|
|
|
Научно-исследовательский институт государства и права
Рецензенты: Малиновский В. А., д. ю. н., профессор, член Конституционного Совета Республики Казахстан Абдиров Н. М., д. ю. н., профессор, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Председатель Правового совета при НДП «Hyp Отан»
Впервые в истории современного Казахстана подготовлен комментарий к Конституционному закону Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». В данном труде разъясняется основы законотворческого процесса и деятельности высшего представительного органа. Комментарий предназначен для депутатов, разработчиков законопроектов, преподавателей юридических вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами работы Парламента Республики Казахстан.
Содержание
Вступительное слово Председателя Сената Парламента Республики Казахстан К.А. Мами Глава II. Компетенция Парламента Республики и организационные формы ее осуществления Глава III. Законодательный процесс в Парламенте Республики Глава V. Статус депутатов Парламента Республики Глава VI. Заключительные положения Список нормативных правовых актов
Юридической основой возникновения и успешного становления казахстанского Парламента как высшего представительного органа законодательной власти явились нормы Конституции 1995 года, а также Конституционного закона от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». Конституция и названный законодательный акт, принятый первоначально в форме указа Президента, имеющего силу конституционного закона, заложили правовой фундамент реализации и последующего упрочения на казахстанской земле идей и принципов парламентаризма. Дальнейшее совершенствование отечественного парламентаризма сопровождалось поэтапными и комплексными по содержанию демократическими преобразованиями в политической и правовой системе суверенного Казахстана. Как известно, конституционные реформы Казахстана 1998 и 2007 годов, соответствующие изменения и дополнения, внесенные в избирательное и иное конституционно-правовое законодательство, позволили изменить механизмы формирования, расширить компетенцию и уточнить организационно-правовые формы работы Парламента. Наделение высшего представительного органа страны особыми полномочиями по согласованию назначений и контролю за деятельностью исполнительной власти увеличило его политический вес и авторитет в триединой структуре государственной власти. Разъясняя указанные нововведения на совместном заседании Палат Парламента,
Глава нашего государства Н.А. Назарбаев отметил: «Сегодня, когда заданы все важнейшие параметры процесса модернизации страны, и мы понимаем, что он уже необратим, есть смысл перераспределить некоторые обязанности и ответственность между Президентом и Парламентом. Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституции, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Это практически трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую»1. Сегодня парламентаризм вступает в новый период своего развития, качественно отличный от предшествующих этапов его институционализации. Казахстаном взят курс на дальнейшее укрепление государственности и демократизацию общества, предусматривающий комплекс мер, направленных на децентрализацию и качественное изменение системы государственного управления, на продолжение политики усиления Парламента полномочиями2. В этих условиях комментирование и отчасти доктринальное толкование положений Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», предпринятые авторами данной научно-исследовательской работы весьма своевременны. Комментарий к Конституционному закону «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» - это своего рода «сплав» правовых и теоретических положений, всесторонне характеризующих состояние и перспективы развития юридической базы функционирования Парламента, поскольку он позволяет не только детально рассмотреть и проанализировать различные аспекты осуществления парламентской деятельности, но и очертить контуры очередного этапа развития высшего представительного органа власти. ___________________ 1 Назарбаев Н.А. Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества. Выступление на совместном заседании палат Парламента РК 17 мая 2007 года. 2 См.: Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года)
Вопросы становления, а также эволюции уникальной казахстанской модели парламентаризма являются предметом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых и практиков, поэтому ценность комментариев к Конституционному закону о Парламенте очевидна. Особый интерес они вызовут у представителей научной общественности, занимающихся вопросами сравнительного конституционного права и сравнительного правоведения в целом. Работа интересна также сточки зрения изучения теоретических и прикладных проблем государственного и правового строительства, поскольку казахстанский парламентаризм - это совокупный результат действия внутригосударственных и общемировых социальных процессов. Наименование «парламент» без практического воплощения идей и принципов парламентаризма, не имеет какого-либо конструктивного значения для конкретной страны и его политического курса, поэтому, не взирая на разнообразие позиций в юридической науке относительно определения сущности парламентаризма, отмечу, что понимание казахстанского парламентаризма основано в большей степени на его восприятии и трактовке в качестве совокупности идей и опыта, иначе говоря, теории и практики парламентской деятельности. Комментарии подготовлены известными казахстанскими учеными-практиками: Председателем комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК, кандидатом юридических наук Р. Ж. Мукашевым и директором НИИ государства и права имени Гайрата Сапаргалиева, доктором юридических наук Н. Н. Турецким. Авторы имеют значительный опыт практической работы в Парламенте Казахстана, что позволило им рассмотреть нормы Конституционного закона о Парламенте не только с точки зрения широкого спектра сопутствующих нормативно-правовых актов и статистических материалов, характеризующих работу высшего органа законодательной власти, но и с позиции собственного видения отдельных направлений и вопросов реальной парламентской работы. Выражая уверенность в научной и практической ценности настоящего издания для теории и практики конституционно-правового строительства, полагаю, что результаты данного исследования послужат благодатной основой для дальнейшего научного осмысления актуальных вопросов развития идей и опыта казахстанского парламентаризма.
Председатель Сената К. Мами Парламента Республики Казахстан д.ю.н., профессор
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» в случаях, когда необходимо разъяснить цели принятия закона и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула). Преамбула (фр. preambule - идущий впереди, предшествующий), в праве - вводная или вступительная часть правового акта. К правовым актам, имеющим преамбулу, относятся декларации, международные договоры, законы, нормативные акты, договоры гражданско-правового характера. Обычно в преамбуле в концентрированной форме излагаются цели, задачи и принципы правового акта, указываются условия, обстоятельства, мотивы и другие исходные установки, послужившие поводом для его создания. Преамбула является важной частью правовых актов. В преамбуле может указываться сфера распространения нормативного акта. Действующая редакция преамбулы комментируемого Конституционного закона была введена в действие Конституционным законом Республики Казахстан № 377-1 от 6 мая 1999 года одновременно с изменением формы акта: Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного закона, изменен на Конституционный закон Республики Казахстан. Преамбула данного Конституционного закона определяет следующие сферы регулирования: 1) организация и деятельность Парламента Республики Казахстан; 2) правовое положение депутатов Парламента. Комментируемый Конституционный закон состоит из шести глав: Глава I. Общие положения. Глава II. Компетенция Парламента Республики и организационные формы ее осуществления. Глава III. Законодательный процесс в Парламенте Республики. Глава IV. Осуществление Палатами Парламента полномочий по даче Президенту согласия на назначение на должность, избранию, назначению на должность и освобождению от должности должностных лиц Республики. Глава V. Статус депутатов Парламента Республики. Глава VI. Заключительные положения.
Статья 1. Статус Парламента Республики Под статусом3 Парламента Республики понимается конституционное положение высшего представительного органа Республики Казахстан как самостоятельной ветви власти государства. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции государственная власть в Республике Казахстан едина и осуществляется на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательной ветвью власти является Парламент. Представляя народ Казахстана, от имени народа и государства, Парламент осуществляет свои полномочия, закрепленные в Конституции. __________________ 3 Статус (лат. status - состояние, положение) - положение, позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе. Совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица, государственного органа, международной организации, государства в международных организациях, характеризующих их правовое положение.
В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ. Основой государства Республики Казахстан, его суверенитета, независимости и конституционного строя является народ Казахстана4. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий5. Правительство, не будучи избранным непосредственно народом, выступает только от имени государства и в пределах своих полномочий. Народ выражает свою волю непосредственно и опосредованно. Непосредственное выражение воли народа происходит путем: а) республиканского референдума; б) выборов Президента Республики; в) выборов депутатов Мажилиса Парламента; г) выборов депутатов маслихатов. Опосредованное участие народа в формировании органов государственной власти выражается в делегировании своей воли своим избранникам. Системно-структурное положение Парламента в государственном механизме связано с осуществлением им законодательной власти, но законодательная функция является не единственной. Наряду с ней Парламент реализует представительную, контрольную и иные функции. На наш взгляд, особое место среди них занимает представительная функция, которая и определяет сущность Парламента как представительного органа, претворяющего в своей деятельности волю народа. Конституция в пункте 1 статьи 49 определяет Парламент Республики Казахстан как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции. Как высший представительный орган, Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии. Представительный характер Парламента заключается в том, что он призван учитывать интересы всех слоев общества. _________________ 4 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 декабря 2003 года «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан». 5 Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 26 июня 2008 года № 5 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 45, подпунктов 3) и 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан».
Давая пояснение понятию «высший представительный орган», следует отталкиваться от значения слова «представительный», которое словарь С. И. Ожегова определяет как «выборный, основанный на представительстве». Слово «высший» в данном случае следует понимать так, что в стране имеются и другие представительные органы - маслихаты. А статус «высшего представительного органа» следует понимать так, что среди всех представительных органов только Парламент имеет особое положение, т.е. выражает интересы всего населения страны и действует на всей территории Казахстан. Как представительный орган Парламент Республики Казахстан выступает выразителем воли и интересов народа Казахстана. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в Парламент Республики для каждого гражданина страны. Представительство граждан Казахстана обеспечивается с учетом как географического расположения, то есть фактического места проживания, так и политических интересов. Так, в соответствии с Конституцией, часть депутатов Сената Парламента избирается от регионов, другая часть сенаторов назначается Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества, основная часть Мажилиса избирается по спискам политических партий по единому общенациональному избирательному округу и девять депутатов - от Ассамблеи народа Казахстана. С момента избрания депутаты представляют в Парламенте не только интересы региона, какой-либо партии или Ассамблеи народа Казахстан, а становятся представителями всего народа Казахстана. Законодательная функция - главная функция Парламента, которая заключается в принятии законов. Тот факт, что в законодательном процессе может участвовать и Глава государства6, не отменяет то, что прерогативой именно Парламента является принятие законов, которое поэтому составляет основное содержание его компетенции и практической деятельности.
Статья 2. Срок полномочий Парламента Республики7 1. Комментируемая норма устанавливает период времени полномочий депутатов Сената и Мажилиса, а так же срок полномочий Парламента. В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи течение срока полномочий Парламента очередного созыва начинается с момента открытия его первой сессии и заканчивается с началом работы первой сессии Парламента следующего созыва. Так, несмотря на то что Указом Президентом Республики Казахстан в ноябре 2011 года был осуществлен роспуск Мажилиса Парламента четвертого созыва8, полномочия всего Парламента выполнял Сенат (пункт 5 статьи 55 Конституции). В этот период продолжала действовать текущая отчетность Парламента четвертого созыва. И только после выборов, состоявшихся в январе 2012 года, и открытия первой сессии нового созыва закончились полномочия Парламента Республики Казахстан четвертого созыва. Как следует из нормы, очередность (порядковый номер) созыва Парламента определяется очередностью созыва Мажилиса, т.е. очередной порядковый номер созыву Парламента присваивается после выборов именно в Мажилис, а не в Сенат Парламента. ___________________ 6 Прим. Парламент путем принятия закона двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе Президента, вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года. 7 Следует отметить, что в данную статью дважды вносились изменения: Конституционным законом Республики Казахстан от 6 мая 1999 года № 377-1 и Конституционным законом Республики Казахстан от 19 июня 2007 года № 266-III. Названные Конституционные законы вносили некоторые изменения, в том числе и по срокам полномочий. Среди прочего изменения коснулись также срока полномочий Парламента. Тем самым положения статьи 2 комментируемого Конституционного закона были приведены в соответствие со статьей 50 Конституции Республики, которая Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» была дополнена пунктом 5, гласящим, что срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, а срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. Данные изменения были направлены на обеспечение более стабильной и профессиональной деятельности Парламента. 8 Указ Президента Казахстана от 16 ноября 2011 года № 175 «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан».
Следует подчеркнуть, что Конституционный Совет в своем постановлении при толковании пункта 2 статьи 49 Конституции Республики Казахстан отмечал установление временных границ периода , в течение которого Парламент Республики Казахстан как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции, выполняет полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан. Указанный период начинается с момента открытия первой сессии Парламента и заканчивается с началом работы первой сессии Парламента нового созыва9. Конституция Республики Казахстан различает полномочия депутата и полномочия Парламента. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии. Полномочия Парламента как коллегиального государственного органа по своей продолжительности не полностью совпадают с полномочиями его депутатов, поскольку полномочия депутатов Мажилиса и Сената Парламента начинаются с момента их регистрации в качестве депутатов Парламента Центральной избирательной комиссией Республики10. При этом, согласно пункту 2 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. Вместе с тем следует заметить, что пункт 5 статьи 50 Конституции Республики, устанавливая срок полномочий для депутатов Сената (шесть лет) и Мажилиса (пять лет), не указывает, с какого момента начинается течение срока полномочий депутатов. 2. Положения данной нормы можно отнести к отсылочным, т.к. статья не устанавливает, в каких именно случаях возможно досрочное прекращение полномочий Парламента и Мажилиса Парламента, а отсылает к Конституции Республики Казахстан. _____________________ 9 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 14 июля 1999 года № 13/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 49 Конституции Республики Казахстан». 10 Там же.
Пункт 3 статьи 49 Конституции предусматривает, что полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в порядке, предусмотренном Конституцией. При этом статья 63 Конституции Казахстана устанавливает, что Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента. Эти основания являются исчерпывающими, и ни конституционные законы, ни законы не могут предусматривать другие случаи прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента11. Следует отметить, что Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.
Статья 3. Правовые основы деятельности Парламента Республики Комментируемая статья определяет, какие нормативные правовые акты формируют правовую основу деятельности Парламента Республики Казахстан. Организация и деятельность Парламента Казахстана, правовое положение депутатов Парламента Казахстана определяются: - Конституцией Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями); - Конституционным законом Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года; - Конституционным законом Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года; - Законом Республики Казахстан «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» от 7 мая 1997 года; - Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года; - Регламентом Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года; - Регламентом Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года; - Регламентом Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года. Данный перечень законодательных актов, регулирующих правовые основы деятельности Парламента Казахстана, является основным, но не исчерпывающим, так как и в других законодательных актах содержатся отдельные правовые положения как о деятельности депутатов, так и в целом об организации и деятельности Парламента и его Палат. ______________ 11 Прим. До конституционной реформы 2007 года в Конституции Республики Казахстан были закреплено, что Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-Министра, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.
Статья 4. Состав и структура Парламента Республики 1. Из названия комментируемой статьи вытекает, что она определяет состав и структуру Парламента Казахстана. Парламент состоит из двух Палат, в составе Палат Парламента обычно действуют комитеты (в Мажилисе - семь, в Сенате - шесть) и комиссии, при каждой Палате работают общий отдел, отдел законодательства и другие отделы, обеспечивающие работу Парламента. Сравнительный анализ деятельности законодательного органа в зарубежных странах позволяет выделить парламенты однопалатные и двухпалатные. Примерно половина суверенных государств мира имеют в настоящее время двухпалатную парламентскую систему. Двухпалатная система (бикамерализм) - система организации законодательной власти, при которой законодательный орган образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно - верхней и нижней, реже - равноправных). Конституция Республики Казахстан, также как и комментируемый Конституционный закон, определяя структуру Парламента, первым называют Сенат, а затем Мажилис. Равны ли по занимаемому положению обе Палаты? Весьма существенны различия в порядке формирования и сроках полномочий депутатов каждой из Палат. Кроме этого, право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе, а проект закона становится законом не после одобрения Мажилисом, а с момента принятия его Сенатом. Следует подчеркнуть, что председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат Парламента Председатель Мажилиса Парламента, однако в случаях роспуска Мажилиса Сенат исполняет функции всего Парламента. Академик Г.С. Сапаргалиев подчеркивает, что хотя в Конституции Казахстана такие понятия как «верхняя» и «нижняя» Палата не используются, в некоторой степени как формально, так и фактически Сенат выполняет функции верхней Палаты, а Мажилис - нижней Палаты12. Термины «верхняя» или «нижняя» Палата в нормативных правовых актах не используются, однако часто применяются на неофициальном уровне и даже в выступлениях депутатов. Разделение Парламента на две Палаты основано на положениях Конституции Казахстана (пункт 1 статьи 50), на процедурах формирования (об этом подробно будет сказано ниже) и направлено на улучшение качества принимаемых законов. Так, законопроекты, одобренные Мажилисом, который формируется в основном от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу, должны быть еще раз полностью рассмотрены и приняты Сенатом, который формируется в основном посредством выбора сенаторов депутатами маслихатов, что позволяет учитывать мнения местных представительных органов через выбранных сенаторов. Конституция выделяет раздельные, последовательные или совместные полномочия, для чего приняты три Регламента: Мажилиса, Сената и Парламента. _________________ 12 Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий / Под ред. Г. С. Сапаргалиева. - Алматы: Нур-пресс, 2004. - С. 267.
Обе Палаты (Сенат и Мажилис) действуют на постоянной основе, т.е. работает непрерывно. Очередная сессия Парламента начинается с первого рабочего дня сентября и заканчивается в последний рабочий день июня. Июль и август объявляются так называемыми парламентскими каникулами. Депутаты выходят в отпуск, но при этом обязаны в этот период выехать в регионы на 10 дней для встречи с избирателями. 2. В комментируемом пункте определяется механизм отбора депутатов Сената от областей, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет (пункт 4 статьи 51 Конституции). В частности, в Сенат избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения (Алматы) и столицы Республики (Астаны). Всего от 16 регионов выбираются 32 сенатора. Кандидатуры выдвигаются на местах, при этом на каждое место могут выдвигаться несколько кандидатов в качестве альтернативы. В статье 69 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 определены три основания назначения выборов депутатов Сената: 1) для очередных выборов - окончание конституционного срока полномочий депутатов Сената; 2) для внеочередных выборов - досрочное прекращение полномочий Парламента; образование соответствующих административно-территориальных единиц, не имеющих представительства в Сенате; 3) для выборов депутатов вместо выбывших - досрочное прекращение полномочий депутата, лишение его мандата либо его кончина. Процедуры проведения выборов в Сенат в теории называют косвенным избирательным правом. Косвенное избирательное право означает, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Казахстана, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах на равных основаниях, и каждый из них обладает одним голосом при выборах депутата Сената. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената проводится: 1) на сессиях областного (городов республиканского значения и столицы), городского, районных маслихатов. Политические партии, иные общественные объединения через своих представителей в маслихатах предлагают кандидатуры в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. При этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат; 2) в порядке самовыдвижения. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет. В пункте 2 статьи 51 Конституции Казахстана закреплено, что половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий. Внеочередные выборы депутатов Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов Парламента. Выборы депутатов Сената назначаются с учетом требований пункта 3 статьи 41 Конституции и не могут совпадать по срокам с выборами депутатов Мажилиса Парламента (пункт 5 статьи 69 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года). Данная мера установлена с целью качественного проведения избирательных кампаний, и в том числе разумной разгрузки избирательных комиссий. 3. Сенат формируется двумя способами: путем косвенных выборов через маслихаты и путем назначения Президентом Республики Казахстан. Первый способ проведения выборов раскрыт в пункте 2 комментируемой статьи. Рассмотрим второй способ. В статье 9 Конституционного закона Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года № 2733 определяются полномочия Президента Республики в отношении Парламента. С соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 51 Конституции, Президент Республики назначает пятнадцать депутатов Сената с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. При назначении учитывается не только представительство от Ассамблеи народов Казахстана, но и представительство от науки, культуры, искусства. Может учитываться и тендерное представительство. В случае лишения или прекращения полномочий назначаемых членов Сената, Президент Республики в месячный срок назначает депутатов Сената вместо выбывших. Интересы общества всегда выступают мощным фактором жизнедеятельности людей, создания и функционирования государственных и общественных институтов, служат важным побудительным стимулом и выражают общественные притязания на участие в правотворчестве и создании правовых актов. 4. Комментируемый пункт определяет количество депутатов, избираемых в Мажилис Парламента, и содержит отсылочную норму о порядке проведения выборов. Так, Мажилис состоит из ста семи депутатов. Выборы проходят двумя способами - смешанная выборная система13: - по партийным спискам от политических партий; - от Ассамблеи народа Казахстана. _____________________ 13 Прим. С 1995 года в стране действовала мажоритарная избирательная система. В 1999 году была введена смешанная избирательная система (основная часть депутатов Мажилиса избирались по одномандатным избирательным округам, а 10 депутатов избирались по спискам политических партий на основе пропорциональной избирательной системы). Конституционная реформа 2007 года существенно изменила выборную систему, и хотя ее можно относительно назвать смешанной, но она принципиально отличается от предыдущей смешанной выборной системы. Во-первых, Казахстан отказался от мажоритарной системы выборов и перешел на избирательную систему, основанную на выборах депутатов от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу, во-вторых, существенно усилилась роль в политической жизни Республики Ассамблеи народа Казахстана.
Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит зарегистрированным в установленном порядке политическим партиям, а в отношении кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, - Совету Ассамблеи. В Конституции Республики Казахстан (статья 51) закреплено, что 98 депутатов Мажилиса избирается на основе пропорциональной избирательной системы по партийным спискам путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Пропорциональная избирательная система дала очень сильный импульс к развитию политических партий в Казахстане. Политические же партии должны включать в партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса только членов партии. Так, в пункте 2 статьи 87 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» закреплено, что «включение в партийный список лиц для избрания в депутаты Мажилиса по территории единого общенационального избирательного округа производится большинством голосов от общего числа членов высшего органа политической партии. Политические партии не вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной политической партии». Конституционный Совет Республики Казахстан в постановлении давал соответствующие разъяснения по этому аспекту14. Исключительным правом Сессии Ассамблеи народа Казахстана является избрание девяти депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, производится Советом Ассамблеи. Решение Совета Ассамблеи народа Казахстана принимается большинством голосов и оформляется выпиской из протокола. Решение Совета Ассамблеи народа Казахстана вместе с заявлением гражданина о согласии баллотироваться направляется в Центральную избирательную комиссию. _________________ 14 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан «Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52, подпункта 4) пункта 1 статьи 72 и пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан» от 13 декабря 2001 года № 19/2.
При этом день выборов депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, может не совпадать с днем проведения выборов депутатов Мажилиса, избираемых по партийному списку. Очередные выборы депутатов в Мажилис назначаются Президентом Республики не менее чем за пять месяцев до выборов и проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Принципы избирательного права закреплены в Конституционном законе Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан»15. 5. Комментируемый пункт полностью повторяет пункт 4 статьи 50 Конституции Республики Казахстан, закрепляющий, что депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат, то есть депутатом и Сената, и Мажилиса одномоментно. Данное положение не исключает возможности по истечении срока полномочий или прекращении досрочно полномочий депутата Мажилиса избрания или назначения его в Сенат Парламента. Соответственно и депутат Сената по истечении полномочий вправе участвовать в выборах в Мажилис Парламента. Следует отметить, что депутаты не имеют права совмещать какие-либо должности или деятельность, но допускается занятие преподавательской, научной или иной творческой деятельностью. 6. Комментируемый пункт является отсылочным. В данном случае норма непосредственно указывает на другой закон, как на условие своего действия. В частности, порядок избрания депутатов Сената и Мажилиса устанавливается Конституционным законом. Имеется в виду Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан». Указанный Конституционный закон регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также устанавливает гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан Республики. _____________________ 15 Всеобщее активное избирательное право - право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Пассивное избирательное право - право граждан Республики Казахстан быть избранными Президентом Республики Казахстан, депутатом Парламента Республики Казахстан, маслихата или членом иного органа местного самоуправления.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |