|
|
|
25.01.2019 Маркировка как средство товарной информации для потребителя
Одновременно с тем, как на рынке потребления растет количество товаров, изменяются и потребности относительно информации о них. Потребители желают точно знать, из чего сделан тот или иной товар, что входит в его состав, содержит ли он аллергены или потенциально опасные вещества и многое другое. Маркировка - это текст, товарные знаки, условное обозначение и рисунки, несущие информацию для потребителя и нанесенные на продукцию, документы, памятки (листы-вкладыши), этикетки, ярлыки, упаковку (тару). Объем обязательной информации на любой продукции отечественного, импортного производства, а также произведенной на территории Евразийского экономического союза, реализуемой на территории Республики Казахстан, устанавливает Технический регламент Республики Казахстан «Требования к маркировке продукции», утвержденный Приказом министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 15 октября 2016 года № 724. Изготовитель (продавец) при выпуске в обращение продукции обязан обеспечивать полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней. Маркировка продукции должна соответствовать требованиям стандартов. Если на упаковке указаны национальные стандарты (СТ РК) или межгосударственные (ГОСТ), то качество такого продукта, конечно, вызывает доверие. Общие требования к маркировке товара: · достоверность сведений: они не должны вводить покупателя в заблуждение относительно изготовителя, страны происхождения, количества и качества товара; · доступность: информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей; информация должна быть понятной, используемые термины и определения не должны требовать пояснений и определений; · достаточность информации: маркировка не должна быть неполной, но и излишняя информация может содержать бесполезные сведения, не вызывая интереса у потребителя. Маркировка должна иметь четкий текст, быть наглядно и красочно оформлена. Информация относительно состава, свойств, назначения, изготовителя и (или) поставщика, условия хранения, перевозки, эксплуатации, утилизации, способа изготовления и употребления, даты изготовления, энергопотребления (для энергопотребляющего оборудования), происхождения, срока годности, массы, объема, количества, а также других сведений прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор должна быть достоверной и не вводить в заблуждение потребителя. При покупке товара в первую очередь необходимо обращать внимание на его маркировку, обеспечивающую потребителя комплексом необходимой ему товарной информации. Информационная функция маркировки является основной. Кроме того, маркировка предназначена для идентификации товара, а также должна вызывать положительные эмоции у покупателя и мотивировать принятие им решения о покупке товара. Различают производственную и торговую маркировку. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др. Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки. К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные знаки, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные и экологические знаки. Маркировка продуктов питания должна содержать следующие основные сведения: · наименование продукта; · сведения об изготовителе, в т.ч. наименование страны и места происхождения товара; · стандарты, которым соответствует товар; · информацию о сертификации; · дату изготовления и дату упаковки (расфасовки) продукта; · срок годности и срок хранения продукта; · основные потребительские свойства (масса, объем, состав, включая пищевые добавки); · пищевая ценность (калорийность); · противопоказания к применению; · способы и условия приготовления, условия хранения (для определенных видов продукции); · товарный знак изготовителя (при наличии); · информацию об организации, принимающей на территории РК, претензии от потребителей по качеству продукции (товара), если товар произведен в другой стране. Конечно, в настоящее время встречаются случаи, когда продается товар, который не соответствует всем этим требованиям. Некоторые виды продукции попадают в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, чем наносится значительный ущерб жизни и здоровью граждан, не говоря уже о контрафактной или фальсифицированной продукции. Поэтому, в целях усиления ответственности производителя или поставщика за качество поставляемого на рынок товара и защиты прав потребителя необходимо информирование потребителя и маркировка товаров.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |