|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В статье 31 Конституции РК закреплено, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. В соответствии со ст. 38 Конституции РК, граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Охране окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека отраслевое законодательство предъявляет повышенные требования. Кодекс об административных правонарушениях содержит одну из объемных глав, регламентирующую административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов. Статьи, входящие в содержание главы 21 КоАП, носят бланкетный характер. Для правильной квалификации деяний в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов правоприменителю необходимо обращаться к большому объему законодательных и подзаконных нормативных правовых актов: Экологический кодекса РК от 9 января 2007 года № 212, Кодекс РК от 27 декабря 2017 года № 125-VI ЗРК «О недрах и недропользовании», Лесной кодекс РК от 8 июля 2003 года № 477, Водный кодекс РК от 9 июля 2003 года № 481, Закон РК от 9 июля 2004 года № 593 «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», Закон РК от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК «О разрешениях и уведомлениях», «Правила отвода и таксации лесосек на участках государственного лесного фонда», утвержденные приказом и.о. Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 года № 18-02/161, «Правила обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений», утвержденные приказом Министра сельского хозяйства РК от 31 марта 2015 года № 19-4/286, «Единые правила по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче полезных ископаемых», утвержденные Совместным приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 17 ноября 2015 года № 1072 и Министра энергетики РК от 30 ноября 2015 года № 675 и др. Зачастую для квалификации только одного состава правонарушения правоприменителю необходимо обратиться к нескольким нормативным правовым актам. Например, чтобы для правильной квалификации по статье 359 КоАП «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации» правоприменителю необходимо обратиться к Водному кодексу, чтобы установить понятие «водохозяйственные сооружения», а также к «Правилам обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений», утвержденным приказом Министра сельского хозяйства РК от 31 марта 2015 года № 19-4/286, чтобы установить порядок обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений. Особенностью составов правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАП является достаточно широкий спектр подведомственности данных категорий дел: судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, уполномоченный орган в области промышленной безопасности, уполномоченный орган в области промышленной безопасности, уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, уполномоченный орган по изучению недр и др. Правоприменителю необходимо иметь ввиду, что согласно п. 18 нормативного постановления Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года № 5 «О постановлении суда по делу об административном правонарушении» диспозиция отдельных статей Особенной части КоАП предусматривает ответственность за совершение нескольких действий различными субъектами правонарушения. В данном случае судам необходимо указывать только те действия, совершение которых повлекло привлечение лица к административной ответственности и доказанные материалами дела, а не перечислять все действия, указанные в диспозиции статьи, а также определить субъект правонарушения. Для некоторых составов правонарушений правоприменителю в целях правильной квалификации деяния необходимо установление размера суммы нанесенного окружающей среде вреда необходимо проведение его экономической оценки. Так, в соответствии со ст. 108 Экологического кодекса РК «экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде, - стоимостное выражение затрат, необходимых для восстановления окружающей среды и потребительских свойств природных ресурсов». Постановлением Правительства РК от 27 июня 2007 года № 535 были утверждены Правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды. Во многих статьях, содержащихся в главе 21 КоАП, субъекты административных правонарушений характеризуются как специальный (недропользователи, лесопользователи, водопользователи, должностные лица и т.д.).
Статья 324. Нарушение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды 1. Нарушение норм санитарно-эпидемиологических и экологических требований, а также гигиенических нормативов по охране окружающей среды, за исключением случаев, предусмотренных статьей 416 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства - в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда. 2. Дача должностными лицами указаний или разрешений на превышение или занижение установленных норм санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды - влечет штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 21 КоАП. Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении норм санитарно-эпидемиологических и экологических требований, а также гигиенических нормативов по охране окружающей среды, за исключением случаев, предусмотренных статьей 416 КоАП. Диспозиция данной статьи носит бланкетный характер, т.е. отсылает к другим нормативным правовым актам. В соответствии со ст. 145 Кодекса РК от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения»), основу санитарно-эпидемиологических требований составляют санитарные правила и гигиенические нормативы, которые устанавливаются к объектам и продукции, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к объектам, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, и содержат требования к: 1) выбору земельного участка под строительство объекта; 2) проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и вводу в эксплуатацию объектов; 3) содержанию и эксплуатации производственных, общественных, жилых и других помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств; 4) водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, освещению, вентиляции, кондиционированию объектов; 5) приему, хранению, переработке (обработке) сырья; 6) условиям производства, расфасовки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения пищевой продукции; 7) йодированию поваренной пищевой соли и обогащению (фортификации) пищевых продуктов; 8) условиям производства, расфасовки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения иммунологических лекарственных препаратов (иммунобиологических лекарственных препаратов); 9) применению и использованию потенциально опасных химических и биологических веществ (в том числе токсичных, радиоактивных, биологических и химических веществ, ядов и ядовитых веществ, биологических и микробиологических организмов и их токсинов, биологических средств и материалов), утилизации, транспортировке, хранению, захоронению и условиям работы с ними; 10) условиям работы с источниками физических факторов, оказывающих воздействие на человека; 11) условиям промышленного производства лекарственных средств; 12) продукции производственно-технического назначения; 13) товарам хозяйственно-бытового и гигиенического назначения и технологиям их производства; 14) условиям воспитания, обучения, проживания и производственной практики, физического развития, труда, отдыха, питания, водоснабжения и медицинского обслуживания различных групп населения; 15) учебно-трудовой нагрузке и режиму занятий в организациях образования; 16) условиям проведения стерилизации и дезинфекции медицинских изделий; 17) организации специализированного (детского, диетического лечебного и диетического профилактического), лечебно-профилактического, общественного питания населения; 18) водоисточникам (местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей), хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов; 19) сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления; 20) организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, изготовление, производство, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержание и эксплуатацию объектов дезинфекционной деятельности, а также контроль эффективности и безопасности работ и услуг; 21) условиям перевозки пассажиров; 22) ликвидации, консервации, перепрофилированию объектов; 23) осуществлению производственного контроля; 24) условиям труда, бытового обслуживания, медицинского обеспечения, специализированного диетического лечебного и диетического профилактического питания; 25) гигиеническому воспитанию и обучению населения; 26) организации и проведению санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий, в том числе осуществлению санитарной охраны территории Республики Казахстан, введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина, в отношении больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок населения; 27) зонам санитарной охраны и санитарно-защитным зонам. Гигиенические нормативы устанавливают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий, допустимых уровней радиационного воздействия, соблюдение которых обеспечивает человеку благоприятные для жизни и безопасные для здоровья условия жизнедеятельности. Гигиенические нормативы устанавливаются к: 1) микроклимату, воздухообмену, воздуху рабочей зоны, физическим факторам производственных, жилых и других помещений, территории жилой застройки; 2) радиационной, химической, микробиологической, токсикологической, паразитологической безопасности продукции (товаров) и окружающей среды; 3) атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах, на территориях промышленных организаций; 4) физическим факторам, предельно допустимым выбросам и предельно допустимым сбросам вредных веществ в окружающую среду; 5) новым видам продукции, технологического оборудования, процессам. По сути, статья 145 Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» применяется в совокупности с соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами. Так, Приказом Министра национальной экономики РК от 21 января 2015 года № 38 были утверждены Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов (компьютеры и видеотерминалы), оказывающих воздействие на человека». Например, в пунктах 8 и 9 данных Санитарных правил указано, что помещения, где размещаются ПК и ВТ, оборудуются защитным заземлением. Расстановка компьютеров (ПК, планшетные персональные компьютеры, ноутбуки) используется одним из трех 3-х вариантов: периметральная, рядные (2-3-рядная), центральная. При периметральной расстановке, расстояние между стеной с оконными проемами и столами 0,5 метров (далее - м), стеной и столами - 0,4 м. При рядной расстановке расстояние между тылом поверхности одного видеомонитора и экраном другого - не менее 2 м, между боковыми поверхностями видеомониторов не менее 1,2 м, при двух-трехрядной расстановке одноместных столов с компьютерами расстояния в каждом ряду между боковыми поверхностями столов не менее 0,5 м. При центральной расстановке рабочие столы с компьютерами устанавливаются в центре, в два ряда без разрыва и экраны видеомониторов обращены в противоположные стороны, располагаясь в шахматном порядке, или напротив друг друга тыльными сторонами мониторов, при этом расстояние между тылом поверхности одного видеомонитора и экраном другого - не менее 2 м. К примеру, нарушение вышеназванных требований к помещениям, где размещаются ПК и ВТ, образует объективную сторону административного правонарушения, т.е. выражается в действиях (либо бездействии) по нарушению конкретных санитарных правил. Рассмотрим другой пример. В п. 92 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности», утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 261, закреплено, что «не допускается использование закрытых источников излучения в случае нарушения их герметичности, а также по истечении установленного срока эксплуатации без наличия документа о продлении срока его службы». Следовательно, действия по использование закрытых источников излучения в случае нарушения их герметичности, а также по истечении установленного срока эксплуатации без наличия документа о продлении срока его службы, будет составлять объективную сторону комментируемого административного правонарушения. В пп.101) ст. 1 Экологического кодекса РК от 9 января 2007 года № 212 (далее - Экологический кодекс РК) под «экологическими требованиями» понимаются «ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в настоящем Кодексе, иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах Республики Казахстан». Согласно п. 2 ст. 194 Экологического кодекса «экологические требования подразделяются на следующие виды: 1) общие экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; 2) экологические требования при использовании природных ресурсов; 3) экологические требования на особо охраняемых природных территориях; 4) экологические требования к хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря; 5) экологические требования к использованию радиоактивных материалов, атомной энергии и обеспечению радиационной безопасности; 6) экологические требования при производстве и использовании потенциально опасных химических и биологических веществ, генетически модифицированных продуктов и организмов; 7) экологические требования при обращении с отходами производства и потребления; 8) экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности». Так, приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 13 октября 2014 года № 57 были утверждены «Экологические нормативы и экологические требования по хозяйственной и иной деятельности». В п. 70 приложения 2 к вышеназванному приказу «Экологические нормативы и экологические требования по хозяйственной и иной деятельности, связанной с подземным захоронением отходов» указано, что «для доставки и последующей укладки отходов в горные выработки и шахтные пустоты рудников, производится погрузка специальных герметичных контейнеров с мышьяксодержащими отходами в подземный самосвал с грузоподъемным механизмом на специализированной площадке (узел перегрузки)». Например, нарушение таких требований может составлять объективную сторону комментируемой статьи. Таким образом, объективная сторона ст. 324 КоАП может выражаться в действиях и бездействии, точное описание которых содержится в различных подзаконных нормативных правовых актах. Следует иметь ввиду, что подзаконные НПА носят «подвижный характер», поскольку в них часто вносятся изменения, либо принимаются новые НПА. Поэтому правоприменителю важно следить за всеми изменениями законодательства в данной сфере. Также следует иметь ввиду, что согласно п. 18 нормативного постановления Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года № 5 «О постановлении суда по делу об административном правонарушении» диспозиция отдельных статей Особенной части КоАП предусматривает ответственность за совершение нескольких действий различными субъектами правонарушения. В данном случае судам необходимо указывать только те действия, совершение которых повлекло привлечение лица к административной ответственности и доказанные материалами дела, а не перечислять все действия, указанные в диспозиции статьи, а также определить субъект правонарушения. Не составляют объективную сторону ст. 324 КоАП случаи, предусмотренных статьей 416 КоАП. Эти случаи, хотя и схожи с составом ст. 324 КоАП, не подпадают под действие комментируемой статьи. К случаям, указанным в ст. 416 КоАП относится «непрекращение субъектом осуществления процессов жизненного цикла продукции с момента обнаружения несоответствия требованиям безопасности, установленным законодательными актами о безопасности пищевой продукции, химической продукции, машин и оборудования, игрушек и техническими регламентами». Субъективная сторона может быть в форме умысла или неосторожности. Субъектами данного административного правонарушения могут выступать физические лица, субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Санкция ч. 1 ст. 324 КоАП предусматривает предупреждение либо штраф, который исчисляется как в месячных расчетных показателях для субъектов малого, среднего предпринимательства и в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда - на субъектов крупного предпринимательства. Для установления размера суммы нанесенного окружающей среде вреда необходимо проведение его экономической оценки. В соответствии со ст. 108 Экологического кодекса РК, «экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде, - стоимостное выражение затрат, необходимых для восстановления окружающей среды и потребительских свойств природных ресурсов. Должностные лица уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в месячный срок с даты установления факта нанесения ущерба окружающей среде проводят сбор и анализ необходимых материалов и устанавливают экономическую оценку нанесенного ущерба. Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водных, земельных ресурсов сверх установленных нормативов, незаконного пользования недрами, а также от размещения отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, сверх установленных нормативов определяется прямым или косвенным методами согласно правилам, утверждаемым Правительством Республики Казахстан». Согласно п. 1 ст. 109 Экологического кодекса «прямой метод экономической оценки ущерба состоит в определении фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов посредством наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий». Косвенный метод экономической оценки ущерба применяется в случаях, когда не может быть применен прямой метод экономической оценки ущерба (п. 2 ст. 109 Экологического кодекса). Постановлением Правительства РК от 27 июня 2007 года № 535 были утверждены Правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды. Часть 2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 324 КоАП выражается в действиях по даче указаний или разрешений на превышение или занижение установленных норм санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды. Соответственно для привлечения к административной ответственности необходимо установить факт превышения либо занижения установленных санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды. Так, в п. 67 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания», утвержденных приказом Министра здравоохранения РК от 23 апреля 2018 года № 186, закреплено, что передвижной пункт питания в подземных выработках принимается из расчета 0,7 м2 на каждого питающегося. Следовательно, например, в случае дачи указаний или разрешений должностным лицом на занижение данного санитарно-эпидемиологических норм, то оно будет нести ответственность в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи. Субъект указанного состава административного правонарушения специальный - это должностное лицо. В соответствии с ч. 1 ст. 697 КоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 324 КоАП рассматривает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. Согласно пп. 47) ст. 1 Экологического кодекса к уполномоченному органу в области охраны окружающей среды относятся: центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны окружающей среды и природопользования, а также его территориальные органы.
Статья 325. Нарушение требований проведения производственного экологического контроля Нарушение требований проведения производственного экологического контроля - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Родовым объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при проведении производственного экологического контроля. Объективная сторона деяния проявляется в совершении противоправных действий (бездействия) путем нарушения требований производственного контроля. Согласно ст. 129 Экологического кодекса РК от 9 января 2007 года № 212 производственный экологический контроль проводится природопользователем на основе программы производственного экологического контроля, разрабатываемой природопользователем. В программе производственного экологического контроля устанавливаются обязательный перечень параметров, отслеживаемых в процессе производственного экологического контроля, критерии определения его периодичности, продолжительность и частота измерений, используемые инструментальные или расчетные методы. Экологическая оценка эффективности производственного процесса в рамках производственного экологического контроля осуществляется на основе измерений и (или) на основе расчетов уровня эмиссий в окружающую среду, вредных производственных факторов, а также фактического объема потребления природных, энергетических и иных ресурсов. В соответствии со ст. 131 Экологического кодекса РК, программа производственного экологического контроля разрабатывается природопользователем. Программа производственного экологического контроля должна содержать следующую информацию: 1) обязательный перечень параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга; 2) период, продолжительность и частоту осуществления производственного мониторинга и измерений; 3) сведения об используемых методах проведения производственного мониторинга; 4) точки отбора проб и места проведения измерений; 5) методы и частоту ведения учета, анализа и сообщения данных; 6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение; 7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений; 8) протокол действий в нештатных ситуациях; 9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности работников за проведение производственного экологического контроля; 10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения производственного экологического контроля. В пунктах 8 - 14 «Правил ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля и требований к отчетности по результатам производственного экологического контроля», утвержденных приказом Министра энергетики РК от 7 сентября 2018 года № 356, указано, что автоматизированный мониторинг эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля проводится природопользователем путем установления средств измерений, осуществляющие непрерывные измерения за эмиссиями на источниках загрязнения, согласно разрабатываемого природопользователем или сторонней организацией проекта. Предел допустимой относительной погрешности установленных средств измерений, осуществляющие непрерывные измерения за эмиссиями, устанавливается согласно паспортным данным. Результаты непрерывных измерений отображаются на мониторе компьютера в виде таблиц, показывающих значения текущих и накопленных выбросов, а также в виде графиков. Автоматизированный мониторинг эмиссий в окружающую среду осуществляется непрерывно, за исключением случаев поверки (калибровки), ремонта, аварийных ситуаций. Данные со средств измерений, осуществляющие непрерывные измерения за эмиссиями, передаются в режиме реального времени (онлайн) в необработанном виде в информационную систему уполномоченного органа. Природопользователь обеспечивает защиту автоматизированной системы мониторинга эмиссий от несанкционированного вмешательства в работу, нарушающего достоверность измерений и работу средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. При плановом или аварийном отключении автоматизированной системы мониторинга эмиссий расчет эмиссий обеспечивается на основе инструментального (или расчетного) мониторинга на период отключения. Согласно пунктам 15 - 20 «Правил ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля и требований к отчетности по результатам производственного экологического контроля» требования к отчетности по результатам производственного экологического контроля распространяются на всех физических и юридических лиц, осуществляющих специальное природопользование. Отчет по результатам производственного экологического контроля представляется в бумажной или электронной форме согласно приложению к настоящим Правилам. К отчету по результатам производственного экологического контроля предусматривается пояснительная записка о выполнении работ, составляемая природопользователем в произвольной форме. График представления периодических отчетов: отчет по мониторингу выбросов в атмосферу, представляется ежеквартально, в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала; отчет по мониторингу сбросов в воду, представляется ежеквартально, в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала; отчет по мониторингу отходов, представляется ежеквартально, в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала; отчет по мониторингу уровня загрязнения земель, представляется ежеквартально, в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала; отчет по радиационному мониторингу, представляется ежеквартально, в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала; отчет по мониторингу воздействия на границе санитарно-защитной зоны (атмосферный воздух, водные ресурсы, почвенный покров) представляется ежеквартально, в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала; отчет по газовому мониторингу на полигонах размещения отходов, представляется ежеквартально, в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала. График представления периодических отчетов в рамках производственного экологического мониторинга при проведении нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря: квартальные и годовые отчеты по операционному экологическому мониторингу представляются в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного квартала; квартальные и годовые отчеты по мониторингу эмиссий представляются в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода; годовые отчеты по мониторингу воздействия представляются природопользователем в течение 2 месяцев после окончания отчетного периода. Субъективная сторона правонарушения может выражаться в форме умысла либо неосторожности. Согласно п. 1 ст. 128 Экологического кодекса «физические и юридические лица, осуществляющие специальное природопользование, обязаны осуществлять производственный экологический контроль». Следовательно, субъект данного состава правонарушения специальный - физическое лицо, должностное лицо, субъект малого, среднего либо крупного предпринимательства, осуществляющий специальное природопользование. В соответствии с ч. 1 ст. 697 КоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 325 КоАП рассматривает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. Согласно пп. 47) ст. 1 Экологического кодекса к уполномоченному органу в области охраны окружающей среды относятся: центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны окружающей среды и природопользования, а также его территориальные органы.
Статья 326. Невыполнение условий природопользования, указанных в экологическом разрешении 1. Невыполнение условий природопользования, указанных в экологическом разрешении, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей. 3. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, сопряженные с нанесением особо крупного ущерба окружающей среде, созданием угрозы безопасности жизни и здоровью населения, - влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия экологического разрешения или без такового. 4. Неустранение физическими и юридическими лицами в установленный срок нарушений, по которым действие экологического разрешения приостановлено, - влечет лишение экологического разрешения. Примечание. В случае, если экологическое разрешение выдано природопользователю на несколько производственных объектов, действие экологического разрешения лишается по объекту, по которому природопользователем допущено невыполнение условий природопользования.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Объектом комментируемого состава административного правонарушения являются общественно-правовые отношения, связанные с выполнением условий природопользования, указанных в экологическом разрешении. Согласно пп. 98) ст. 1 Экологического кодекса РК от 9 января 2007 года №212 98) экологическое разрешение - это документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществление эмиссий в окружающую среду. Под «эмиссиями в окружающую среду» понимаются «выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, размещение и хранение серы в окружающей среде в открытом виде» (пп. 43) ст. 1 Экологического кодекса) РК. В соответствии со ст. 68 Экологического кодекса РК, «в Республике Казахстан природопользователям выдаются следующие экологические разрешения: 1) разрешения на эмиссии в окружающую среду; 2) комплексные экологические разрешения. Осуществление эмиссий в окружающую среду от всех стационарных источников эмиссий без экологического разрешения запрещается. Выбросы парниковых газов не являются предметом экологических разрешений, за исключением выбросов веществ, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, в качестве загрязняющих. В п. 3 ст. 69 Экологического кодекса РК прямо установлено, что «природопользователи обязаны выполнять условия, указанные в разрешении на эмиссии в окружающую среду, и несут ответственность за их несоблюдение в соответствии с законами Республики Казахстан». Постановлением Правительства РК от 26 июня 2014 года № 702 утверждён «Стандарт государственной услуги «Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий». Согласно ст. 70 Экологического кодекса РК разрешение на эмиссии в окружающую среду представляет собой комплект документов установленного образца, содержащий: 1) сведения о природопользователе и осуществляемой им хозяйственной и иной деятельности; 2) срок действия разрешения; 3) условия природопользования, в том числе нормативы эмиссий по всем их источникам; 4) плану мероприятий по охране окружающей среды на период действия разрешения; Формы бланков разрешения на эмиссии в окружающую среду и порядок их заполнения утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Таким образом, объективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в действиях (бездействии) по невыполнению условий природопользования, указанных в экологическом разрешении. Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Субъект правонарушения специальный - должностное лицо, субъект малого предпринимательства, субъект среднего предпринимательства либо субъект крупного предпринимательства. Часть 2. Комментируемая часть статьи 325 КоАП содержит элементы состава правонарушения (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект), предусмотренной частью первой данной статьи, за исключением дополнительного квалифицирующего признака - совершение указанных действий повторно в течение года после наложения административного взыскания. Часть 3. Комментируемая часть статьи 326 КоАП содержит элементы состава правонарушения (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект), предусмотренного частью первой данной статьи, за исключением дополнительного квалифицирующего признака - когда эти действия сопряжены с нанесением особо крупного ущерба окружающей среде, созданием угрозы безопасности жизни и здоровью населения. Другими словами, диспозиция части статьи 326 КоАП носит материальный характер, поскольку для квалификации действий лица необходимо установить: факт нанесения особо крупного ущерба окружающей среде либо создание угрозы безопасности жизни и здоровью населению.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |