Налоговые проверки в Узбекистане
Как и во всех странах, в Узбекистане налоговые проверки проводятся в целях осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Такая проверка осуществляется на основе изучения и анализа данных о налогоплательщике, имеющихся в налоговых органах Узбекистана.
Налоговые проверки не проводятся у субъектов предпринимательства категории «ААА» по рейтингу стабильности субъектов предпринимательства. Однако, налоговые проверки могут проводиться без каких-либо ограничений:
- у любых субъектов предпринимательства в рамках возбуждённых уголовных дел (в том числе у тех,имеющих категории «ААА» по рейтингу стабильности);
- у любых государственных предприятий и юридических лиц с государственной долей в уставном капитале 50 % и более.
Налоговые проверки подразделяются на 3 вида: камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка и налоговый аудит.
Камеральная налоговая проверка - проверка, проводимая на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и/или других сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа с целью проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты в бюджет налогов и сборов.
Выездная налоговая проверка - проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, при которой проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и денежных средств, а также другой информации, связанной с деятельностью налогоплательщика.
Налоговый аудит - проверка правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком за определенный период путем изучения финансовой и налоговой отчетности по вопросам достоверности и соответствия их во всех аспектах нормам налогового законодательства, порядка формирования и отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете и учете в целях налогообложения.
Выездные налоговые проверки и налоговый аудит юридических лиц осуществляются налоговыми органами с обязательным предварительным уведомлением Бизнес-омбудсмана - Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Ниже опишем разницы между разными видами налоговых проверок:
| Камеральная налоговая проверка | Выездная налоговая проверка | Налоговый аудит |
Порядок осуществления налоговой проверки | Удаленно - путем анализа налоговой отчетности, финансовой отчетности и иных документов и сведений налогоплательщика | С выездом к месту расположения налогоплательщика. | С выездом к месту расположения налогоплательщика. При невозможности проведения аудита на территории налогоплательщика, налоговый аудит проводится по месту нахождения налогового органа. В этом случае все необходимые документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган. Проверяется только категория налогоплательщиков с высокой степенью риска. |
Документ для начала проверки | Приказ руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении проверки. Однако, приказ не требуется для осуществления проверки в целях возмещения (возврата) суммы НДС. | Приказ руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении проверки. | Приказ руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении аудита. Основанием для принятия данного приказа является составленная программа налогового аудита. В рамках уголовного дела - приказ руководителя (его заместителя) налогового органа, принятое на основании постановления правоохранительных органов или определения суда. Приказ начальника (его заместителя) Межрегиональной гос. налоговой инспекции о проведении аудита - для крупных налогоплательщиков. |
Предварительное уведомление налогоплательщика о намечаемой проверке | Не требуется | Не требуется | Требуется письменное извещение за 30 календарных дней до начала аудита (за исключением отдельных лиц). По согласованию с ГНК можно проводить аудит без извещения налогоплательщика при наличии признаков уклонения от уплаты налогов. |
Основания для начала проверки | непредставлении налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности или обоснований в течение 10 дней со дня получения уведомления налогового органа; наличие риска совершения нарушения налогового законодательства, установленного на основе системы управления налоговыми рисками; при выявлении ошибок или расхождений в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности. при поступлении в налоговый орган обращений физических и юридических лиц о фактах нарушения налогового законодательства; представлении налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, по сравнению с ранее представленной налоговой отчетностью либо увеличена сумма понесенного убытка; обращение налогоплательщика для возмещения (возврата) суммы НДС. | наличие риска совершения нарушения налогового законодательства, установленного системой управления налоговыми рисками; поступление обращений физических или юридических лиц о фактах нарушения налогового либо валютного законодательства; публикация в СМИ сведений о налоговых и валютных правонарушениях; возникновение необходимости получения дополнительных сведений в целях объективного осуществления проводимой камеральной налоговой проверки; возникновение необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в процессе постановки плательщиков НДС на специальный регистрационный учет по НДС в налоговых органах; непредставление либо неполное представление налогоплательщиком сведений или документов на запрос налогового органа, отправленный в процессе осуществления мониторинга за обоснованностью проведения валютных операций; информация, поступившая из судебных, правоохранительных органов, а также других государственных органов и организаций, свидетельствующая о налоговых и валютных правонарушениях; выявление налоговыми инспекторами в процессе осуществления своих служебных обязанностей фактов фальсификации и контрафакта, а также нарушений правил маркировки в отношении продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировке. | если по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) либо не представил обоснования выявленных расхождений или представленные им обоснования признаны недостаточными; добровольная ликвидация юридических лиц (за исключением налогоплательщиков, имеющих заключения налоговых консультантов по налогам); ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, проводимых по уголовным делам; прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, кроме уплачивающих налог на доходы физических лиц в фиксированном размере либо на основании декларации; окончание деятельности постоянного учреждения нерезидента (иностранной компании) в Узбекистане. |
Срок проведения проверки | Не более 60 дней. 30 дней - для проверки в целях возмещения (возврата) суммы НДС. | Не более 10 дней | Не более 30 рабочих дней. Данный срок может быть продлен от 2 до 6 месяцев. При этом общий максимальный срок проведения проверки - 6 месяцев. |
Проверяемый период | Максимум за последние 3 года | Максимум за последние 3 года | Максимум за последние 3 года. При этом не затрагивается период предыдущего налогового аудита |
Документ налогового органа по итогам проверки | Заключение о выявленных расхождениях или об отсутствии нарушений. Акт о налоговых правонарушениях (при выявлении нарушений в ходе проверки). | Акт выездной налоговой проверки Акт о налоговых правонарушениях (при выявлении нарушений в ходе проверки). | Акт налогового аудита Акт о налоговых правонарушениях (при выявлении нарушений в ходе проверки). |
Действия налогового органа по итогам проверки | 1. Направление налогоплательщику требования о внесении исправлений в налоговую отчетность. При невыполнении вышеуказанного требования, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит у налогоплательщика. 2. Решение о возмещении или об отказе в возмещении (возврата) суммы НДС. | Предоставление налогоплательщику акта выездной налоговой проверки | Предоставление налогоплательщику акта налогового аудита |
Действия налогоплательщика по итогам проверки | В течение 5 дней со дня получения требования налогового органа представить: - уточненную налоговую отчетность по соответствующим налогам; или - обоснование выявленных расхождений с представлением подтверждающих документов. Налоговый орган обязан рассмотреть обоснование налогоплательщика в течение 15 дней. | В случае несогласия с актом налогового органа, налогоплательщик вправе представить письменные возражения в налоговый орган в течение 10 дней со дня получения акта. Налоговый орган обязан рассмотреть возражение в течение 5-10 дней. | В случае несогласия с актом налогового органа, налогоплательщик вправе представить письменные возражения в налоговый орган в течение 10 дней со дня получения акта. Налоговый орган обязан рассмотреть возражение в течение 5-10 дней. |
Финальный документ налогового органа по итогам проверки | Решение: - о доначисление налогов и пени или отказ в этом; - о привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказ в этом. Решение передается (вручается) налогоплательщику в течение 2 дней и вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его передачи (вручения). | Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказ в этом. Решение передается (вручается) налогоплательщику в течение 2 дней и вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его передачи (вручения). | Решение: - о доначислении налогов и пеней или отказ в этом по материалам налогового аудита; - привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказ в этом. Решение передается (вручается) налогоплательщику в течение 2 дней и вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его передачи (вручения). |
Оспаривание решения налогового органа по итогам проверки | Решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или суд | Решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или суд | Решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или суд |
Пошлина для обжалования решения налогового органа в суд | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Срок обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган или в суд | 30 дней с момента получения решения налогового органа по итогам налоговой проверки | 30 дней с момента получения решения налогового органа по итогам налоговой проверки | 30 дней с момента получения решения налогового органа по итогам налоговой проверки |
В ходе проведения налоговых проверок налогоплательщики вправе:
l не выполнять требования должностных лиц налоговых органов, которые не относятся к вопросам проверки;
l участвовать лично или через своего представителя (юриста, адвоката, налогового консультанта и тд.) при проведении налоговой проверки;
l представлять в налоговые органы, осуществляющие налоговую проверку, пояснения по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;
l не представлять налоговому органу истребуемые документы, если эти документы или их копии ранее представлялись налоговым органам при проведении предыдущих камеральных или выездных налоговых проверок либо при проведении налогового мониторинга;
l заявить отвод эксперту, привлечённого налоговым органом, и просить о назначении эксперта из числа лиц, указанных налогоплательщиком;
l присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта;
l знакомиться с материалами налоговой проверки и получать акт налоговой проверки;
l обжаловать незаконные действия должностных лиц налоговых органов;
l в качестве обоснования во время проведения налоговой проверки или по ее результатам вправе представить отчет и/или заключение организации налоговых консультантов по налоговому консультированию.
Также, при проведении выездных налоговых проверок или налогового аудита налогоплательщики вправе не допускать на свою территорию и в помещения для проведения налоговой проверки должностных лиц налогового органа если:
l приказ о проведении выездной налоговой проверки не оформлен в установленном порядке и/или налогоплательщику не вручена копия приказа (за исключением случаев отказа налогоплательщика от получения копии приказа);
l проверяющее должностное лицо не указано в приказе о назначении проверки, не предъявило свое служебное удостоверение;
l сроки налоговой проверки, указанные в приказе, не наступили или истекли.
Любые незаконные действия или требования работников налоговых органов можно обжаловать, и при необходимости привлечь их к установленной законодательством ответственности.
Следующие дела подведомственны экономическим и гражданским судам:
l споры по делам о взыскании налоговой задолженности;
l споры о возврате из бюджета денежных средств налогоплательщиков по исполнительным или иным документам;
l дела о применении мер правового воздействия.
Следующие дела подведомственны административным судам:
l дела об оспаривании решений налоговых органов;
l дела об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов;
l дела об отказе в регистрации налоговым органом договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия налогового органа (в том числе взыскание доначисленных налогов и сборов, а также применение финансовых санкций), до принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом или до вступления в законную силу решения суда. В случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд, налогоплательщик должен письменно уведомить налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностного лица которого обжалуются. К своему уведомлению необходимо приложить копию жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд.
Юридическая фирма Ryskiyeva & Partners
info@ryskiyeva.com
www.ryskiyeva.com