|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья 65. Административная ответственность несовершеннолетних 1. Несовершеннолетними, на которых распространяется действие настоящей главы, признаются лица, которым ко времени совершения административного правонарушения исполнилось шестнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 2. На несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, может быть наложено административное взыскание с применением мер воспитательного воздействия.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Возраст - это календарный период, прошедший от рождения до любого другого хронологического периода в жизни человека. Под возрастом административной ответственности следует понимать такой календарный период психофизического развития личности, с которым связаны психофизические и правовые последствия для юридического статуса личности[192]. Принято выделять такие виды возраста, как биологический, календарный, социально-правовой. Последний предполагает, что в определенный жизненный период человек располагает тем или иным уровнем социализации, соответствующими социально-психологическими изменениями, объемом и содержанием прав и обязанностей, характером, содержанием и объемом ответственности перед обществом[193]. Государство стоит на страже интересов детей и в ст.1 Закона РК от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» определяет, что каждое лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия) является ребенком. Более того, данный специальный нормативный акт устанавливает особенности ответственности несовершеннолетнего и воздействия на его поведение (ст. 48, 49). Так, при назначении вида наказания государственные органы и должностные лица должны учитывать условия жизни и воспитания ребенка, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. При осуществлении родительских прав родители и другие законные представители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. Республика Казахстан является участником многих международных соглашений, которые предписывают учитывать несовершеннолетний возраст. К числу основных международных правовых актов можно отнести: - Конвенцию ООН «О правах ребенка», принятую 20 ноября 1989 года; - Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 года. Согласно данным актам в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, и которые призваны: - удовлетворять различные потребности несовершеннолетних правонарушителей, защищая при этом их основные права; - удовлетворять потребности общества; - проводить в жизнь следующие правила неукоснительно и беспристрастно. Все эти особенности учитываются и административным законодательством, в котором предусмотрены такие изъятия и исключения для несовершеннолетних: - изъятия о применении некоторых административных взысканий; - особенности в применении отдельных административных взысканий; - исключительные меры, применяемые только к несовершеннолетним; - исключительные сроки давности; - исключительные условия освобождения от ответственности; - специальные компетенции государственных органов и должностных лиц по административным делам с участием несовершеннолетних лиц. Все эти и другие особенности содержатся в нормах Общей и Особенной частей КоАП, которые будут прокомментированы далее. По общему правилу (ст. 28 КоАП) административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста. При этом несовершеннолетними признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. В части 1 ст. 65 КоАП закреплено действие главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» только в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет. Важное значение имеет время наступления указанного возрастного промежутка. Он должен совпадать со временем совершения правонарушения. Возраст несовершеннолетнего устанавливается исходя из документов, удостоверяющих личность, в которых указывается дата его рождения. При этом судебная практика считает лицо достигнувшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток[194]. В случае отсутствия документов, подтверждающих дату рождения, возраст устанавливается посредством назначения соответствующих экспертиз. В нормах Особенной части КоАП законодатель учитывает несовершеннолетний возраст как до 16 лет, так и до 18 лет. К примеру, в ч. 3 ст. 436 - за стрельбу из огнестрельного, газового, пневматического, метательного и электрического оружия, применение пиротехнических изделий в населенных пунктах несовершеннолетним до 16 лет. То же самое в ст. 435 - хулиганство, совершенное несовершеннолетним и ст. 438 - заведомо ложный вызов специальных служб и другие правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП. Другая категория несовершеннолетних указана в ст. 442, где предусмотрена ответственность лиц, не достигших 18-летнего возраста за нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей. Необходимо отметить, что действие норм Главы 9 распространяется и на составы административных правонарушений, где субъект обладает общими признаками, указанными в пп. 1) ст. 28: физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения 16-летнего возраста. В части 2 данной нормы устанавливается возможность или даже необходимость воспитания несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение. Само совершение посягательства свидетельствует о недостатках в воспитании несовершеннолетнего, в погрешности его системы ценностей. Все это наравне с восстановлением справедливости вызывает необходимость воспитательного воздействия на несовершеннолетнее лицо, совершившее административное правонарушение. Особые виды наказания, применяемые к несовершеннолетним лицам, расцениваются как форма их (несовершеннолетних лиц) правовой защиты[195]. Виды и содержание мер воспитательного воздействия закреплены в статьях 69 и 70 КоАП.
Статья 66. Особенности применения административных взысканий к несовершеннолетним 1. Размер административного штрафа, налагаемого на несовершеннолетнего, не может превышать десять месячных расчетных показателей независимо от размера штрафа, предусмотренного статьей Особенной части настоящего раздела. При отсутствии у несовершеннолетнего имущества, достаточного для уплаты штрафа, штраф налагается на родителей или лиц, их заменяющих. 2. Лишение специального права может налагаться на несовершеннолетних на срок не более одного года. 3. Другие виды административных взысканий (за исключением административного ареста), а также меры административно-правового воздействия, указанные в статьях 41 и 52 настоящего Кодекса, применяются к несовершеннолетним на общих основаниях.
КОММЕНТАРИЙ Часть 1. Система мер административных взысканий содержит различных виды. К числу наиболее применяемых следует отнести штраф, под которым понимается денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении. Категория специальных субъектов в виде несовершеннолетних лиц (применительно к данной главе от 16 до 18 лет) не обладает полной правоспособностью, ограничена в совершении гражданско-правовых сделок и, как правило, не обладает полноценным источником доходов. Даже если несовершеннолетнее лицо имеет постоянное место работы, то оплата его труда производится по минимальным нормам ввиду отсутствия профессионального образования, классной квалификации, опыта работы и др. Все эти обстоятельства требуют дифференцированного подхода к наложению административного штрафа на несовершеннолетних лиц, совершивших административное правонарушение. Как правило, размер штрафа в статьях Особенной части указан в месячных расчетных показателях. Однако в некоторых случаях он исчисляется в процентах от суммы причиненного ущерба или нанесенного вреда, суммы сделки или незаконного дохода, а также других сумм в соответствии с нормами Особенной части настоящего кодекса. При назначении взыскания в виде административного штрафа к несовершеннолетним процентные выражения не учитываются, а штраф исчисляется строго в месячных расчетных показателях. Более того ограничен и его объем 10-кратным размером. Этот показатель является максимально допустимым. Месячный расчетный показатель – это показатель, ежегодно устанавливаемый Законом о республиканском бюджете и применяемый для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2017 года «О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы», месячный расчетный показатель составляет – 2 405 тенге. К примеру, в случае наложения на несовершеннолетнее лицо взыскания за совершенное в 2018 году административное правонарушение в виде административного штрафа его размер не должен превышать 24 050 тенге. При назначении размера административного штрафа уполномоченное лицо или орган должны принимать решение на основе изучения всех обстоятельств дела и назначенный размер штрафа может существенно отличаться от максимального 10-кратного месячного расчетного показателя. При назначении штрафа уполномоченное лицо должно в обязательном порядке удостовериться в наличии возможности его оплатить. В частности, необходимо выяснить о наличии постоянного источника денежных средств (заработная плата, стипендия и др.). Также необходимо устанавливать о наличии на основе права собственности имущества, которое может получить обеспечением исполнения взыскания в виде штрафа в принудительном порядке в соответствии со ст. 894 КоАП. В случае же отсутствия у виновного в совершении административного правонарушения несовершеннолетнего лица возможности оплатить и соответствующего имущества, штраф налагается на родителей или лиц, их заменяющих. К последним, в соответствии с п. 12 ст. 1 Кодекса РК от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье», необходимо относить усыновителей (удочерители), опекуна или попечителя, приемного родителя (приемные родители), патронатного воспитателя и других заменяющих их лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка. В части 2 данной нормы закреплены особенности применения к несовершеннолетнему лицу такого административного взыскания, как лишение специального права. Эта особенность заключается в установлении временных рамок данного вида административного взыскания. Если по общему правилу (ст. 46) срок лишения специального права не может быть менее месяца и более двух лет, то для несовершеннолетних лиц этот срок составляет не более одного года. С учетом социальной значимости законодатель установил сокращенный в половину максимальный срок рассматриваемого административного взыскания. В целом для настоящего Кодекса является общим правилом сокращение на половину максимальных сроков для несовершеннолетних лиц. Часть 3 данной нормы корреспондируется с ч. 2 ст. 50 КоАП, в которой закреплен запрет на применение административного ареста к несовершеннолетним лицам, не достигшим 18-летнего возраста. При этом закреплено, что к несовершеннолетним лицам в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях применяются остальные меры воздействия, перечисленные в статьях 41 и 52 КоАП.
Статья 67. Наложение административного взыскания на несовершеннолетнего 1. При наложении административного взыскания на несовершеннолетнего, кроме обстоятельств, предусмотренных статьями 56 и 57 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. 2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Общие правила и условия наложения административных взысканий закрепляются в Главе 7 КоАП. В комментируемой же норме закрепляются особенности правил наложения взыскания на несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет. При наложении административного взыскания в обязательном порядке должны быть установлены обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Перечень данных обстоятельств закреплен в статьях 56 и 57 настоящего Кодекса. Дополнительными обстоятельствами, которые должны быть исследованы и установлены по административному делу в отношении несовершеннолетнего лица, являются: - условия жизни; - условия воспитания; - уровень психического развития; - влияние на него старших по возрасту лиц; - иные особенности личности. Необходимость исследования перечисленных выше обстоятельств по несовершеннолетним вызвано особенностями, а именно: его несформировавшимся сознанием, неокрепшей психикой, не акцентированными жизненными принципами и основами. Изучение данных обстоятельств позволит установить истинные причины и мотивы совершения правонарушения, а также позволит избрать адекватные меры административного взыскания, способствующие воспитанию несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений. Понятие условий жизни населения является очень многогранным понятием, предполагающим обеспеченность необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных потребностей, дополненных качественными характеристиками состояния условий жизни, труда и занятости, быта и досуга, здоровья и образования, природой среда обитания каждого человека. Необходимо отметить, что в республике существует понятие социально уязвимых слоев населения, к которым относятся: 1) инвалиды и участники Великой Отечественной войны; 2) лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; 3) инвалиды 1 и 2 групп; 4) семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов; 5) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РК от 8 ноября 2011 года № 1309; 6) пенсионеры по возрасту; 7) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы; 8) оралманы; 9) лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 10) многодетные семьи; 11) семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, спасании человеческой жизни, охране правопорядка; 12) неполные семьи[196]. При совершении административного правонарушения несовершеннолетним лицом необходимо устанавливать, не воспитывается ли он в такой семье или не проживают ли с ним совместно лица, относящиеся к уязвимым. Также не лишним будет установить суммарный ежемесячный доход на все семью, в которой воспитывается и проживает несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение. Более того, установлению подлежат такие условия жизни несовершеннолетнего, как наличие собственной комнаты, вещей и другого личного имущества. Установление всех этих обстоятельств позволит определить истинные причины и мотивы совершения административного правонарушения несовершеннолетним и назначить соответствующее административное взыскание. К числу обстоятельств, подлежащих учету при назначении наказания несовершеннолетнему лицу, совершившему административное правонарушение, относятся и условия его воспитания. Установление данных условий осуществляется посредством сбора информации об обучении несовершеннолетнего, самом учебном заведении (школа, интернат, училище или др.), кто занимался воспитанием в семье (родитель, опекун, бабушка или др.). Об отклонениях в уровне психического развития могут свидетельствовать наличие соответствующих диагнозов, установленных уполномоченными медицинскими учреждениями. Уровень психического развития, а именно его несоответствие возрасту несовершеннолетнего, может определяться обучением в специальных организациях образования для детей с задержкой психического развития[197]. Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту подлежит обязательному установлению при рассмотрении административных дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетним лицом. Обусловлено это, прежде всего, тем, что несовершеннолетний, не обладая полной правоспособностью, подвластен воле его законного представителя. Если это влияние может способствовать скорейшему исправлению несовершеннолетнего правонарушителя, то уполномоченный орган будет склонен учесть это обстоятельство при установлении особых требований к поведению несовершеннолетнего правонарушителя. С другой стороны, если несовершеннолетний совершил административное правонарушение под влиянием старших его по возрасту лиц, то для последних это обстоятельство будет оценено как отягчающее ответственность в соответствии с пп. 3) ст. 57 КоАП. Более того, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения квалифицируется как самостоятельное административное правонарушение, предусмотренное ст. 128 КоАП. К числу иных особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя могут относиться особенности характера (вспыльчивость, скрытность, и др.), сфера интересов (хобби, коллекционирование, участие в неформальных движениях и др.), физическое развитие (занятие боевыми видами спорта или наоборот отсутствие интереса к спорту), а также другие обстоятельства, позволяющие избрать наиболее справедливое административное взыскание несовершеннолетнему. Часть 2 комментируемой нормы содержит указание на смягчающий характер ответственности, при совершении административного правонарушения несовершеннолетним лицом. По своей сути, в данной норме законодатель усиливает положение, ранее уже закрепленное пп. 4) ч. 1 ст. 56 КоАП, где несовершеннолетний возраст уже отнесен к обстоятельствам, смягчающим ответственность.
Статья 68. Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности и административного взыскания Несовершеннолетний, впервые совершивший административное правонарушение, может быть освобожден судом, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, от административной ответственности или от исполнения назначенного административного взыскания с применением к нему мер воспитательного воздействия, предусмотренных законодательством.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Общие основания и условия освобождения от административной ответственности и административного взыскания закреплены в главе 8 настоящего кодекса, к которым относятся: - истечение срока давности; - акт амнистии; - примирение сторон; - малозначительность правонарушения. Как уже было ранее отмечено, несовершеннолетние лица в силу своих возрастных особенностей находятся под особой защитой законодательства. В этой связи в КоАП для данной категории установлены дополнительные основания, позволяющие освободить несовершеннолетнего от административной ответственности и административного взыскания. В диспозиции комментируемой нормы закреплены основания и условия данного освобождения. Для применения ст. 68 КоАП и освобождения лица от ответственности или взыскания необходимо наличие следующих условий: - субъектом правонарушения должно быть несовершеннолетнее лицо; - правонарушение должно быть совершено впервые; - к виновному должны быть применены меры воспитательного воздействия. Прежде всего, необходимо определить, что для применения ст. 68 очень важен возраст лица, освобождаемого от ответственности или взыскания. Субъект правонарушения должен быть несовершеннолетним на момент совершения административного правонарушения. Даже если после его совершения при рассмотрении административного дела по существу виновному уже исполнилось 18 лет, то к нему все же применимы положения, закрепленные в ст. 68 КоАП. При этом, необходимо учитывать, что в данной норме в соответствии с ч. 1 ст. 65 КоАП, под несовершеннолетними понимаются физические лица, которым исполнилось 16 лет но они не достигли 18 летнего возраста. При таком положении законодательства проблемным может стать освобождение от ответственности несовершеннолетних лиц, не достигших 16-летнего возраста. Так, в соответствии с Особенной частью КоАП, за отдельные виды правонарушений, например ст. 435 «Хулиганство, совершенное несовершеннолетним», предусмотрена ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет. Одним из условий освобождения несовершеннолетних от административной ответственности и административного взыскания является совершение правонарушения впервые. Данное условие предполагает, что несовершеннолетнее лицо совершает административное правонарушение впервые, либо деяние совершено не в первый раз, но за ранее совершенное правонарушение истекли сроки давности. Необходимо обратить внимание, что при применении положений ст. 68 КоАП совершение уголовного правонарушения не учитывается. Законодатель представляет возможность уполномоченным должностным лицам и органам самостоятельно принимать решения освобождать несовершеннолетнего от административной ответственности либо от административного взыскания. Освобождение от административной ответственности предполагает и освобождение от соответствующего взыскания. И, напротив, освобождение от административного взыскания не предполагает освобождения административной ответственности и влечет собственные правовые последствия. Обязательным условием освобождения несовершеннолетних от административной ответственности и административного взыскания является применение мер воспитательного воздействия, которые закрепляются в ст. 69 КоАП.
Статья 69. Меры воспитательного воздействия 1. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия: 1) разъяснение закона; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. 2. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия. 3. Срок применения меры воспитательного воздействия, предусмотренной подпунктом 4) части первой настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев. 4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним меры воспитательного воздействия, предусмотренной подпунктом 4) части первой настоящей статьи, органы внутренних дел представляют материалы в суд для решения вопроса об отмене этой меры и привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности, если не истек срок давности, установленный частью первой статьи 890 настоящего Кодекса.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Государственная политика в области защиты прав ребенка реализуется на системной основе во всех отраслях права. Так, Закон РК от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и законных интересов ребенка, гарантированных Конституцией, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Преследуя данную цель, законодатель в Законе РК от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» определяет, что воспитание несовершеннолетнего - непрерывный процесс воздействия на ребенка со стороны родителей или других законных представителей, а также работников государственных органов по привитию ему правил и норм поведения, принятых в обществе и направленных на его духовное, физическое, нравственное, психическое, культурное, интеллектуальное развитие и защиту от отрицательного влияния социальной среды. Более того, комментируемые меры воспитательного воздействия входят в систему индивидуальной профилактики. Таким образом, предупредительный эффект применения административно-правовых санкций проявляется в плане как частной, так и общей превенции, а также путем воздействия на конкретные криминогенные ситуации, создания обстановки, исключающей фактическую возможность продолжения противоправной деятельности[198]. В этой связи к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение или освобожденным от административной ответственности и взыскания, применяются следующие меры воспитательного воздействия: - разъяснение закона; - возложение обязанности загладить причиненный вред; - ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Применяемая к несовершеннолетнему лицу мера в виде разъяснения закона имеет важное воспитательное воздействие, формирует правосознание еще не полностью сформировавшейся личности. По общему правилу несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, не могут самостоятельно воспользоваться предоставленными правами. В этой связи несовершеннолетний может и не знать о существовании того или иного права и, как следствие, может его нарушить. Данная мера воспитательного воздействия, прежде всего, выражается в разъяснении несовершеннолетнему именно тех норм законодательства, которые он нарушил, почему его деяние является противоправным. Кроме того, необходимо разъяснить и содержание правомерного поведения в этих же условиях. Не лишним будет разъяснить и смежные составы административных правонарушений в целях формирования правомерного поведения несовершеннолетнего лица в будущем. Еще одной воспитательной мерой, применяемой к несовершеннолетним лицам является, возложение обязанности загладить причиненный вред. Особенность данной меры заключается в правовом статусе несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение. Как правило, если административным правонарушением потерпевшему причинен вред, то его возмещение производиться материально. Однако в случаях, когда виновный является несовершеннолетним, то взыскать причиненный им материальный ущерб не представляется возможным даже в гражданско-правовом порядке. В таких случаях ущерб взыскивается с законных представителей данного несовершеннолетнего лица, а к нему самому применяется обязательство загладить причиненный вред. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут выражаться в виде запрета посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа или комиссии по защите прав несовершеннолетних. Несовершеннолетнему могут предъявляться также требования возвратиться в образовательное учреждение, продолжить или закончить обучение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа или комиссии по защите прав несовершеннолетних[199]. Часть 2 комментируемой нормы устанавливает для уполномоченного органа или должностного лица широкий спектр полномочий при назначении мер воспитательного характера, который заключается в отсутствии ограничений, т.е. к несовершеннолетнему лицу, совершившему административное правонарушение, может быть применена как одна мера, так и все три, указанные в ч. 1 ст. 69 КоАП. Часть 3 данной нормы демонстрирует особенность меры воспитательного воздействия, закрепленной в пп. 4) ч. 1 ст. 69 КоАП. Если такие меры воспитательного воздействия как разъяснение закона и возложение обязанности загладить причиненный вред выполняются одномоментно, то ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего имеет временные ограничения. Законодатель в этой норме устанавливает для выполнения меры воспитательного воздействия не менее 3-х месяцев и не более 6 месяцев. Уполномоченный орган или должностное лицо при определения срока ограничение досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего исходит из установленных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характеристики личности виновного несовершеннолетнего лица и других обстоятельств. Как уже было отмечено, мера воспитательного воздействия в виде ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего имеет свои особенности, которые проявляются и в случае её неисполнения. Так, в части 4 комментируемой нормы предусмотрен порядок действий в случае систематического несоблюдения ограничения досуга и особых требований к поведению несовершеннолетним. При этом установлены два обязательных условия, это: - системность неисполнения, которая, прежде всего, заключается в кратности допущенных нарушений примененной меры, как правило, такое количество определяется тремя и более случаями несоблюдения; - не истекший срок давности, установленный ч. 1 ст. 890 КоАП. При наличии данных условий уполномоченный орган в виде органов внутренних дел собирает подтверждающий несоблюдение избранной меры материал и представляет его в суд для решения следующих вопросов - об отмене этой меры; - о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности.
Статья 70. Содержание мер воспитательного воздействия 1. Разъяснение закона состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и юридических последствий повторного совершения правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом. 2. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI. 3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. 4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничения пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения суда либо органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. В отношении несовершеннолетнего могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя, предусмотренные статьей 54 настоящего Кодекса, а также предъявлено требование закончить обучение либо трудоустроиться с помощью комиссии по защите прав несовершеннолетних.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. В связи с тем, что несовершеннолетний в силу своего возраста и развивающегося кругозора не всегда способен адекватно оценивать свои действия, в случаях совершения им административного правонарушения к нему применяется мера воспитания в виде разъяснения закона. Прежде всего, смысл данной меры заключается именно в разъяснении несовершеннолетнему сути и содержания совершенного им деяния. Для этого при разъяснении необходимо использовать тот лексикон, который будет понятен лицу с учетом его возраста, уровня воспитания, условий жизни и других обстоятельств. Согласно диспозиции комментируемой нормы, данная мера заключается в разъяснении: - вреда, причиненного деянием; - юридических последствий повторного совершения правонарушений. Несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, должен уяснить, что его деяние причинило вред интересам, которые охраняются Законом. Необходимо также довести до несовершеннолетнего о содержании прав и интересов, которые он нарушил, а также о вреде, который может выражаться и не в материальной форме. При разъяснении закона несовершеннолетнему, совершившему административное правонарушение, необходимо довести до его сведения о всех юридических последствиях совершения любого административного правонарушения, а также в случаях повторного правонарушения, а именно: - материальные взыскания; - лишение специальных прав; - ограничение досуга; - установление особых требований к поведению; - возложение дополнительных обязанностей; - ограничения при приеме на работу или в обучении; - применение более строгих взысканий, вплоть до ареста, при повторных совершениях правонарушений и др. Часть 3. Обязанность загладить причиненный вред на несовершеннолетнего возлагается с учетом следующих условий: - имущественного положения; - наличия соответствующих трудовых навыков. Кроме воспитательного воздействия на несовершеннолетнее лицо, совершившее административное правонарушение, возложение обязанности загладить причиненный вред имеет предпосылки в гражданском законодательстве. Так, в ст. 926 ГК определяется ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, в соответствии с которой несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный ими вред на общих основаниях. Также установлено, что в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет имущества или иных источников доходов, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен полностью или в недостающей части его законными представителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине. В соответствии со ст. 927 ГК, на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетними детьми в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если будет установлено, что поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родителями обязанностей по воспитанию ребенка. Согласно нормативному постановлению Верховного Суда РК от 11 апреля 2002 года № 6 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» в тех случаях, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если ущерб явился результатом совместных противоправных действий нескольких лиц, то виновные, как взрослые, так и несовершеннолетние, при наличии у них достаточного заработка и имущества, несут солидарную материальную ответственность в соответствии со ст. 932 ГК.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |