|
|
|
О правоспособности юридического лица и признании государственной регистрации юридического лица недействительной
Карагусов Ф.С., доктор юридических наук, профессор, г.н.с. Института частного права Каспийского университета
О правоспособности юридического лица
Правоспособность - это особое юридическое свойство каждого субъекта права, а именно - признанная законодателем общая способность иметь конкретные субъективные гражданские права и нести конкретные субъективные обязанности. Юридические лица, являясь субъектами гражданских прав, обладают правоспособностью, которая (в отличие от правоспособности граждан) также включает в себя элементы дееспособности и деликтоспособности (то есть способности своими действиями приобретать / создавать и осуществлять гражданские права, принимать и исполнять гражданские обязанности и нести гражданско-правовую ответственность, соответственно). Поэтому появление субъекта права, в силу ли факта рождения человека или государственной регистрации юридического лица, обусловливает возникновение у этого субъекта определенных гражданских прав и/или обязанностей, а также возникновение (по крайней мере, возможность возникновения) других юридических фактов и иных последствий правового значения, связанных с реализацией уже самим этим лицом его правоспособности в течение всего периода, когда в соответствии с законом признавалась (государством и третьими лицами) и осуществлялась (им самими) его правосубъектность.
Общие положения о правоспособности юридических лиц Гражданским кодексом Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее - «ГК РК») установлено, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы (пункт 1 статьи 1). Пункт 2 статьи 2 ГК РК гласит о том, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права, а также отказываются, если иное не установлено законодательными актами, от прав своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых его условий, не противоречащих законодательству. ГК РК предусматривает различные основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав. К таковым относятся, например, сделки и судебные решения, а также иные юридические действия и события, с которыми закон связывает наступление юридически значимых последствий. Такие действия и события именуются юридическими фактами. В числе прямо предусмотренных законом таких юридических фактов упоминаются и действия уполномоченных государственных органов: подпунктом 2) статьи 7 ГК РК предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются, в частности, из административных актов, влекущих в силу законодательства Республики Казахстан гражданско-правовые последствия. К таковым можно отнести решения уполномоченного органа (органа юстиции) о регистрации юридических лиц, представляющие собой соответствующие индивидуальные административно-правовые акты - приказы о регистрации, ибо правоспособность юридического лица появляется с момента его государственной регистрации (а заканчивается с момента государственной регистрации прекращения юридического лица). При этом для того, чтобы определенное действие имело значение юридического факта, оно должно быть осуществлено в соответствии с законодательными требованиями к условиям его осуществления и его содержанию, а также оно должно быть осуществлено надлежащими субъектами. Несоответствие этим требованиям влечет за собой невозможность возникновения ожидаемых (и нередко, вообще каких-либо) юридических последствий либо отмену признания возникновения соответствующих последствий. Однако, в зависимости от разновидности юридического факта момент возникновения последствий признанного несоответствующим закону юридического факта различается. Например, в статьях 153, 157-162 ГК РК регулируются последствия недействительности сделок, и в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 157-1 ГК РК общим правилом является то, что недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения, что обусловливает реституцию и возможность взыскания судом убытков, связанных с признанием сделки недействительной, с виновной стороны в пользу потерпевшей стороны. Вместе с тем, во-первых, из этого общего правила допускаются исключения, либо предусмотренные самим ГК РК или иными законодательными актами, либо когда применение исключения вытекает из существа или содержания самой сделки. Такие исключения предусмотрены в целях обеспечить определенность и стабильность гражданского оборота и защитить интересы добросовестных участников такого оборота. Во-вторых, применение аналогии в случае признания недействительными других оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является ограниченным в том случае, если законом специально устанавливаются последствия недействительности таких оснований. Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ГК РК специальным последствием признания регистрации юридического лица недействительной, допустимого в указанных в этой статье случаях («в связи с допущенными при его [юридического лица] создании нарушениями, которые носят неустранимый характер»), является ликвидация этого юридического лица, которая подлежит осуществлению в соответствии с условиями и порядком такой ликвидации, предусмотренными в статьях 49-51 ГК РК. Соблюдение этих условий и порядка ликвидации юридического лица (независимо от основания такой ликвидации) также является условием обеспечения стабильности оборота и защиты интересов кредиторов юридического лица. В этом случае существенным является то, что, с какого бы момента не наступала недействительность государственной регистрации юридического лица, последствием этого является только ликвидация юридического лица по правилам статей 49-51 ГК РК. Другими словами, удовлетворение судом иска о признании государственной регистрации юридического лица недействительной может служить основанием для подачи иска о ликвидации этого юридического лица. Еще раз подчеркну, что никаких иных оснований и порядка прекращения деятельности юридического лица, а также последствий прекращения деятельности юридического лица в связи с признанием недействительной его государственной регистрации в качестве субъекта права законом не предусмотрено и не может быть предусмотрено. В том числе законом не предусматривается возможность ликвидации юридического лица таким образом, чтобы восстановить положение, существовавшее до появления юридического лица в качестве самостоятельного субъекта права. В том числе, не допускается исключение юридического лица из сферы гражданских отношений без того, чтобы в результате специальных действий по ликвидации юридического лица были использованы все возможные средства для выявления последствий существования юридического лица в течении периода, когда его правоспособность признавалась, и без предоставления всем его кредиторам равных возможностей для удовлетворения их имущественных требований к ликвидируемому юридическому лицу (хотя и с учетом установленной законом очередности удовлетворения их требований). При этом закон также не допускает обхода обязательных требований о равном статусе кредиторов ликвидируемого юридического лица и очередности удовлетворения их требований к ликвидируемому юридическому лицу. В частности, не допускается удовлетворение требований отдельных кредиторов или категорий кредиторов (как, например, налоговых органов / органов государственных доходов) вне очереди либо в ущерб или во вред другим кредиторам. И тем более, закон не допускает возложение на таких кредиторов бремени несения убытков, выходящих за пределы имущественных требований ликвидируемого субъекта к ним. В связи с вышеизложенным обращаю внимание на то, признание государственной регистрации юридического лица недействительной не может рассматриваться как основание для признания недействительными сделок, совершенных им в период, когда его правоспособность публично признавалась. Наоборот, в случае ликвидации юридического лица, чья государственная регистрация признана недействительной, действительность совершенных им сделок является условием надлежащего определения состава имущества ликвидируемого юридического лица, позволяя надлежащим образом удовлетворить требования его кредиторов и соблюсти как публичный, так и частные интересы, связанные с этим юридическим лицом. В любом случае, оценка оснований для обращения в суд с иском о признании сделок ликвидируемого юридического лица недействительными может осуществляться только тем субъектом, к которому перешли полномочия по управлению имуществом и делами ликвидируемого юридического лица, и которое на основании законодательных установлений уполномочено на принятие мер к выявлению кредиторов этого юридического лица, определению состава ликвидационного имущества и получению дебиторской задолженности этого юридического лица. Также отмечаю, что вопросы, относящиеся к правосубъектности участников гражданского оборота, регулируются исключительно нормами гражданского права, в том числе при взыскании задолженности по налогам у ликвидируемого юридического лица. Согласно статье 51 ГК РК определены отдельные группы кредиторов, чьи имущественные интересы защищаются на равноправной (и для некоторых категорий субъектов - даже на приоритетной) основе с защитой имущественных интересов фиска, связанных с взысканием налоговой задолженности. Применение не предусмотренных законом последствий признания недействительной государственной регистрации юридических лиц в обход требований о ликвидации юридического лица в соответствии с предусмотренным законом порядком не допустимо. В том числе недопустимо изменение содержания закона судебной практикой. Вместе с тем, обращаю внимание на то, что ГК РК предусматривает ликвидацию юридического лица в качестве возможного последствия признания недействительной именно государственной регистрации юридического лица. Однако, такое последствие не может автоматически применяться к случаям признания недействительной государственной перерегистрации юридического лица, ибо не во всех случаях, когда в соответствии с пунктом 6 статьи 42 ГК РК должна быть осуществлена перерегистрация юридического лица, признание таковой недействительной должно повлечь его ликвидацию. В то же время и возвращение ситуации, имевшей место до признанной недействительной перерегистрации, также может повлечь существенную дестабилизацию сферы гражданского оборота и серьезный ущерб правомерным интересам его участников. В данном случае усматривается наличие пробела в действующем законодательстве, который едва ли может заполняться за счет применения аналогии закона.
Государственная регистрация Момент осуществления государственной регистрации юридического лица определяется законодательством. Однако, проведя анализ Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12 апреля 2007 года № 112 (далее - «Инструкция»), можно обнаружить, что она содержит детальный процесс ликвидации юридического лица в пунктах 68 и 70 раздела 9 «Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица». По такой логике детальный процесс государственной регистрации юридического лица должен содержаться в разделе 2 «Государственная регистрации юридических лиц». Но такой порядок включен в пункт 31 раздела 3 «Реорганизация юридического лица» следующего содержания: «После представления перечня документов регистрирующий орган: 1) проверяет полноту пакета представленных документов и правильность их составления на соответствие действующему законодательству Республики Казахстан; 2) издает приказ о государственной регистрации юридического лица на казахском и русском языках, в случае соответствия учредительных документов действующему законодательству Республики Казахстан (проект приказа готовится на казахском и русском языках в трех экземплярах специалистом регистрирующего органа, рассматривавшим документы юридического лица, и визируется этим специалистом, а также начальником отдела регистрации, после чего представляется на подпись руководителю регистрирующего органа или его заместителю); 3) вносит в Национальный реестр сведения о юридическом лице; 4) в течение одного рабочего дня со дня регистрации направляет в органы государственных доходов извещение о произведенной государственной регистрации юридического лица с присвоенным БИН; 5) выдает справку о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица согласно статье 12 Закона [о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств]; 6) оформляет дело, содержащее по одному экземпляру учредительных и других документов (за исключением субъектов частного предпринимательства, кроме акционерного общества), после оформления дела (проставления соответствующих штампов, подтверждающих присвоение БИН, и печати) подлинники учредительных документов возвращаются учредителю или его представителю». Ввиду отсутствия в Инструкции и Законе Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года № 2198 (далее - «Закон о регистрации») связи процесса, описанного в пункте 31 Инструкции, с государственной регистрацией юридического лица в виде ссылки на соответствующие нормы Закона о регистрации, представляется, что этот пункт 31 является применимым к государственной регистрации юридического лица органами юстиции, исходя из его содержания, в котором раскрываются действия органов юстиции по такой регистрации. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 42 ГК РК нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации юридического лица. Таким образом, во-первых, осуществляемая государством в лице уполномоченных органов государственная регистрация подтверждает соблюдение закона при образовании юридического лица, во-вторых, обязанность проверки соблюдения закона при образовании юридического лица возложена на эти уполномоченные органы. В связи с этим, возложение риска наступления последствий недействительной регистрации юридического лица на кредиторов такого юридического лица представляется недопустимой, поскольку такой подход (1) дестабилизирует сферу имущественного оборота и (2) существенным образом негативно влияет на веру в силу закона и доверие участников гражданского оборота к государству.
Ликвидация Порядок ликвидации юридического лица на основании решения суда определен в пунктах 68 и 70 Инструкции. Согласно данной Инструкции регистрирующий орган (органы юстиции Республики Казахстан) осуществляет государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, ликвидированного по решению суда, на основании определения суда о завершении ликвидационного производства в следующем порядке: 1) регистрирующий орган на основании определения суда о завершении ликвидационного производства выносит приказ о ликвидации юридического лица; 2) проверяет соблюдение порядка ликвидации, установленного законодательными актами Республики Казахстан; 3) вносит в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров (далее - «Национальный реестр») сведения о ликвидации юридического лица; 4) вносит в Национальный реестр сведения о прекращении деятельности юридического лица. Согласно пункту 10 статьи 50 ГК РК ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
Определение возникновения и прекращения правоспособности В таком установлении момента прекращения деятельности прослеживается логическая связь с нормой статьи 12 Закона о регистрации, согласно которой документом, подтверждающим государственную регистрацию (перерегистрацию) юридического лица, учетную регистрацию (перерегистрацию) филиала (представительства), является справка, выдаваемая регистрирующим органом по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан. Справка содержит в себе часть информации о юридическом лице, внесенной в Национальный реестр. Данная справка используется в гражданском обороте при установлении отношений, к примеру, для целей получения банковских услуг. В отсутствие такой справки (то есть возможности ее получить ввиду того, что отсутствует государственная регистрация юридического лица) добросовестный контрагент не будет вступать в какие-либо отношения с субъектом, ищущим таких отношений, но не имеющим доказательств своей правосубъектности в качестве юридического лица. Таким образом, пока информация о юридическом лице не будет внесена в Национальный реестр, оно фактически не сможет вступать в гражданские правоотношения, а значит, не будет обладать правоспособностью. Следует отметить, что такой вывод не применим к юридическим лицам, намеревающимся вступить в гражданские правоотношения в рамках лицензируемой деятельности до момента получения такой лицензии. Верно и обратное: пока информация о юридическом лице как зарегистрированном субъекте права содержится в Национальном реестре и является доступной для заинтересованных лиц, такое юридическое лицо является правосубъектным участником гражданского оборота. Момент возникновения правоспособности юридического лица возникает незамедлительно после внесения регистрирующим органом информации о создаваемом юридическом лице в Национальный реестр. Также правоспособность юридического лица и прекращается с момента внесения соответствующей информации в Национальный реестр. Для наглядности описываемого процесса прошу смотреть приложение к настоящему отчету.
О признания государственной регистрации юридического лица недействительной
В качестве правовой основы для ликвидации юридического лица по решению суда в связи с юридическим пороком государственной регистрации юридического лица применяется п/п. 2 пункта 2 статьи 49 ГК РК, который звучит следующим образом: «по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер». Из содержания этой нормы следует, что должна оспариваться непосредственно регистрация юридического лица, которая осуществляется путем выполнения процесса регистрации, описанного выше регистрирующими органами. В частности, регистрация органами юстиции выражена в вынесении приказа о регистрации (административного акта) и внесении соответствующей информации в Национальный реестр. С учетом содержания пункта 5 статьи 42 ГК РК адресатом этого иска может быть только уполномоченный орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица, действительность которой оспаривается. Но ответчиком никак не может быть само юридическое лицо, действительность государственной регистрации которого оспаривается. Более того, иск о ликвидации юридического лица в связи с признанием его государственной регистрации недействительной на основании п/п. 2) пункта 2 статьи 49 ГК РК также является отдельным иском, не совместимым в одно производство с иском о признании государственной регистрации недействительной (ибо эти иски, хотя и обусловливают возможность одного иска вынесение судебного решения по другому, но именно поэтому и могут разрешаться лишь последовательно - сначала должна быть признана недействительной государственная регистрация юридического лица по иску заинтересованного лица к уполномоченному государственному органу, и только в случае признания недействительности государственной регистрации юридического лица может быть подан иск о его ликвидации и открытии ликвидационного производства). Пользуясь случаем, обращаю внимание на то, что при применении пункта 2 статьи 49 ГК целесообразно особо внимательно отнестись к оценке допущенных при создании юридического лица нарушений на предмет признания того, что они носят неустранимый характер. В отсутствие конкретных нормативных критериев соответствующего понятия такая квалификация предполагает использование методики толкования и выяснения того, что означает неустранимый характер нарушения, и для кого такая неустранимость имеет значение.
О не/легитимности существования юридического лица после решения об отмене государственной регистрации Если занять позицию об отказе от процедуры ликвидации как возможного последствия признания государственной регистрации юридического лица недействительной, то такой подход представляется необоснованным. Он в целом будет противоречить закону и создаст почву для существенной дестабилизации гражданского оборота. Как отмечается выше, после признания государственной регистрации юридического лица недействительной такое юридическое лицо продолжает существовать до тех пор, пока оно не будет ликвидировано на основании отдельного судебного решения в соответствии с установленным в законе порядком, ибо в процессе ликвидации должны быть соблюдены требования всех кредиторов ликвидируемого субъекта. А такое удовлетворение требований кредиторов не может осуществляться их должником, хотя и находящимся в процессе ликвидации, если он не обладает правосубъектностью (является «нелигитимным).
Субъект права не может бесследно исчезнуть (в том числе, в контексте применения последствий по всем совершенным им сделкам и иным правовым действиям) На основании ранее изложенных аргументов нельзя согласиться с таким категоричным походом, что следствием признания регистрации юридического лица недействительной является признание недействительными всех сделок, заключенных с его участием как неправоспособного лица. Как было указано выше, правоспособность - это возможность иметь права и нести обязанности. Гражданские права и обязанности возникают на основании юридических фактов. Для юридических лиц такими фактами являются прежде всего, сделки. Налоговые органы практиковали доначисления корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость в отношении контрагентов юридических лиц, чья регистрация была отменена (например, Решение специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 17 марта 2015 года № 2-7354/2015), признавая первичные документы, выданные такими юридическими лицами, фиктивными в силу отмены регистрации юридического лица. Однако, признавать такие первичные документы фиктивными без надлежащего отдельного судебного разбирательства представляется нарушением принципа всестороннего и объективного рассмотрения судебного дела. А признание нелегитимным существования юридического лица, чья регистрация была отменена, должно осуществляться с учетом того, что существует совокупность связанных с этим юридическим лицом юридических фактов в виде сделок и других юридически значимых действий, которые никуда не пропали из юридической природы, а, наоборот, являются доказательством осуществления деятельности и правоспособности таких юридических лиц. В данном случае, особого внимания заслуживает рассмотрение юридического лица как субъекта права. Статья 1 ГК РК ставит физических и юридических лиц в один ряд как участников, а равно субъектов гражданских правоотношений. Помимо ГК РК юридические лица в своем правовом положении поставлены на один уровень с физическими лицами и правовой наукой. Следовательно, подобно тому, как в случае смерти физического лица все его юридические действия не признаются нелегитимными, фиктивными или несуществующими и никогда не имевшими место, так и юридические факты (такие как сделки и иные действия) с участием юридического лица не могут быть расценены налоговыми органами, прокурорами, судами (без надлежащего процесса признания сделки недействительной) или иными субъектами как никогда не имевшие место.
О признаках юридического лица Признаками, указанными в пункте 1 статьи 33 ГК РК, юридическое лицо обладает в силу своего создания. Субъект приобретает признаки юридического лица вследствие его государственной регистрации в качестве такового, но государственная регистрация не обусловливается возникновением признаков юридического лица; следовательно, и ликвидация юридического лица, не может обусловливаться каким-то исчезновением у юридического лица его признаков. Регистрирующий орган при рассмотрении заявления (подразумевается полный процесс подачи и обработки соответствующего заявления) о регистрации юридического лица лишь проверяет соответствие такого заявления требованиям законодательства, а не рассматривает признаки юридического лица. Такие признаки появляются у юридического лица в силу факта создания, а не в результате рассмотрения регистрирующим органом заявления о создании юридического лица.
О ликвидационных процедурах Согласно подпункту 10) пункта 1 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (далее - «Налоговый кодекс») налоговые органы вправе, в частности, предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными, ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) - 4) пункта 2 статьи 49 ГК РК, а также иные иски в соответствии с компетенцией и задачами, установленными законодательством Республики Казахстан. Примечательно, что Налоговый кодекс прямо разделяет два самостоятельных иска - о признании сделок недействительными и о ликвидации юридического лица. При этом, основания, порядок и последствия признания сделки недействительной (как и применение последствий ничтожной сделки) регулируется в статьях 153, 157 - 159 ГК РК. В свою очередь, основания и последствия признания недействительной государственной регистрации юридического лица регулируются в п/п. 2) пункта 2 статьи 49 ГК РК, где предусмотрено, что по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. В данном случае следует иметь в виду, что в отношении изданного субъектом власти административного правового акта применяются презумпции о том, что он: 1) принят уполномоченным государственным органом или его должностным лицом в пределах их предмета ведения и на необходимом профессиональном уровне (презумпция компетентности и профессионализма субъекта исполнительной власти); 2) соответствует требованиям Конституции, законов и иных нормативных правовых актов и не нарушает конституционных прав, свобод и других охраняемых законом интересов граждан и организаций (презумпция законности правового акта); 3) принят в рамках предусмотренных для этого законом административных или судебных процедур; 4) надлежащим образом оформлен и содержит в себе все необходимые реквизиты административно-правового акта индивидуального применения. Если административно-правовой акт принят с нарушением требований, предъявляемых к его субъектам, содержанию, форме, порядку принятия, вступлению в юридическую силу и введения в действие, то это говорит о наличии у такого акта соответствующих дефектов (или пороков). В целом же сам административный правовой акт, содержащий вышеуказанные дефекты, будет считаться дефектным (или порочным) [См.: Административное право: учебный курс / под ред. Подопригоры Р.А. - Алматы: Налоговый эксперт, 2010. - 368 с. С.172-173]. Признание недействительной регистрации юридического лица, по сути, означает признание недействительным акта о регистрации, то есть признание его дефектным (или порочным). Однако, такое признание не может отрицать факта существования юридического лица в течение соответствующего периода времени между моментом его государственной регистрации и признанием ее недействительной, пусть и с допущенными дефектами. В то же время, недействительность правового акта подразумевает невозможность его применения к конкретным отношениям и его неспособность порождать предусмотренные им правовые последствия в виде конкретных субъективных прав и юридических обязанностей для конкретных участников правоотношений. Вместе с тем, в контексте рассматриваемого нами вопроса еще раз подчеркнем, что упомянутая выше норма подпункта 2) статьи 49 ГК РК последствием недействительности регистрации юридического лица предусматривает именно возможность его ликвидации по отдельному решению суда. Таким образом, закон признает, что на момент вынесения соответствующего решения о ликвидации юридического лица по оговоренным основаниям у такого юридического лица фактически сложились правоотношения в различных областях (гражданско-правовые, налоговые, трудовые и т.п.). Согласно пункту 3 статьи 35 ГК РК в момент завершения ликвидации юридического лица его правоспособность прекращается, в связи с чем прекращается и его ранее возникшая правоспособность. Такой же вывод следует из пункта 10 статьи 50 ГК РК, который устанавливает, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. Следовательно, как указывается выше, до внесения такой записи юридическое лицо является непрерывно существующим. Закон не предусматривает недействительности всех правовых действий такого лица в период осуществления им деятельности (уплаты налогов и взносов, уплаты штрафов, пенсионных отчислений, страхования рисков, связанных с осуществляемой деятельностью и т.п.). К слову, данные правовые действия являются прямым следствием осуществления им определенной деятельности. Более того, предусмотренная в статье 51 ГК РК процедура удовлетворения требований кредиторов такого юридического лица прямо признает действительность всех его обязательств и предусматривает их погашение, что не допускает оснований для признания такого юридического лица не существовавшим.
Об иных последствиях признания юридического лица нелегитимным Утверждение о нелегитимности юридического лица, чья регистрация признана недействительной с момента создания, порождает такие очень важные вопросы, которые требуют более четкого ответа: а) должны ли применяться общие правила о недействительности сделок к сделкам, заключенным такими юридическими лицами, если Налоговый кодекс запрещает отнесение расходов на вычеты и зачет по налогу на добавленную стоимость по такого рода сделкам; б) должно ли государство возвращать налоги, уплаченные таким юридическим лицом; в) считать ли легитимным трудовой стаж работников такого юридического лица; г) возвращать ли заработную плату, полученную от такого юридического лица его работниками; д) должно ли государство оспаривать действительность цепочки сделок, совершенных контрагентами таких юридических лиц и их контрагентами с использованием денежных средств, полученных от нелегитимных юридических лиц, а также целый ряд других подобных вопросов.
Выводы
1. Содержащиеся в Гражданском Кодексе Республики Казахстан положения, относящиеся к вопросам правоспособности юридических лиц, моменту ее возникновения и прекращения, условиям и последствиям государственной регистрации юридических лиц, а также признания государственной регистрации юридических лиц недействительной, хотя и требуют дальнейшего совершенствования, являются в целом обоснованными и целесообразными, направленными на обеспечение стабильности и определенности гражданского оборота, доверие участников гражданского оборота к государству, а также на защиту прав кредиторов и иных контрагентов юридических лиц. 2. Административная и судебная практика применения упомянутых положений Гражданского кодекса для целей деятельности налоговых органов (в частности, за счет ретроспективного снятия юридического лица, государственная регистрация которого признана недействительной, с учета по налогу на добавленную стоимость (с даты постановки на такой учет), представляется необоснованной и нередко противоречащей положениям Гражданского кодекса, относящимся к правоспособности юридических лиц. 3. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной является основанием для иска о ликвидации юридического лица по правилам, установленным в Гражданском кодексе, и такое признание не может ставить под сомнение историю правоспособности и участия такого юридического лица в имущественном обороте, включая совершенные им сделки и другие действия юридического значения. 4. Ликвидация юридического лица по основанию признания недействительной его государственной регистрации должна проходить в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и не противоречащих ему нормативных правовых актов. 5. Вместе с тем, целесообразным представляется дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан для устранения неоднозначности отдельных правовых установлений и снижения негативных последствий неполноты и недостаточной определенности правового регулирования вопросов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц. В том числе, помимо ранее отмеченных в этом докладе моментов: 1) можно согласиться с тем, что в ряде случаев злоупотребления свободой предпринимательской деятельности или иных нарушений закона применение предусмотренной процедуры ликвидации юридического лица, государственная регистрация которого признана недействительной, становится нецелесообразно длительной и ресурсозатратной. В этих случаях можно законодательно регламентировать некую упрощенную процедуру ликвидации таких юридических лиц и определить конкретно случаи, когда она применима. Однако, с учетом изложенных выше пояснений, полностью исключить ликвидацию как исключительное последствие признания недействительной государственной регистрации юридического лица представляется необоснованным; 2) также представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании дополнительных эффективных механизмов проверки уполномоченным органом (в частности, органами юстиции) как порядка создания, так и порядка ликвидации юридических лиц; 3) отдельным направлением развития законодательства является внедрение принципа публичной достоверности любых национальных реестров (в том числе и Национального реестра бизнес-идентификационных номеров), установление механизмов его применения, а также распределения рисков и ответственности, связанных с несоблюдением этого принципа; 4) важным является специальное регулирование вопроса об условиях и последствиях признания недействительной государственную перерегистрацию юридического лица с учетом необходимости поддержания стабильности и определенности гражданского оборота; 5) также важным представляется возврат к идее проверки капитала создаваемого юридического лица на этапе его государственной регистрации, за исключением случаев применения каких-то упрощенных форм ведения предпринимательской деятельности.
__________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |