|
|
|
Анализ отдельных положений С.И. Климкин, к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
1. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 г. № 567-II «О связи» (далее – Закон, анализируемый Закон) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Республики Казахстан, определяет полномочия государственных органов по регулированию данной деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, оказывающих или пользующихся услугами связи. Со дня введения в действие анализируемого Закона в него было внесено изменений и дополнений 58 законами Республики Казахстан. Особенности регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением государственной фельдъегерской службой Республики Казахстан, деятельностью в сфере предоставления услуг государственной фельдъегерской связи, определением правовых и организационных основ такой деятельности, а также социальных гарантий сотрудникам государственной фельдъегерской службы и членам их семей, определяются Законом Республики Казахстан от 29 июня 2021 г. № 57-VII «О государственной фельдъегерской связи». Закон Республики Казахстан от 9 апреля 2016 г. № 498-V «О почте» устанавливает правовые основы деятельности и регулирует общественные отношения в области почты на территории Республики Казахстан, определяет права и обязанности субъектов почтовой деятельности, компетенцию государственных органов в области почты. Общественные отношения в области телерадиовещания, права и обязанности субъектов телерадиовещания регулируются Законом Республики Казахстан от 18 января 2012 г. № 545-IV «О телерадиовещании». Общественные отношения в сфере информатизации, возникающие на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами при создании, развитии и эксплуатации объектов информатизации, а также при государственной поддержке развития отрасли информационно-коммуникационных технологий регулируются Законом Республики Казахстан 24 ноября 2015 г. № 418-V «Об информатизации». Особенности проведения контрразведывательной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи регулируются Законами Республики Казахстан от 28 декабря 2016 г. № 35-VI «О контрразведывательной деятельности», от 15 сентября 1994 г. № 154-XIII «Об оперативно-розыскной деятельности». Управление сетями связи при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, а также введении чрезвычайного положения осуществляется в соответствии с Законами Республики Казахстан от 11 апреля 2014 г. № 188-V «О гражданской защите», от 8 февраля 2003 г. № 387-II «О чрезвычайном положении».
2. В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли 330.000.000. Информационно-цифровое законодательство (330.005.000. Почта и связь).
3. Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Республики Казахстан, предназначенной для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц и обеспечения потребности безопасности, обороны, охраны правопорядка, государственных органов в услугах связи (пункт 1 ст. 1 анализируемого Закона). Президент К-Ж.К. Токаев уже в своем первом Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г. отметил, что «наша задача – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры. Правительству предстоит адаптировать законодательство под новые технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты [1]. 1 сентября 2020 г., в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент указал, что «предстоит устранить цифровое неравенство, обеспечить максимальный доступ к интернету и качественной связи всех граждан. Сегодня это такая же базовая потребность, как дороги и электричество» [2]. Наконец, в Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 г. К-Ж.К. Токаев отметил, что необходимо поэтапно расширять и обновлять линии передачи данных, сопрягая их с международными коридорами. Предстоит создать современные центры обработки данных, которые могут обслуживать соседние страны. Мы должны реализовать свой огромный информационно-телекоммуникационный потенциал. В новую цифровую эпоху он будет иметь геополитическое значение. Казахстан должен стать центральным цифровым хабом на значительной части евразийского региона [3]. Еще один его тезис: тотальная цифровизация привела к новым формам занятости на основе интернет-платформ [4]. Что касается объема телекоммуникационного рынка, то за январь-ноябрь 2021 г., по данным Бюро национальной статистики РК, он вырос на 12,9% к аналогичному периоду 2020 года. Объем услуг междугородной и международной телефонной связи составил 17,3 млрд тенге, что на 12,1% меньше объема аналогичного периода 2020 года; услуг сети интернет - 367,4 млрд тенге (на 19,8% больше), услуг сотовой связи - 230,1 млрд тенге (на 7,6% больше). В разрезе отдельных видов услуг ситуация следующая: - Интернет – 39,92%, - мобильная связь – 25,13%, - передача данных – 5,01%, - распространение программ – 4,36%, - местная телефонная связь – 3,48%, - междугородняя телефонная связь – 1,88%, - прочие услуги связи – 20,22%. В ноябре 2021 года число фиксированных телефонных линий составило 3,005 млн единиц (-12 тысяч), количество абонентов сотовой связи составило 24,33 млн единиц (+50 тысяч), из них почти 16,5 млн имеют доступ к интернету. Таким образом, уровень проникновения интернета среди абонентов мобильной связи несколько вырос, составив 67,8%. Наконец, количество абонентов фиксированного интернета — почти 2,75 млн (+17 тысяч) [5]. Как сообщал официальный сайт городского акимата, в Нур-Султане полный переход на ЦЭТВ будет осуществлен 1 декабря 2021 г. В столице до конца осени планируется полностью отключить аналоговое телевидение и перейти на цифровое. Эта работа проводится в рамках четвертого этапа реализации проекта по внедрению цифрового эфирного телевещания. Полностью отключено устаревшее телевещание на сегодня в таких регионах страны, как Мангистауская, Жамбылская, Туркестанская, Алматинская, Павлодарская, Костанайская, Северо-Казахстанская области, города Алматы и Шымкент [6]. Однако требуют внимания и имеющиеся проблемы в данном вопросе. Так, депутат Мажилиса Жулдыз Сулейменова обратилась с запросом к министру образования и науки Казахстана Асхату Аймагамбетову с просьбой разобраться с доступом сельских школ к интернету. Мажилисвумен отметила, что в разработке программных продуктов для образования видны значительные успехи, однако проводимая работа и полученные результаты, к сожалению, не имеют смысла для ряда сельских школ без качественного интернета. «На сегодня из 7550 школ 58 вообще не имеют подключения. В 192 скорость настолько низкая, что запустить обыкновенный интернет-сайт практически невозможно, а об интерактивных сервисах не может быть и речи. И данную тенденцию мы наблюдаем не только на практике. Различия мы видим на этапе планирования и целеполагания. В настоящее время в нормативных документах министерства для городской и сельской школы установлены разные параметры качества интернета. Для села достаточная скорость в несколько раз ниже, чем для городской школы», - заявила депутат [7]. И это притом, что, как указывал Президент в своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2021 г., итоги дистанционного обучения в период пандемии свидетельствуют о недостаточной эффективности национальных телекоммуникационных сетей. Правительству поручается самым серьезным образом заняться решением этого вопроса, в частности повышением качества информационных систем для удаленных форматов обучения [8]. Особую актуальность бесперебойной работы связи, как и необходимость ее немедленного отключения, показали январские события 2022 г. в Республики Казахстан, послужившие причинами издания Президентом ряда указов о введении чрезвычайного положения в регионах страны. При этом статьей 14-1 Закона РК от 8 февраля 2003 г. № 387-II «О чрезвычайном положении» предусмотрено, что в условиях чрезвычайного положения государственные органы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на приоритетное использование, а также приостановление деятельности сетей и средств связи, за исключением правительственной связи, а также сетей и средств связи экстренных служб. Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности жизни людей на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан, а также сообщениям о чрезвычайных ситуациях. Подпункт 10) п. 1 ст. 15 Закона «О чрезвычайном положении» устанавливает, что при введении чрезвычайного положения на период его действия предусматриваются следующие основные меры и временные ограничения: <…> приостановление деятельности сетей и средств связи, за исключением правительственной связи.
4. Пунктом 2 ст. 18 Конституции Республики Казахстан установлено, что каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. Закон содержит отсылку к Конституционному закону Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. № 2464 «О выборах в Республике Казахстан»: в случае если лицо, использующее сети и (или) средства связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, а также для распространения информации, нарушающей законодательство Республики Казахстан о выборах, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам, а равно к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, удалило ее, то оно направляет уведомление об этом в уполномоченный орган в области информации (пункт 4 ст. 41-1). В Законе содержатся прямые отсылки к двум Кодексам Республики Казахстан: от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» и от 25 декабря 2017 г. № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». Так, в соответствии с пунктом 2 ст. 28-1 анализируемого Закона, проверка и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) радиоконтроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) радиоконтроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом. Согласно пункту 3 ст. 11 Закона, использование радиочастотного спектра, являющегося ограниченным национальным ресурсом, осуществляется на платной основе. Годовые ставки, порядок исчисления и уплаты в государственный бюджет платы за использование радиочастотного спектра определяются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан. При совместном использовании радиочастот и радиоэлектронных средств для организации сотовой связи оплата за использование радиочастотного спектра осуществляется каждым оператором связи за присвоенную ему полосу частот, радиочастоту (радиочастотный канал) в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Согласно подпункту 4) п. 8-1 ст. 12 Закона, действие разрешения на использование радиочастотного спектра прекращается в порядке, определенном уполномоченным органом, по следующим основаниям: <…> неуплата в государственный бюджет платы за использование радиочастотного спектра за три квартала в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В Законе содержится также ряд непрямых бланкетных отсылок к кодексам Республики Казахстан: - статья 15-1. Взаимодействие операторов связи с государственными органами, использующими специальное техническое оборудование для блокирования радиосигнала либо выявления и (или) пресечения несанкционированного использования абонентских устройств (к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. № 234-V), - пункт 3 ст. 18. Распределение национальных ресурсов в области связи на конкурсной основе (к Кодексу Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», - пункт 4 ст. 28. Защита и охрана средств связи, сооружений и сетей связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи (к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V), - пункт 2 ст. 29. Развитие сетей связи (к Кодексу Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»), - пункт 1 ст. 30. Использование транспортных средств (к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 409-І), - статья 31. Предоставление и использование земель связи (к Земельному кодексу Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II), - пункт 3 ст. 32. Универсальные услуги связи (к Кодексу Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», - пункт 4-1 ст. 36. Защита прав пользователей услугами связи (к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V), - пункт 5 ст. 36. Защита прав пользователей услугами связи (к Уголовному кодексу Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V), - пункт 1-1 ст. 40. Ответственность операторов и пользователей услугами связи (к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V), - пункт 2 ст. 40. Ответственность операторов и пользователей услугами связи (Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г., - пункт 2-1 ст. 40. Ответственность операторов и пользователей услугами связи (к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V).
5. В отношении замечаний по Закону отметим следующие. 5.1. В подпункте 19-20) п. 1 ст. 8 анализируемого Закона слова «конкурс (или аукцион)» используются три раза, в статье 18 – пять раз. В ряде же случаев термин «конкурс» используется без слов «(или аукцион)»: в подпунктах 6), 14) ст. 7; части третьей п. 3 ст. 12; названии статьи 18, пунктах 3, 4 ст. 33; части первая п. 1, пунктах 2, 3 ст. 34. При этом статья 2 Закона не содержит расшифровки указанных терминов. Данное обстоятельство может создать впечатление о разноплановости этих понятий. Между тем, пунктами 1, 2 ст. 910 Гражданского кодекса РК (Особенная часть) установлено, что настоящей главой регулируются конкурсные обязательства, возникающие из публичного обещания вознаграждения, и обязательства, возникающие на основе тендера, аукциона и иных форм торгов, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Конкурсные обязательства могут регламентироваться также иными законодательными актами Республики Казахстан. В конкурсном обязательстве его инициатор на основе определенных им предмета и исходных условий конкурса делает предложение принять в нем участие неопределенному или определенному кругу лиц и обязуется выплатить установленное вознаграждение победителю конкурса и (или) заключить с ним договор, соответствующий содержанию конкурсного обязательства. Таким образом, в свете главы 46 ГК «конкурс» является родовым понятием, включающим в себя обязательства из публичного обещания вознаграждения и торгов. В свою очередь, торги могут быть в форме аукциона или тендера. Согласно пункту 1 ст. 916 ГК, при торгах в форме аукциона продавец обязуется продать предмет аукциона тому участнику аукциона, который предложит за него наиболее высокую цену. Пунктами 1, 3 ст. 915 ГК установлено, при торгах в форме тендера его инициатор (организатор) обязуется на основе предложенных им исходных условий заключить договор (в качестве продавца, покупателя, заказчика, подрядчика, арендодателя, арендатора и т.п.) с тем из участников тендера, кто предложит лучшие для инициатора тендера условия договора. Выбор победителя тендера из числа его участников производится инициатором тендера или созданной им тендерной комиссией в закрытом или, по условиям тендера, в открытом порядке. В этой связи нами проанализированы Правила проведения конкурса по определению операторов универсального обслуживания, включая расчет размера субсидий и порядок возложения уполномоченным органом обязанности по оказанию универсальных услуг на операторов связи, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 мая 2017 г. № 238. Согласно пункту 11 Правил, решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов конкурсной комиссии. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель комиссии. Таким образом, регламентированный указанными Правилами конкурсный порядок определения победителя представляет собой тендер. Пунктами 25, 26 Правил распределения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания, утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 апреля 2015 г. № 489 установлено, что решения по конкурсу принимаются открытым голосованием и считаются принятыми большинством голосов от общего количества присутствующих членов Комиссии. В случае равенства голосов, голос председательствующего считается решающим. При принятии решения по конкурсу Комиссия руководствуется следующими критериями: финансовые предложения (наличие предполагаемых источников финансирования, положительный баланс планируемых затрат и доходов); технические предложения (наличие оборудования, соответствующего техническим требованиям по использованию конкретного номинала частоты, указанным в информационном сообщении, позволяющего охватить наибольшее количество населения); творческие предложения (количество ретранслируемых теле-, радиоканалов, разнообразие их тематической направленности). Таким образом, регламентированный указанными Правилами конкурсный порядок определения победителя также представляет собой тендер. На основании изложенного считаем, что используемые в Законе термины «конкурс» и «аукцион» не соответствуют тому пониманию, которое заложено в них Гражданским кодексом РК (Особенная часть).
5.2. В соответствии с пунктом 1 ст. 26 анализируемого Закона, для доминирующих операторов связи сети телекоммуникаций общего пользования договор присоединения, определяющий условия оказания услуг присоединения других сетей телекоммуникаций, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика, является публичным договором, типовая форма которого утверждается уполномоченным органом. Подпунктом 23) ст. 2 Закона определено, что стандартная точка присоединения (подключения) – это средства телекоммуникаций, предназначенные для присоединения одной сети к другой с использованием типовых технических условий и в соответствии с типовым договором присоединения. Типовая форма такого договора утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 мая 2009 г. № 709 «Об утверждении типовой формы договора присоединения, определяющего условия оказания услуг присоединения других сетей телекоммуникаций, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика для доминирующего оператора связи сети телекоммуникаций общего пользования». Из постановления следует, что договор присоединения является публичным и определяет порядок взаимодействия Присоединяющего и Присоединяемого операторов связи при взаимном оказании услуг присоединения сетей телекоммуникаций Сторон и пропуска трафика Сторон. При этом, несмотря на идентичность названий, этот договор присоединения ничего общего с договором присоединения, предусмотренным гражданским законодательством, не имеет. Так, согласно пункту 1 ст. 389 Гражданского кодекса РК (Общая часть), договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. На основании изложенного нами делается вывод, что если смысл и сущность договора присоединения в его понимании ГК заключается в безоговорочном согласии второй стороны на его заключение на условиях, предложенных первой стороной, то в свете анализируемого Закона такой договор определяет условия оказания услуг присоединения других сетей телекоммуникаций, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика для доминирующих операторов связи сети телекоммуникаций общего пользования. Подтверждением тому является приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 г. № 119 «Об утверждении Правил присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций», согласно подпункту 6) п. 2 которых присоединение одной сети телекоммуникаций (средств связи) к другой – организация технологического взаимодействия между двумя сетями телекоммуникаций, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями услугами связи этих сетей. В этой связи, в целях недопущения смешения различных правовых конструкций предлагаем заменить в анализируемом Законе название договора присоединения на «договор о присоединении» или, что еще лучше – «договор о присоединении к сети». Такая терминология используется, например, в Законе Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 220-І «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»: прием в товарищество нового участника, произведенный с соблюдением требований настоящего Закона, устава товарищества и учредительного договора, оформляется договором о присоединении к учредительному договору часть первая п. 1 ст. 22 Закона о ТОО).
5.3. В пунктах 1-1, 1-2 ст. 36 Закона используется термин «интеллектуальная услуга», под которой (в скобках) понимается лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств. Отметим, что в понятийном аппарате (ст. 2 Закона) этот термин не раскрывается. Тем не менее, в литературе предложены различные варианты его толкования. Так, в статье «Интеллектуальные услуги связи» (автор не указан) отмечается, что «телекоммуникационные услуги, связанные с нетрадиционной процедурой обработки звонков, установления соединения или начисления оплаты, приобретают все большую популярность. К подобным сервисам относятся Freephone (звонки за счет вызываемой стороны), Premium Rate Service (звонки с начислением дополнительной оплаты, например за доступ к информационным ресурсам или за участие в телефонных лотереях, голосованиях и т.п.), Prepaid Calling (звонки по предоплате с доступом абонентов по паролям), Least Cost Routing (маршрутизация по наиболее выгодному маршруту) и ряд других» [9]. По мнению В.А. Шапошникова, «исходя из определений «услуги» и «интеллектуальный», мы можем сказать, что интеллектуальные услуги — это вид экономической деятельности, связанный с процессом производства и приобретения новых знаний» [10]. Н.В. Мирошниченко указывает, что «группой российских исследователей под руководством Я.И. Кузьминовой в состав интеллектуальных услуг включены следующие виды деятельности: консультирование, аудит, юридические услуги, маркетинговые услуги, оценочная деятельность, доверительное управление активами, технологический и финансовый аудит, рекрутинг, реклама, аналитическое обслуживание» [11]. С учетом изложенного, обоснованность подхода к перечню интеллектуальных услуг, предложенного в анализируемом Законе, под которыми (в скобках) понимаются лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств, вызывает большой скептицизм. Так, согласно подпункту 4) ст. 1 Закона РК от 9 апреля 2016 г. № 495-V «О лотереях и лотерейной деятельности», лотерея – игра, которая проводится в соответствии с настоящим Законом, условиями проведения лотереи и договором, в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями проведения лотереи. При этом, в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона, технические характеристики лотерейного оборудования должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда. Включение Законом в лотерейное оборудование, в том числе генератора случайных чисел, подтверждает тот факт, что возможность выигрыша в лотерее не требует приложения каких-либо интеллектуальных усилий и зависит исключительно от случайности. То же самое можно сказать и в отношении голосования, справочно-информационных служб и служб знакомств. Таким образом, из перечисленных в пунктах 1-1, 1-2 ст. 36 анализируемого Закона «интеллектуальных услуг» лишь викторина и телевикторина предполагают использование интеллекта. В этой связи указанные положения Закона подлежат корректировке. _______
Сноски: 3. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 4. Там же. 5. Доходы от услуг связи в Казахстане в январе-ноябре 2021 г. 6. https://profit.kz/news/62071/1-dekabrya-stolica-polnostu-perejdet-na-cifrovoe-efirnoe-televidenie/ 8. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 9. Интеллектуальные услуги связи http://kunegin.com/ref3/in/callrout.htm 10. Шапошников В.А. Интеллектуальные услуги как категория в системе маркетинга // Практический маркетинг, 2001 г., № 5. https://www.cfin.ru/press/practical/2010-05/01.shtml 11. Мирошническо Н.В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и типологизация // Вестник СГСЭУ, 2009, № 2 (26). https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-uslugi-podhody-k-opredeleniyu-і-tipologizatsiya
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |