|
|
|
Статья 22 Конституции Республики Казахстан.
Подопригора Р.А.
СТАТЬЯ 22
1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Из постановления Конституционного Совета от 4 апреля 2002 года № 2 «О проверке конституционности Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений»: ...осуществление свободы распространять религиозные убеждения вытекает из нормы пункта 2 статьи 20 Конституции Республики: «Каждый имеет право свободно... распространять информацию любым, не запрещенным законом способом». В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции указанное право может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Из Нормативного постановления Конституционного Совета от 11 февраля 2009 года № 1 «О проверке Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений» на соответствие Конституции Республики Казахстан»: ...право на свободу объединения для удовлетворения религиозных потребностей и право на свободу распространения религиозных убеждений не являются абсолютными и могут быть законодательно обусловлены в соответствии с Конституцией. ...такие признаки свободы вероисповедания, как право «свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии... не допускается», по мнению Конституционного Совета, частично совпадают с признаками свободы совести.
1. Право на свободу совести относится к фундаментальным правам и свободам человека. Именно поэтому Конституция в комментируемой статье закрепляет право каждого, кто находится на территории Республики, а не только право граждан Республики Казахстан. Казахстанская Конституция не разъясняет, что следует понимать под свободой совести. Традиционно, понятие свободы совести связывается с убеждениями личности в зависимости от ее отношения к религии. В конституциях и законодательстве других стран в подобной статье речь может идти о свободе вероисповедания, религии, убеждений и т.д. В текстах международно-правовых актов общепринятой является терминология: свобода совести, мысли и религии. Различные международно-правовые акты дают более полное объяснение, что включает в себя право на свободу мысли, совести и религии. Так, в соответствии со ст. 18 ВДПЧ, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Статья 18 МПГПП практически воспроизводит ст. 18 ВДПЧ, но добавляет также право человека иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Таким образом, право на свободу совести при всей связанности с вопросами религии подразумевает также право придерживаться любых убеждений, включая нерелигиозные, атеистические и другие. Следует иметь в виду, что и в международных правовых актах, и в национальном законодательстве, применительно к свободе совести, вероисповедания, религии говорится, прежде всего, о правах и свободах человека, или о так называемом индивидуальном измерении свободы. Однако поскольку многие из закрепленных в международном и национальном законодательстве прав в этой сфере реализуются через религиозную организацию, то считается, что акты относятся и к религиозным организациям. Например, в п. 1 Общего комментария № 22 (48) Комитета по права человека ООН к ст. 18 ВДПЧ (1993 год) говорится, что обязательства по отношению к свободе религии, закрепленные в ст. 18, касаются и тех случаев, когда она исповедуется индивидуально, и тех, когда она исповедуется совместно с другими. Основные положения, касающиеся прав религиозных организаций, закреплены в Итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 год). В частности, в соответствии с этим документом государства-участники в целях обеспечения свободы личности исповедовать религию или веру обязуются: - предоставлять по их просьбе объединениям верующих, исповедующих или готовых исповедовать свою веру в конституционных рамках своих государств, признание статуса, предусмотренного для них в их соответствующих странах; - уважать право этих религиозных объединений: - основывать и содержать свободно доступные места богослужений или собраний; - организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой; - выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государством; - испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования. - уважать право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповедованию религии или веры, и владеть ими; - разрешать религиозным культам, учреждениям и организациям производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы; - благожелательно рассматривать заинтересованность религиозных объединений в участии в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации. Конституционное право на свободу совести находит свое отражение в Законе о религиозной деятельности и религиозных объединениях от 11 октября 2011 года. В ст. 3 указанного Закона говорится, что каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях также закрепляет основные принципы отношений государства и религиозных объединений, к которым относятся принцип отделения религиозных объединений от государства, отделение школы от религиозных объединений и светский характер государственного образования, равенство всех религиозных объединений перед законом. Очень важным принципом является принцип отделения религиозных объединений от государства, который определяет основные начала деятельности и государства и религиозных объединений в религиозной сфере. Так, государство 1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан; 2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов; 3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан; 4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями. В свою очередь религиозные объединения 1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность; 2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью; 3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан. Закон 2011 года также содержит положения, касающиеся вопросов правового статуса религиозных объединений; прав и обязанностей религиозных объединений и граждан, связанных с религиозными убеждениями; миссионерской и благотворительной деятельности; религиозной литературы и предметов религиозного назначения; имущественного статуса религиозных объединений; государственного регулирования в сфере религиозной деятельности. В истории независимого Казахстана Закон 2011 года является вторым актом по вопросам религии и религиозных объединений на уровне закона и в нем очевидно усиление государственного администрирования в религиозной сфере по сравнению с ранее действовавшим законом (Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях от 15 января 1992 г.) В Республике Казахстан создан государственный орган, уполномоченный осуществлять руководство в сфере религиозной деятельности. Таким органом является Агентство по делам религий Республики Казахстан. На местном уровне действуют управления по делам религии, входящие в структуру акиматов. При Правительстве Республики Казахстан имеется консультативно-совещательный орган - Совет по связям с религиозными объединениями. Аналогичные консультативно-совещательные органы функционируют при акиматах. Пункт 2 ст. 22 Конституции говорит о том, что осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Несмотря на огромное значение для верующих и их объединений религиозных норм, все они в своей деятельности должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, нести различные обязанности. Вместе с тем, могут возникнуть такие ситуации, когда религиозные или иные убеждения граждан войдут в противоречие с обязанностями перед государством. Примерами таких противоречий являются отказы верующих от службы в Вооруженных Силах или от посещения школы. Опыт других стран показывает, что государство способно решить возникающие противоречия путем создания механизмов согласования интересов личности и государства, например, при помощи введения института альтернативной военной службы, предоставления религиозным объединениям или родителям-верующим соответствующих прав или альтернатив в сфере образования.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |