|
|
|
Досье на проект Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (апрель 2019 года)
1. Проект на 31 июля 2017 года
Отныне Высший Судебный Совет станет гарантом качества судейских кадров, а Верховный суд - гарантом качества правосудия. Асанов Ж.К.
Надо убрать в правовом плане кадровую зависимость судьи от председателя суда.
Конституционным законом «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 21 февраля 2019 года внесены очередные изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года № 132-П. Указанные изменения и дополнения вступили в силу с 8 марта 2019 года. Модернизация судебной системы как перманентный процесс будет продолжаться, поскольку совершенствованию нет предела, несмотря на то, что для судебной системы характерны стабильность, устойчивость, постоянство, серьезное профессиональное и общественное обсуждение любых изменений. Самое же главное выражается в выработке тех правовых механизмов, которые обеспечивают и гарантируют независимость судей и самостоятельность судебной ветви власти, законность и справедливость судебных актов. Причем независимость судей не может носить ограниченный характер и распространяться на период рассмотрения судьями конкретных судебных дел. Независимость судьи формируется с процедур отбора кандидатов на должность судьи и карьерного роста действующих судей. Независимость судьи основывается не только на его правовом сознании и профессиональных навыках при применении закона, но и на таких правовых механизмах, которые исключают возможность «процессуально склоняться» перед внутрисистемным или внешнесистемным воздействием на свободное волеизъявление со стороны любых государственных органов и должностных или частных лиц. Вот с этих позиций понимания существа судебной власти и статуса судьи предпринята попытка формирования новых правовых механизмов независимости судьи. Предложения, изложенные в настоящем проекте Конституционного закона, позволят не безразличным юристам, ученым сформулировать свое видение решения правовых проблем при модернизации судебной системы в соответствии с нормами Конституции и интересов общества в применении судами законов с учетом общественных представлениях о независимости судей и справедливости судебных актов. Важно также то, чтобы судебная система отличалась доступностью и соответствовала конституционному принципу права на судебную защиту, чтобы в судоустройстве и в судопроизводстве существовали ясные и доступные процедуры проверки тех судебных актов, которые рассматриваются в апелляционном или кассационном производствах. Проект отражает личные представления и понимание содержания и предназначения судебной власти, позволит законодателю еще раз обратить самое пристальное внимание на комплексное содержание, статус судьи и процедуры формирования судебных кадров с использованием уровня юридических знаний, независимости, поскольку только конкурс позволяет выявить действительно достойных звания судьи юристов. Поскольку установленный Законом «О правовых актах» объем допустимых изменений Конституционного закона превышен, а через изменения не всегда можно модернизировать институты действующего закона, то предлагается текст нового проекта закона.
Судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке Н.И. Мамонтов Проект
Конституционный закон Казахстана «О судебной системе и статусе судей Казахстана»
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Судебная власть 1. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей единой государственной власти, но с использованием правовых систем сдержек и противовесов. Судебная власть реализуется в процедурах гражданского, уголовного и иных установленных законом видах судопроизводства. Судебная власть делегирована народом Казахстана только судьям Верховного Суда, судьям местных и специализированных судов, а также присяжным заседателям, участвующим в установленном законом порядке в отправлении правосудия по конкретным судебным делам. Дела и материалы, относимые процессуальным законом к подведомственности суда, рассматриваются и разрешаются с соблюдением установленных процессуальных законом правил подсудности исключительно судьями судов судебной системы Казахстана. Никакие другие государственные органы, юридические или физические лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или осуществлять функции судебной власти. Обращения, заявления или жалобы физических либо юридических лиц, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского, уголовного, административного или иных видов судопроизводства, не могут рассматриваться или их рассмотрение браться на контроль любыми государственными органами и их должностными лицами, а равно юридическими лицами любой организационно-правовой формы. Поступившие в суд обращения, не вытекающие из судебных дел, или по вопросам, не входящим в компетенцию суда, направляются для рассмотрения в соответствующие государственные органы либо органы местного самоуправления по подведомственности. 2. В соответствии со статьей 76 Конституции Казахстана судебная власть судьями всех судов судебной системы Казахстана осуществляется от имени Республики Казахстан, распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, и имеет своим назначением судебную защиту нарушенных или подвергшихся угрозе нарушения субъективных прав и конституционных свобод граждан, законных интересов государства, административно-территориальных единиц и юридических лиц, а также обеспечение законности в публичных и частных материально-правовых отношениях на основании подлежащих применения норм Конституции и законов. Каждый человек и гражданин имеет право на судебную защиту нарушенных или подвергшихся угрозе нарушения субъективных прав и конституционных свобод от любых неправомерных решений и действий государственных органов или должностных или физических лиц либо организаций любой организационно-правовой формы, которое не может быть ограничено ни по каким основаниям и никаким законом. Никто не может быть лишен права или ограничен по любым основаниям в праве на рассмотрение и разрешение его судебного дела в соответствии с подлежащими применению нормами материального и процессуального закона компетентным, независимым и беспристрастным судом. 3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются исключительно Конституции и закону, не обязаны никому давать пояснения об обстоятельствах находящихся в их производстве судебных дел или изложенной в судебном акте правовой позиции, за исключением предусмотренных законом процедур, связанных с оценкой профессиональной пригодности судьи для отправления правосудия. Какое-либо вмешательство в деятельность суда, а также судьи по отправлению им правосудия недопустимо и влечет установленную законом юридическую ответственность. Проявление неуважения к суду и символам судебной власти либо судье при отправлении им правосудия путем совершения запрещенных законом деяний влечет юридическую ответственность правонарушителя. Вступившие в законную силу судебные акты, а также законные требования судей при осуществлении ими процессуальных полномочий обязательны для исполнения всеми должностными лицами государственных органов, физическими лицами, коммерческими или некоммерческими юридическими лицами. Неисполнение указанных судебных актов и требований судьи влечет установленную законом юридическую ответственность.
Статья 2. Символы судебной власти 1. На зданиях всех судов и в залах судебных заседаний всех судов в качестве символа судебной власти устанавливается Государственный Флаг и размещается Государственный Герб Казахстана. На судебных актах судов всех судебных инстанций размещается Государственный Герб Казахстана. 2. Судьи осуществляют правосудие в залах судебных заседаний в судейской мантии как символе судебной власти, форма, описание, порядок выдачи и замены которой утверждается Департаментом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.
Статья 3. Основы деятельности судебной власти 1. Судебная власть осуществляются только судами и судьями, к подведомственности и подсудности которых процессуальным законом отнесены частно-правовые или публично-правовые материальные отношения. 2. Все равны перед законом и судом. Судьи не отдают предпочтения каким-либо участвующим в процессе лицам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим основаниям. 3. Суды и судьи реализуют судебную власть независимо от законодательной власти и центральных либо местных органов исполнительной власти. 4. В Казахстане не могут приниматься законы или подзаконные правовые акты, а равно осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие предусмотренные Конституцией и настоящим Конституционным законом гарантии независимости судов и судей. 5. Разбирательство судебных дел происходит в открытых судебных заседаниях, за исключением дел, в которых содержатся сведения, относимые законом к государственной тайне или иной охраняемой законом тайне. 6. Рассмотрение судебных дел в судебных заседаниях очное. Заочное производство или письменное (упрощенное) либо приказное производство допускается в порядке и по основаниям, предусмотренных процессуальным законом. 7. Рассмотрение судебных дел в судебных заседаниях производится на основании принципов диспозитивности, состязательности, равноправия сторон, законности и иных принципов, предусмотренных Конституцией и процессуальными законами Казахстана.
Раздел 2. Судебная система Казахстана
Статья 4. Судебная система Казахстана 1. Судебная система Казахстана едина и включает Верховный Суд, местные и специализированные суды, учреждаемые, реорганизуемые или ликвидируемые законом. Верховный Суд возглавляет судебную систему Казахстана и не подлежит ликвидации. Местный или специализированный суд не может быть ликвидирован или реорганизован, если отнесенные законом к его подведомственности и подсудности судебные дела не будут одновременно отнесены к юрисдикции другого суда. 2. Создание специальных или чрезвычайных судов под каким-либо названием в судебной системе Казахстана не допускается. 3. К местным судам относятся: а) районные суды; б) приравненные к районным судам городские и межрайонные суды; в) областные суды, приравненные к областным судам суды городов республиканского значения, суд столицы Казахстана. 4. Законом в Казахстане могут создаваться специализированные суды, приравненные по статусу к районному суду (следственные, гарнизонные и флотские военные суды; административные и административно-деликтные суды; налоговые и финансовые суды; семейные и ювенальные суды; экономические и инвестиционные суды; суды по интеллектуальной собственности; трудовые и социальные суды и другие суды) или к областному (Военный суд Казахстана). 5. Местные и специализированные суды на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана образуются со статусом районного или областного суда, реорганизуются или ликвидируются принимаемым Парламентом Казахстана законом. 6. Верховный Суд, местные и специализированные суды судебной системы Казахстана имеют печать с изображением Государственного Герба Казахстана и своим наименованием на государственном и русском языках.
Статья 5. Единство судебной системы Казахстана Единство судебной системы Казахстана обеспечивается: 1) установлением судебной системы Казахстана Конституцией Казахстана и настоящим Конституционным законом; 2) общими и едиными для всех судов и судей установленными Конституцией Казахстана принципами и процессуальными законами правилами судопроизводства; 3) реализацией судебной власти в установленных Конституцией и процессуальными законами видах судопроизводства; 4) применением всеми судами действующих норм Конституции и законов Казахстана: 5) единым порядком отбора кандидатов на должность судьи и законодательного закрепления единого статуса всех судей, но с конкретизацией различного объема процессуальных полномочий; 6) признания обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов судов и процессуальных требований судей; 7) финансированием всех судов только из республиканского бюджета в объемах, обеспечивающих деятельность судебной власти и соответствующее статусу судьи достойное материальное содержание действующих судей, судей в почетной отставке и отставке, которое не подлежит уменьшению.
Глава 1. Районные или специализированные суды
Статья 6. Статус районных или специализированных судов 1. Районные, приравненные к ним и специализированные суды являются судами первой инстанции, рассматривают и разрешают отнесенные к их подведомственности и подсудности судебные дела. 2. Районные и специализированные суды на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана образуются, реорганизуются и ликвидируются издаваемыми Парламентом Казахстана законами. Законом может быть в нескольких административно-территориальных единицах Казахстана образован один районный или специализированный суд либо в одной административно-территориальной единице может образовываться несколько районных или специализированных судов. 3. Общее число судей районных и специализированных судов на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана устанавливается законом, принятым Парламентом Казахстана. 4. Количество судей каждого районного или специализированного суда устанавливается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана, исходя из судебной нагрузки. 5. Постановлением Высшего Судебного Совета судьи местных или специализированных судов, находящихся в почетной отставке либо в отставке, с их согласия могут привлекаться единовременно или периодически к отправлению правосудия на общий срок не более шести месяцев в календарном году в качестве судьи районного или специализированного суда с сохранением пенсии или пожизненного содержания на этот период и выплатой должностного оклада судьи районного или специализированного суда.
Статья 7. Состав районного или специализированного суда 1. Районный или специализированный суд состоит из судей и сотрудников Аппарата (канцелярии) суда. 2. Победитель конкурса на занятие впервые вакантной должности судьи конкретного районного или специализированного суда назначаются на должность Указом Президента Казахстана на постоянной основе по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. Дальнейшее назначение действующего судьи на должность судьи в другой суд может производиться по итогам конкурса в порядке карьерного роста. 3. Типовое положение об Аппарате (канцелярии) суда утверждает руководитель Департамента по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. 4. Для оказания содействия в организации процессуальной деятельности каждому судье в штатном расписании суда предусматривается консультант судьи и секретарь зала судебного заседания, полномочия которых устанавливаются процессуальным законом и должностными инструкциями. Должностной оклад консультанта судьи и секретаря зала судебного заседания устанавливается в размере 70 процентов должностного оклада судьи. 5. Другие сотрудники Аппарата (канцелярии) суда предусматриваются штатным расписанием, которое не подлежит сокращению.
Статья 8. Полномочия районного или специализированного суда 1. Районный или специализированный суд обладает статусом суда первой инстанции, судьи которого рассматривают и разрешают отнесенные к подведомственности и подсудности суда судебные дела и материалы в соответствии с нормами подлежащего применению материального и процессуального закона. 2. Судьи районного или специализированного суда обязаны обладать безупречной репутацией, под которой понимается законность и обоснованность каждого выносимого судебного акта, соблюдение присяги судьи и судейской этики.
Статья 9. Председатель районного или специализированного суда 1. Председатель районного или специализированного суда назначается на должность на срок три года Указом Президента Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета, основанной на итогах проведенного конкурса в порядке карьерного роста из числа действующих судей, состоящих в кадровом резерве на указанную должность, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет, обладающих организаторскими способностями и безупречной репутацией. Пребывание в должности председателя районного или специализированного суда в одном и том же суде не может превышать двух сроков подряд. 2. Если имеется вакантная должность председателя районного или специализированного суда, но отсутствует вакантная должность судьи этого суда, то Высший Судебный Совет Казахстана объявляет конкурс на занятие вакантной должности председателя из числа судей этого суда, состоящих в кадровом резерве и обладающих организаторскими способностями. Признанный победителем проведенного конкурса судья по рекомендации Высшего Судебного Совета назначается Указом Президента Казахстана на должность председателя суда сроком на три года. Председатель районного или специализированного суда, срок полномочий которого закончился, остается в штате этого суда в качестве судьи. Если на вакантную должность председателя районного или специализированного суда претендует действующий судья вышестоящего суда, состоящий в кадровом резерве, обладающий организаторскими способностями и безупречной репутацией, то без проведения конкурса по рекомендации Высшего Судебного Совета этот судья назначается Указом Президента Казахстана на вакантную должность председателя указанного суда сроком на три года. Если на вакантную должность председателя районного или специализированного суда объявлен конкурс в порядке карьерного роста, то победитель конкурса из числа действующих судей, состоящих в кадровом резерве, по рекомендации Высшего Судебного Совета назначается Указом Президента Казахстана на вакантную должность председателя названного суда сроком на три года. 3. Председатель районного или специализированного суда: 1) рассматривает и разрешает судебные дела и материалы; 2) взаимодействует с руководителем Аппарата (канцелярии) суда по соблюдению Инструкции по делопроизводству в суде; 3) ведет прием участников процесса и граждан, процессуальных представителей по вопросам несоблюдения сроков: а) рассмотрения в суде судебных дел; б) направления дела в суд апелляционной инстанции или не извещения участника процесса об этом; в) выдачи копий судебных документов. Поступившие жалобы на несоблюдение судьями норм судейской этики подлежат направлению в Комиссию по судейской этике; 4) утверждает квартальный и годовой планы работы районного или специализированного суда, в котором предусматриваются вопросы повышения квалификации судей и применения закона по соответствующим категориям судебных дел, рассматриваемых и разрешаемых судьями; 5) проводит совещания с судьями по вопросам выполнения плана работы суда и анализа допущенных судьями ошибок, указанных вышестоящим судом по рассмотренным судебным делам при применении Конституции и законов Казахстана; 6) организует в коллективе суда профилактические мероприятия по противодействию коррупции и нарушению норм судейской этики; 7) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о соответствии подлежащих применению законов нормам Конституции Казахстана при рассмотрении конкретного судебного дела. 4. В случае временного отсутствия председателя районного или специализированного суда по его распоряжению исполнение обязанностей председателя суда возлагаются на одного из судей этого суда. В случае освобождения по предусмотренным законом основаниям председателя районного или специализированного суда от должности председателя или судьи исполнение его обязанностей временно (до проведения конкурса и издания Президентом Казахстана указа о назначении на должность председателя победителя проведенного конкурса) возлагается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана на одного из судей этого же суда, обладающего безупречной репутацией и организаторскими способностями. Освобождение от должности председателя районного или специализированного суда не влечет освобождение от должности судьи этого суда. Однако прекращение полномочий судьи автоматически влечет освобождение от должности председателя суда.
Глава 2. Областные и приравненные к ним суды
Статья 10. Образование областных и приравненных к ним судов 1. Областные и приравненные к ним суды (суд столицы, суд города республиканского значения, Военный суд Республики) образуются, реорганизуются и ликвидируются принимаемыми Парламентом Казахстана законами на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. 2. Общее число судей областных и приравненных к ним судов устанавливается принятым Парламентом Казахстана законом на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. 3. Количество судей каждого областного и приравненного к нему суда устанавливается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана, исходя из судебной нагрузки.
Статья 11. Структура и состав областного и приравненного к нему суда 1. Областной и приравненный к нему суд является судом апелляционной инстанции и состоит из судей и сотрудников Аппарата (канцелярии) суда. Судьи названных судов назначаются Указом Президента Казахстана на постоянной основе на должность по итогам проведенного конкурса в порядке карьерного роста по рекомендации Высшего Судебного Совета. 2. Типовое Положение об Аппарате (канцелярии) областного и приравненного к нему суда утверждается руководителем Департамента по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. В штатном расписании Аппарата (канцелярии) областного и приравненного к нему суда предусматривается для каждого судьи консультант и секретарь зала судебного заседания, полномочия которых устанавливаются процессуальным законом и должностными инструкциями. Должностной оклад названных сотрудников соответствует должностному окладу консультанта судьи и секретаря зала судебного заседания суда первой инстанции. 3. В областном и приравненном к нему суде образуются судебные коллегии, в составе которых формируются специализированные составы судей по непосредственному рассмотрению в порядке апелляционного производства гражданских, уголовных и административных либо административно-деликтных дел. 4. Органами областного и приравненного к нему суда являются: 1) пленарное заседание, образуемое судьями соответствующего областного и приравненного к нему суда; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) судебная коллегия по уголовным делам; 4) судебная коллегия по административным и административно-деликтным делам. 4. На должность председателя судебной коллегии Указом Президента Казахстана назначается по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана сроком на три года признанный победителем проведенного конкурса в порядке карьерного роста действующий судья областного и приравненного к нему суда либо судья Верховного Суда, обладающие безупречной репутацией, организаторскими способностями и судейским стажем. 5. В судебной коллегии образуются специализированные составы судей по рассмотрению апелляционных (частных) жалоб или апелляционных (частных) ходатайств прокурора по соответствующей категории судебных дел. Численный и персональный состав судебной коллегии и специализированных составов судей судебной коллегии областного и приравненного к нему суда утверждает пленарное заседание по предложению председателя областного и приравненного к нему суда. По мере необходимости в этом же порядке состав судебной коллегии и специализированный состав судей может пересматриваться. 6. При областном и приравненном к нему суде для оценки морально-нравственных качеств кандидатов, участвующих в конкурсе на занятие вакантной должности судьи районного или специализированного суда, а также действующего судьи на иную должность судьи в порядке карьерного роста, образуется консультативно-совещательный орган - Совет по взаимодействию с судами. Заключение в отношении действующих судей специализированных военных судов, желающих участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности судьи в порядке карьерного роста, дает Совет по взаимодействию с военными судами, образуемый при Военном суде Казахстана. Заключение Совета по взаимодействию с судами области и приравненными к ним судами должно быть представлено участником конкурса в Высший Судебный Совет до окончания установленного срока принятия документов. Заключение Совета по взаимодействию с судами в отношении кандидатов на должность судьи районного суда или судьи вышестоящего суда в порядке карьерного роста носит рекомендательный характер. Отрицательная рекомендация Совета по взаимодействию с судами может быть оспорена в Высший Судебный Совет до окончания срока подачи документов на участие в конкурсе. 7. Типовое Положение о Совете по взаимодействию с судами области, а также персональный состав членов каждого Совета утверждаются постановлениями Высшего Судебного Совета Казахстана.
Статья 12. Полномочия областного и приравненного к нему суда Судьи областного и приравненного к нему суда: 1) специализированными составами соответствующей судебной коллегии рассматривают и разрешают в апелляционном производстве судебные дела и материалы, отнесенные к подсудности суда в порядке, установленном процессуальным законом; 2) в соответствии с планом работы суда анализируют практику применения районными или специализированными судами Конституции и законов Казахстана при рассмотрении судебных дел и материалов; 3) обсуждают на пленарном заседании состояние законности при отправлении правосудия районными или специализированными судами, допускаемые судьями этих судов ошибки в применении и толковании норм материального или процессуального закона; 4) обсуждают в судебной коллегии или на пленарном заседании судебные акты Верховного Суда, которыми конкретные судебные акты специализированных составов судей соответствующей судебной коллегии областного и приравненного к нему суда были отменены или изменены; 5) заслушивают на пленарном заседании информацию Администратора судов области о состоянии организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов области, городов республиканского значения, столицы.
Статья 13. Председатель областного и приравненного к нему суда 1. Председатель областного и приравненного к нему суда: 1) вправе председательствовать в судебных заседаниях любого специализированного состава судей соответствующей судебной коллегии при рассмотрении конкретного судебного дела; 2) созывает пленарные заседания областного и приравненного к нему суда и председательствует на них; 3) организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм профессиональной этики судьями областного и приравненного к нему суда; 4) утверждает ежеквартальный и годовой план работы областного и приравненного к нему суда с обязательным рассмотрением вопросов о применении в апелляционном производстве Конституции и законов Казахстана при рассмотрении судебных дел; 5) организует изучение правовых позиций и толкования норм материального или процессуального закона при рассмотрении и разрешении судебных дел судьями районных или специализированных судов области, судебных актов областного и приравненного к нему суда, а также Верховного Суда, основания отмен и изменений судебных актов; 6) во взаимодействии с руководителем Аппарата областного суда, суда городов республиканского значения, суда столицы создает условия для качественного решения сотрудниками Аппарата суда отнесенных к их компетенции вопросов; 7) ведет прием участников процесса по вопросам несоблюдения сроков: а) рассмотрения судебных дел судьями суда в апелляционном порядке; б) выдачи копий судебных документов. Поступившие жалобы на несоблюдение судьями норм судебной этики подлежат направлению в Комиссию по судебной этике. 8) ведет прием судей и сотрудников областного и приравненного к нему суда по личным вопросам. 9) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о соответствии нормам Конституции Казахстана подлежащих применению законов при рассмотрении конкретного судебного дела. 2. В случае досрочного прекращения по предусмотренным настоящим Конституционным законом основаниям полномочий председателя областного суда, суда города республиканского значения, суда столицы Казахстана временное исполнение его обязанностей постановлением Высшего Судебного Совета возлагается на одного из председателей судебной коллегии, обладающего организаторскими способностями, старшего по возрасту и судейскому стажу. 3. В случае временного отсутствия председателя областного и приравненного к нему суда (отпуск, командировка, болезнь) на период его отсутствия временное исполнение обязанностей председателя суда возлагается распоряжением действующего председателя на одного из председателей судебной коллегии, а при отсутствии обоих председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя суда возлагается на одного из судей областного и приравненного к нему суда, старшего по возрасту и судейскому стажу.
Статья 14. Председатель судебной коллегии областного и приравненного к нему суда 1. Председатель судебной коллегии областного и приравненного к нему суда: 1) вправе председательствовать на заседаниях любого специализированного состава судей судебной коллегии при рассмотрении судебных дел: 2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики судов первой инстанции и специализированных судебных составов 3) информирует судей пленарного заседания областного и приравненного к нему суда о деятельности судебной коллегии по качеству судебных актов судов первой инстанции и судебных актов, вынесенных специализированными составами судей судебной коллегии; 2. Председатель судебной коллегии вносит в пленарное заседание областного и приравненного к нему суда кандидатуры судей судебной коллегии для включения их в специализированные составы судей судебной коллегии, а также предлагает категории материально-правовых отношений и институты права для специализации судей каждого судебного состава. 3. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем областного и приравненного к нему суда на одного из судей коллегии, старшего по возрасту и судейскому стажу. В случае прекращения полномочий председателя судебной коллегии областного и приравненного к нему суда по предусмотренным настоящим Конституционным законом основаниям временное исполнение его обязанностей возлагается постановлением Высшего Судебного Совета на одного из судей этой судебной коллегии, старшего по возрасту и судейскому стажу, обладающего безупречной репутацией.
Статья 15. Пленарное заседание областного и приравненного к нему суда 1. Областной и приравненный к нему суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых: 1) устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии и специализированных составов судей судебной коллегии; 2) заслушивает информацию председателя областного и приравненного к нему суда, председателей судебных коллегий, а также информацию судей специализированных составов о качестве отправления правосудия судами первой инстанции и специализированными судебными составами судей судебных коллегий; 3) анализирует правовые позиции Верховного Суда и обсуждает причины отмен или изменений судебных актов, вынесенных специализированными судебными составами судебных коллегий областного или приравненного к нему суда. 2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа действующих судей областного и приравненного к нему суда. 3. Порядок работы пленарного заседания областного и приравненного к нему суда определяется Регламентом, утверждаемым пленарным заседанием. 4. В работе пленарного заседания областного и приравненного к нему суда вправе принимать участие прокурор области, прокурор города республиканского значения или столицы, представители соответствующих территориальных государственных органов, коллегии адвокатов, средств массовой информации.
Глава 3. Верховный Суд Республики Казахстан
Статья 16. Полномочия Верховного Суда 1. Верховный Суд Казахстана является высшим органом судебной власти, который в кассационном производстве в порядке, установленном процессуальным законом, исследует законность вынесенных судами первой и апелляционной инстанциями судебных актов по гражданским, уголовным и иным делам, разрабатывает в виде нормативных постановлений официальные разъяснения дает толкование применяемых судами норм Конституции и законов на основании выработанных правовых позиций. 2. Верховный Суд: 1) в качестве суда первой инстанции рассматривает судебные дела, отнесенные процессуальным законом к его специальной подсудности; 2) в качестве суда кассационной инстанции непосредственно рассматривает и разрешает по основаниям и в порядке, установленных процессуальным законом, вступившие в законную силу судебные акты местных и специализированных судов; 3) в качестве суда кассационной инстанции рассматривает и разрешает по основаниям и в порядке, установленных процессуальным законом, в судебных заседаниях расширенным составом судей Верховного Суда постановления специализированных составов судей соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Казахстана; 4) изучает и обобщает судебную практику судов по конкретным категориям материально-правовых отношений и институтам процессуального закона; 5) публикует в «Бюллетене Верховного Суда Республики Казахстан» в виде нормативных постановлений официальные разъяснения применяемых судами норм Конституции, материального и процессуального закона, судебные акты судебных коллегий Верховного Суда, областных и приравненных к ним судов.
Статья 17. Структура и состав Верховного Суда Казахстана 1. Верховный Суд Казахстана состоит из Председателя и судей, избираемых Сенатом Парламента Казахстана по представлению Президента Казахстана на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. Председатель Верховного Суда избирается на должность на срок пять лет, а судьи Верховного Суда избираются на постоянной основе, до прекращения статуса судьи по предусмотренным настоящим Законом основаниям. 2. В Верховном Суде образуется Аппарат, структура и штатная численность которого утверждается руководителем Департамента по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Каждому судье предоставляется консультант для оказания необходимой методической, справочной, технической помощи при подготовке дел к судебному разбирательству. В штате Аппарата Верховного Суда предусматриваются секретари судебного заседания. 3. Органами Верховного Суда являются: 1) пленарное заседание; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) судебная коллегия по уголовным делам; 4) судебная коллегия по инвестиционным и административным делам. 4. Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность Указом Президента Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета из числа судей Верховного Суда по итогам проведенного конкурса в порядке карьерного роста на срок три года. Одно и то же лицо не может назначаться на должность председателя судебной коллегии дважды подряд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |