Найти
<< Назад
Далее >>
Два документа рядом (откл)
Сохранить(документ)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Некоторые комментарии Ф. Карагусова о реализации «Пяти институциональных реформ», выдвинутых Назарбаевым в 2015 г.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Некоторые комментарии ф. карагусова о реализации
«Пяти институциональных реформ», выдвинутых Назарбаевым в 2015 г.

 

 В марте 2015 года Президент Казахстана заявил, что для решения всех задач Новой экономической политики «Нұрлы жол» и достижения главной цели Стратегии «Казахстан-2050» мы должны укреплять наше государство в ходе последовательного проведения ПЯТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ, которые позже были включены им в его предвыборную программу.[1]

По его словам, все задачи, озвученные в ходе предвыборной кампании 2011 года, были достигнуты. Об этом президент РК Нурсултан Назарбаев сказал в ходе съезда партии «Нур Отан». В частности, объем ВВП в среднем ежегодно рос на 5,7%, мощный импульс развития получил аграрный сектор, большие перемены произошли в инфраструктурных отраслях, развивается малый и средний бизнес, Казахстан встал на путь социальной модернизации. Кроме того, проведена масштабная административная реформа, крепнет международный авторитет страны, отметил президент.

«В целом, всего, что запланировано, мы достигли! Совершен гигантский шаг вперед! Это наш общий победный марш!» - сказал он.

Однако ситуация в мире изменилась, и требуется принять ответные шаги.

«Необходим нестандартный и сильный ответ на глобальные вызовы нашей государственности. Нельзя стоять на месте. На базе наших успехов мы должны двигаться вперед для укрепления нашей государственности. Поэтому я выдвигаю пять институциональных реформ», - заявил президент.

Ниже выделены те пять институциональных реформ. Также курсивом предлагаю свое видение о некоторых практических шагах, которые бы могли способствовать более эффективному достижению целей осуществления этих реформ.

 

Первое - Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.

«Сегодня нельзя не видеть, что административная государственная служба зависима от политического уровня. Это политизирует принятие решений, даже в тех случаях, когда необходимо профессиональное управление без всякой политики. В государственном аппарате вокруг определенного покровителя формируются команды. Такой патронат создает условия для коррупции, порождает кумовство и снижает кадровый потенциал. При этом государственная служба остается малопривлекательным сектором из-за низкой оплаты труда. Зачастую у государственных служащих нет четких карьерных перспектив, а продвижение по службе зависит от пресловутых покровителей. Я знаю, что важные государственные программы и проекты «страдают» из-за некомпетентности отдельных чиновников различного уровня», - отметил Нурсултан Назарбаев.

Важная задача, по его словам, сделать корпус государственных служащих профессиональным и автономным.

«Выборы, перемена министров, акимов и других руководителей не должны влиять на работу административной государственной службы. Следует перейти от текущей позиционной к карьерной модели государственной службы. Каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени», - добавил он.

Кроме того, надо внедрить новую систему оплаты труда государственных служащих по результативности их вклада в управленческий процесс.

 

ФК: Формирование современного и эффективного аппарата государственной службы нуждается в повышении уровня технологичности, безопасности и доступности большинства результатов исполнения государственных функций для каждого гражданина и каждого предпринимателя. В большинстве сфер государственной деятельности госслужба должна быть не процессом ради процесса, а процессом ради наилучшего результата. Такой результат будет наилучшим при максимальном сближении двух факторов - удовлетворенность граждан и предпринимателей, с одной стороны, и соблюдение государственного интереса (достижение реальных показателей национальной безопасности, социального спокойствия, экономического роста, уверенности граждан в защищенности их имущественных прав, снижение преступности и нагрузки на судебную систему и др.), с другой стороны. Режим государственной службы целесообразно разделить в зависимости от того, (а) реализуется ли государственная функция для удовлетворения потребностей граждан, или (б) направлена ли государственная функция на выработку или корректировку государственной политики.

В первом случае необходимо четкое формулирование государственной функции (услуги) и создание организационно-технических условий для ее надлежащего исполнения с должным результатом (алгоритм последовательных действий, исключающих или минимизирующих воздействие на процесс со стороны исполнителя: то есть функция не выполняется, только если исполнитель ее волевым способом не исполняет; другой альтернативы надлежащему исполнению функции быть не может). Это - сфера технического исполнения требований.

Следующие решения повысят качество соответствующей государственной функции, которые одновременно и являются условиями предотвращения коррупции:

(а) невозможность не исполнять функцию, и при этом - четкость и однозначность процедур исполнения должностных обязанностей и взаимодействия с коллегами, начальником и подчиненными в рамках исполнения каждой должностной функции (процесса);

(б) разумная и целесообразная автоматизация исполнения, предусматривающая максимальное количество возможных для решения вариантов и техническое решение каждого из них;

(в) использование современных средств коммуникаций, доступных не только государственным служащим, но и каждому гражданину Казахстана;

(г) исключение возможности для каждого отдельного служащего принять решение или выполнить действие по своему усмотрению (сама информационная система не должна позволять произвола служащего);

(д) достижение вышеперечисленных целей должно также ограждать служащего от произвольного вмешательства в его деятельность вышестоящего начальника;

(е) регулярное повышение квалификации каждого такого работника за счет государства;

(ж) стимулирование надлежащего выполнения соответствующих функций должно обеспечиваться не столько за счет обещания карьерного роста (стремление стать начальником не должно мотивировать к лучшим результатам), но такими стимулами должны быть меры имущественного или признательного характера (премии в зависимости от результата работы, дополнительные отпуска, присвоение квалификационного разряда, нематериальные награды, путевки на отдых, обеспечение жильем, местом в школе или детском саду для детей и мн. другое аналогичное). Это категория - многочисленных работников примерно одного уровня и весьма небольшого числа их руководителей-координаторов. В этой сфере основным видом ответственности за неисполнение функции является дисциплинарная.

Вторая категория - аналитики и руководители. Их немного, но все возможные условия для их надлежащей интеллектуальной и руководящей деятельности должны быть созданы и соблюдаться. Но в первую очередь, им должны быть доступны все необходимые условия для осуществления должностных функций. Это - инструменты мониторинга и контроля (информационные системы, доступ к базам данных и т.п.), условия аналитической деятельности для аналитиков и, возможности карьерного роста для организаторов процесса. Должны быть и повышенные требования к моральному облику, нравственному настрою, широте кругозора, фундаментальности образования, наличию опыта аналитической работы, обладанию навыками аналитической и руководящей деятельности и др. Здесь применяются антикоррупционные механизмы, предусматривается применение всех видов (раздельно и в комплексе) ответственности от моральной до юридической, включая имущественную и уголовную. Именно для этой категории предусматривается карьерный рост и возможности для развития, перемещение по горизонтали.

 

Второе - Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста.

«Сегодня слабые звенья судебной системы - это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах», - полагает глава государства.

Кроме того, непрозрачна для общества работа и органов внутренних дел.

«Полиция должна работать так, чтобы повысить доверие общества к себе. Сегодня граждане слабо верят, что офицер дорожной инспекции может оштрафовать акима или министра за нарушение правил дорожного движения. Здесь можно привести недавний пример с Государственным секретарем США. Джон Керри был оштрафован за то, что не убрал снег перед своим домом», - добавил он.

 

ФК: Для гарантии права собственности необходимо продолжить важную работу государства по обеспечению публичной достоверности, доступности, надежности и безопасности публичных реестров, в которых регистрируются права на имущество. Повысить статус нотариусов, основываясь на том, что они выполняют важнейшую государственную функцию по обеспечению стабильности и надежности гражданского оборота, а не являются предпринимателями. С учетом публичной достоверности системы регистрации прав на имущество, государственные органы обязаны принципиально быть на стороне зарегистрированного частного собственника, активно содействуя ему в защите своих прав на имущество.

В вопросах принудительного отчуждения собственности для государственных нужд необходима выработка более объективных критериев стоимости отчуждаемого имущества. Надо исключить перекосы, когда по аналогичному имуществу в аналогичных обстоятельствах оцененная стоимость имущества существенно различается. Кроме того критерий равноценности предоставляемого взамен имущества должен быть соблюден: если забирается дом в центре города, должно быть предоставлено жилище в центре города, а не на окраине.

 

Необходимо исключить практику создания обязанностей или иного необоснованного бремени расходов и временнЫх затрат для предпринимателей в тех сферах, где используются централизованные и интегрированные базы данных, и где реализуются государственные функции. Необходимо усовершенствование налогового администрирования: например, зачем возлагать расчет налогов на предпринимателей, когда это может делать государство? Также, если, например, суммы земельного налога для граждан, живущих в квартирах, делает налоговый комитет, почему для предпринимателей не применять тот же механизм?

 

Также необходимо продолжить очень правильную государственную политику заставлять людей разговаривать друг с другом и самостоятельно находить разрешение конфликтов в результате переговоров. Обращение к суду должно быть последней станцией. При этом стимулировать обе стороны конфликта к его взаимоприемлемому разрешению, вплоть до применения старого принципа римского права «кто требует чрезмерного, тот и несет большие потери». Не надо создавать излишних препонов для медиации: любой субъект, выбранный сторонами, может быть медиатором; требования о профессионализации медиации, а также создание каких-то подразделений медиаторов при судах, как и сама идея судебной медиации являются источником неоправданных затрат и создания коррупции.

В то же время должен быть повышен статус арбитражного (третейского) трибунала для разрешения гражданско-правовых и хозяйственных споров. В том числе, важно усиление требований к статусу арбитров, прозрачности финансовой деятельности арбитражных трибуналов и, самое главное - запретить обжалование арбитражных решений на основе оценки их содержания.

 

Ликвидировать институт частных судебных исполнителей: обеспечение надлежащего исполнения судебных решений является государственной функцией, и не может быть предпринимательской деятельностью. Признание же равного статуса частного и государственного судоисполнителя (как сегодня у нас в законе) - это полная чушь, поскольку такого равенства нет, и не может быть, объективно.  

 

Необходимо исключить принятие судами по одному и тому же вопросу прямо противоположных решений без согласования с Верховным Судом и принятия им соответствующего нормативного постановления. Законы должны применяться последовательно и единообразно. В данном случае обязательным является опубликование в специальной базе данных всех судебных постановлений по делам, не являющимся уголовными, а также обеспечение свободного доступа для ознакомления с ними всем гражданам Казахстана. Также потребовать от Верховного Суда существенного повышения функции, связанной с анализом и обобщением судебной практики и формированием общей для судов позиции при применении законодательства во всех аналогичных целях. Нормативные постановления Верховного Суда не должны быть репликой законодательных норм, но должны содержать четкое предписание о том, как применяется закон в тех случаях, когда нижестоящими судами начала формироваться взаимоисключающая практика. Одновременно на Верховный Суд возложить всю полноту ответственности за надлежащее формирование последовательной и единообразной судебной практики.

 

Создать централизованную и единую базу типовых простых для понимания и применения форм договоров по, насколько возможно, всем видам сделок, и обеспечить к ним свободный доступ всем гражданам. Эти формы должны допускать включение в них только сроков, цены договора, описания предмета договора и реквизитов сторон по каждой отдельной сделке. Использование таких форм должно исключать оспаривание договора в связи с оценки содержания отдельных положений договора. Суды рассматривают только факт исполнения, а также оценивают на наличие порока воли при заключении договора. Ожидаемые результаты - существенное снижение нагрузки на суды и уменьшение риска необоснованного оспаривания.

 

Особый вопрос - модернизация Вооруженных сил страны. Они должны быть современными, мобильными, профессиональными. Следует обеспечить повышение боеспособности армии за счет профессионализма и оснащения передовым вооружением и техникой, сказал Нурсултан Назарбаев.

 

Третье - Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации.

«Профессиональная государственная служба и верховенство закона создают условия для реализации комплекса экономических реформ для ускоренного формирования среднего класса. Для выхода на качественный рост и диверсификацию экономики мы реализуем программу индустриализации. Она является своевременной и исключительно необходимой мерой. Индустриализация - не только инструмент экономики, но и важный фактор развития государства и формирования среднего класса. Однако индустриализация и обрабатывающий сектор пока не стали настоящими драйверами экономического роста. Правительству надо с этим разобраться», - поручил он.

По мнению президента, имеются перекосы и в системе господдержки сельского хозяйства.

«Аграрному сектору из бюджета выделяются колоссальные средства на субсидии производства продукции отраслей с низкой добавленной стоимостью. Причем сельские производители почти не платят налогов. Сегодня важно развивать сектор переработки сельскохозяйственного сырья на основе новой комплексной программы. В этом плане необходимо приступить к реализации порядка 10 крупных проектов с участием транснациональных компаний в перерабатывающей отрасли. Индустриализация также направлена на создание рабочих мест через малый и средний бизнес и развитие экспортного потенциала страны», - отметил президент.

Много времени, по словам главы государства, отнимают таможенные процедуры, а тарифная политика - сложная и запутанная.

«Необходимо провести масштабную работу по упрощению тарифной политики в рамках Евразийского экономического союза. В перспективе главная задача состоит в том, чтобы обеспечить динамику экономического развития. Итогом работы должно стать возникновение новых З-4 экспортных продуктов за счет диверсификации экономики», - считает Нурсултан Назарбаев.

Ключевым направлением является развитие в сфере услуг малых и средних сервисных предприятий.

 

Четвертое - Нация единого будущего.

«Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Вместе с тем необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел - это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна - страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства», - отметил президент.

Развитие триединства языков - казахского, русского и английского - это залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности, подчеркнул он.

Надо обеспечить эффективные социальные лифты для всех граждан Казахстана без каких-либо различий и ограничений, а средний класс должен рассматриваться как основа казахстанской нации, источник для формирования профессионального государственного аппарата и (ФК) надежного широкого слоя успешных предпринимателей.

«Это движущая сила, наиболее заинтересованная в верховенстве закона и подотчетности государства народу и стабильности в стране. Поэтому именно широкий средний класс является ядром формирования национальной идентичности. Системой общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел, оформленная в важнейший документ государства. В школах необходимо ввести в программу обучения преподавание ценностей всеказахстанской идеи «Мәңгiлiк Ел», - сказал он.

 

ФК: ничего не сказано о подготовке граждан будущего процветающего государства. А основой этого являются образование и здравоохранение. Считаю целесообразным восстановить советскую систему, при которой в каждом областном центре был педагогический институт, в котором на должном уровне готовились учителя для школ соответствующей области, а также на несколько областей действовал медицинский институт, готовящий «земских врачей». Врачи, учителя и инженеры - являлись основой подлинной научной, творческой и технической интеллигенции и патриотизма.

Восстановить систему профессионально-технических училищ (ПТУ), где в течение короткого срока (0,5 - 1,5 года) готовить рабочие кадры по большинству рабочих специальностей с обязательным идеологическим наполнением о важности и значимости их профессии; систему техникумов для подготовки класса мастеров и управленцев среднего уровня на производствах в течение 2 лет. Стимулировать крупные предприятия, если они будут создавать или финансировать такие ПТУ и предоставлять практику и рабочие места для их выпускников.

 

Пятое - Транспарентное и подотчетное государство.

«Казахстанское общество поэтапно адаптируется к переменам. Это важный фактор, позволяющий нам избегать обострения внутренних противоречий, укреплять политическую стабильность. Опыт многих стран показывает, что нарушение принципа «сначала - сильное государство и экономика, а потом - политика» ведет к катастрофам, «разламывает» общества. В одних происходит разрушение политических режимов, в других - развал экономики, возникают конфликты и даже гражданские войны. Мы хорошо это знаем из истории разных стран и сегодня видим воочию во многих государствах. Череда последних гражданских войн и кровавых конфликтов в разных регионах мира показала, что непродуманная и форсированная демократизация не гарантирует стабильность государства и не обеспечивает успешную экономическую модернизацию», - отметил лидер Казахстана.

Пять институциональных реформ - это пять шагов, которые страна должна пройти именно в такой последовательности. Только в таком случае наши реформы будут эффективны, а общество и государство будут едины и стабильны. Именно такой путь прошли все успешные государства, подчеркнул он.

«Во-первых, следует расширить практику отчетности руководителей государственных органов. Во-вторых, обеспечить прозрачность процесса принятия решений. Через механизм «открытого правительства» граждане должны активно вовлекаться в процесс принятия решений государственными органами всех уровней. Основой для этого станет новый Закон о доступе к публичной информации, который предстоит разработать и принять. Важно усилить роль общественных советов при государственных органах и акимах. В-третьих, следует внедрять гражданское бюджетирование. Речь идет об участии представителей гражданского общества в распределении бюджетных средств в регионах. В-четвертых, важно укрепление системы обжалования. В законодательстве должны быть расширены возможности граждан по обжалованию действий государственных служащих. В-пятых, надо обеспечить широкое внедрение саморегулирования в обществе. Необходимо поэтапно сокращать зоны ответственности государственных органов, передавая полномочия, связанные с оказанием социально значимых государственных услуг, институтам гражданского общества по мере их готовности», - уточнил он.

С достижением позитивных результатов по этим пяти направлениям можно будет решать вопрос о новой системе выборности местных исполнительных органов. Поэтапно должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству с учетом наших традиций.

 

12 апреля 2015 г.