защиту ребенка. Особое внимание уделено случаям усыновления казахстанских детей иностранными гражданами, что минимизирует риски для ребенка и позволяет государству контролировать условия усыновления. Анализ статьи 87 КоБС позволяет выделить несколько ключевых аспектов: Так, часть 1 статьи 87 КоБС устанавливает, что усыновление ребенка осуществляется только через судебное разбирательство, в порядке особого производства, предусмотренного ГПК. Этот процесс включает обязательное участие усыновителей, представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора, что обеспечивает многостороннюю проверку и защиту интересов ребенка. Участие органов опеки и прокурора подчеркивает важность государственной защиты и контроля в делах об усыновлении. Часть 2 статьи 87 КоБС регулирует процесс усыновления иностранного ребенка казахстанскими гражданами. Установлено требование получить согласие законного представителя ребенка, а также разрешение компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. Это обеспечивает соблюдение интересов ребенка с учетом законодательных норм как Казахстана, так и государства происхождения ребенка. Если законодательство другой страны требует согласия самого ребенка, оно также должно быть получено. Часть 3 статьи 87 КоБС закрепляет правила признания усыновления казахстанского ребенка, произведенного компетентным органом другого государства, при условии, что оно получило предварительное разрешение от местного исполнительного органа Республики Казахстан до выезда ребенка за границу. Это требование позволяет казахстанским властям контролировать процесс усыновления и защищать права детей, выезжающих за пределы страны для проживания в другой семье. Часть 4 статьи 87 КоБС регулирует усыновление казахстанского ребенка иностранцами, состоящими в браке с гражданами Казахстана. Такой порядок предусматривает, что усыновление должно проходить в соответствии с законодательством Казахстана, что позволяет обеспечить правовую защиту ребенка на национальном уровне. Глава 33 ГПК регулирует производство по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка, устанавливая четкие требования и последовательность действий для усыновителей и государственных органов. Эти процедуры создают правовую основу для стабильного семейного воспитания и минимизируют риск принятия необоснованных решений. Анализ главы 33 ГПК позволяет выделить основные этапы процедуры усыновления, включая подачу заявления, подготовку к судебному разбирательству и рассмотрение дела судом. Согласно статье 310, заявление об усыновлении подается в суд по месту жительства ребенка. Это закрепляет правила территориальной подсудности, указанные в главе 3 ГПК РК, что позволяет судам оперативно рассматривать дела, находящиеся в их юрисдикции. В соответствии со статьей 311 ГПК, заявление об усыновлении должно содержать подробную информацию об усыновителях и усыновляемом ребенке, включая данные об обстоятельствах, которые обосновывают желание усыновить. Это включает фамилию, имя, отчество, место жительства усыновителей и ребенка, сведения о родителях, братьях и сестрах, а также просьбы об изменении имени, фамилии и других данных ребенка. Требование обоснования причин усыновления направлено на проверку серьезности намерений усыновителей и защиты интересов ребенка. В статье 312 ГПК перечислены документы, прилагаемые к заявлению. Так, к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие семейный статус, финансовое положение и состояние здоровья усыновителей. Такие документы, как копия свидетельства о браке, медицинское заключение и справка о доходах, обеспечивают проверку условий, которые усыновители могут предложить ребенку. При усыновлении одним из супругов требуется согласие второго супруга или подтверждение их раздельного проживания, что защищает права обоих супругов. Согласно статье 313 ГПК, при подготовке дела к судебному разбирательству судья требует от органов опеки и попечительства разрешение на усыновление, подтверждающее, что оно соответствует интересам ребенка. К разрешению прилагаются заключения о здоровье и развитии ребенка, согласие ребенка (если ему исполнилось 10 лет), согласие биологических родителей, опекунов или других ответственных лиц. Данный этап позволяет суду оценить условия проживания ребенка и подготовленность усыновителей, что обеспечивает всестороннюю защиту интересов ребенка. В соответствии со статьей 314 ГПК рассмотрение дела об усыновлении проходит с обязательным участием усыновителей и представителей органов опеки. Суд вправе привлекать к процессу других заинтересованных лиц, включая родственников и самого ребенка (достигшего 10 лет). Дело рассматривается в закрытом заседании для сохранения конфиденциальности и защиты интересов всех сторон. В статье 315 ГПК закреплено, что по итогам рассмотрения суд принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления об усыновлении. При удовлетворении заявления усыновители получают все права и обязанности родителей, начиная с момента вступления решения в законную силу. Судебное решение направляется в орган записи актов гражданского состояния для регистрации изменений. ГПК предусматривает возможность отмены усыновления в порядке искового производства. Данная статья позволяет защитить интересы ребенка в случаях, когда усыновление не отвечает его благополучию (статья 316 ГПК).
3. Ограничения и требования к усыновителям
Законодательство Казахстана предъявляет строгие требования к потенциальным усыновителям. 3.1. Статья 91 КоБС определяет требования и ограничения для лиц, желающих усыновить детей, с целью защиты прав и интересов ребенка, а также обеспечения его безопасности и благоприятного развития в приемной семье. Основные положения данной статьи включают: В соответствии с частью 1 статьи 91 устанавливается требование, согласно которому в семье усыновителя должны быть обеспечены условия для физического, психического, духовного и нравственного развития ребенка. Это положение подчеркивает приоритет интересов ребенка и устанавливает стандарт, по которому суд оценивает пригодность кандидатов на усыновление. В части 2 статьи 91 детализируются исключения, по которым усыновление запрещено. Среди таких исключений: - Правовые ограничения: лица, лишенные дееспособности, родительских прав или ограниченные в них, отстраненные от обязанностей опекунов за ненадлежащее исполнение, а также лица, имеющие судимость или непогашенную судимость за тяжкие преступления; - Медицинские и социальные ограничения: лица с заболеваниями, препятствующими воспитанию ребенка, а также состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере; - Экономические ограничения: лица без постоянного места жительства или стабильного дохода, обеспечивающего прожиточный минимум для ребенка; - Специфические требования: лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации. В части 3 статьи 91 КоБС закреплено, что запрещается усыновление одного и того же ребенка двумя лицами, не состоящими в браке. Это положение предотвращает неопределенность в правовом статусе ребенка и защищает его от возможных конфликтов между усыновителями. Согласно части 4 статьи 91 КоБС, потенциальные усыновители, проживающие на территории Казахстана, обязаны пройти психологическую подготовку. Программа подготовки утверждается уполномоченными органами и проводится за счет организаций, оказывающих содействие в устройстве детей в семьи. Это требование направлено на повышение родительской компетентности и предотвращение эмоциональных трудностей при воспитании приемного ребенка. 3.2. Требованием статьи 92 КоБС устанавливается 16-летняя разница между усыновителем и усыновляемым ребенком. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. 3.3. Статьи 312 и 313 ГПК регулируют порядок предоставления документов для усыновления и подготовку дела к судебному разбирательству, определяя четкий перечень необходимых документов, которые должны быть представлены как усыновителями, так и органами опеки. Эти статьи направлены на обеспечение законности и полноты информации для принятия обоснованного решения суда об усыновлении. В статье 312 ГПК перечислены документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении. Перечень обязательных документов: к заявлению об усыновлении должны быть приложены копии документов, подтверждающих семейное положение усыновителей, их финансовое и жилищное обеспечение, а также состояние здоровья. В частности: 1) Свидетельство о браке — подтверждает законный статус супругов, усыновляющих ребенка; 2) Согласие второго супруга — требуется, если усыновление осуществляется одним из супругов. Если документ невозможно предоставить, необходимо объяснить обстоятельства, подтверждающие прекращение отношений; 3) Медицинское заключение — документ, подтверждающий состояние здоровья усыновителя, показывает, что у кандидата нет заболеваний, препятствующих воспитанию ребенка; 4) Справка о доходах и документ на жилье — эти документы позволяют убедиться, что усыновитель может обеспечить ребенку стабильные условия жизни; 5) Дополнительные документы: ГПК также оставляет возможность для включения дополнительных документов, если это предусмотрено другими законами Казахстана, что позволяет учитывать особенности каждой ситуации и минимизировать возможные риски для ребенка. В соответствии со статьей 313 ГПК производится подготовка дела к судебному разбирательству. Роль органов опеки и попечительства: Органы опеки и попечительства обязаны предоставить суду разрешение на усыновление на основании заключения комиссии, подтверждающего, что усыновление соответствует интересам ребенка. К заключению органов опеки и попечительства должны быть приложены: 1) Акт обследования жилищных условий усыновителя — что условия жизни приемных родителей соответствуют стандартам, необходимым для воспитания ребенка; 2) Свидетельство о рождении и медицинское заключение ребенка — подтверждают личность ребенка, состояние его физического и психического здоровья; 3) Согласие ребенка, родителей и др. лиц: требуется согласие ребенка, если он достиг 10 лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей; согласие на усыновление ребенка родителей, если они не достигли возраста 16 лет, также согласие их законных представителей, а при отсутствии законных представителей согласие органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству; согласие на усыновление ребенка его опекуна или попечителя, патронатного воспитателя или руководителя организации образования, медицинских и других организаций, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей. Это позволяет учитывать интересы и права биологических родителей и самого ребенка; 4) Документы для усыновления гражданами, проживающими за рубежом: при усыновлении ребенка гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими за пределами Республики Казахстан, иностранцами документ, подтверждающий факт нахождения на централизованном учете в уполномоченном органе в сфере защиты прав детей, а также документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом в сфере защиты прав детей права первоочередного усыновления этого ребенка родственниками независимо от их гражданства и места жительства либо гражданами Республики Казахстан. 5) Дополнительные запросы суда: Суд может истребовать дополнительные сведения и документы от органов опеки, если это необходимо для полного рассмотрения дела и принятия обоснованного решения.
4. Отмена усыновления
Статья 106 КоБС устанавливает основания для отмены усыновления, направленные на защиту интересов ребенка в случае, если усыновитель не выполняет своих обязанностей надлежащим образом или создает угрозу для здоровья и безопасности ребенка. Основные положения статьи можно разделить на следующие аспекты: 4.1. Обязательные основания для отмены усыновления Статья 106 предусматривает отмену усыновления в случаях, когда усыновитель нарушает свои родительские обязанности и/или права ребенка. Конкретные основания включают: - Уклонение от родительских обязанностей: если усыновитель не заботится о ребенке, не выполняет своих обязательств по воспитанию и содержанию, это может послужить основанием для отмены усыновления; - Злоупотребление родительскими правами: усыновление аннулируется, если усыновитель использует свои родительские права в ущерб ребенку, например, из корыстных побуждений или для манипуляции; - Жестокое обращение: если усыновитель допускает жестокое отношение к ребенку, это является серьезным нарушением, которое может поставить ребенка под угрозу и также послужить основанием для отмены усыновления; - Физическое или психическое насилие: усыновитель не вправе совершать насилие над ребенком, и любой факт подтвержденного насилия служит основанием для вмешательства; - Покушение на половую неприкосновенность: подобные действия считаются тяжким нарушением и приводят к немедленной отмене усыновления для защиты ребенка; - Психические и поведенческие расстройства: если у усыновителя выявлено психическое или поведенческое расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, это может сделать его неспособным к воспитанию ребенка; - Нарушение прав ребенка: любое нарушение прав ребенка, закрепленных в законодательстве Казахстана или международных договорах, является основанием для отмены усыновления. Эти положения направлены на защиту ребенка от жестокого или недобросовестного отношения со стороны усыновителя и гарантируют безопасность и защиту прав ребенка. 4.2. Иные основания для отмены по усмотрению суда В соответствии с частью 2 статьи 106 суд наделяется правом отменить усыновление и по иным причинам, если этого требуют интересы ребенка. Суд может учитывать конкретные обстоятельства дела и мнение ребенка, что позволяет принимать более гибкие решения, исходя из уникальных ситуаций и потребностей ребенка. Суд имеет полномочия использовать этот пункт для защиты ребенка от потенциальных угроз, если прямые основания отмены усыновления отсутствуют, но дальнейшее проживание с усыновителем противоречит его интересам. 4.3. В соответствие со статьей 316 ГПК рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства.
2. Анализ нормативного постановления Верховного Суда «О практике применения судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей[4] (далее - НП ВС)
Указанное НП ВС играет важную роль в регулировании и практическом применении законодательства об усыновлении, детализирует и разъясняет положения законодательства об усыновлении, устраняя неопределенности и пробелы, помогает судам правильно интерпретировать нормы законодательства и обеспечивает единообразие их применения. Основной акцент постановления направлен на стандартизацию практики рассмотрения дел об усыновлении, признании усыновления недействительным и его отмене. Ключевые моменты НП ВС: 1. Основания и требования к усыновлению Постановление акцентирует внимание на строгом соблюдении условий усыновления, основанных на положениях Конституции РК, Кодекса о браке и семье, а также международных конвенциях, таких как Конвенция о правах ребенка. Усыновление возможно только при обеспечении интересов ребенка и соблюдении его прав. Заявление об усыновлении должно подаваться в специализированный межрайонный суд по месту жительства ребенка, где принимается во внимание его возраст, состояние здоровья и интересы. 2. Процедурные требования и необходимые документы Для усыновления требуется предоставление множества документов, включая свидетельство о браке, медицинские справки и справку о доходах усыновителей. Документы должны подтвердить стабильные условия жизни и готовность к выполнению родительских обязанностей. Особые требования предъявляются к документам при международном усыновлении, где обязательны апостиль и консульская легализация. Заявление должно быть подписано лично усыновителем (усыновителями), подача заявления кем-либо в интересах усыновителей недопустима. 3. Роль органов опеки и прокурора Органы опеки и попечительства обязаны предоставить разрешение на усыновление и акт обследования условий проживания, что позволяет суду оценить безопасность и благополучие ребенка. Обязательное участие прокурора гарантирует защиту интересов ребенка в процессе разбирательства, особенно в случаях, когда ребенок не может самостоятельно защитить свои интересы. 4. Отмена и признание усыновления недействительным Постановление указывает на основания для отмены усыновления, такие как злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком, уклонение от выполнения обязанностей усыновителя. Признание усыновления недействительным возможно при предоставлении ложных документов или отсутствии согласия лиц, участвующих в деле. В таких случаях суд должен тщательно учитывать интересы ребенка. 5. Международное усыновление Усыновление казахстанских детей иностранцами допускается только в случаях, когда невозможно устройство ребенка в семьи граждан Казахстана. Суды должны проверять, подписала ли страна усыновителей соответствующие международные конвенции и обеспечивает ли законодательство страны аналогичную правовую защиту для детей. Таким образом, НП ВС стандартизирует требования к процессу усыновления, обеспечивая детализированные инструкции для судей и органов опеки. Оно направлено на создание безопасной правовой среды, которая учитывает интересы ребенка, гарантирует прозрачность процесса и соблюдение его прав в соответствии с национальным и международным законодательством.
§ 3. Международные стандарты (основные)
Рассмотренные стандарты направлены на установление четкой и справедливой правовой базы, при которой наилучшие интересы ребенка остаются первостепенными, а государственные механизмы и международное сотрудничество работают для обеспечения безопасности ребенка. Международные стандарты в области усыновления (удочерения) регулируются рядом ключевых документов, среди которых выделяются следующие:
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод[5], принятая в Риме 4 ноября 1950 года
Статья 8 устанавливает право на уважение частной и семейной жизни, что подразумевает уважение к процессу усыновления. Хотя статья прямо не упоминает усыновление, в международной практике она применяется для защиты прав семьи и предотвращения вмешательства государства, за исключением случаев, где это необходимо и оправдано. Так, в соответствие с пунктом 1 «Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции». Пункт 2 гласит: «Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.». Право на уважение частной и семейной жизни охватывает защиту семейных отношений и включает право на создание и поддержание семьи, что напрямую относится к институту усыновления. Семейная жизнь включает как биологические, так и приемные семейные связи, и государство должно уважать их. Статья 8 обязывает государства признавать и уважать право приемной семьи и усыновленного ребенка на совместную жизнь. При этом любые государственные действия, которые могут препятствовать семейной жизни, должны быть обоснованы и соответствовать наилучшим интересам ребенка. Ограничение вмешательства публичных властей. Государственные власти не могут произвольно вмешиваться в семейные отношения усыновителей и усыновленного ребенка. Вмешательство возможно только в случаях, когда оно предусмотрено законом и необходимо для защиты таких общественных интересов, как национальная безопасность, порядок, защита прав других лиц и здоровья. В контексте усыновления это означает, что государственные органы могут вмешиваться, например, при обнаружении угрозы для ребенка или при нарушениях законодательства, регулирующего усыновление. Однако вмешательство должно быть соразмерным и оправданным. Например, если усыновление не отвечает интересам ребенка, власти могут рассмотреть иные меры для обеспечения его защиты. Необходимость вмешательства в демократическом обществе. Вмешательство в частную и семейную жизнь должно быть необходимым и отвечать требованиям демократического общества, включая принципы справедливости, пропорциональности и законности. В случаях, когда власти вмешиваются в отношения усыновителей и ребенка, чтобы защитить его права, такое вмешательство должно быть минимальным и соответствовать конкретной необходимости. Например, если требуется смена опеки из-за угрозы безопасности ребенка, это решение должно быть тщательно обосновано и нацелено на соблюдение его наилучших интересов.
2. Европейская конвенция об усыновлении детей[6], подписанная в Страсбурге 24 апреля 1967 года
Данная Конвенция направлена на унификацию стандартов усыновления среди стран-членов Совета Европы, создает правовые гарантии, позволяющие странам-участникам обеспечивать защиту прав ребенка, формировать прозрачные процедуры усыновления и учитывать культурные особенности и правовые нормы каждой страны. Ее положения подчеркивают важность обеспечения прав ребенка и минимизации различий в подходах к процессу усыновления. Ключевые положения Конвенции включают: 1) Процедурные стандарты: Конвенция требует, чтобы усыновление осуществлялось только через судебные или административные органы, что обеспечивает юридическую защиту прав ребенка и его интересов (Статья 4); 2) Согласие и информированность родителей: Решение об усыновлении требует согласия биологических родителей (или законных представителей) ребенка, за исключением случаев лишения их родительских прав. Важное требование — согласие матери может быть принято только после установленного законом срока, чтобы исключить давление или необдуманные решения (Статья 5); 3) Приоритет интересов ребенка: Конвенция закрепляет принцип, согласно которому усыновление должно отвечать интересам ребенка. Органы, рассматривающие дело об усыновлении, должны удостовериться в том, что усыновление создаст для ребенка стабильную и гармоничную среду (Статья 8); 4) Информирование об усыновителях и ребенке: Статья 9 требует, чтобы компетентное учреждение собрало всестороннюю и качественную информацию об усыновителях, ребенке и их окружении до утверждения усыновления. Эти данные должны включать здоровье, финансовое положение, мотивацию усыновителей, условия проживания, их способность к воспитанию ребенка, а также совместимость с ребенком, мнение самого ребенка и его религиозные убеждения, если они есть. Если заявление подает только один из супругов, также проверяются обстоятельства и согласие второго супруга. 5) Права ребенка в отношении усыновителей: После усыновления ребенок получает все права, аналогичные правам ребенка, рожденного в законном браке, включая право наследования и право на изменение фамилии. Это обеспечивает ребенку статус полноценного члена новой семьи (Статья 10); 6) Защита данных и анонимность: Конвенция требует защиты данных усыновленного ребенка и его семьи, а также предусматривает возможность сохранения анонимности усыновителей. Это предотвращает несанкционированное раскрытие информации о биологических родителях (Статья 20)
3. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 8.06.1994 г.)[7]
Статья 21 Конвенции направлена на обеспечение того, чтобы усыновление, как внутри страны, так и за ее пределами, всегда осуществлялось в интересах ребенка. Статья подчеркивает важность строгих процедурных стандартов, правовой прозрачности и международного сотрудничества, исключающих возможность получения выгоды и обеспечивающих безопасность и защиту прав ребенка. Основной принцип «Наилучшие интересы ребенка должны учитываться в первостепенном порядке». Этот принцип является фундаментальным в международном праве и ставит интересы ребенка выше интересов потенциальных усыновителей, государства или других сторон. Он предполагает, что каждая процедура усыновления должна проходить через тщательную проверку и контроль для предотвращения злоупотреблений и соблюдения прав ребенка. Пункт (a): Компетентные органы и осознанное согласие Государства-участники обязаны обеспечивать, чтобы усыновление осуществлялось только компетентными органами, которые на основе законных процедур принимают решения о его допустимости. Компетентные органы должны рассматривать статус ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и проверять, дано ли согласие на усыновление всеми необходимыми сторонами, и что оно является осознанным и добровольным. Это положение предотвращает риск незаконного усыновления или манипуляции. Оно требует, чтобы все стороны, связанные с ребенком, были должным образом осведомлены и участвовали в процессе принятия решений, что обеспечивает прозрачность и защищает права ребенка. Пункт (b): Международное усыновление как альтернативный способ ухода Государства должны рассматривать международное усыновление как вариант только в случае невозможности устройства ребенка в семье в своей стране. То есть, приоритет отдается национальным решениям по опеке, попечительству или усыновлению. Этот пункт подтверждает, что международное усыновление не является предпочтительным выбором, а рассматривается как крайняя мера. Это исключает случаи, когда ребенок перемещается за границу из-за отсутствия соответствующих вариантов в своей стране. Пункт (c): Равные гарантии для национального и международного усыновления Установленные гарантии и стандарты, применяемые к внутреннему усыновлению, должны соблюдаться и при усыновлении в другой стране. Этот пункт направлен на то, чтобы избежать дискриминации детей, передаваемых на усыновление в другие страны, и требует равной защиты прав ребенка, независимо от его будущего места жительства. Пункт (d): Запрет на получение финансовой выгоды Государства должны принять меры для исключения коммерциализации процесса усыновления. Лица, участвующие в устройстве ребенка за границу, не должны получать необоснованных финансовых выгод. Это предотвращает незаконную торговлю детьми и ограничивает возможность злоупотреблений. Запрет на коммерциализацию важен для защиты прав ребенка и моральных основ усыновления, так как подчеркивает, что процесс не должен быть средством извлечения прибыли. Пункт (e): Международное сотрудничество и соглашения Для эффективной защиты прав детей и упрощения международного усыновления государства могут заключать двусторонние и многосторонние соглашения, чтобы гарантировать участие компетентных органов в этих процессах. Сотрудничество между государствами позволяет упростить процедуры международного усыновления и гарантировать их прозрачность и соответствие международным стандартам. Это способствует защите детей и минимизации рисков, связанных с международным усыновлением.
4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в городе Минске 22 января 1993 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 31.03.1993 г.)[8]
Статья 37 Конвенции устанавливает четкие правила и процедуры, регулирующие процесс усыновления в международном контексте. Она акцентирует внимание на необходимости соблюдения национального законодательства, защиты прав детей и сотрудничества между государствами, что важно для обеспечения безопасности и благополучия усыновленных детей. Это способствует укреплению правового механизма усыновления и повышению уровня доверия между договаривающимися сторонами. Статья четко указывает, что усыновление и его отмена регламентируются законодательством страны, гражданином которой является усыновитель. Это создает правовую определенность и способствует соблюдению национальных норм и процедур, что важно для защиты прав всех участников процесса. Пункт 2 подчеркивает необходимость получения согласия законного представителя и компетентного органа в случае, если ребенок является гражданином другой договаривающейся стороны. Это условие обеспечивает соблюдение прав детей и способствует защитным мерам для их интересов, учитывая, что разные страны могут иметь различные требования к усыновлению. Пункт 3 устанавливает ситуации, когда один из супругов является гражданином одной страны, а второй — другой. В этом случае усыновление должно осуществляться в соответствии с законодательством обеих стран. Это положение подчеркивает важность сотрудничества и согласованности между государствами, что важно для предотвращения юридических конфликтов. Пункт 4 уточняет, что дела об усыновлении рассматриваются компетентными органами той страны, гражданином которой является усыновитель, что создает ясность в отношении юрисдикции. Однако в случаях совместного усыновления также учитывается место последнего совместного проживания супругов, что позволяет учитывать фактические обстоятельства и потребности детей.
5. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, принятая в Гааге 29 мая 1993 года (ратифицирована Законом Республики Казахстан 12.03.2010 г.)[9]
Основные положения Конвенции направлены на обеспечение защиты прав детей при усыновлении и устанавливают следующие ключевые аспекты: 1. Наилучшие интересы ребенка: Конвенция утверждает, что иностранное усыновление должно осуществляться исключительно в интересах ребенка. При этом, первостепенная задача — обеспечить возможность ребенку оставаться в своей стране, если это возможно, и рассматривать иностранное усыновление как крайний вариант (ст. 1 и 4).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |