| ||||||||||||||||||||
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
|
Досье на проект Цифрового кодекса Республики Казахстан
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Цифрового кодекса (ноябрь 2023 года) 4. Проект Цифрового кодекса (апрель 2024 года) 7. Проект Цифрового кодекса РК (сентябрь 2025 года) 8. Постановление Мажилиса Парламента РК от 3 декабря 2025 года № 882-VIII 9. Проект Цифрового кодекса РК (декабрь 2025 года) 10. Новости, обсуждения по проекту
ЦИФРОВОЙ КОДЕКС
Принят и направлен в Сенат Парламента РК постановлением Мажилиса Парламента РК от 3 декабря 2025 года № 882-VIII
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом 1. Настоящий Кодекс регулирует общественные отношения, возникающие в цифровой среде при создании, обращении, хранении, передаче и использовании цифровых данных и цифровых объектов. Под цифровой средой понимается совокупность инфраструктуры, технологий, процессов и условий для создания, обращения, хранения, передачи и использования цифровых данных и цифровых объектов, осуществления и передачи прав на них вне зависимости от территории их размещения или регистрации прав в части, затрагивающей регулируемые настоящим Кодексом общественные отношения. 2. Имущественные и иные гражданско-правовые отношения, возникающие в цифровой среде, регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. 3. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность по созданию, обращению, хранению, передаче и использованию цифровых данных и цифровых объектов на территории Республики Казахстан, пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 2. Цифровое законодательство Республики Казахстан 1. Цифровое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан. 3. В случаях противоречия между настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан по вопросам регулирования отношений в цифровой среде применяются положения настоящего Кодекса.
Статья 3. Цель и задачи цифрового законодательства Республики Казахстан 1. Целью цифрового законодательства Республики Казахстан является обеспечение устойчивого развития и функционирования цифровой среды в интересах физических и юридических лиц, общества и государства. 2. Задачами цифрового законодательства Республики Казахстан являются: 1) правовое регулирование общественных отношений, возникающих в цифровой среде; 2) определение механизмов реализации единой государственной политики в цифровой среде; 3) укрепление законности и правопорядка в цифровой среде; 4) создание условий для привлечения инвестиций в развитие цифровой среды в Республике Казахстан; 5) правовое обеспечение цифровой трансформации всех сфер общественных отношений.
Статья 4. Принципы цифрового законодательства Республики Казахстан Правовое регулирование общественных отношений в цифровой среде основывается на следующих основных принципах: 1) соблюдение прав, свобод и законных интересов человека в цифровой среде; 2) безопасность человека, общества и государства при применении цифровых технологий; 3) свобода обращения цифровых данных; 4) свобода создания, развития и применения цифровых технологий; 5) баланс частных и публичных интересов; 6) доступность и инклюзивность цифровой среды; 7) пропорциональное и обоснованное участие государства в цифровой среде; 8) технологическая нейтральность правового регулирования; 9) цифровая этика и социальная ответственность.
Статья 5. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека в цифровой среде 1. Права, свободы и законные интересы человека в цифровой среде признаются высшей ценностью, и их ограничение возможно только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. 2. Отношения в цифровой среде основываются на свободном, осознанном и выраженном волеизъявлении человека. 3. Алгоритмические и автоматизированные решения, затрагивающие права, свободы и законные интересы человека в цифровой среде, применяются с соблюдением прозрачности, недискриминации и возможности контроля со стороны субъекта цифровой среды.
Статья 6. Безопасность человека, общества и государства при применении цифровых технологий 1. Безопасность человека, общества и государства при применении цифровых технологий является неотъемлемым элементом устойчивого функционирования цифровой среды. 2. Государство принимает меры по предупреждению и снижению рисков негативного воздействия и применения цифровых технологий на права, свободы и законные интересы человека, общества и государства, обеспечивая их необходимость и соразмерность преследуемым целям.
Статья 7. Свобода обращения цифровых данных 1. В Республике Казахстан обеспечивается свобода поиска, формирования, передачи, хранения и использования цифровых данных в пределах, установленных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан. 2. Ограничение доступа к цифровым данным допускается в соответствии с законами Республики Казахстан. 3. Государство содействует развитию механизма открытости, достоверности, доступности, актуальности, полноты цифровых данных, их цифровой совместимости и свободного обмена цифровыми данными.
Статья 8. Свобода создания, развития и применения цифровых технологий 1. Создание, развитие и применение цифровых технологий осуществляются свободно, если иное не установлено настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан. 2. Государство создает условия для проведения научных исследований, осуществления инновационной деятельности и развития цифровых технологий. 3. Государство обеспечивает реализацию мер по повышению цифровой грамотности населения, развитию доступной инфраструктуры и ликвидации цифрового неравенства, а также равные условия развития частных инициатив и конкуренции в цифровой среде.
Статья 9. Баланс частных и публичных интересов 1. Регулирование общественных отношений в цифровой среде осуществляется с соблюдением баланса между частными и публичными интересами. 2. Реализация публичных интересов не должна приводить к необоснованному ограничению прав частных лиц. 3. При осуществлении государственного регулирования обеспечивается соразмерность между его целями и последствиями для человека и гражданина, интересами общества и государства. 4. Государственные органы и организации обеспечивают прозрачность, открытость и мотивированность решений, принимаемых с использованием цифровых технологий.
Статья 10. Доступность и инклюзивность цифровой среды 1. Государство обеспечивает равный доступ граждан к цифровым технологиям, продуктам, услугам и возможностям в цифровой среде. 2. Цифровые объекты, для которых требования по доступности установлены законодательством Республики Казахстан, разрабатываются и используются с учетом доступности для лиц с инвалидностью, включая лиц с нарушениями зрения, слуха, речи и другими функциональными ограничениями, а также лиц, относящихся к маломобильным группам населения.
Статья 11. Пропорциональное и обоснованное участие государства в цифровой среде 1. Государство участвует в цифровой среде в пределах, установленных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан. 2. Государственное участие в создании и эксплуатации цифровых ресурсов и систем допускается в целях реализации государственных функций, оказания государственных услуг, обеспечения безопасности, устойчивости и доступности цифровой инфраструктуры при соблюдении требований недопущения необоснованного вмешательства в конкурентную среду.
Статья 12. Технологическая нейтральность правового регулирования 1. Принцип технологической нейтральности правового регулирования предполагает равное отношение к различным цифровым технологиям. 2. Правовое регулирование отношений в цифровой среде осуществляется исходя из функциональных характеристик цифровых технологий. 3. Государство обеспечивает предсказуемость и стабильность правового регулирования при появлении новых цифровых технологий, не создавая препятствий для их развития.
Статья 13. Цифровая этика и социальная ответственность 1. Создание, развитие и применение цифровых технологий осуществляются с соблюдением принципов уважения прав и достоинства человека, недопустимости дискриминации, справедливости, добросовестности, прозрачности и ответственности. 2. Государство, организации и граждане участвуют в формировании и соблюдении этических стандартов поведения в цифровой среде, направленных на предотвращение дискриминации, манипуляции, злоупотребления цифровыми технологиями и иных нарушений прав, свобод и законных интересов человека, общества и государства.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в сфере цифровизации 1. Уполномоченный орган в сфере цифровизации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере цифровизации. 2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции: 1) на основе и во исполнение основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенных Президентом Республики Казахстан, и основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, разработанных Правительством Республики Казахстан, формирует государственную политику в сфере цифровизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 2) осуществляет стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные функции; 3) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере цифровизации; 4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 15. Компетенция государственных органов в сфере цифровизации Государственные органы в пределах компетенции: 1) участвуют в реализации государственной политики в сфере цифровизации; 2) разрабатывают и утверждают нормативные правовые акты в сфере цифровизации; 3) осуществляют государственный контроль в пределах компетенции; 4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
РАЗДЕЛ 2. ОБЪЕКТЫ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Глава 3. ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ
Статья 16. Цифровые данные 1. Цифровыми данными является информация, предоставленная в цифровой форме и пригодная для автоматизированного и (или) аналитического сбора, хранения, обработки, использования, передачи, распространения или удаления независимо от способа ее получения и формы цифрового предоставления. 2. Цифровые данные могут свободно создаваться, собираться, храниться, обрабатываться, использоваться и передаваться, если иное не установлено законами Республики Казахстан. 3. Государственные органы, государственные юридические лица, субъекты квазигосударственного сектора, за исключением специальных государственных органов, предоставляют доступ оператору «цифрового правительства» (далее - оператор) к цифровым данным и цифровым записям для осуществления аналитики данных в соответствии с требованиями по управлению цифровыми данными, разрабатываемыми уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в области государственной статистики, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. 4. Управление данными, содержащими государственные секреты, служебную или конфиденциальную информацию, персональные данные и иную охраняемую законом информацию, осуществляется с учетом требований и особенностей, установленных законами Республики Казахстан.
Статья 17. Открытые данные 1. Открытыми данными являются цифровые данные, представленные в машиночитаемой форме и предназначенные для свободного использования, обработки, повторной публикации и распространения, размещенные в открытом доступе. 2. Государственным цифровым ресурсом для централизованного размещения, описания, хранения, поиска, доступа и повторного использования открытых цифровых данных, а также предоставления программных интерфейсов для машинного доступа к таким данным является интернет-портал открытых данных. 3. Интернет-портал открытых данных обеспечивает безвозмездный, открытый и недискриминационный доступ к размещенным на нем открытым данным, за исключением технических ограничений, связанных с обеспечением стабильности, безопасности или производительности портала. 4. Оператор обеспечивает его техническое сопровождение, кибербезопасность, бесперебойную доступность, актуальность размещенных открытых данных, а также журналирование действий пользователей портала в порядке, определяемом уполномоченным органом. 5. Обладатели информации, определенные Законом Республики Казахстан «О доступе к информации», обязаны размещать на постоянной основе и своевременно актуализировать открытые данные на интернет-портале открытых данных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о доступе к информации. 6. Иные субъекты цифровой среды вправе добровольно направлять цифровые данные, не содержащие информацию с ограниченным доступом, для их опубликования на интернет-портале открытых данных. 7. Цифровые данные, ставшие доступными неограниченному кругу лиц вследствие их утечки, ошибки, нарушения безопасности, неправомерного их использования, предоставления доступа к ним или иных противоправных действий, не являются открытыми данными и подлежат немедленному удалению с цифровых ресурсов с уведомлением уполномоченного органа в сфере обеспечения кибербезопасности и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 18. Административные цифровые данные 1. Административными цифровыми данными признаются цифровые данные, формируемые государственными органами, государственными юридическими лицами, субъектами квазигосударственного сектора и субъектами при исполнении возложенных на них государственных функций и оказании государственных услуг. 2. Сбор, формирование, хранение, обработка, использование, обновление и передача административных цифровых данных осуществляются в соответствии с требованиями по управлению данными и законодательством Республики Казахстан в области государственной статистики. 3. Уполномоченным органом в области определения качества административных цифровых данных является уполномоченный орган в области государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной статистики. 4. Административные цифровые данные подлежат ведению и обновлению на постоянной основе в целях: 1) обеспечения качества национальных регистров; 2) повышения эффективности государственного управления и оказания государственных услуг; 3) формирования официальной статистической информации; 4) аналитики данных; 5) принятия управленческих решений.
Статья 19. Национальные регистры 1. Национальный регистр - цифровой ресурс, содержащий эталонные цифровые данные, определенные в рамках архитектуры «цифрового правительства» и используемые в качестве единого источника достоверной информации для выполнения государственных функций, оказания государственных услуг, межведомственного взаимодействия и государственной статистики. 2. Перечень национальных регистров, их структура, состав эталонных цифровых данных, а также требования к их ведению и актуализации определяются уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в области государственной статистики. 3. Собственники и (или) владельцы цифровых объектов, являющиеся держателями или источниками цифровых данных для национальных регистров, обеспечивают надлежащее качество цифровых данных, содержащихся в соответствующих национальных регистрах. Определение качества цифровых данных, включенных в национальные регистры, осуществляется уполномоченным органом в области государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной статистики. 4. В случае наличия цифровых данных в национальном регистре государственные цифровые объекты, использующие такие данные, должны получать их непосредственно из соответствующего национального регистра. 5. Государственные органы, государственные юридические лица, субъекты квазигосударственного сектора путем интеграции баз данных предоставляют доступ к административным цифровым данным, содержащимся в национальных регистрах, уполномоченному органу в области государственной статистики для осуществления статистической деятельности, а также уполномоченному органу для аналитики данных.
Глава 4. ЦИФРОВЫЕ ОБЪЕКТЫ
Статья 20. Цифровые объекты и их виды 1. Цифровой объект - обособленный элемент цифровой среды, созданный, используемый или передаваемый посредством цифровых технологий, обладающий уникальными цифровыми характеристиками и позволяющий субъектам цифровой среды осуществлять правомочия владения, пользования либо распоряжения в объеме, установленном законодательством Республики Казахстан. 2. К цифровым объектам относятся: 1) цифровые записи; 2) цифровые активы; 3) цифровые ресурсы; 4) программное обеспечение; 5) цифровые системы; 6) цифровые платформы; 7) объекты цифровой инфраструктуры; 8) продукты цифровых данных; 9) иные цифровые объекты, предусмотренные законами Республики Казахстан. 3. Цифровые объекты подлежат систематизации путем их идентификации, категоризации, описания и учета в классификаторе цифровых объектов, который формируется и ведется уполномоченным органом. 4. Приостановление функционирования или ограничение доступа пользователей к цифровым объектам допускается в случаях и порядке, предусмотренных законами Республики Казахстан, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка либо иных охраняемых законом интересов.
Статья 21. Цифровые записи 1. Цифровой записью признается обособленный цифровой объект, представляющий собой зафиксированную в цифровой форме информацию или сведения о такой информации, имеющие уникальные идентификационные характеристики, позволяющие установить содержание, источник, структуру или назначение записи. 2. Цифровые записи подразделяются на: 1) идентификационные цифровые записи - фиксирующие информацию или сведения фактического, персонального или служебного характера и предназначенные для индивидуализации цифровых данных; 2) правоудостоверяющие цифровые записи - удостоверяющие возникновение, принадлежность, переход, обременение или прекращение прав на цифровые и (или) материальные объекты, включая вещи, товары, сырьевые ресурсы и иные активы, а также права требования, связанные с такими объектами. 3. Идентификационные цифровые записи, в том числе содержащие персональные данные, не участвуют в гражданском обороте, а права на их содержание (информацию) защищаются в качестве нематериальных благ (личные неимущественные права) либо информации с ограниченным доступом в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. Цифровые записи, содержащие персональные данные и предоставленные государственным органам, используются государственными органами только на основании и в пределах, которые установлены законами Республики Казахстан, без возникновения права у государства собственности на такие данные, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан. 5. Правоудостоверяющие цифровые записи допускают передачу, отчуждение, обременение или иное распоряжение соответствующими имущественными правами. Особенности создания, использования, учета и оборота правоудостоверяющих цифровых записей устанавливаются законодательством Республики Казахстан о цифровых активах.
Статья 22. Цифровые активы 1. Цифровыми активами признаются цифровые объекты, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан «О цифровых активах в Республике Казахстан» отнесены к цифровым активам. 2. Особенности создания (эмиссии), выпуска, обращения, хранения, учета, прекращения обращения и иные отношения, связанные с цифровыми активами и производными от них финансовыми инструментами, регулируются Законом Республики Казахстан «О цифровых активах в Республике Казахстан» и иными законами Республики Казахстан, устанавливающими правовой режим цифровых активов и связанных с ними финансовых инструментов. 3. Положение настоящего Кодекса о цифровых объектах применяется к цифровым активам в части, не урегулированной Законом Республики Казахстан «О цифровых активах в Республике Казахстан».
Статья 23. Программное обеспечение 1. Программное обеспечение - цифровой объект, представляющий собой подготовленную для использования совокупность кодов, реализующих алгоритмы, обеспечивающих выполнение определенных функций, обработку, хранение, воспроизведение и (или) передачу цифровых данных. 2. Права на программное обеспечение принадлежат правообладателю и охраняются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об авторском праве и смежных правах. 3. Программное обеспечение с открытым исходным кодом может создаваться и поддерживаться несколькими субъектами, совместно участвующими в его разработке или изменении. Открытым исходным кодом признается код, доступный для просмотра, изучения, использования, копирования и (или) внесения изменений на условиях, определенных правообладателем и правилами участия в разработке такого кода. Под исходным кодом понимается текст программы, выраженный на языке программирования, предназначенный для создания и изменения программного обеспечения. 4. Программное обеспечение с открытым исходным кодом распространяется и используется на условиях открытой лицензии. 5. Открытой лицензией признается лицензия правообладателя, предоставляющая неограниченному кругу лиц право на использование, изучение, копирование, модификацию и распространение программного обеспечения с открытым исходным кодом при условии соблюдения установленных такой лицензией условий и ограничений.
Статья 24. Цифровые ресурсы 1. Цифровой ресурс - совокупность упорядоченных цифровых данных, цифровых записей и программного обеспечения для их создания, хранения, обработки, отображения и распространения. 2. Цифровой ресурс, размещенный на цифровой инфраструктуре и идентифицируемый посредством доменного имени, адреса Интернета или иного цифрового идентификатора, признается интернет-ресурсом. 3. С учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан, собственник и (или) владелец цифрового ресурса вправе: 1) устанавливать порядок и условия доступа к цифровому ресурсу, а также правила пользования таким цифровым ресурсом; 2) использовать обозначения, идентификаторы и иные средства индивидуализации цифрового ресурса, не запрещенные законами Республики Казахстан; 3) защищать свои права, свободы и законные интересы от незаконного вмешательства, воздействия, блокировки, копирования, модификации, нарушения безопасности или иного неправомерного использования цифрового ресурса. 4. Собственник и (или) владелец цифрового ресурса обязаны: 1) обеспечивать сохранность, целостность, защиту и конфиденциальность цифровых данных, цифровых записей, размещенных или обрабатываемых в цифровом ресурсе; 2) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите; 3) предоставлять пользователям цифрового ресурса информацию об условиях доступа, обработки цифровых данных и цифровых записей и использования его функционала. 5. Собственник и (или) владелец имеют иные права и выполняют иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан. 6. Условия размещения, обработки и использования цифровых данных и цифровых записей в цифровых ресурсах, а также доступа к таким цифровым данным и цифровым записям определяются законодательством Республики Казахстан, условиями публичной оферты, пользовательским соглашением или иными договорами, заключенными с пользователями цифрового ресурса.
Статья 25. Объекты цифровой инфраструктуры 1. Объектом цифровой инфраструктуры признается совокупность материальных, технических и технологических средств, обеспечивающих размещение и среду функционирования цифровых объектов. 2. К объектам цифровой инфраструктуры относятся центры обработки данных, сети телекоммуникаций, средства связи и иные инфраструктурные объекты. 3. Требования к созданию, размещению, эксплуатации, модернизации, обеспечению устойчивости, целостности и кибербезопасности объектов цифровой инфраструктуры устанавливаются законодательством Республики Казахстан. 4. Объекты цифровой инфраструктуры могут находиться в государственной или частной собственности. 5. Государственные объекты цифровой инфраструктуры создаются в целях реализации государственных функций, оказания государственных услуг, защиты национальных интересов и обеспечения непрерывности государственного управления. 6. Негосударственные объекты цифровой инфраструктуры могут использоваться для обеспечения функционирования государственных цифровых объектов на основании законов Республики Казахстан.
Статья 26. Распределенные цифровые объекты 1. Распределенным цифровым объектом признается цифровой объект, создание, хранение, обработка или использование которого осуществляется посредством распределенной архитектуры, характеризующейся использованием множества взаимосвязанных технических средств, обеспечивающих согласованность, достоверность и целостность цифровых записей без единого центра их обработки. 2. Распределенные цифровые объекты функционируют на основании внутреннего регламента взаимодействия, определяющего порядок записи, согласования, проверки, хранения и использования цифровых данных, а также алгоритмов обеспечения согласованности, достоверности и неизменности цифровых записей. 3. Распределенные цифровые объекты подразделяются на: 1) централизованно-распределенные, в которых один субъект осуществляет координацию, контроль, обеспечение функционирования или подтверждение операций участников; 2) децентрализованные, в которых согласование, проверка и фиксация цифровых записей осуществляются участниками непосредственно между собой без выделенного координатора на основе алгоритмов консенсуса или иных механизмов. 4. Особенности владения, пользования и распоряжения распределенными цифровыми объектами определяются настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан. 5. Распределенные цифровые объекты являются объектами совместного владения, исключенными из оборота.
Статья 27. Центры обработки данных 1. Центром обработки данных признается объект цифровой инфраструктуры, предназначенный для размещения и обеспечения среды функционирования иных цифровых объектов посредством технологических, инженерных, технических средств и программного обеспечения. 2. Центры обработки данных могут проходить национальный или международный технический аудит в порядке, определяемом уполномоченным органом по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан. 3. Центр обработки данных должен обладать инженерной, энергетической, телекоммуникационной и технологической инфраструктурой, обеспечивающей его бесперебойное, отказоустойчивое и безопасное функционирование. 4. Центры обработки данных, используемые для размещения цифровых объектов, содержащих государственные цифровые данные, данные ограниченного доступа или критически важных цифровых объектов, должны соответствовать требованиям, определяемым уполномоченным органом по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 28. Цифровые системы 1. Цифровой системой является функционально связанный комплекс цифровых ресурсов, использующий объекты цифровой инфраструктуры с целью обеспечения создания, сбора, обработки, хранения и распространения цифровых данных, а также автоматизирующий взаимодействие субъектов цифровой среды и (или) обеспечивающий оказание услуг в цифровой среде. 2. Владелец и (или) собственник цифровой системы вправе, если иное не установлено законами Республики Казахстан или владельцем и (или) собственником цифровых ресурсов, определять правила функционирования цифровой системы, включая условия перемещения и использования цифровых ресурсов, содержащихся в ней. Владелец и (или) собственник цифровой системы обязаны обеспечивать надежность, целостность, защиту и кибербезопасность цифровой системы, а также соблюдать требования законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите. 3. В случае, если владелец и (или) собственник цифровой системы не являются владельцами и (или) собственниками находящихся в ней цифровых ресурсов, порядок эксплуатации цифровой системы и доступа к цифровым ресурсам определяется соглашением между такими владельцами и (или) собственниками. 4. Создание, промышленная эксплуатация, сопровождение, развитие, интеграция, прекращение промышленной эксплуатации и защиты цифровых систем в защищенном исполнении, отнесенных к государственным секретам, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.
Статья 29. Цифровые платформы 1. Цифровая платформа - цифровой объект, обеспечивающий доступ к услугам в цифровой среде, данным, сервисам, товарам (работам, услугам), которые размещают субъекты цифровой среды, и позволяющий им взаимодействовать между собой. 2. Пользователи цифровых платформ в зависимости от деятельности на платформе делятся на пользователей цифровой платформы и бизнес-пользователя: 1) пользователи цифровой платформы - физические или юридические лица, использующие цифровую платформу для поиска, заказа или приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также для иных потребительских или вспомогательных целей, не связанных с извлечением доходов, в том числе предпринимательской деятельностью; 2) бизнес-пользователь цифровой платформы - физическое и юридическое лицо, использующие цифровую платформу с целью продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности, связанной с извлечением дохода, в том числе предпринимательской деятельности. 3. Деятельность, осуществляемая на цифровой платформе, а также требования к пользователям цифровой платформы определяются отраслевым законодательством Республики Казахстан. 4. Требования к цифровым платформам устанавливаются в объеме, соразмерном выполняемым функциям, степени влияния на права неопределенного круга лиц и характеру контроля над цифровыми данными, услугами, товарами или результатами взаимодействия. 5. Владельцы цифровых платформ обязаны обеспечивать прозрачность условий использования, выраженных в пользовательском соглашении. 6. В случаях, когда бизнес-пользователь, владелец и (или) собственник цифровой платформы в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан исполняют обязанности налогового агента, такие обязанности осуществляются в порядке и объеме, которые установлены Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Глава 5. ПРОДУКТЫ ЦИФРОВЫХ ДАННЫХ И ИХ ОБОРОТ
Статья 30. Продукт цифровых данных 1. Продукт цифровых данных - агрегированный, формализованный результат обработки цифровых данных, включающий структурированные или иным образом преобразованные цифровые данные, пригодные для использования, обмена и (или) оборота в цифровой среде. 2. Структура, качество и метаданные продуктов цифровых данных государственных органов, государственных юридических лиц и субъектов квазигосударственного сектора регулируются в соответствии с требованиями по управлению данными. 3. Продукт цифровых данных на платформе обмена и оборота продуктов цифровых данных может быть предметом сделок, отчуждения и передачи на условиях, определенных владельцем, за исключением общедоступной информации, предусмотренной законодательством Республики Казахстан. 4. Продукт цифровых данных на платформе обмена и оборота продуктов цифровых данных должен обладать следующими свойствами: 1) не должен содержать персональные данные, допускающие возможность идентификации субъектов персональных данных прямым и (или) косвенным методами; 2) создан, обработан и структурирован в соответствии с требованиями к безопасности и качеству цифровых данных; 3) включает необходимые метаданные о составе, структуре, назначении и условиях использования.
Статья 31. Платформы обмена и оборота продуктов цифровых данных 1. Платформа обмена и оборота продуктов цифровых данных - цифровая платформа, обеспечивающая доступ к размещенным на ней продуктам цифровых данных с установленными условиями их обмена и оборота в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан. 2. Государственные органы, государственные юридические лица, субъекты квазигосударственного сектора и субъекты частного предпринимательства, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, вправе создавать платформы обмена и оборота продуктов цифровых данных с соблюдением единых требований в сферах цифровизации и обеспечения кибербезопасности, а также правил функционирования платформ обмена и оборота продуктов цифровых данных, утвержденных уполномоченным органом по развитию экономики данных по согласованию с уполномоченным органом. 3. Уполномоченный орган по развитию экономики данных - государственный орган, осуществляющий руководство в сферах стратегического планирования, проведения реформ и в области государственной статистики. 4. Платформы обмена и оборота продуктов цифровых данных подлежат включению в реестр платформ обмена и оборота продуктов цифровых данных при соответствии критериям и в порядке, которые определены уполномоченным органом по развитию экономики данных. 5. Собственники и (или) владельцы платформ обмена и оборота продуктов цифровых данных обязаны: 1) обеспечивать создание и ведение перечня продуктов цифровых данных; 2) обеспечивать условия доступа, обмена и использования продуктов цифровых данных; 3) предотвращать несанкционированный доступ, утечку и трансграничную передачу продуктов цифровых данных, если такая передача ограничена законами Республики Казахстан. 6. Уполномоченный орган по развитию экономики данных осуществляет мониторинг платформ обмена и оборота продуктов цифровых данных.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|