|
|
|
Краткая справка
Исследование было проведено в период с 05 по 25 ноября 2021 года в 14 областях и городах республиканского значения Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Исследованием было охвачено 68 населенных пунктов, из них 20 городских и 48 сельских населенных пунктов. В качестве основных методов сбора первичной информации были определены анкетный опрос населения, фокус-групповые обсуждения и кабинетное исследование. Анкетный опрос проводился методом личного интервью по месту жительства респондента на основе формализованного опросника. Параметры выборки: многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка, репрезентативная для населения страны старше 18 лет. Объем выборочной совокупности составил 2500 респондентов. Результаты социологического опроса являются репрезентативными с учетом предельной ошибки выборки на уровне ± 3% при ДИ 95%. Фокус-групповые дискуссии проведены 12-17 ноября 2021 в 4 регионах на уровне города республиканского значения, областного центра, районного центра и сельского населенного пункта на казахском и русском языках. Приняло участие 38 респондентов. В рамках кабинетного исследования на этапе корректировки инструментария был проанализирован обновленный перечень задач ТЗ, и по итогам были введены новые вопросы: оценка реализации принципов программы «Рухани Жангыру»; оценка поручений, данных Главой государства по ситуации с коронавирусом и по антикризисным мерам. Также в данном исследовании рассмотрены итоги изучения удовлетворенности потребителей освещением государственной политики в СМИ за 2021 г. и проведены сравнения результатов мониторинговых вопросов (за период 2012-17 г.г. и 2019-21 г.г.).
Основные результаты Выявленные в ходе исследования закономерности отражают общие тенденции восприятия различными целевыми группами населения информации о проводимой государством политики по различным направлениям. По итогам исследования 2021 года мы фиксируем повышение интереса опрошенных, по сравнению с 2020 годом, к информации о страновых событиях с 25% до 33%, за счет снижения доли тех, кто случайно узнает о новостях страны и особенно тех, кто затруднился с ответом. Опрос 2021 года подтвердил, как и в 2020 году, востребованность социальных сетей (45%) в качестве информационного источника. По-прежнему популярен у населения такой канал, как передачи республиканского телевидения (38%), в то время как разговоры с друзьями и родными и интернет-сайты, сохраняя значимость (2 и 4 места в рейтинге источников информации), потеряли доли охвата населения (соответственно, 29% (в 2020 году 38%) и 14% (29% в 2020 году). По итогам опроса казахстанцы предпочитают получать новости неформально, от лидеров мнений. В 2021 году произошли следующие изменения в основных источниках информации казахстанцев: · стабилизация потребления республиканских и местных печатных СМИ: потребление областных и городских газет осталось на уровне 2020 года (4%), в то время как в два раза повысилось потребление республиканских газет и журналов (5%); · стабилизация потребления местного и республиканского телевидения (12/13% и 36/38% соответственно); · стабилизировалось потребление передач радио в качестве источника информации (2/4%) На потребление социальных сетей в качестве источника информации оказывает значимое влияние возраст опрошенных. Так, в группе молодежи до 35 лет этот источник представляется важным 62% среди группы респондентов 18-25 лет и 56% в группе 25-34 лет. Чем старше респонденты, тем ниже показатель. Тем не менее, даже среди участников исследования 55-64 лет, каждый четвёртый пользуется социальными сетями и читает там новости. Наиболее рейтинговыми источниками информации о событиях в стране являются такие социальные сети как Instagram – 46% (+18% к показателю 2020 года). Также важными ресурсами остаются «Youtube» (34%; +24 по сравнению с 2020 г.) и «Facebook» (13%; +4% по сравнению с 2020 г.). Республиканское телевидение, по итогам опроса 2021 г., снова заняло второе место в рейтинге, потеснив в качестве источника новостей о происходящем в стране (38%) разговоры в ближнем круге респондентов. 39% опрошенных респондентов сообщили о том, что не пользуются телевидением, как источником новостей (в 2020 году – 13%); из них 43% – мужчины и 36% – женщины; 61% – респонденты в возрасте 18-24 лет. По результатам анализа ответов на открытый вопрос было выявлено, что наиболее популярным источником информации о жизни страны среди казахстанцев, как и несколько лет назад, является телеканал «КТК» – 22%. Второе место занимает телеканал «Хабар» – 16%. Третье место рейтинга за «Первым каналом Евразия» – 15% Третий по значимости источник информации о ситуации в стране - родственники, друзья, знакомые – 29%. При этом данный источник информации в 2021 году снизил свою значимость (в 2020 г. – 38%). Причем в самой молодой группе – 18-24 лет – разговоры с друзьями/родственниками как источник информации является более востребованным в сравнении со следующей возрастной группой – 25-34 лет (31% и 27% соответственно). Эта особенность была зафиксирована и в исследовании 2020 года (42% и 37% соответственно). Интернет-сайты, по итогам исследования 2021 г. заняли четвертую позицию рейтинга основных источников новостей о происходящих событиях в стране, при этом их показатели упали по сравнению с 2020 годом с 29% до 14%. Самым популярным новостным сайтом является Nur.kz 11%. также упомянуты сайты Zakon.kz 5%, Тенгриньюс 4% и Казинформ 2%. Исследование 2021 года выявило особенность: самый высокий уровень потребления информации из интернет-сайтов присущ респондентам в возрасте 25-34 лет (19%). Во всех остальных группах потребление интернет-сайтов ниже, а в группе 55-64 лет – значительно ниже (в три раза). По результатам исследования 2021 года, передачи местного телевидения находятся, как и в 2020 году, на пятом место в рейтинге источников информации – 13% (12% годом ранее). Значимость этого источника информации, как и в целом, телевидения, повышается в зависимости от возраста респондента: от 4% в возрасте 18-24 лет и до 23% в группе 55-64 лет. Среди мессенджеров, как источников информации, чаще всего назывался WhatsApp (72% упоминаний). ТОП-3 самых популярных СМИ: · Социальные сети: «Instagram», «You tube», Facebook · Телеканалы: «КТК», «Хабар», «Первый канал Евразия» · Интернет-сайты: «Nur. kz», «Google», «Zakon.kz» · Печатные СМИ: «Караван», «Время», «Казахстанская правда» · Радиостанции: «Авторадио», «Русское радио Азия», «Қазақ радиосы» · Мессенджеры: «Whatsapp». В отчете 2020 года уже указывалось о том, что выявленные закономерности отражают общие тенденции восприятия информации различными социально-демографическими группами населения в последние годы. Чтобы ориентироваться в информационных потоках, проходящих через СМИ, необходимо быть заинтересованным в информации и пользоваться различными ее источниками. Отсутствие интереса к происходящим событиям и ограниченность (предпочтения лишь одного или двух каналов) используемых источников информации приводит к информационной неграмотности населения, неспособности к последовательной и рациональной оценке событий, стереотипизации образов, формированию ложных представлений, основанных на хайпе и эмоциональных спекуляциях со стороны заинтересованных субъектов, превращая людей в удобный инструмент, который может быть использован для лоббирования частных интересов. Наиболее уязвимой группой по результатам исследования является молодежь до 24 лет. А наиболее критически настроенная – возрастная группа 35-44 лет. Несмотря на снижение интереса к работе Президента, он остается самым информационно востребованным субъектом власти – средний показатель информированности о его деятельности самый высокий по сравнению с другими органами. Анализ данных показывает, что наиболее молодые аудитории в большей степени интересуются программными выступлениями Президента или выступлениями на больших мероприятиях, в то время как взрослые респонденты старше 44 лет больше внимания уделяют рабочим встречам Президентам. Большинство участников фокус-групповых обсуждений сходятся во мнении, что, если есть потребность в какой-то информации, у простого человека, благодаря развитию информационных технологий, на сегодняшний день достаточно возможностей, чтобы найти интересующую его информацию по любому направлению. Оценка уровня информирования казахстанцев о работе государственных органов по информированию населения о мерах и шагах, которые предпринимаются для решения вопросов, связанных с коронавирусом, показывает, что большинство считает информационные сообщения и месседжи понятными (71%), но несвоевременными, не позволяющими адекватно реагировать на изменения (62%). А акцентирование на мерах эпидемиологического характера не позволяет простому обывателю в этом информационном шуме вычленить полезную для него информацию о поддерживающих мерах, направленных на сохранение материального благополучия населения и бизнеса. Общий уровень информированности достаточно высок: по Плану нации – 69%; по Стратегии-2050 – 84%. Вместе с тем, не сформировалось целостного качественного представления о документах. Значительное число респондентов знают только названия данных документов (45-47%). Знают о шагах и мерах по реализации данных документов: 13% – о Стратегии-2050 и 6% – о Плане нации. Наибольшей известностью у казахстанцев среди государственных социальных и экономических программ пользуются: Программа ОСМС, совокупный показатель информированности в 2021 году 85% (67% в 2020 году), Дорожная карта занятости (77%) и программа «Нурлы жол» (73%) Наименее известна государственная программа «Ауыл – ел беcігі» (61%). Наибольший интерес у респондентов наблюдается к внедрению ОСМС: 38% хотели бы получать информацию о ходе реализации данного проекта. В этих условиях именно информированность населения о мерах, предпринимаемых государством по управлению ситуацией, связанной с пандемией, можно рассматривать как один из ситуативных критериев эффективности организации информационной работы государственных органов. Суммарная доля тех, кто видит недостатки в информационной работе государственных органов, составила 60%. Из них: 22% считают, что информирование было нечетким и противоречивым, а 38% – что при понятной информации наблюдалось ее запаздывание, что не позволяло своевременно реагировать на ситуацию. Общий показатель удовлетворенности освещением государственной политики в казахстанских СМИ у населения старше 18 лет в 2021 году составил 68,6%.
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СМИ ЗА 2012-2021 ГГ. (%)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |