Правовая природа соглашения о разделе продукции
Гайдаш Аркадий Валерьевич
Старший преподаватель кафедры частно-правовых дисциплин
Каспийского общественного университета
Садырова Гульжахрам Нурмагамбетовна
Старший преподаватель кафедры частно-правовых дисциплин
Каспийского общественного университета
VI международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 11 апреля 2008 г.)
Привлечение крупномасштабных инвестиций, как отечественных, так и иностранных, в экономику страны является одной из важнейших задач государства. Для привлечения инвестиций, государству, как и инвестору, требуется правовая основа, обеспечивающая благоприятный и стабильный режим деятельности сторон.
Соглашения о разделе продукции (далее - СРП) традиционно используются в недропользовании в сфере добычи нефти и других полезных ископаемых и являются договорами, получившими наименование государственного частного партнёрства (public-private partnerships).
Повышение внимания к договорным формам привлечения иностранных инвестиций в Казахстан обусловлено, на наш взгляд, тем, что договор (соглашение) является надёжным и гибким средством закрепления отношений между инвесторами и государством. Только договор может предоставить сторонам наибольшие гарантии надлежащего исполнения принятых контрагентами обязательств, защиту от необоснованного нарушения прав сторон по договору, компенсацию убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Договорные формы инвестирования давно известны мировой практике. На основе концессионных соглашений (concession agreement) в недропользовании в середине 80-х годов строились отношения более чем в 120 странах, среди которых можно назвать государства Европы (Великобритания, Норвегия, Франция, Италия и др.), Америки (США, Канада и др.), Африки (Алжир, Тунис, Ливия, Нигерия, Камерун, Габон, Сомали, Мадагаскар и др.), Азии (Турция, Пакистан, Таиланд и др.) и Океании (Австралия и Папуа Новая Гвинея). Здесь следует отметить что, по нашему мнению, концессия и СРП имеют различную правовую природу, хотя этот вопрос до сих пор является предметом дискуссий. Подробнее на этом вопросе остановимся ниже.
Взаимоотношения государства с инвесторами исторически имеют такую правовую форму как концессионные соглашения.
Соглашение о разделе продукции или «production sharing», как его называют во всем мире, появились сравнительно недавно. Впервые данный договор был заключен в 1966 г. в Индонезии; он представлял собой новый юридический инструмент в регулировании отношений собственности между принимающими странами и международными нефтяными компаниями, особенности которого заключаются в том, что нефтяная компания осуществляет нефтяные операции за свой счет и за свой риск: при обнаружении нефти часть добываемой продукции направляется на возмещение затрат нефтяной компании (cost oil), а оставшаяся часть (profit oil) делится между сторонами в определенной пропорции. Одной из национальных особенностей СРП в РК выступает то обстоятельство, что этот вид соглашения используется при добыче нефти, хотя, на наш взгляд, возможно, его применение и при разработке других полезных ископаемых. В целом, благодаря сложившейся международной практике, концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции довольно часто объединяют под общим названием «нефтяные контракты».
СРП (production sharing agreements) традиционно используются в недропользовании в сфере добычи нефти и характерны для тех стран, где государство сохраняет право собственности на недра. Международная нефтяная компания получает права собственника лишь на ту часть добытых ресурсов, которая получена ею в результате раздела продукции.
Как отмечает Н.Н. Вознесенская, Закон «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» (далее Закон о СРП) обеспечил потенциальным инвесторам наибольшую правовую стабильность, защищённость и налоговую благоприятность. Авторы солидарны во мнении, что принятие Закона о СРП - это ещё и восстановление преемственности договорной истории российского недропользования, возвращение к прерванной традиции российского горного права, основывавшегося на частноправовых началах.
В Казахстане принят специальный законодательный акт, регулирующий вопросы заключения такого вида контракта на недропользование, как СРП - это Закон РК «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операции на море» от 8 июля 2005г. Но в отличие от аналогичного закона Российской Федерации (Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г.) сфера его регулирования ограничена проведением нефтяных операций на море. В частности, Закон Республики Казахстан о соглашениях (контрактах) о разделе продукции, регулирует общественные отношения, связанные с предоставлением права на проведение нефтяных операций, заключением, исполнением, изменением и прекращением соглашений о разделе продукций в казахстанской части Каспийского и Аральского морей, и определяет основные правовые условия таких соглашений, а также последующего распределения продукции между Республикой Казахстан и подрядчиком (ст. 1). Мы соглашаемся с мнением С.П. Мороз, которая считает неоправданным сужение сферы применения Закона РК о СРП нефтяными операциями на море, необходимо законодательно закрепить возможность применения данной договорной формы не только при добычи нефти, но и при добычи других полезных ископаемых. Нужно заметить, что в России уже работают объекты, основанные на использовании режима соглашения о разделе продукции при освоении газовых месторождении, угольных разрезов, месторождений драгоценных камней и материалов. Представляется, что этот опыт может быть учтен и в РК при совершенствовании законодательства регулирующего СРП. Полагаем, что вопросы специального законодательного регулирования в этой области в достаточной степени не решены, поэтому представляется более целесообразным принятие Закона РК «О соглашения о разделе продукции». Хотя некоторые юристы уже сейчас, ссылаясь на ст. 42 Закона РК «О недрах и недропользовании», на вопрос о возможности заключения СРП не на море и не о нефти, отвечают положительно.
Определение правовой природы СРП - есть важный шаг в изучении этого типа отношений в целях более точного их правопонимания, установления договорных прав и обязанностей, условий и объёма ответственности в случае нарушения контрагентами условий соглашения.
Вопрос о правовой природе СРП, как впрочем, и многие другие вопросы в цивилистике, является дискуссионным и вызывает многочисленные споры. В том числе неоднозначен вопрос и о самом определении - правовая природа. Для целей этой статьи поясним, что для раскрытия правовой природы необходимо установить: 1) понятие, дефиницию соответствующей категории; 2) правовое регулирование и место СРП в системе правоотношений.
Споры о правовой природе СРП обусловлены в частности возможным присутствием иностранного элемента в договоре и спецификой взаимоотношений между сторонами. В одном исследователи единодушны, что СРП является инвестиционным соглашением, договорной формой привлечения иностранных или национальных инвестиций. Как отмечает А.Ф. Шарифуллина, СРП обладают всеми специфическими чертами, свойственными инвестиционным соглашениям. Поэтому для того, чтобы выявить правовую природу СРП, по нашему мнению, необходимо начать с уточнения категории самих инвестиционных соглашений.
Некоторые исследователи полагают, что Закон о СРП является правовым актом, который в основном предназначен для регулирования отношений с участием иностранных лиц. Поскольку контрагентами по СРП в основном являются иностранные инвесторы, то именно в этой плоскости следует рассматривать подобные инвестиционные соглашения: привлекающие иностранные инвестиции и заключаемые с иностранными инвесторами (иностранными лицами). Это мнение, как впрочем, и любое другое, имеет право на существование, но, анализируя текст Закона о СРП мы видим, что в нем нет акцента на иностранных инвесторов, да есть п.2 ст.22, где говориться о последствиях выбора иностранного инвестора, но это еще не дает основание полагать, что закон предназначен для регулирования отношений с иностранными инвесторами. Даже тот факт, что на сегодняшний день многие СРП заключены с внешними контрагентами, не должен по нашему мнению влиять на понимание правой природы данного вида отношений.
Инвестиционные соглашения, к которым относиться и СРП, являются одним из важнейших институтов международного экономического сотрудничества, и как показывает мировая практика, наиболее эффективной и обоюдовыгодной формой осуществления инвестиций в сферу разработки и добычи минерального сырья, а также в развитие социальной сферы, инфраструктуры и промышленности страны.
Однако самой категории «инвестиционное соглашение» не даётся однозначной трактовки в отечественной и зарубежной правовой литературе.
В частности, в одной из первых работ, посвящённых иностранным инвестициям, А.Г. Богатырёва была дана дефиниция инвестиционного соглашения - как средства индивидуализации и конкретизации норм национального и международного права по регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом. Причём автор рассматривал инвестиционные соглашения в качестве института международного частного права, регулирующего конкретные правоотношения между государствами, принимающими инвестиции, и частными иностранными инвеститорами.
М.И. Кулагин определял инвестиционное соглашение как договор между частным вкладчиком и государством, в котором определяются условия допуска и функционирования частного инвестора в данной стране, взаимные права и обязанности вкладчика капитала и государства.
По мнению С.Б. Немченко, определённая трудность в правопонимании СРП лежит в том, что подобное соглашение имеет двойственную природу. С одной стороны - это инвестиционное соглашение, договорная форма привлечения иностранных инвестиций, регулируемая законодательством об иностранных инвестициях. С другой - это договорная форма недропользования, регулируемая законодательством о недропользовании.
Таким образом, видно, что категория «инвестиционное соглашение» в юридической литературе понимается довольно широко - как соглашение, на основе которого возникают инвестиции, и этот договор, по мнению различных исследователей, может находиться в нескольких плоскостях: международной публично-правовой, международной частно-правовой, национальной публично-правовой и национальной частно-правовой.
Но нам представляется верным рассматривать СРП как особую форму частно-правового соглашения, зачастую усложненную иностранным элементом, с одной стороны, и специфичным субъектом - государством, с другой стороны. Причем, несмотря на частно-правовой характер отношений, государству принадлежат и некоторые публично-правовые полномочия на стадии заключения договора (в частности, решения о предоставлении налоговых льгот и пр.)
СРП является смешанным частно-правовым договором между государством (заказчиком) предоставляющим на возмездной и срочной основе исключительные права на осуществление определенных видов деятельности, в целях получения прибыли и продукции, и инвестором - подрядчиком который обязуется своим иждивением произвести разведку и добычу или только добычу полезных ископаемых которые подлежат разделу между сторонами на условиях, определенных договором.
Вопросы публичного права решаются до заключения СРП, то есть тогда, когда еще нет частно-правового равенства сторон. Размер и порядок уплаты налогов или освобождение от них не является условием договора т.к. не подлежит согласованию а предлагается инвестору как данность. Аналогом в гражданском праве является договор присоединения, не возникнет же у нас желания назвать поездку в поезде публично-правовым явлением только потому, что мы не можем поторговаться с «КазахстанТемирЖолы», а цена, пункт назначения, класс вагона и пр. (применительно к СРП - условия в блоке, налоги, порядок раздела продукции) уже установлено без нашего участия и единственно, что мы можем сделать при несогласии с предложенным - это отказаться от поездки (в последнем случае, отказаться от заключения СРП). Но если мы согласились и вступили в частно-правовые отношения, тогда здесь уже есть равенство сторон и взаимные обязанности по исполнению принятых на себя обязательств.
Условия о возможном одностороннем расторжении или пересмотре СРП со стороны государства не выходят, как нам кажется за пределы норм п. 1 ст. 404 ГК РК.
Участие иностранного инвестора не влечет за собой вопроса о применимом праве, поскольку ст. 31 Закона О СРП гласит, что к отношениям по проведению совмещенной разведки и добычи или добычи нефти на условиях раздела продукции применяется исключительно право Республики Казахстан.
Следовательно, все доводы о публично-правовом характере СРП, и уж тем более о международно-публичном представляются нам несостоятельными.
В заключение хотелось бы отметить, что на недавнем форуме работников налоговых органов РК премьер-министр Карим Масимов заявил: «По налогообложению недропользователей необходимо в целом предусмотреть увеличение налоговой нагрузки и пересмотреть порядок уплаты налогов. В частности, надо внимательно проработать для вновь заключаемых контрактов по недропользованию вопрос исключения СРП как вида контрактов на недропользование. Я думаю, что этот вопрос надо закрыть: по тем контрактам, которые уже заключены, Казахстан будет продолжать исполнять свои обязательства, как это отражено в них, по новым контрактам СРП надо исключить. Мы в другое время живем, в особых условиях». Так что возможно скоро нам предстоит работать с новой, отличной от СРП конструкцией, и как она будет называться и сохранит ли она частно-правовой характер покажет время.
[1] Дьяченко С. Нефтяные концессионные соглашения // Нефть, газ, право. - 1996. - № 4 (10). С. 52.
[2] См., например, Дойников И.В. Предпринимательское право. М., 1998. С. 175.
[3] Мороз С.П. Инвестиционное право Республики Казахстан: Курс лекций. - Алматы: КОУ, 2008. -168с.
[4] Вознесенская Н.Н. Соглашения о разделе продукции в сфере нефтедобычи. - М.: Юридическая фирма «Информация и право», 1997. С. 15.
[5] Сосна С.А. Концессионное соглашение: теория и практика. - М., 2002. С. 34.
[6] ФЗ от 28 мая 2003 г. №63-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Наталкинском золоторудном месторождении)»;
- ФЗ от 10 января 2002 г. №6-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майском месторождении золота)»;
- ФЗ от 4 августа 2001 г. №106-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении)»;
[7] Мороз С.П. Инвестиционное право Республики Казахстан: Курс лекций. - Алматы: КОУ, 2008. -168с.
[8] Владимир Каратицкий, Информационно-аналитический журнал PETROLEUM, №4, август 2005 г.
[9] Шарифуллина А.Ф. Соглашения о разделе продукции: понятие, заключение, реализация. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. 12.00.04. - М., 2000. С. 36.
[10] Силкин В.В. Правовые формы привлечения и защиты прямых иностранных инвестиций по законодательству и международным договорам. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. 12.00.03. - М., 2001. С. 127.
[11] Ошенков А.Н. Регулирование инвестиционных соглашений // Московский журнал международного права: Научно-теоретический и информационно-практический журнал № 1. - М.: Междунаодные отношения, 2000. С. 140.
[12] Богатырев А. Г. Инвестиционное право. — М., Росс. право, 1992. С. 81.
[13] Кулагин М.И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключаемых развивающимися странами // Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки. - М., 1975. С. 40 - 53.
[14] Казахстан намерен отказаться от соглашений о разделе продукции при заключении новых контрактов на недропользование - Масимов [11:15] 21.02.08, «Казахстан Сегодня»