|
|
|
Приоритет внешнеэкономической политики
В Послании от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Н. Назарбаев отметил важность вступления во Всемирную торговую организацию в целях углубления интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему. 22 июня 2015 года состоялось историческое для Казахстана событие. Положительно завершен переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО. На долю организации, которая начала свою деятельность 1 января 1995 года, приходится более 95 процентов мирового товарооборота. На сегодня членами организации является 161 страна мира, Казахстан станет 162 членом ВТО. Вступление во Всемирную торговую организацию является одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики нашей страны. Процесс присоединения любого государства является не только многостадийным, но также весьма сложным и трудоемким, требующим многосторонних консультаций, согласований, изменений национального законодательства и приведения его в соответствие с нормами организации. Безусловно, вступление в ВТО приведет к значительным изменениям в торговой политике и социально-экономическом развитии государства, а также к упрощению взаимного доступа товаров на рынке стран-участниц. Основными преимуществами для страны от членства в ВТО являются создание более благоприятных условий для доступа отечественной продукции на мировые рынки товаров и услуг, привлечение инвестиций в развитие экономики страны, использование в разрешении споров механизма ВТО, обеспечивающего защиту национальных интересов. ВТО регулирует права и обязательства стран-участниц организации в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу данной международной организации составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО Министерство юстиции было ответственным за вопросы интеллектуальной собственности. Одним из главных условий присоединения новых стран к организации является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда, в том числе Соглашения ТРИПС, которое является универсальным международным договором, устанавливающим минимальные стандарты в сфере интеллектуальной собственности. С целью приведения национального законодательства в соответствие с требованиями Соглашения ТРИПС пересмотрены законы «Об авторском праве и смежных правах», «Патентный закон», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О селекционных достижениях», «О топологиях интегральных микросхем». Помимо пересмотра специальных законов, регулирующих сферу интеллектуальной собственности, были внесены изменения в разделы Гражданского и Таможенного кодексов в части интеллектуальной собственности. Ряд изменений внесен в уголовное и административное законодательство. Так, например, в результате проведенной работы авторское право распространено на произведения в любой форме в соответствии со ст. 9 Соглашения ТРИПС, что отражено в ст. 6 закона об авторском праве. Охрана компьютерных программ приравнена к охране литературных произведений в соответствии со ст. 10 Соглашения ТРИПС, что отражено в ст. 7 закона об авторском праве. Введена ретроактивная охрана объектов авторского права, созданных до 1973 года (Соглашение ТРИПС требует соблюдения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, предусматривающей ретроактивную охрану, ее участником с 1973 года являлся СССР, а в последующем - РК). С учетом рекомендаций стран-членов ВТО Казахстан также ввел охрану прав авторов и исполнителей в сети Интернет (Закон от 16 апреля 2004 года «О присоединении Республики Казахстан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву»; Закон от 16 апреля 2004 года «О присоединении Республики Казахстан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам»). Одним из важных требований вступления в ВТО является принятие эффективных мер со стороны таможенных органов. В целях пресечения фактов ввоза (вывоза) товаров, нарушающих права на интеллектуальную собственность, казахстанские таможенные органы наделены правом действовать по собственной инициативе в случаях, когда они подозревают, что товары, перемещаемые через таможенную границу, нарушают права интеллектуальной собственности (принцип «ex officio»). По итогам переговоров по вступлению в ВТО Казахстаном принято обязательство по охране данных, представленных для регистрации лекарственных средств, как минимум, в течение шести лет со дня их регистрации в Казахстане. В течение данного периода Казахстан обязуется не допускать на свой рынок воспроизведенное лекарственное средство (генерик), для регистрации которого заявитель ссылается на закрытые данные другого лица, зарегистрировавшего оригинальное лекарственное средство. Разработанный Министерством национальной экономики проект закона о внесении изменений в связи со вступлением в ВТО содержит «финальные» нормы, касающиеся обязательств по интеллектуальной собственности. Вносимые изменения предусматривают предоставление заявителю оригинального лекарственного средства шестилетнего периода времени, в течение которого ни одно другое лекарственное средство, содержащее новые химические вещества, не сможет быть зарегистрировано со ссылкой на данные об испытаниях и другую закрытую информацию, представленную заявителем оригинального лекарственного средства. В целях минимизации возможных негативных последствий также предусматривается, что такие меры не будут распространяться на: - физических или юридических лиц, которым выдана принудительная лицензия на использование лекарственного средства в соответствии с положениями Патентного закона РК; - использование, производство, импорт, экспорт или распространение лекарственного средства в некоммерческих целях. Кроме того, такая охрана сможет быть приостановлена в случаях: - если поставки лекарственного средства недостаточны для удовлетворения потребностей населения в течение 12 месяцев с даты регистрации в РК; - необходимости защиты здоровья населения и других национальных интересов, включая национальную безопасность и чрезвычайные обстоятельства; - в случае злоупотребления бенефициаром своими правами, в частности, посредством осуществления антиконкурентных действий. Данное обязательство закреплено в ст. 39.3 Соглашения ТРИПС. Следует отметить, что Российская Федерация взяла на себя схожее обязательство (ЕС и США предъявляют требования по введению в национальное законодательство норм, соответствующих ст. 39 ТРИПС ко всем без исключения присоединяющимся странам. В странах ЕС такой срок составляет восемь лет с возможностью продления до 11 лет, в США - пять лет, Швейцарии - десять, в Турции - шесть, в Грузии - пять, в Украине - пять, в Китае - шесть лет). Также проектом закона вводится требование к лицу, неправомерно использующему товарный знак или наименование места происхождения товара, об уничтожении изготовленных изображений товарного знака или наименования места происхождения, а также удалении их с товара и его упаковки. Ст.ст. 3, 4 Соглашения ТРИПС требуют от стран-членов ВТО предоставления гражданам других государств - членов режима, не менее благоприятного, чем тот, который они предоставляют своим собственным гражданам в отношении охраны интеллектуальной собственности («национальный режим»), а также предоставления гражданам всех других членов любых преимуществ, льгот, привилегий или иммунитета, которые предоставлены членом гражданам любой другой страны («режим наибольшего благоприятствования»). В этой связи приняты меры по внесению изменений в ряд двухсторонних межправительственных соглашений по вопросам сотрудничества в сфере промышленной собственности между Правительством РК и Правительствами Азербайджанской Республики, Грузии, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан. По итогам проведенной работы прекращено действие межправительственного Соглашения с Кыргызской Республикой. Подписаны протоколы о внесении изменений в соглашения о сотрудничестве по вопросам промышленной собственности с Правительствами Грузии и Республики Узбекистан. До 1 октября т.г. планируется подписание Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с Азербайджанской Республикой.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |