|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 29. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В главе 29 КоАП устанавливаются составы административных правонарушений в сфере таможенного дела и административная ответственность в РК за их совершение. Сферой таможенного дела, согласно п. 5 ст. 1 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», является область таможенного регулирования, направленная на обеспечение соблюдения международных договоров РК, таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и (или) РК, а также иного законодательства РК. В комментируемой главе составы административных правонарушений объединены по признаку присущего им общего (родового) объекта правонарушения. Родовым объектом административных правонарушений в сфере таможенного дела является установленный в РК и охраняемый государством порядок таможенного регулирования, включающий в себя регламентированный таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК порядок осуществления деятельности в сфере таможенного дела, порядок пересечения таможенной границы ЕАЭС, перемещения через нее товаров и транспортных средств, совершения таможенных операций на таможенной территории ЕАЭС, уплаты в бюджет РК таможенных платежей, налогов и порядок осуществления таможенного контроля в РК. Таможенная граница Евразийского экономического союза – это пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Евразийского экономического союза - пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Евразийского экономического союза[1334]. Таможенная территория Евразийского экономического союза – это единая таможенная территория Евразийского экономического союза, которую составляют территории государств - членов Евразийского экономического союза, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов Евразийского экономического союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Евразийского экономического союза обладают исключительной юрисдикцией[1335]. Таможенные операции – это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК[1336]. Таможенный контроль, согласно п.19) п.1 ст. 3 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК» – это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и (или) РК. Дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела рассматриваются органами государственных доходов, за исключением тех составов, которые предусматривают в качестве основного или дополнительного вида наказания за совершение правонарушений конфискацию предметов правонарушения, которая может применяться только судами[1337].
Статья 520. Исключена Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI
Статья 521. Нарушение режима зоны таможенного контроля Перемещение товаров, транспортных средств и лиц, включая должностных лиц государственных органов (кроме таможенных), через границы зоны таможенного контроля, а также осуществление в этой зоне производственной и иной предпринимательской деятельности без разрешения органа государственных доходов – влекут штраф на физических лиц, должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ___________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение режима зоны таможенного контроля. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 521 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок таможенного регулирования в РК. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 521 КоАП, является установленный законодательством РК и охраняемый государством порядок перемещения товаров, транспортных средств и лиц через границы зоны таможенного контроля, а также порядок осуществления предпринимательской деятельности в зоне таможенного контроля. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 521 КоАП, являются физические лица и юридические лица, осуществляющие перемещение товаров, транспортных средств и лиц через границы зоны таможенного контроля или осуществляющие в ней предпринимательскую деятельность. Субъективная сторона противоправных деяний, предусмотренных ст. 521 КоАП, для правонарушителей – физических лиц характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Вина лица выявляется по его психическому отношению к совершенным им противоправным деяниям и их вредным последствиям. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установлении вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[1338]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица. Предусмотренный ст. 521 КоАП состав административного правонарушения является формальным. Для привлечения к административной ответственности по комментируемой статье не требуется установления факта причинения правонарушителем материального вреда государству, организации или гражданину. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется совершением лицом противоправных (а для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, еще и виновных) действий, выражающихся в перемещении товаров, транспортных средств и лиц, включая должностных лиц государственных органов (кроме таможенных), через границы зоны таможенного контроля, а также в осуществлении в этой зоне производственной и иной предпринимательской деятельности без разрешения органа государственных доходов. Товар – это любое движимое имущество, в том числе валюта государств - членов Евразийского экономического союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу[1339]. Под перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза[1340]. Транспортные средства – это категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами[1341]. Лицо – это физическое или юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом[1342]. Под пересечением таможенной границы ЕАЭС понимается въезд лица на таможенную территорию Евразийского экономического союза, выезд лица с таможенной территории Евразийского экономического союза, в том числе совершение таможенных операций в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля, расположенной в пункте пропуска, ином месте перемещения товаров и транспортных средств[1343]. Зонами таможенного контроля, согласно п.1 ст. 404 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», являются места перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, территории складов хранения собственных товаров, складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные Кодексом РК о таможенном регулировании. Зоны таможенного контроля создаются для целей осуществления таможенного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, транспортно-логистических центрах, а также в местах таможенного декларирования и проведения иных таможенных операций таможенными органами. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением предусмотренных в Кодексе случаев проведения таможенного осмотра или досмотра в ходе выездной таможенной проверки, при остановке транспортного средства вне зоны таможенного контроля или при обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу. Соответственно, в зонах таможенного контроля таможенным законодательством РК установлен особый правовой режим, запрещающий или ограничивающий свободное перемещение в них товаров, транспортных средств и лиц без специального на то указания в законе или особого разрешения таможенных органов. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств. Постоянные зоны таможенного контроля создаются и прекращают функционирование на основании приказа руководителя (лица, его замещающего) территориального таможенного органа или таможни об установлении зон таможенного контроля в специально предусмотренных Кодексом РК о таможенном регулировании местах. Порядок создания (в том числе по заявлению заинтересованного лица), прекращения функционирования временных зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим временной зоны таможенного контроля утверждаются уполномоченным органом[1344]. Согласно п.5 ст. 404 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», границы постоянных зон таможенного контроля ограничиваются условной линией и обозначаются: 1) в местах проведения таможенных процедур - знаками, размеры которых составляют: высота - 50 сантиметров, ширина - 100 сантиметров. На синем поле знака буквами белого цвета, высотой 10 сантиметров и шириной 3,7 сантиметра в три строки на трех языках (казахском, русском и английском) выполняется надпись «Зона таможенного контроля»; 2) на воде - буями красного цвета с надписью «Зона таможенного контроля», выполненной с помощью светоотражающей краски. Согласно п.9 ст. 404 Кодекса РК о таможенном регулировании, допуск в постоянную зону таможенного контроля без оформления пропусков осуществляется в отношении: 1) должностных лиц таможенных органов, выполняющих возложенные на них функции в зоне таможенного контроля в период своего рабочего времени, при предъявлении служебного удостоверения; 2) лиц, представляющих товары и транспортные средства, находящиеся в зоне таможенного контроля, а также физических лиц, пересекающих таможенную границу Евразийского экономического союза. Нахождение в зоне таможенного контроля должностных лиц таможенного органа вне своего рабочего времени без разрешения руководителя таможенного органа не допускается. Остальные лица для их допуска и пребывания в зонах таможенного контроля обязаны оформлять предусмотренные п.6 ст. 404 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК» разрешения (постоянные или временные пропуска либо постановления). Нарушение указанного порядка доступа и нахождения лиц в зонах таможенного контроля образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Кроме того, по императивному требованию п.10 ст. 404 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», перемещение товаров и транспортных средств через границы постоянных зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа. При этом для квалификации деяния в качестве правонарушения по комментируемой статье не имеет значения, в каком направлении правонарушитель перемещает товары, транспортные средства или лиц. По требованию п.11 ст. 404 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», осуществление производственной и иной предпринимательской деятельности, а также нахождение режимных объектов в зонах таможенного контроля не допускаются, за исключением случаев, когда указанная деятельность соответствует назначению места или склада временного хранения, свободного склада, таможенного склада и магазина беспошлинной торговли. Соответственно, нарушение указанных запретов и ограничений перемещения товаров и осуществления деятельности на территории зон таможенного контроля образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, считается совершенным в момент, когда лицо предприняло все зависящие от него действия по пересечению или перемещению за пределы зоны таможенного контроля товаров, транспортных средств или лиц с нарушением установленных для этого правил, даже если в итоге эти товары, транспортные средства или лица не были перемещены через границы зоны таможенного контроля. За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 521 КоАП, установлено административное взыскание в виде штрафа. Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 521 КоАП, является дифференцированным в зависимости от правового статуса правонарушителя, а если правонарушитель является субъектом предпринимательства, то также в зависимости от того, к какой категории субъектов предпринимательства он относится. В указанной связи органу, привлекающему правонарушителя к административной ответственности, перед привлечением лица к ответственности необходимо предварительно устанавливать правовое положение этого лица и категорию предпринимательства, к которой он относится. В зависимости от правового положения правонарушителя и категории предпринимательства, к которой он относится, размер штрафа составляет: - для физических лиц, должностных лиц – 10 МРП, - для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций – 15 МРП, - для субъектов среднего предпринимательства – 20 МРП, - для субъектов крупного предпринимательства – 25 МРП. Размеры штрафов являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей органами государственных доходов или судом, в случае рассмотрения дела в суде[1345].
Статья 522. Нарушение порядка осуществления деятельности в сфере таможенного дела Несоблюдение таможенным представителем, владельцами склада хранения собственных товаров, склада временного хранения, свободного или таможенного склада, магазина беспошлинной торговли условий и обязанностей осуществления такой деятельности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» либо несоответствие помещений или территорий, предназначенных для учреждения места или склада временного хранения, таможенного или свободного склада, магазина беспошлинной торговли, требованиям, установленным таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, - влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ___________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение порядка осуществления деятельности в сфере таможенного дела. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 522 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок таможенного регулирования в РК. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 522 КоАП, является установленный законодательством РК и охраняемый государством порядок осуществления деятельности в сфере таможенного дела. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 522 КоАП, являются прямо указанные в комментируемой норме таможенные представители, а также владельцы склада хранения собственных товаров, склада временного хранения, свободного или таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. Таможенный представитель, согласно пп.29) п.1 ст. 3 Кодекса РК «О таможенном регулировании» - это юридическое лицо РК, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК. Реестр таможенных представителей ведется уполномоченным органом. Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами возникают на договорной основе. Владельцем склада временного хранения, согласно п.1 ст. 501 Закона РК «О таможенном регулировании» является юридическое лицо РК, созданное на территории РК, отвечающее условиям, определенным ст. 503 цитируемого Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены Кодексом РК о таможенном регулировании. Владельцем таможенного склада, согласно п.1 ст. 508 Кодекса РК «О таможенном регулировании» является юридическое лицо РК, отвечающее предъявляемым к нему цитируемым Кодексом условиям. Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов. Владелец таможенного склада осуществляет хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, либо иных товаров в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом. Владельцем свободного склада, согласно п.1 ст. 515 Кодекса РК «О таможенном регулировании», является юридическое лицо РК, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством РК, и отвечающее определенным в цитируемом Кодексе условиям. Юридическое лицо признается владельцем свободного склада после его включения территориальным таможенным органом в реестр владельцев свободных складов. Владелец свободного склада осуществляет размещение и использование на свободном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, в соответствии с Кодексом РК о таможенном регулировании. На территории свободного склада может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством РК. Владельцем магазина беспошлинной торговли, согласно п.1 ст. 522 Кодекса РК «О таможенном регулировании», является юридическое лицо РК, отвечающее определенным в Кодексе условиям. Юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в магазине беспошлинной торговли товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, указанным в Кодексе лицам. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установлении вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[1346]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица. Предусмотренный ст. 522 КоАП состав административного правонарушения является формальным. Для привлечения к административной ответственности по комментируемой статье не требуется установления факта причинения правонарушителем материального вреда государству, организации или гражданину. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется совершением правонарушителем противоправных действий (бездействия), выражающихся в: 1) несоблюдении условий и обязанностей осуществления деятельности склада хранения собственных товаров, склада временного хранения, свободного или таможенного склада, магазина беспошлинной торговли в соответствии с Кодексом РК «О таможенном регулировании в РК» либо 2) несоответствии помещений или территорий, предназначенных для учреждения места или склада временного хранения, таможенного или свободного склада, магазина беспошлинной торговли, требованиям, установленным таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) РК. По требованию императивных норм Кодекса РК «О таможенном регулировании», таможенные представители, а также владельцы складов и магазинов беспошлинной торговли для включения их в соответствующие реестры с целью начала осуществления ими своей деятельности обязаны отвечать определенным в Кодексе условиям. При этом предназначенные для специальной деятельности складов и магазинов помещения и территории должны соответствовать предъявляемым к ним в кодексе специальным требованиям. А после включения указанных лиц в соответствующие реестры они должны исполнять возложенные на них обязанности. Так, согласно п.1 ст. 502 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», складами временного хранения являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров. Склад временного хранения считается учрежденным со дня, следующего за днем включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения. Требования к расположению, обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве склада временного хранения, утверждаются уполномоченным органом[1347]. Таможенными складами, согласно п.1 ст. 509 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада. Допускается хранение товаров Евразийского экономического союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при условии соблюдения требований настоящей главы. Таможенный склад считается учрежденным со дня, следующего за днем включения юридического лица Республики Казахстан в реестр владельцев таможенных складов. Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа. Таможенные склады являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров. Таможенные склады являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца этого таможенного склада. Часть помещения таможенного склада открытого типа может использоваться в качестве склада временного хранения товаров без включения в реестр владельцев складов временного хранения. В случае использования в качестве склада временного хранения товаров части помещения таможенного склада, она должна быть изолирована от остальной части помещения непрерывным ограждением. Требования к расположению, обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве таможенного склада, утверждаются уполномоченным органом[1348]. Свободными складами, согласно п.1 ст. 516 Кодекса РК «О таможенном регулировании» являются здания (части зданий), комплекс зданий, обустроенные и оборудованные территории и (или) открытые площадки, которые находятся под охраной либо имеют режим контроля доступа физических лиц и в пределах которых в соответствии с цитируемым Кодексом могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, а также иные товары в соответствии с настоящим Кодексом (далее в настоящей главе - сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки). Свободный склад считается учрежденным со дня, следующего за днем включения юридического лица в реестр владельцев свободных складов. Требования к обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве свободного склада, включая требования к ограждению и оснащению системой видеонаблюдения периметра территории свободного склада, утверждаются уполномоченным органом. Магазинами беспошлинной торговли, согласно п.1 ст. 523 Кодекса РК «О таможенном регулировании», являются специально определенные и обустроенные сооружения и (или) помещения (части помещений), состоящие из торговых залов и складов, а также подсобных помещений (при наличии). Магазин беспошлинной торговли считается учрежденным со дня, следующего за днем включения его владельца в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Требования к расположению, обустройству и оборудованию магазинов беспошлинной торговли, в том числе оснащению системой видеонаблюдения, порядок их учреждения и функционирования, а также правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли утверждаются уполномоченным органом. Соответственно, нарушение указанных требований и условий осуществления деятельности таможенного представителя, склада хранения собственных товаров, склада временного хранения, свободного или таможенного склада, магазина беспошлинной торговли или требований, предъявляемых таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК к помещениям или территориям для них, образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, считается совершенным в момент, когда лицо нарушило правила осуществления деятельности склада хранения собственных товаров, склада временного хранения, свободного или таможенного склада, магазина беспошлинной торговли (перестало соответствовать установленным в Кодексе условиям или не исполнило возложенные на него Кодексом обязанности), либо когда его помещения или территории, предназначенные для учреждения места или склада временного хранения, таможенного или свободного склада, магазина беспошлинной торговли, не соответствуют (перестали соответствовать) требованиям, установленным таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК. За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 522 КоАП, установлено административное взыскание в виде штрафа. Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 522 КоАП, составляет 100 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, их налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей органами государственных доходов или судом, в случае рассмотрения дела в суде[1349].
Статья 523. Нарушение порядка осуществления деятельности таможенным перевозчиком Несоблюдение таможенным перевозчиком условий и обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан для осуществления такой деятельности, в том числе отсутствие либо неисправность технического оборудования на транспортном средстве, позволяющего органу государственных доходов определить место нахождения данного транспортного средства, - влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение порядка осуществления деятельности таможенным перевозчиком. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 523 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок таможенного регулирования в РК. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 523 КоАП, является установленный законодательством РК и охраняемый государством порядок осуществления в РК деятельности таможенных перевозчиков. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 523 КоАП, являются прямо указанные в комментируемой норме таможенные перевозчики. Таможенным перевозчиком, согласно п.1 ст. 495 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», является юридическое лицо РК, отвечающее определенным в цитируемом Кодексе условиям. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков. Реестр таможенных перевозчиков ведется уполномоченным органом. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку (транспортировку) по таможенной территории ЕАЭС товаров, находящихся под таможенным контролем. Статус таможенного перевозчика подтверждается документом, форма которого определяется Комиссией. Указанный документ выдается территориальным таможенным органом после включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установлении вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[1350]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица. Предусмотренный ст. 523 КоАП состав административного правонарушения является формальным. Для привлечения к административной ответственности по комментируемой статье не требуется установления факта причинения правонарушителем материального вреда государству, организации или гражданину. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется совершением таможенным перевозчиком противоправных действий (бездействия), выражающихся в несоблюдении условий и обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК для осуществления такой деятельности. Частными случаями несоблюдения таких условий и обязанностей является отсутствие у таможенного перевозчика на транспортном средстве либо неисправность имеющегося на транспортном средстве технического оборудования, позволяющего органу государственных доходов определить место нахождения данного транспортного средства. По требованию императивных норм Кодекса РК «О таможенном регулировании», таможенные перевозчики для включения их в соответствующий реестр с целью начала осуществления ими своей деятельности обязаны отвечать определенным в цитируемом Кодексе условиям[1351]. При этом предназначенные для специальной деятельности таможенных перевозчиков транспортные средства и специальное техническое оборудование на них, позволяющее определять место нахождения транспортного средства, должны соответствовать предъявляемым к ним в Кодексе специальным требованиям[1352]. После включения таможенных перевозчиков в соответствующий реестр они должны своевременно и в полном объеме исполнять возложенные на них Кодексом РК «О таможенном регулировании» обязанности[1353]. Соответственно, нарушение указанных требований и условий осуществления деятельности таможенного перевозчика или требований, предъявляемых таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК к его транспортным средствам и специальному оборудованию на них, образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, считается совершенным в момент, когда таможенный перевозчик перестал соответствовать установленным в Кодексе условиям его деятельности или не исполнил возложенные на него Кодексом обязанности, либо когда его транспортные средства и оборудование на них не соответствуют (перестали соответствовать) требованиям, установленным таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК. За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 523 КоАП, установлено административное взыскание в виде штрафа. Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 523 КоАП, составляет 100 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей органами государственных доходов или судом, в случае рассмотрения дела в суде[1354].
Статья 524. Неуведомление органа государственных доходов о прибытии товаров Неуведомление органа государственных доходов при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза о прибытии путем непредставления документов в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за неуведомление органа государственных доходов о прибытии товаров при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 524 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок таможенного регулирования в РК. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 524 КоАП, является установленный законодательством РК и охраняемый государством порядок информирования обязанными лицами таможенных органов о совершаемых таможенных операциях. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 524 КоАП, являются физические лица и юридические лица, осуществляющие ввоз товаров на территорию ЕАЭС. Субъективная сторона противоправного деяния, предусмотренного ст. 524 КоАП, для правонарушителей – физических лиц характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Вина лица выявляется по его психическому отношению к совершенным им противоправным деяниям и их вредным последствиям. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установлении вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[1355]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |