|
|
|
О некоторых вопросах исполнения решений Конституционного Суда Республики Казахстан
Филипец Оксана Борисовна, к.ю.н., ассоциированный профессор (доцент), доцент Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, советник юстиции
За годы независимости и социально-экономических реформ правовая политика Республики Казахстан подвергалась серьезным коррективам: это и принятие законов суверенного государства, и изменения, отраженные в стратегических и программных документах страны, это и реформирование государственных структур в сфере правоохранительной деятельности и осуществления правосудия. Серьезным шагом в реализации правовой политики Казахстан стало создание Конституционного Суда. Законом Республики Казахстан от 5 июня 1992 года «О Конституционном Суде Республики Казахстан» (утративший силу) был создан Конституционный Суд, который являлся высшим органом судебной власти по защите Конституции Республики Казахстан[1]. В 1995 году с связи с принятием Конституции Республики Казахстан был создан новый орган по осуществлению конституционного надзора - Конституционный Совет Республики Казахстан, соответственно Конституционный Суд был упразднен. В своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года Глава государства Касым-Жомарта Токаев «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» в рамках усиления правозащитных институтов предложил учредить Конституционный Суд, с учетом позитивного опыта ряда зарубежных стран с введением возможности для граждан напрямую обращаться в суд за разъяснениями, а также наделением Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд. Президентом страны было отмечено: «Уверен, эти инициативы станут важным шагом в построении справедливого и правового государства, институционально усилят систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан.»[2]. Основной закон нашего государства в ст. 4 закрепляет, что к действующему праву Республики Казахстан относятся нормативные постановлений Конституционного Суда и Верховного Суда Республики[3], помимо этого в Конституции нашей республики отдельный раздел посвящен порядку формирования, структуре и полномочиям Конституционного Суда (Раздел VI), что подчеркивает важность данного органа. Согласно Конституционному закону Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года «О Конституционном Суде Республики Казахстан», Конституционный Суд «обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан, он самостоятелен и независим от граждан, организаций, государственных органов, должностных лиц»[4]. Несомненно, что конституционный подход к официальным разъяснениям Конституционного Суда подтверждает то, что его нормативные постановления входят в систему законодательства республики, что подтверждает ч.1 ст. 4 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», где указано: «Систему законодательства Республики Казахстан составляют Конституция Республики Казахстан, соответствующие ей законодательные акты, иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные постановления Конституционного Суда Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан»[5]. Конституционный суд дает официальное толкование нормам Конституции и иных нормативных правовых актов. О.В. Романова отмечает: «правовая позиция Конституционного Суда - это интерпретация Конституционным судом какого-либо явления конституционно-правовой действительности (правового принципа, нормы, понятия), приведенного при рассмотрении конкретного вопроса (дела) и выраженная в тексте итогового решения Суда»[6]. Разъяснения Конституционного Суда напрямую влияют на развитие различных отраслей права, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство государства, а значит и право. В этой связи уместно высказывание И.В. Выдрина, который указывает: «Деятельность Конституционного Суда серьезным образом сказывается на развитии современной науки конституционного права, распространении регулирующего влияния конституционных норм и институтов на самые разные общественные отношения и отрасли права»[7]. Отмечая, отраслевое значение нормативных разъяснений Конституционного Суда, следует отметить, что с 2022 года по настоящее время им принято ряд серьезных разъяснений по вопросам применения норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства республики. Среди таких разъяснений следует отметить: - нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 14-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года»; - нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2023 года №37-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан части третьей статьи 428 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года и подпункта 2) части второй статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года»; - нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 16 мая 2024 года № 44-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 4) части восьмой статьи 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года»; - нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2024 года № 48-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 1) части восьмой статьи 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года»; - нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 27 декабря 2024 года № 59-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года»; - нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 27 декабря 2024 года № 60-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан части 2 статьи 109, подпункта 2) части первой статьи 134 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года и пункта 104 Правил внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 17 ноября 2014 года № 819»[8]. Так, если обратится к нормативному постановлению Конституционного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2023 года №37-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан части третьей статьи 428 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года и подпункта 2) части второй статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года», то следует отметить, что по обращению о рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан ч.3 ст. 428 УК и п.2) ч.2 ст. 130 УИК, Конституционным судом к ст. 428 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК) дано официальное толкование о признании ч.3 ст. 428 (Неповиновение законным требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения) УК РК соответствующей Конституции Республики Казахстан в данном истолковании: «Привлечение к уголовной ответственности за участие в групповом неповиновении, сопряженное с умышленным причинением себе какого-либо повреждения, допустимо, если целью причинения себе такого повреждения являлось неповиновение законным требованиям администрации учреждения уголовно-исполнительной системы и нарушение установленного порядка (режима) отбывания наказания.»[9]. Статья 130 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее - УИК РК) о нарушения установленного порядка отбывания наказания этим же нормативным постановлением была признана соответствующей Конституции[10]. В этом же нормативном постановлении Конституционного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2023 года указано, что «решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на ином истолковании положений части третьей статьи 428 Уголовного кодекса Республики Казахстан, исполнению не подлежат и должны быть пересмотрены в установленном порядке»[11]. Кроме того, Конституционным Судом было дано поручение Правительству: «В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Республики Казахстан, изложенными в настоящем нормативном постановлении Правительству Республики Казахстан не позднее шести месяцев после опубликования настоящего нормативного постановления внести в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект закона, направленный на совершенствование правового регулирования вопросов уголовной ответственности при нарушении порядка (режима) отбывания наказания в виде лишения свободы»[12], а также рекомендовано Верховному Суду «обобщить судебную практику по данной категории уголовных дел и принять соответствующее нормативное постановление»[13]. Обращаясь к вопросам исполнения решения Конституционного Суда Республики Казахстан по рассматриваемому вопросу касательно подготовки проекта закона по совершенствованию правового регулирования вопросов уголовной ответственности при нарушении порядка (режима) отбывания наказания в виде лишения свободы, отмечаем, что 16 мая 2024 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах миграции населения и уголовно-исполнительной системы», но его новеллой было введение в УК РК новой статьи, предусматривающей ответственность за умышленное уничтожение или повреждение системы видеонаблюдения, а равно ее компонентов в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания (ст. 428-1 УК РК) и соответственно введение в УИК РК понятий «система видеонаблюдения» и «органы, исполняющие наказания», а также порядок использования администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы систем видеонаблюдения[14]. Но этот закон не разрешил проблемы правовой регламентации вопросов уголовной ответственности при нарушении порядка (режима) отбывания наказания в виде лишения свободы, на которые обратил внимание Конституционный суд в своем нормативном постановлении. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует нормативное постановление Верховного Суда по вопросам судебной практики по данной категории уголовных дел, несмотря на рекомендации Конституционного Суда. Несомненно, что отсутствие такого нормативного разъяснения негативно влияет на практику применения уголовного и уголовно-исполнительного законов. По нашему мнению, указанное выше можно объяснить коллизиями законов и дефицитом законодательных ресурсов конституционного правосудия. Так, если обратится к положениям материального источника права - УК РК, в нем в ст. 1 указано, что «нормативные постановления Конституционного Суда и Верховного Суда Республики Казахстан являются составной частью уголовного законодательства Республики Казахстан»[15]. В Уголовно-процессуальном кодексе (далее - УПК РК) нашего государства также есть положение о том, что «международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Суда и Верховного Суда Республики Казахстан, регулирующие порядок уголовного судопроизводства, являются составной частью уголовно-процессуального права»[16] (ч.2 ст. 1 УПК РК). Если мы обратимся к нормам УИК РК, ни в статье первой, посвященной уголовно-исполнительному законодательству, ни в других нормах этого кодекса, нет нормы, которая бы закрепляла статус нормативных постановлений Конституционного Суда республики, как это сделано в уголовном и уголовно-процессуальном законах. В этой связи предлагаем дополнить часть первую ст. 1 УИК РК абзацем вторым следующего содержания: «Нормативные постановления Конституционного Суда и Верховного Суда Республики Казахстан являются составной частью уголовно-исполнительного права Республики Казахстан.». Также полагаем правильным, что в Конституции РК и УПК РК, указано, что нормативные постановления Конституционного Суда являются составной частью права, а не законодательства (в УК РК - уголовного законодательства). Мы здесь солидарны с позицией Рахметова С.М. и Сарпекова Р.К., которые также отмечают следующее: «авторы действующей редакции ст. 1 УК перепутали разные по своему содержанию понятия источника уголовного права и источника уголовного законодательства. Нормативные постановления Конституционного Суда и Верховного Суда Республики Казахстан являются источниками уголовного права, но не могут быть признаны источниками уголовного законодательства. Понятие источников права шире, чем понятие источников уголовного законодательства»[17]. Аргументом в поддержку вышеизложенной позиции выступает законодательная формулировка ч.5 ст. 10 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»: «нормативные постановления Конституционного Суда Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан находятся вне иерархии нормативных правовых актов, установленной настоящей статьей.»[18]. С учетом изложенного помимо указанных выше дополнений УИК РК предлагаем внести поправки в последнее предложение ч.2 ст. 1 УК РК и изложить его в редакции: «Нормативные постановления Конституционного Суда и Верховного Суда Республики Казахстан являются составной частью уголовного права Республики Казахстан.», что устранит противоречия с Основным законом государства и аналогичными положениями уголовно-процессуального закона, и приведет к правильному восприятию нормативных постановлений Конституционного Суда Республики Казахстан как источника права.
[1] О Конституционном Суде Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 5 июня 1992 года. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 19 октября 1995 года № 2550. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_/links (дата обращения: 07.05.2025 г.). [2] Новый Казахстан: путь обновления и модернизации. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 16 марта 2022 года. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K22002022_1 (дата обращения: 07.05.2025 г.). [3] Конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения: 07.05.2025 г.). [4] О Конституционном Суде Республики Казахстан. Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000153 (дата обращения: 07.05.2025 г.). [5] О правовых актах. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480 (дата обращения: 07.05.2025 г.). [6] Романова О.В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда РФ // Государство и право. - № 7 - 2000 - Стр. 84. [7] Выдрин И.В. Конституционный суд и развитие науки конституционного права// Всероссийский научно-аналитический журнал «Вестник уральского института экономики, управления и права» - № 2 - 2015 - Стр.75. [8] Конституционный Суд Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ksrk/activities/14641?lang=ru (дата обращения: 07.05.2025 г.). [9] Уголовный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения: 07.05.2025 г.). [10] Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000234 (дата обращения: 08.05.2025 г.). [11] О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан части третьей статьи 428 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года и подпункта 2) части второй статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года. Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2023 года № 37-НП URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/S2300000037#z54 (дата обращения: 08.05.2025 г.). [12] Там же. [13] Та же. [14] О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах миграции населения и уголовно-исполнительной системы. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2024 года № 82-VIII ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2400000082#z21 (дата обращения: 08.05.2025 г.). [15] Уголовный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения: 07.05.2025 г.). [16] Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231 (дата обращения: 09.05.2025 г.). [17] Недостатки норм Уголовного кодекса Республики Казахстан и меры по их устранению. Учебное пособие. - Алматы: Издательство «ADAL KITAP», 2024 - Стр.40. [18] О правовых актах. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480 (дата обращения: 07.05.2025 г.).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |