|
|
|
Модернизацию Гражданского кодекса Республики Казахстан откладывать нельзя
Фархад Карагусов, член Международной академии сравнительного правоведения, доктор юридических наук, профессор
Фархад Карагусов. Модернизацию Гражданского кодекса Республики Казахстан откладывать нельзя. Аннотация. Автор выражает мнение о необходимости безотлагательной модернизации гражданского законодательства Казахстана на основе однозначной концепции и четких ориентиров обновления этого законодательства. Обращается внимание на опыт других республик бывшего СССР в организации и проведении основательного и комплексного обновления (рекодификации) гражданского права, а также предлагаются условия организации и осуществления соответствующего процесса, при которых такая модернизация гражданского права в Казахстане может стать успешной. Ключевые слова: гражданский кодекс, гражданское законодательство, модернизация, рекодификация. Фархад Карақұсов. Қазақстан Республикасының Азаматтық кодексін жаңғыртуды кейінге қалдыруға болмайды.Аннотация. Автор бір мағыналы тұжырымдама және осы заңнаманы жаңартудың нақты нұсқаулары негізінде Қазақстанның азаматтық заңнамасын жедел жаңғырту қажеттілігі туралы пікірін білдіреді. Мақалада бұрынғы КСРО-ның басқа республикаларының азаматтық құқықтарды түбегейлі және жан-жақты жаңартуды (қайта кодификациялауды) ұйымдастыру және жүргізу тәжірибесіне назар аударылады, сондай-ақ Қазақстанда азаматтық құқықты жаңғыртудың сәтті болу мүмкіндігіне аталған процессті ұйымдастыру және жүзеге асырудың шарттары ұсынылады. Түйін сөздер: азаматтық кодекс, азаматтық заңнама, жаңғырту, қайта кодификация.
Farkhad Karagussov. Modernization of the Civil Code of the Republic of Kazakhstan cannot be delayed any longer. Annotation. The author expresses an opinion on the need for urgent modernization of the civil legislation of Kazakhstan on the basis of an unambiguous concept and clear guidelines for updating this legislation. An attention to the experience of other republics of the former USSR in organizing and conducting a thorough and comprehensive renewal (recodification) of civil law is drawn, as well as conditions for organizing and implementing the relevant process under which such modernization of civil law in Kazakhstan can become successful is suggested. Key words: civil code, civil legislation, modernization, recodification.
I. Начну со слов академика М.С. Сулейменова (в качестве своеобразного эпиграфа): «Гражданский кодекс РК, Общая часть которого была принята 27 декабря 1994 г., а Особенная часть - 1 июля 1999 г., сыграл огромную системообразующую роль в становлении гражданского законодательства. … В настоящем [по состоянию на 2016 год - Ф.К.] мы имеем наступление этапа экономического кризиса и стагнации. … Будущее представляется весьма неопределенным и тревожным. Углубление экономического кризиса, дальнейшее обнищание населения, развал системы управления, пораженной раковой опухолью коррупции и произвола, несомненно, повлияет на судьбу законодательства. И прежде всего гражданского законодательства, поскольку именно оно наиболее тесно связано с экономическими и социальными проблемами общества». [1] Цитату привел по двум причинам: (i) в связи с исчерпывающе четким определением значимости действующего ГК РК за прошедший с его принятия период времени, а также предельно точными оценкой текущего состояния гражданского законодательства Казахстана и, к огромному сожалению, продолжающимся реализовываться прогнозом недалекого будущего [ничего не добавить и не убавить], и (ii) потому что убежден, что осознанная и концептуально последовательная модернизация гражданского кодекса должна стать основой для перспективного выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Действующий ГК РК формировался в условиях только приобретенной государственной независимости Казахстана после распада СССР, когда остро стояла задача сформировать правовую базу для развития рыночных отношений на основе признания частной собственности и свободы предпринимательства, обеспечить возможности инициативной хозяйственной деятельности граждан и их взаимодействия в рамках разнообразных имущественных и других гражданских отношений. При этом такая задача существенно усложнялась катастрофическим крушением существовавших десятилетиями экономических связей, разрушением крупных производств и утратой средств производства. II. Понятно, что без сохранения каких-то прежних форм и способов осуществления экономической деятельности и взаимодействия между субъектами гражданских отношений, в том числе трансграничных, решение упомянутой задачи в тот момент существенно затруднялось. Профессор А.Л. Маковский отмечал эту особенность, указывая на то, «что гражданские кодексы наших [бывших советских республик - Ф.К.] и Модельный кодекс [СНГ - Ф.К.] рождались при наличии двух противоречащих друг другу условий. … Эти противоречащие друг другу условия заключаются в том, что мы должны создать стабильное законодательство, и в то же время мы должны создать это законодательство в условиях переходного периода». Он также подчеркнул, что «мы постарались внести определенную стабильность…, сделав это и в Модельном кодексе», но «мы все время испытываем трудности переходного периода при создании гражданских кодексов». Среди тех вопросов, которые «в наибольшей мере несут черты переходного периода в Гражданском кодексе» он прямо называл вопросы собственности и права собственности, о государственных (унитарных) предприятиях, но указывал, что таких вопросов гораздо больше.[2] При этом профессор А.Л. Маковский определил, что «новые гражданские кодексы не имеют задачей реформу экономики или общественного строя. … Однако между заинтересованными в подготовке модели ГК государствами Содружества [то есть СНГ - Ф.К.] должно быть достигнуто согласованное понимание того, что кодекс будет рассчитан на общество с определенным экономическим строем и определенным отношением к правам и свободам человека», при этом он утверждал, что «для государств - участников СНГ необходимом иметь совместимое, сходное или единообразное (по крайней мере, в своих основных положениях) гражданское законодательство обусловливается объективно существующими причинами», которые он и перечисляет.[3] Наверное, следует согласиться с названными им причинами, но столь специфическое определение задачи ГК представляется дискуссионным. И, конечно же, я верю в то, что профессор А.Л. Маковский не имел в виду, что экономический строй и отношение к правам и свободам человека в том же современном нам российском обществе будут такими, которые многие из нас со столь огромным сожалением наблюдают в данный момент. III. Не все бывшие советские республики приняли такой подход. Конечно, говорить о странах Балтии вообще нет смысла: они изначально и безусловно были ориентированы быть частью Западной Европы и общего европейского экономического пространства, поэтому свои гражданские кодексы полностью основывали на правовых стандартах, политических и социально-экономических задачах Европейского Сообщества / Союза. Например, в Эстонии, первой ставшей членом Европейского Союза в 2004 году, как и участницей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Гражданский закон был разработан, полностью фокусируясь на создании новой правовой системы в своей стране, и именно право Европейского Союза легло в основу всех новых эстонских законов.[4] А Гражданский кодекс Латвии, в 1992—1993 годах заменивший гражданский и семейный кодексы Латвийской ССР - это вообще восстановленный в силе, хотя и с определенными изменениями, Гражданский закон Латвийской Республики, принятый еще 28 января 1937 года (то есть в досоветский период государственной независимости Латвии).[5] Свой путь, но тоже с достаточно четко заявленным сразу ориентиром на гармонизацию с западноевропейским правом, выбрали Молдова и Украина, о чем говорится далее в настоящей статье. Также особый путь был выбран и для Гражданского кодекса Грузии, принятого 28 июня 1997 года. Он был разработан на основе интенсивных консультаций с немецкими коллегами и в сотрудничестве с ними, также основан на многих концепциях, принципиально отличающихся от Модельного ГК для стран СНГ, как и структура грузинского ГК отличается от этой Модели.[6] Профессор А.Л. Маковский охарактеризовал принятие ГК Грузии следующим образом: «перед нами рождался гражданский кодекс в белых одеждах, кодекс развитой рыночной экономики, кодекс, по которому завтра можно жить, не думая о социальных нуждах людей, о том, что у них нет того, нет другого». Правда, он считал, что принятие такого кодекса в тяжелых условиях прошедшей «войны, голода, нехватки того, другого» в связи с этим создало «главное противоречие, которое может взорвать этот кодекс при его принятии и применении».[7] Жизнь, однако, свидетельствует об ином: однозначно определенная концепция Гражданского кодекса, четкое видение того, какой должна быть национальная правовая система, и ясное понимание ориентиров при создании законодательной основы для национальной экономики и гражданского общества с учетом доказавших свою жизнеспособность образцов (а не искусственное умаление социально-политической значимости ГК и не попытка обслуживать некий «определенный экономический строй» с каким-то особым отношением к правам и свободам человека) действительно способствуют формированию гражданского общества и национального самосознания, предпринимательской инициативы, повышению деловой активности граждан, поддержания высокого уровня человеческого достоинства, способности взаимодействовать с другими лицами на равноправной основе и эффективно отстаивать свои права, даже в отношениях с государством. Более того, сегодня ГК Грузии и уложившаяся за десятилетия его применения практика могут во многих аспектах служить образцом для восприятия при модернизации казахстанского Гражданского кодекса. IV. Большинство же государств СНГ приняли свои гражданские кодексы на основе Модельного ГК либо с учетом его структуры и многих его положений. Согласно профессору А.Л. Маковскому, «на основе этой модели ГК, с небольшим числом отступлений, были приняты гражданские кодексы в восьми государствах-участниках СНГ - Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Позднее эта модель была во многом использована при создании ГК Украины».[8] Профессор М.К. Сулейменов уточняет, что «при разработке ГК Республики Казахстан мы постоянно обращались к Модельному ГК, используя изложенные в нем идеи и конкретные нормы».[9] Тезис о значении Модельного ГК для разработки действующего Гражданского кодекса Украины более предметно сформулировала и профессор Н.С. Кузнецова (об этом говорится ниже в данной статье). А согласно академику Х.-А. Рахманкулову и Ш.М. Асьянову, Гражданский кодекс Узбекистана был «утвержден именно на основе этой модели ГК», вступив в силу с 1 марта 1997 года.[10] Во многом восприняв изначально Модельный ГК, национальные гражданские кодексы все же отличались особенностями. О таких особенностях, например, указывал сам профессор А.Л. Маковский, говоря о включении в ГК Армении положений об ипотеке, специфическом решении вопроса о собственности на землю или о полном избавлении от государственных, унитарных предприятий.[11] И в казахстанском ГК находили отражение свои решения ряда моментов, отличающиеся от Модельного ГК (например, те же положения о недействительных сделках). Это совершенно нормально, поскольку «создание модели ГК, все без исключения правила которой были бы равно приемлемы для государств-участников СНГ, по-видимому, невозможно. Существуют объективные основания единообразия гражданского законодательства, но имеются и объективные причины возможных различий».[12] Более того, с годами какие-то национальные гражданские кодексы начинали заметно отдаляться от содержания Модельного ГК, хотя и сохраняя в себе концептуальные моменты, характерные именно для переходного периода. Наличие этих моментов было обусловлено той существенной ролью, которую в 1990-ых года играло государство в экономике, обусловив содержание целых разделов ГК, включая относящиеся к субъектам гражданских отношений и вещному праву конструкции государственного предприятия и права хозяйственного ведения, которые были придуманы именно для планово-распорядительной экономики СССР. Тем не менее, создание Модельного ГК служило цели способствовать переходу бывших советских республик к рыночной экономике. Причем, понимая определенные различия их национальных экономик, «тот Модельный ГК … был сделан с очень широкими допущениями. В расчете на то, что одни страны быстрее идут к рынку, другие медленнее».[13] Таким образом, Модельный ГК для стран СНГ предстает согласованным решением относительно того, какими могут быть национальные кодексы в период перехода от советской системы управления экономикой (когда отрицалась частная собственность, не допускались предпринимательство и хоть сколько-нибудь реальная автономия воли, а какие-то виды или формы хозяйственной деятельности даже признавались уголовными преступлениями, когда экономические связи определялись и контролировались централизованно и директивно государство под руководство коммунистической партии) к нормальным рыночным отношениям свободного мира. Но именно то, что Модельный ГК и созданные с его учетом национальные Гражданские кодексы в странах-участницах СНГ являются актами переходного периода, означает, что с формированием более или менее видимой системы рыночных отношении потребуется рекодификация гражданского права, чтобы обеспечить устойчивость развития каждого самостоятельного государства и его полноценную интеграцию в систему международных гуманитарных и экономических связей в контексте достижения целей глобального развития и без столь жесткой необходимости связывать свое развитие и исключительно тесное международное сотрудничество преимущественно с бывшими членами исчезнувшего (как хочется верить, безвозвратно) СССР. V. В принципе, переходный период затянулся. Необходимость рекодификации, модернизации, иного обновления Гражданских кодексов назрела уже в начале 2000-ых годов. Первой страной из участниц СНГ, где гражданский кодекс был принят на основе Модельного ГК, в которой публично заявили относительно «серьезного совершенствования Гражданского кодекса», стала именно Россия. В опубликованной Концепции развития гражданского законодательства РФ было указано на то, что (помимо обновления общих положений, норм об объектах гражданских прав, обязательственного и договорного права, о международном частном праве) «две самые главные и самые трудные во всех отношениях задачи, решения которых требует модернизация ГК, - образование в отечественном гражданском законодательстве на основе пополненных и измененных норм ГК двух полноценных отраслей - корпоративного и вещного права».[14] Мы все пристально следили за процессом модернизации гражданского законодательства в РФ, изучали упомянутую Концепцию развития гражданского законодательства РФ, результаты ее законодательного воплощения, а также их научно-теоретическую оценку.[15] Интересной представляется формулировка первостепенной задачи совершенствования гражданского законодательства - «совершенствование самых общих положений гражданского права таким образом, чтобы они как можно дольше были современными регулируемым ими отношениям».[16] В этом видится проявление марксистко-ленинской философии теория о разграничении базисных и надстроечных компонентов, отказ признавать объективный характер права, признание за правом лишь констатирующей роли о сложившихся общественных отношениях. При всем интересе к проведенной реформе гражданского права в этой стране мы можем видеть, что обновленный на основе упомянутой Концепции совершенствования гражданского законодательства ГК РФ так и остался кодексом переходного периода, обусловив еще более активное участие государства в экономике, подчинение личности интересам государственного аппарата, недостаточное для современного этапа человеческого развития уважение прав человека и их охрану, сохраняя недоразвитость вещного права и корпоративного законодательства, высокомерное отношение к международному праву и международному экономическому сотрудничеству. Гражданскому кодексу РФ (как и гражданским кодексам других республик бывшего СССР, что следует из вышеприведенных утверждений профессора А.Л. Маковского относительно задачи этих гражданских кодексов) по какой-то причине в принципе отказано в выполнении объективной для него роли своеобразного программного документа, содержание которого обусловит проведение полноценных социально-экономических реформ (или хотя бы позволит их. провести), нацеленных на создание подлинно демократического, социального, правового, человекоцентричного государства, на равноправной основе участвующего в системе международных связей и способствующего устойчивому развитию. А может быть, именно таким он специально и сделан, чтобы обслужить или помочь осуществить безумную идею восстановления Советского Союза? В любом случае, опыт осуществленной модернизации российского ГК представляется малопригодным для Казахстана. В то же время опыт других бывших советских республик в этом вопросе представляется более интересным для того, чтобы мы смогли провести рекодификацию, модернизацию нашего гражданского законодательства. Причем, откладывать ее проведение уже нецелесообразно. При всем том, что в ГК РК все эти годы вносятся столь многочисленные изменения и дополнения, многие из них не способствуют качественному улучшению ни самого Кодекса, ни регулируемых им общественных отношений. И даже с формальным подходом можно констатировать, что наша страна остается государством, где комплексной и надлежащим образом обоснованной рекодификации гражданского законодательства (какими бы ни были результаты соответствующей работы в других постсоветских республиках) даже не начиналось. Тем не менее, помимо российского опыта, весьма интересным и полезным (а где-то - даже вдохновляющим) является осуществленное или происходящее в этом вопросе в других республиках бывшего СССР. VI. Молдова. Несмотря на то, что в Республике Молдова после обретения ею государственной независимости с распадом СССР ее Гражданский кодекс был разработан преимущественно с учетом Германского гражданского уложения, а не Модельного ГК, и в этой стране уже была успешно проведена модернизация даже того ГК, который был принят после обретения страной государственной независимости. Далее целиком привожу текст, который я получил по электронной почте от доктора юридических наук, профессора С. Бэешу, на протяжении нескольких лет занимавшего должность декана юридического факультета Государственного университета Молдовы, а в настоящее время являющегося заведующим департаментом частного права этого факультета (он же был активным участником обеих рабочих групп - как по разработке проекта первого ГК Молдовы, так и при подготовке проекта действующего модернизированного Гражданского кодекса Молдовы): «В 1994 году Постановлением Парламента Республики Молдова была создана рабочая группа по разработке проекта Гражданского кодекса. В целях ускорения разработки Гражданского кодекса Указом Президента Республики Молдова в 1997 году была создана группа международных и местных экспертов. А 6 июня 2002 года был принят Гражданский кодекс, вступивший в силу 12 июня 2003 года. Гражданский кодекс является наиболее объемным и подробным законодательным актом по вопросам частного права в Республике Молдова. Имея силу органического закона, он регулирует статус лиц, имущество, обязательства, наследственное и международное частное право. [По истечении нескольких лет] приказом министра юстиции Республики Молдова № 519 от 3 декабря 2013 года создана Рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Гражданский кодекс. В ее состав входили различные специалисты в области права, как теоретики, так и практики, большинство из которых являются профессорами университетов, нотариусами, [практикующими] юристами, а также судьи и чиновники Министерства юстиции. Рабочая группа осуществляла свою деятельность на постоянной основе в период с декабря 2013 года по апрель 2017 года, включая проведение более 70 заседаний помимо многочисленных заседаний различных дискуссионных подгрупп. Рабочая группа совместно с Министерством юстиции разработала проект изменений и дополнений в Гражданский кодекс, а также в другие соответствующие законодательные акты. Проект [этих] изменений и дополнений в Гражданский кодекс представлял собой важный шаг вперед и масштабную работу на пути модернизации национальной правовой инфраструктуры и приведения ее в соответствие с самыми современными нормами, используемыми на международном уровне, а также с учетом проблем толкования и применения действующей редакции Гражданского кодекса. [В целях его подготовки] были изучены и учтены [наиболее современные] международные и европейские законодательные разработки, в частности: а) Проект Общей системы координат Европейского Союза, разработанный европейской академической средой, опубликованный в 2008 году [(DCFR)]; б) Гражданское уложение Германии; c) Гражданский кодекс Франции, включая изменения, внесенные Постановлением № 2016-131 от 10 февраля 2016 года о реформировании договорного права, общего режима и подтверждения обязательств; г) Гражданские кодексы Италии, Голландии, частноправовые законы Эстонии, новые гражданские кодексы Чехии (2014 г.), Венгрии (2014 г.), Аргентины (2015 г.); д) новый Гражданский кодекс Румынии, вступивший в силу с 1 октября 2011 г.; е) Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями, внесенными в результате реформы, проведенной в период с 2013 по 2015 год; г) европейское право - особенно директивы о частном праве и защите прав потребителей. Также был принят во внимание проект Регламента Европейского парламента и Совета по Общеевропейскому законодательству о продажах (CESL), но он не был принят на уровне ЕС. В ноябре 2018 года был принят Закон о модернизации Гражданского кодекса, который вступил в силу 1 марта 2019 года. В настоящее время Гражданский кодекс Республики Молдова включает 2 671 статью, содержащиеся в пяти книгах: Общая часть, Вещные права, Обязательственное право, Наследство и Частное международное право». VII. Узбекистан. В 2019 году Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев поручил за год разработать новую редакцию Гражданского кодекса и внести ее в Правительство до 1 апреля 2020 года. В частности, им было принято распоряжение от 5 апреля 2019 г. № Р-5464 «О мерах по совершенствованию гражданского законодательства Республики Узбекистан», в соответствии с которым была сформирована Рабочая группа по подготовке новой редакции ГК Узбекистана, в состав которой вошли авторитетные узбекские ученые-цивилисты и иностранные эксперты. Как отмечается в публикациях, «гражданский кодекс - ключевой нормативно-правовой акт, который регулирует экономические отношения. Действующая редакция принята 23 года назад (в 1995-1996 годах) и во многом отстала от современных требований. Главные направления предстоящей работы обозначены в Концепции совершенствования гражданского законодательства».[17] Уже в июне 2020 года была опубликована информация о том, что «Дорожной картой» по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека (см. УП-6012 от 22.06.2020 г.) запланирована масштабная законотворческая работа в различных отраслях», в том числе новую редакцию обретет Гражданский кодекс.[18] Я имел возможность ознакомится с проектом обновленного ГК Узбекистана, а августе 2020 года я участвовал в международной научно-практической веб-конференции «Перспективы совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан», в рамках которой этот проект обсуждался.[19] Из своего доклада я повторю здесь только следующее: «Подход к совершенствованию гражданского законодательства, принятый в данном случае государственной и научной элитой Узбекистана, вызывает огромное уважение, и именно он представляется одним из наиболее (если не единственно) обоснованным и эффективным с точки зрения преемственности правового регулирования гражданских отношений, с одной стороны, и обеспечения модернизированной правовой основы для развития сферы гражданско-правовых отношений на долгосрочную перспективу, с другой стороны. Очевидно, что речь не идет о полном отказе от действующего ГК. Наоборот, каждая из его норм подверглась глубокому и всестороннему анализу и оценке ее актуальности и перспективности в контексте ясно понимаемых авторами реформы целей и содержания реформы целого ряда институтов гражданского права. И особо хочется подчеркнуть, что результаты этой работы показывают сохранение значимости большинства действующих положений (как общих, так и специальных) гражданского кодекса! В качестве примера это важно и для Казахстана. В то же время видно, что предлагаемая новая редакция ГК Узбекистана предполагает именно реформирование, а в чем-то - даже революционные изменения и в законодательстве, и в сфере социально-экономических отношений. Например, ГК дополняется новой главой, в которой закрепляются правовые основы соседского права, и содержание предлагаемых норм в целом соответствует тому, как эти отношения регулируются в развитых и развивающихся правопорядках. Также усматривается намерение провести реформы системы юридических лиц и системы вещных прав. В частности, предполагается введение института юридических лиц публичного права: эта концепция реализована в гражданском законодательстве большинства государств-участников ОЭСР, а также в некоторых государствах бывшего СССР. Особую поддержку заслуживает полный и безусловный отказ от такой организационно-правовой формы юридических лиц, как государственное предприятие, а также от служивших со времен советской экономики конструкций права хозяйственного ведения и права оперативного управления как основания прав госпредприятий на закрепленное за ними государственное имущество. Весьма актуальной является попытка сформировать новую основу для модернизации корпоративного законодательства». В ноябре 2020 года было опубликовано сообщение о том, что «на обсуждение вынесен проект новой редакции Гражданского кодекса, разработанный Министерством юстиции».[20] В силу разных причин обновленный ГК Узбекистана еще не принят, но, как стало известным в конце марта 2023 года из обсуждений с узбекскими коллегами, доработка законопроекта возобновляется с намерением ускорить модернизацию гражданского законодательства. Я не знаю, каким будет окончательный вариант обновленного ГК Узбекистана. Однако отмечу, что его проект, который обсуждался во второй половине 2020 года, со всеми его недостатками и необходимостью заметной доработки, отличался существенными достоинствами: (i) он был подготовлен при поддержке Главы государства авторитетными цивилистами коллективно и с соблюдением традиций континентального права, (ii) в нем отражены все значимые институты частного права, присущие законодательству современного демократического социального правового государства, обеспечивающего ответственное осуществление гражданских прав и свободное предпринимательство, а также участвующего в экономическом обороте на равноправной с другими субъектами оборота основе, и (iii) в нем явно усматривается окончательный отрыв от «совкового» прошлого, сдерживающего социально-экономическое развитие и наиболее полную интеграцию страны в систему международных гуманитарных и хозяйственных связей. VIII. Украина. Рекодификация гражданского законодательства полным ходом происходит в Украине. Профессор Н.С. Кузнецова, являясь активным участником разработки Модельного гражданского кодекса для стран СНГ, отмечает, что «украинский ГК, который был принят раньше других кодексов, возможно, в меньшей мере, чем в них, текстуально воспроизвел нормы Модели, но последняя, несомненно, для нас имела важное методологическое значение».[21] При этом проект действующего ГК Украины разрабатывался более 10 лет, был принят в январе 2003 года и введен в действие с января 2004 года; работа над ним изначально велась с ориентиром на гармонизацию национального гражданского законодательства с правом Европейского Союза, с «необходимостью доказать членам европейского сообщества реальную готовность Украины принять европейские правовые стандарты и, таким образом, значительно укрепить позиции Европейского Союза на территории одного из крупнейших государств бывшего СССР»; но в силу целого ряда обстоятельств объективного и субъективного характера украинский ГК был принят «со значительными резекциями».[22] Украинские правоведы утверждают, что наряду с принятой в 1996 году Конституцией Украины, принятие впоследствии Гражданского кодекса обусловило формирование в ней гражданского общества, а сам ГК рассматривается наиболее важным законодательным актом и стержнем всего гражданского законодательства. Но сегодня интеграция Украины в европейское пространство, интенсивные процессы глобализации, разработка в Европе совместно со всем миром многих рекомендационных актов, направленны на гармонизацию, обусловили новые вызовы перед украинским государством в сфере правотворчества и побуждают к следованию европейским тенденциям в процессе совершенствования частноправового законодательства. В связи с этим в июле 2019 года постановлением Кабинета министров Украины была сформирована Рабочая группа по рекодификации (обновлению) гражданского законодательства Украины, которая разработала Концепцию обновления Гражданского кодекса Украины, которая была активно и широко обсуждена юридическим сообществом с приглашением к обсуждению и иностранных юристов.[23] Мы ознакомились с Концепцией рекодификации гражданского законодательства Украины,[24] а также участвовали в ее обсуждении в рамках XI-го Международного цивилистического форума «На пути к европейскому частному праву» в Киеве в октябре 2021 года.[25] В данной статье только повторю ранее высказанное в нашем совместном с академиком М.К. Сулейменовым докладе: «Во-первых, эта работа нацелена на системное обновление Гражданского кодекса Украины. Во-вторых, проведение этой работы обосновывается содержащейся в Концепции совершенно ясной оценкой текущего состояния и перспектив социально-экономического развития украинского общества и государства, включая развитие такого важного компонента, как национальная правовая система. Следует подчеркнуть обусловленность этой работы «евроинтеграционной направленностью всех компонентов общества», что позволило авторам Концепции придерживаться однозначной логики предлагаемой правовой реформы (с учетом логики трансформации всего общества), а также определить обоснованные и четкие ориентиры и методику реформирования. Очень важным также является то, что вся работа по созданию Концепции проведена ведущими учеными Украины, являющимися признанными специалистами в области гражданского права и международного частного права. … И, наконец, серьезным фактором успеха проводимой реформы гражданского законодательства в Украине видится то, что работа по рекодификации проводится при прямой поддержке государства. Создание рабочей группы по рекодификации гражданского законодательства постановлением Кабинета Министров Украины свидетельствует не только о том, что важность реформы признается центральной государственной властью, но также о том, что эта власть предпринимает конкретные шаги по проведению такой реформы». В апреле 2023 года мы уже имели возможность обсуждать проект Книги первой обновляемого ГК Украины, выступив в рамках XII-го Международного цивилистического форума «Рекодификация гражданского законодательства: Книга первая ГК Украины».[26] IX. Таджикистан. В декабре 2022 года новый Гражданский кодекс появился и в Таджикистане: он принят постановлением Маджлиси намояндагон от 23 ноября 2022 года № 915 и одобрен постановлением Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 16 декабря 2022 года № 319; вводится в действие с 1 июля 2023 года. Действовавший до его принятия Гражданский кодекс Республики Таджикистан (первая и вторая части приняты в 1999 году, а третья часть - в 2004 годы), был разработан с учетом Модельного кодекса стран СНГ. Как пояснил мне в телефонном разговоре доктор юридических наук, профессор Д.С. Муртозозода, с самого начала являвшийся членом рабочей группы по пересмотру ГК и в настоящее время являющийся депутатом Маджлиси Оли Республики Таджикистан, принятие нового ГК было предусмотрено действующей Концепцией правовой политики, и еще в 2013 году указом Президента республики была создана упомянутая рабочая группа в составе 17 человек (преимущественно из числа преподавателей и профессоров Таджикского национального университета имени Рудаки, а также она включала в себя представителей Министерства юстиции и Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан; первым руководителе рабочей группы стал известный ученый-цивилист профессор М.З. Рахимов). Работа над новым ГК Таджикистана длилась несколько лет. Готовый проект кодекса на рассмотрение Маджлиси Оли также внес Глава государства в порядке законодательной инициативы. В качестве основных новелл отмечается обновление вещного права, выделение в отдельную главу положений о личных неимущественных правах, включение отдельных глав о договоре долевого строительства жилого здания и договоре эскроу. В других источниках можно обнаружить такое описания новелл в недавно принятом ГК Таджикистана: «в Гражданском кодексе … изложены положения по регулированию имущественных и личных неимущественных отношений, а также порядок осуществления прав интеллектуальной и иной собственности, корпоративных отношений, договорных и иных обязательств. … и другие изменения, включая определение различных форм ведения сельского хозяйства (дехканские хозяйства, кооперативы, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), а также возможность установления прав государственных и частных пользователей на земельные участки. В дальнейшем новый Гражданский кодекс также позволит включить в Земельный кодекс все вопросы регулирования земельных отношений».[27] Однако же при этом новый ГК Таджикистана, к сожалению, сохраняет регулирование государственных унитарных предприятий, право хозяйственного ведения, а также не предлагает особой реформы норм о субъектах гражданских отношений, корпоративного права, системы объектов гражданских прав и ряда других институтов частного права. X. Нет сомнений, что модернизация гражданского кодекса, принятого почти 30 лет назад, сразу после развала Советского Союза, на основе Модельного ГК для стран-участниц СНГ, сегодня является актуальной задачей для всех правопорядков государств Центральной Азии. В Казахстане об этом говорится на протяжении нескольких предшествующих лет. Уже неоднократно были осуществлены довольно объемные, хотя и не всегда удачные (а иногда - весьма необоснованные), изменения и дополнения по целому ряду институтов гражданского права. В 2020 году в публичном поле даже проявилось весьма острое столкновение позиций в связи с тем, что коллектив КазГЮУ заявил о представлении вице-министру юстиции то ли концепции, то ли проекта нового (!) гражданского кодекса Республики Казахстан.[28] Правда, ни во что особенное это не вылилось (и объективно не могло привести к чему-то заслуживающему внимания с точки зрения совершенствования гражданского законодательства), но утверждения авторов той презентации о том, что действующий ГК практически полностью устарел и не является адекватным реалиям текущего момента, а потому требуется разработка именно нового кодекса, вполне обоснованно и без каких-то оговорок не нашло поддержки со стороны подавляющего большинства казахстанских цивилистов и других наших коллег.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |