|
|
|
Правовой мониторинг
С.И. Климкин, к.ю.н., профессор Каспийского университета, г.н.с. Института законодательства и правовой информации РК, арбитр КМА, АЦ НПП РК «Атамекен»
Показатель 1. Общая информация 1.1. Предмет правового регулирования Закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 372-V «О сельскохозяйственных кооперативах» (далее - Закон, анализируемый Закон). Закон определяет правовое положение, права и обязанности членов сельскохозяйственных кооперативов, а также правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных кооперативов и их ассоциаций (союзов). Со дня принятия изменения и дополнения в Закон не вносились. 1.2. Отрасль законодательства В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли законодательства 030.000.000 Гражданское законодательство (институт гражданского законодательства 030.001.000 Субъекты гражданских правоотношений). 1.3. Соответствие Закона стратегическим целям государства Перечисляя глобальные вызовы, с которыми столкнулось человечество, Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу страны «Стратегия «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства» в качестве третьего пункта выделил угрозу глобальной продовольственной безопасности. В связи с этим, отметил Елбасы, Правительству предстоит принять новую Программу развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года, увеличить к 2020 году объем государственной поддержки сельского хозяйства в 4,5 раза, выработать систему законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на применение новейших агротехнологий. В своём выступлении на расширенном заседании Правительства 15 июля 2019 г. Президент Республики Казахстан К.К. Токаев, в том числе, отметил, что общая цель определена - это увеличение производительности труда в сельском хозяйстве и экспорта в 2,5 раза. <…> Мы должны уметь конкурировать и давать отличные коммерческие и фискальные условия, которые не будут меняться в зависимости от смены руководства отрасли или региона. <…> Поэтому Правительству необходимо выработать четкие кратко- и среднесрочные приоритеты сельскохозяйственной политики и на их базе стабилизировать инструменты поддержки. Показатель 2. Соответствие закона нормам Конституции Республики Казахстан Согласно пункту 2 ст. 1 Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., одним из основополагающих принципов деятельности Республики является экономическое развитие на благо всего народа. В этой связи анализируемый Закон соответствует Конституции Республики Казахстан. Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства. Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено. Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан 5.1. Законом РК от 29 октября 2015 г. № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов» статья 96 ГК РК дополнена пунктом 5 следующего содержания: «5. Правовое положение сельскохозяйственного кооператива, образуемого в форме производственного кооператива, а также правовое положение, права и обязанности его членов определяются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах». Таким образом, было соблюдено требование, предусмотренное частью первой п. 2 ст. 3 ГК РК о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан и противоречащие нормам настоящего Кодекса, могут применяться только после внесения в Кодекс соответствующих изменений. При этом были также разрешены возможные коллизии между анализируемым Законом и ГК в пользу Закона. 5.2. Также этим Законом внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). 5.3. В соответствии с подпунктом 1) п. 2 ст. 17 Закона, устав сельскохозяйственного кооператива в обязательном порядке должен содержать фирменное наименование и организационно-правовую форму. Пунктом 1 ст. 38 ГК РК, в том числе, установлено, что наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. В этой связи в подпункте 1) пункта 2 статьи 17 Закона слова «и организационно-правовую форму» являются излишними. 5.4. В соответствии с подпунктом 2) п. 2 ст. 17 Закона, устав сельскохозяйственного кооператива в обязательном порядке должен содержать статус субъекта предпринимательства. Критерии отнесения субъектов частного предпринимательства к различным категориям установлены статьей 24 Кодекса РК от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан». При этом, согласно пункту 6 Правил расчета среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства РК от 30 декабря 2015 г. № 1128, для вновь созданных субъектов предпринимательства в первый год работы до 15 ноября следующего года расчет среднегодовой численности работников не производится. Первый расчет среднегодовой численности работников субъектов предпринимательства осуществляется после представления этими субъектами первой годовой налоговой отчетности. В этой связи указание в уставе сельскохозяйственного кооператива статуса субъекта предпринимательства является излишним. 5.5. В соответствии с подпунктом 4) п. 2 ст. 17 Закона, устав сельскохозяйственного кооператива в обязательном порядке должен содержать цели создания и виды деятельности. Согласно части второй п. 3 ст. 41 ГК РК, учредительными документами хозяйственного товарищества, акционерного общества и производственного кооператива могут быть предусмотрены предмет и цели их деятельности. В этой связи подпункт 4) пункта 2 статьи 17 анализируемого Закона противоречит указанному положению ГК РК. 5.6. Аналогичное замечание в отношении подпункта 19) п. 2 ст. 17 Закона: «условия изменения вида деятельности сельскохозяйственного кооператива». 5.7. Частью первой п. 3 ст. 20 Закона установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом сельскохозяйственного кооператива осуществляют его органы управления в пределах предоставленных им полномочий. Между тем, согласно части первой п. 2 ст. 188 ГК РК, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поэтому соответствующие собственнические правомочия в отношении своего имущества реализует сам сельскохозяйственный кооператив как юридическое лицо- субъект гражданских прав. Иное дело, что согласно пункту 1 ст. 37 ГК РК, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами. 5.8. Пунктом 1 ст. 37 Закона установлено, что ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов - добровольное объединение сельскохозяйственных кооперативов, созданное в форме некоммерческой организации. Указанное положение сформулировано некорректно, поскольку противоречит логике статьи 34 ГК РК, в которой для деления юридических на коммерческие и некоммерческие используется термин «вид», являющийся родовым понятием по отношению к термину «форма» («организационно-правовая форма»). 5.9. Содержание статьи 37 Закона позволяет утверждать, что ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов является самостоятельной (то есть иной) организационно-правовой формой некоммерческой организации. Данное обстоятельство дает основания говорить о несоответствии в этой части Закона пункту 5 ст. 36 ГК РК, которым установлено, что права учредителей (участников) на имущество созданных ими юридических лиц иных организационно-правовых форм определяются законодательными актами Республики Казахстан. Однако данный вопрос своего отражения в анализируемом Законе не нашел. 5.10. Проблемным является вопрос введения в действие анализируемого Закона. Так, со дня введения его в действие с 1 января 2016 г. утратили силу Законы РК от 21 июля 1999 г. «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан», от 25 декабря 2000 г. «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)», от 8 апреля 2003 г. «О сельском потребительском кооперативе водопользователей». Также установлено, что сельские потребительские кооперативы, сельские потребительские кооперативы водопользователей, сельскохозяйственные товарищества обязаны пройти процедуру реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При невыполнении указанных требований по истечении одного года с момента вступления в силу настоящего Закона указанные кооперативы подлежат ликвидации по решению суда. При этом в Законе не указано, в какой форме должна быть произведена реорганизация. Однако очевидно, что она не может быть осуществлена с сохранением или созданием (последнее - при реорганизации в форме разделения, выделения или слияния) юридических лиц названных организационно-правовых форм в связи с их исключением из перечня организационно-правовых форм юридических лиц. Остается преобразование. Но в юридическое лицо какой организационно-правовой формы? Видятся лишь два варианта: в «просто» потребительский кооператив или сельскохозяйственный кооператив. Возможность преобразования в «просто потребительский кооператив» не противоречит законодательству, но показывает несовершенство самой системы некоммерческих организаций. Еще сложнее с возможностью преобразования сельских потребительских кооперативов, сельских потребительских кооперативов водопользователей и сельскохозяйственных товариществ в сельскохозяйственные кооперативы. Ответ, казалось бы, очевиден: поскольку законы об указанных формах юридических лиц поставлены на отмену в связи с принятием анализируемого Закона, то в юридическое лицо этой организационно-правовой формы им и надлежит преобразоваться. Но здесь мы упираемся в вопрос о самой возможности преобразования некоммерческих юридических лиц в коммерческие, поскольку ГК РК не допускает возможности такой реорганизации /1/. Показатель 6. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов 6.1. Законом РК от 29 октября 2015 г. № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов» в целях устранения коллизий внесены изменения и дополнения в следующие Законы РК: - от 5 октября 1995 г. «О производственном кооперативе»; - от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях»; - от 8 мая 2001 г. «О потребительском кооперативе»; - от 8 июля 2005 г. «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»; - от 21 июля 2007 г. «О развитии хлопковой отрасли». 6.2. Пунктом 2 ст. 2-1 Закона РК «О производственном кооперативе» предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на отношения по регулированию правового положения сельскохозяйственного кооператива, образуемого в форме производственного кооператива, а также правового положения, прав и обязанностей его членов, которые определяются Законом Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах». Таким образом, с одной стороны, законодательство устанавливает, что сельскохозяйственный кооператив создается и действует в форме производственного кооператива, с другой - не допускает применение к сельскохозяйственным кооперативам норм Закона о производственном кооперативе. 6.3. Как указывается в пункте 5.9 настоящей справки, содержание статьи 37 Закона позволяет утверждать, что ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов является самостоятельной (то есть иной) организационно-правовой формой некоммерческой организации. В этой связи, с учетом классификации, установленной Законом РК от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях», ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов относится к «другим некоммерческим организациям», образованным в «иной организационно-правовой форме». Показатель 7. Соответствие Закону подзаконных актов, изданных в его развитие В соответствии с пунктом 3 ст. 17 Закона, приказом Министра сельского хозяйства РК от 24 декабря 2015 г. № 1-2/1117 утвержден Типовой устав сельскохозяйственного кооператива. Показатель 8. Наличие устаревших норм Закона В Законе устаревшие нормы не выявлены. Показатель 9. Наличие дублирующих норм Закона 9.1. В Законе содержатся положения, полностью или в части дублирующие положения ГК РК и иных НПА:
9.2. В Законе обнаружено и внутреннее дублирование. Так, согласно подпункту 1) ст. 2 Закона, ассоциация (союз) сельскохозяйственных кооперативов - добровольное объединение сельскохозяйственных кооперативов, создаваемое для обеспечения координации деятельности своих членов и защиты их общих имущественных и иных интересов. При этом в статье 39 Закона предусматривается понятие, цели, функции и иные вопросы, касающиеся ассоциаций (союзов) сельскохозяйственных кооперативов. 9.3. Отметим, что и в целом понятийный аппарат, содержащийся в статье 2 Закона, в значительном объеме не играет призванной роли, поскольку многие понятия раскрываются в последующем в соответствующих положениях Закона. 9.4. Пункт 2 ст. 17 Закона содержит положение о том, что устав сельскохозяйственного кооператива утверждается квалифицированным большинством (не менее двух третей) голосов учредителей кооператива. Данный вопрос (о понятии квалифицированного большинства) дублируется в статье 18 Закона: «квалифицированное большинство составляет две третьих от общего числа членов кооператива», а также в пункте 5 ст. 34 Закона. Показатель 10. Наличие пробелов в Законе 10.1. Представляется, что в Законе, как и в Типовом уставе, не достаточно четко определен правовой режим кооперативных выплат. Так, согласно пунктам 2, 3 ст. 23 Закона, кооперативные выплаты членам кооператива - часть дохода сельскохозяйственного кооператива, выплачиваемая членам кооператива пропорционально их участию в производственной и (или) иной хозяйственной деятельности сельскохозяйственного кооператива в порядке, установленном уставом сельскохозяйственного кооператива. Решение о распределении кооперативных выплат принимается до принятия решения общего собрания членов кооператива по утверждению результатов деятельности сельскохозяйственного кооператива за соответствующий год. При этом неясно, за счет каких источников обеспечиваются эти выплаты, поскольку они производятся до утверждения результатов деятельности кооператива за соответствующий год. 10.2. В соответствии с частью первой п. 1 ст. 24 Закона, распределение чистого дохода между членами кооператива, полученного сельскохозяйственным кооперативом по результатам его деятельности за год, производится по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с уставом сельскохозяйственного кооператива. Таким образом, анализируемый Закон, в отличие от иных законов, регулирующих правовое положение негосударственных коммерческих юридических лиц, не содержит какого-либо механизма (алгоритма) определения (расчета) размера части распределяемого чистого дохода между членами сельскохозяйственного кооператива /2/. Показатель 11. Наличие бланкетных и отсылочных норм Закона В Законе обнаружено, по крайней мере, 3 отсылочные и 41 бланкетная норма: отсылочные: пункт 2 ст. 30; пункт 5 ст. 34; пункт 1 ст. 36; бланкетные: пункт 1 ст. 3; часть первая п. 5 ст. 5; часть третья п. 1 ст. 6; часть первая п. 1 ст. 12; часть вторая п. 1 ст. 12; пункт 2 ст. 12; пункт 3 ст. 12; абзац второй подпункта 2) ст. 13; подпункт 4) ст. 13; подпункт 2) п. 1 ст. 14; подпункт 1) п. 2 ст. 14; подпункт 7) п. 2 ст. 14; пункт 5 ст. 15; пункт 3 ст. 16; пункт 3 ст. 17; пункт 1 ст. 19; пункт 5 ст. 19; пункт 1 ст. 20; пункт 5 ст. 20; часть вторая п. 2 ст. 21; часть третья п. 2 ст. 21; часть четвертая п. 2 ст. 21; часть шестая п. 2 ст. 21; пункт 3 ст. 26; пункт 4 ст. 26; пункт 2 ст. 27; пункт 6 ст. 30; пункт 2 ст. 31; пункт 1 ст. 32; пункт 6 ст. 32; часть первая п. 2 ст. 36; пункт 1 ст. 37; пункт 6 ст. 37; пункт 7 ст. 37; пункт 6 ст. 39; пункт 8 ст. 39; пункт 1 ст. 40; пункт 2 ст. 40; пункт 4 ст. 40; пункт 1 ст. 41; пункт 2 ст. 41. Показатель 12. Наличие в законе коррупциогенных норм Анализ Закона позволяет утверждать об отсутствии в нем норм, способных создавать коррупциогенные ситуации. Показатель 13. Наличие иных недостатков Закона 13.1. Согласно подпункту 7) п. 2 ст. 16 Закона, учредительный договор сельскохозяйственного кооператива должен содержать порядок утверждения устава сельскохозяйственного кооператива. При этом пунктом 2 ст. 17 Закона установлено, что устав сельскохозяйственного кооператива утверждается квалифицированным большинством (не менее двух третей) голосов учредителей кооператива на учредительном собрании. Таким образом, указание в учредительном договоре сельскохозяйственного кооператива порядка утверждения его устава является дублированием положения анализируемого Закона. Более того, согласно пункту 3 ст. 15 Закона, устав кооператива утверждается на учредительном собрании, на котором принимается решение о создании сельскохозяйственного кооператива. В этой связи пункт 3 статьи 15 Закона целесообразно дополнить положением о том, что на учредительном собрании учредители сельскохозяйственного кооператива подписывают учредительный договор. 13.2. Пунктом 5 ст. 20 Закона установлено, что в случае ликвидации сельскохозяйственного кооператива его имущество, оставшееся после выплат, произведенных в порядке очередности, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, а также выплат (выдачи) паев, распределения кооперативных выплат и дохода, распределяется между членами кооператива пропорционально внесенным имущественным (паевым) взносам. Согласно пункту 1 ст. 21 Закона, размер пая пропорционален внесенному членом кооператива имущественному (паевому) взносу. Таким образом, правовая природа пая члена кооператива аналогична правовой природе доли в уставном капитале участника товарищества с ограниченной ответственностью. В этой связи положение «а также выплат (выдачи) паев, распределения кооперативных выплат и дохода,» лишено смысла и подлежит исключению. 13.3. Также отметим некорректность второго предложения пункта 1 ст. 21 Закона: «При внесении дополнительного взноса размер пая соответственно увеличивается». Данное обстоятельство может иметь место в случаях, когда дополнительные взносы осуществляются не всеми членами кооператива либо при непропорциональном внесении членами дополнительных взносов. Размеры же паев членов кооператива, не осуществивших дополнительные взносы, либо осуществивших их в меньшем размере, чем другие участники, уменьшаются. 13.4. Внутренне противоречивой представляется часть вторая п. 2 ст. 25 Закона: «Ассоциированными членами могут быть физические или юридические лица, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и другой продукции, которые в целях гарантирования поставки сельскохозяйственным кооперативом (а также его членами) указанной продукции для организации и развития, в том числе собственного производства, вносят предусмотренный уставом сельскохозяйственного кооператива для ассоциированных членов кооператива имущественный (паевой) взнос в качестве предварительной оплаты сырья». Так, с одной стороны ассоциированные члены выступают производителями соответствующей продукции, в связи с чем вносят взнос в сельскохозяйственный кооператив в качестве предварительной оплаты сырья, с другой - сельскохозяйственный кооператив (его члены) осуществляет гарантированную поставку указанной продукции. 13.5. Согласно подпунктам 2), 3) п. 2 ст. 26 Закона, ассоциированные члены имеют право на получение дивидендов по внесенным им имущественным (паевым) взносам и выплату стоимости своих имущественных (паевых) взносов при выходе из сельскохозяйственного кооператива или его ликвидации. При этом, по смыслу части второй п. 2 ст. 25 Закона, имущественный (паевой) взнос ассоциированного члена осуществляется в качестве предварительной оплаты сырья. Кроме того, пунктом 4 ст. 25 Закона предусмотрено, что размер имущественных (паевых) взносов ассоциированных членов кооператива и условия выплаты по ним дивидендов, порядок приема и прекращения ассоциированного членства определяются в соответствии с настоящим Законом уставом сельскохозяйственного кооператива и предусматриваются условиями договора, заключаемого сельскохозяйственным кооперативом с ассоциированными членами кооператива. Таким образом, допускается некорректное смешение двух типов правоотношений: корпоративных и договорных. 13.6. Подпунктом 3) п. 1 ст. 29 Закона предусмотрено, что членство в сельскохозяйственном кооперативе прекращается в случае прекращения деятельности физического лица или ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива или ассоциированным членом кооператива. Однако гражданскому законодательству Республики Казахстан не известен такой юридический факт как прекращение деятельности физического лица. Это же выражение используется в пункте 5 ст. 30 Закона. 13.7. Пунктом 1 ст. 30 Закона, посвященным отчуждению пая, установлено, что член кооператива вправе произвести отчуждение другому лицу своего пая и выйти из сельскохозяйственного кооператива. Между тем, выход из сельскохозяйственного кооператива и отчуждение пая другим лицам - самостоятельные способы прекращения членства (соответственно, подпункты 1 и 2) п. 1 ст. 29 Закона). 13.8. Пункт 2 ст. 30 Закона предусматривает, что при ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива или ассоциированным членом кооператива, его правопреемнику выплачивается (выдается) его пай, а также причитающиеся члену кооператива кооперативные выплаты и часть чистого дохода сельскохозяйственного кооператива. Однако ликвидация юридического лица не влечет правопреемства. В таком случае стоимость пая ликвидируемого члена сельскохозяйственного кооператива подлежит включению в имущественную массу. 13.9. Юридически некорректным является пункт 4 ст. 30 Закона: если сельскохозяйственный кооператив не имеет возможности выплатить (выдать) выбывающему члену кооператива его пай, общее собрание членов кооператива выносит решение о внесении другими членами кооператива дополнительных взносов, за счет которых выплачивается (выдается) пай. По данному положению у нас имеется ряд замечаний: - внесение в данном случае дополнительных взносов другими членами кооператива означает возложение на них ответственности по обязательствам самого кооператива, что не соответствует пункту 2 ст. 22 Закона; - выходящий из кооператива член ставится в преимущественное положение по отношению к его остающимся членам; - не определены последствия непринятия такого решения общим собранием членов кооператива; - наконец, то обстоятельство, что кооператив не имеет возможности выплатить (выдать) выбывающему члену стоимость его пая, означает, что балансовая стоимость активов этого кооператива не превышает нулевой уровень; соответственно, таковой является и стоимость паев членов кооператива. Следовательно, выходящий член кооператива не имеет права на получение при этом каких-либо выплат. 13.10. Пункт 1 ст. 31 Закона предусматривает, что лицо, исключенное из сельскохозяйственного кооператива, должно быть извещено в письменной форме в течение десяти рабочих дней с даты принятия общим собранием членов кооператива решения о его исключении. Такая конструкция (с использованием слова «извещено») априори предполагает, что такое общее собрание проводится в отсутствие исключаемого члена кооператива. Однако данный законодательный посыл является неверным. С учетом пункта 4 ст. 8 ГК РК, принятие кооперативом всех возможных мер к обеспечению участия в общем собрании члена кооператива, в отношении которого решается вопрос о его исключении, будет соответствовать требованиям законодательства к добросовестному осуществлению гражданских прав.
___________ Сноски: 1. Сторонники идеи возможности такого преобразования обычно выдвигают тезис: в гражданском праве, в отличие от административного и уголовного, действует принцип «разрешено всё, что не запрещено». И поскольку прямого запрета на преобразование некоммерческой организации в коммерческую гражданское законодательство не содержит, значит такое преобразование возможно. На наш взгляд, указанный подход к основам законодательного регулирования правоотношений ущербен. Ведь помимо метода прямого запрета (императива) и принципа свободы гражданских правоотношений (на примере регулирования договоров) существуют и менее категоричные способы регулирования, например, через предписание или дозволение. Так, частью первой п. 1 ст. 19 Закона «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация может быть создана путем ее образования, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Однако ни один из Законов Республики Казахстан, посвященных организационно-правовым формам коммерческих организаций (от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе», от 2 мая 1995 г. № 2255 «О хозяйственных товариществах», от 22 апреля 1998 г. № 220-І «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах» и от 5 октября 1995 г. № 2486 «О производственном кооперативе»), не допускает возможности создания коммерческой организации путем преобразования в нее некоммерческой организации. Иначе говоря, такого дозволения нет. 2. Так, согласно подпункту 3) п. 1 ст. 11 Закона «О хозяйственных товариществах», участники полного товарищества имеют право получать прибыль от деятельности полного товарищества в зависимости от размера их долей в имуществе товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами. В соответствии с подпунктом 1) п. 1 ст. 27 этого Закона, вкладчики коммандитного товарищества имеют право получать часть прибыли товарищества пропорционально их доле в имуществе и уставном капитале в порядке, предусмотренном учредительными документами. Подпунктом 5) п. 1 ст. 9 Закона «О производственном кооперативе» определено, что член производственного кооператива имеет право получать долю чистого дохода, подлежащую распределению между членами кооператива, в соответствии со своим трудовым участием в его деятельности, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами. Пунктом 2 ст. 40 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» установлено, что в случае принятия общим собранием товарищества с ограниченной ответственностью решения о распределении дохода между участниками каждый участник вправе получить часть распределяемого дохода, соответствующую его доле в уставном капитале товарищества. Часть первая п. 1 ст. 23 Закона «Об акционерных обществах» содержит положение, что в решении общего собрания акционеров о выплате дивидендов по простым акциям указывается размер дивиденда на одну простую акцию. Согласно пункту 2 ст. 24 этого Закона, гарантированный размер дивиденда по привилегированной акции может быть установлен как в фиксированном выражении, так и с индексированием относительно какого-либо показателя при условии регулярности и общедоступности его значений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |