| ||||||||||||||||||||
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
|
Досье на проект Цифрового кодекса Республики Казахстан (сентябрь 2025 года)
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Цифрового кодекса (ноябрь 2023 года) 3. Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 8 декабря 2023 года № 620/НҚ «О составе рабочей группы по разработке проекта Цифрового Кодекса и сопутствующих к нему законопроектов» 4. Проект Цифрового кодекса (апрель 2024 года) 5. Письмо Вице-Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 4 апреля 2024 года № 01-2-2-18/2629-И 6. Протокол 666-го заседания Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности (7 ноября 2024 года) 7. Новости, обсуждения по проекту
Проект
Цифровой кодекс Республики Казахстан (сентябрь 2025 года)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом1. Настоящий Кодекс регулирует общественные отношения в цифровой среде, организованные посредством создания, обработки, хранения и передачи цифровых данных.2. Товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.3. Общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства, регулируются Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.4. Отношения в области интеллектуальной собственности регулируются законодательством об авторских и смежных правах.5. Иностранцы, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица пользуются в Республике Казахстан правами и свободами и несут обязанности в отношениях, возникающих в цифровой среде, установленные для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан, регулирующие отношения в цифровой среде1. Законодательство Республики Казахстан, регулирующие отношения в цифровой среде (далее цифровое законодательство) основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. 3. В случаях противоречия между настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, содержащими нормы, регулирующие отношения в цифровой среде, применяются положения настоящего Кодекса.
Статья 3. Цели и задачи цифрового законодательства Республики Казахстан1. Целью цифрового законодательства Республики Казахстан является определение правовых основ, задач и принципов, а также механизмов реализации единой государственной политики в цифровой среде. 2. Задачи цифрового законодательства Республики Казахстан: 1) осуществление правового регулирования в цифровой среде; 2) поддержание цифровой устойчивости; 3)обеспечение основ устойчивого цифрового развития Республики Казахстан; 4) создание условий для привлечения инвестиций в развитие цифровых технологий; 5) обеспечение выполнения международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, развитие международного сотрудничества в области применения цифровых технологий; 6) формирование в обществе цифровой культуры, пропаганда знаний на всех уровнях образования, развитие образования и просвещения в целях обеспечения устойчивого развития цифровых технологий; 7) укрепление законности и правопорядка в области применения цифровых технологий; 8) цифровая трансформация государственного управления.
Статья 4. Принципы регулирования отношений в цифровой средеПравовое регулирование отношений в цифровой среде основывается на принципах: 1) приоритета интересов человека; 2) обеспечения безопасности личности, общества и государства в цифровой среде; 3) неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; 4) свободы поиска, формирования и передачи цифровых записей, доступ к которым не ограничен в соответствии с законами Республики Казахстан; 5) свободы создания и использования любых цифровых технологий, не запрещенных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан; 6) свободы доступа к государственным цифровым ресурсам и системам, доступ к которым не ограничен в соответствии с законами Республики Казахстан; 7) экстерриториальности отношений в цифровой среде; 8) обеспечения баланса частных и публичных интересов; 9) недопущения цифрового неравенства и ограничения конституционных прав граждан, не имеющих возможности и (или) желания применения цифровых технологий; 10) ограничения участия государства в создании и эксплуатации цифровых ресурсов и систем, не предназначенных для предоставления государственных услуг и (или) внутреннего использования государственными органами и организациями.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Статья 5. Координирование деятельности государственных органов в цифровой среде1. Комиссия при Президенте Республики Казахстан по вопросам внедрения цифровизации в Республике Казахстан (далее -Комиссия) является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан, осуществляющим формирование единой государственной политики в цифровой среде. 2. Положение о Комиссии утверждается правительством Республики Казахстан. Состав Комиссии утверждается Президентом Республики Казахстан. 3. Рабочим органом Комиссии является уполномоченный орган по цифровизации и кибербезопасности (далее уполномоченный орган). 4. Экспертный совет по цифровизации является консультативно-совещательным органом при уполномоченном органе, осуществляющим межотраслевое и межведомственное координирование деятельности государственных органов в цифровой среде, за исключением специальных государственных органов и Министерства обороны Республики Казахстан. 5. Положение об экспертном совете по цифровизации его состав утверждаются уполномоченным органом. 6. Заключение экспертного совета по цифровизации в обязательном порядке учитывается при планировании расходов бюджетных средств на цифровизацию. 7. Специальный экспертный совет является консультативно-совещательным органом, создаваемым Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан, Службой государственной охраны и Министерством обороны Республики Казахстан. Рабочим органом совета является Комитет национальной безопасности Республики Казахстан. 8. Положение о специальном экспертном совете и его состав утверждаются совместным приказом первых руководителей специальных государственных органов Республики Казахстан. 9. Заключения специального экспертного совета являются основанием для планирования расходов бюджетных средств на создание и развитие государственных цифровых систем специальных государственных органов. 10. Институтом развития по цифровизации признается юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан. Институт развития по цифровизации и осуществляет: 1) разработку программ и планов цифровой трансформации; 2) разработку предложений по архитектуре цифрового правительства; 3) организационное и методологическое сопровождение цифровой трансформации; 4) оценку цифровой зрелости. 5) научно-исследовательскую деятельность в сфере цифровизации.
Статья 6. Цифровая трансформация государственного управления1. Целями цифровой трансформации государственного управления являются: 1) построение цифрового государства путем модернизации инфраструктуры и перехода к платформенным решениям на основе архитектуры цифрового правительства; 2) совершенствование каналов взаимодействия субъектов правоотношений в цифровой среде за счет снижения количества процессов; 3) переход к системам алгоритмического регулирования государственного управления; 4) новое качество и культура принятия решений на основе данных; 5) максимальный перевод предоставляемых государственных услуг в проактивный формат; 6) полная оцифровка исторических данных и исключение бумажных документов; 7) полный запрет на запрос данных у физических и юридических лиц, имеющихся в цифровых объектах цифрового правительства. 2. Государственные органы в обязательном порядке и на регулярной основе проводят цифровую трансформацию. 3. Уровень цифровой трансформации определяется показателем цифровой зрелости. 4.Межотраслевая координация цифровой трансформации государственного управления, а также порядок оценки цифровой зрелости определяется уполномоченным органом.
Статья 7. Цифровое правительство1. Цифровое правительство представляет собой государственную цифровую платформу, предназначенную для взаимодействия субъектов правоотношений в цифровой среде при предоставлении и получении государственных услуг, а также при выполнении государственных функций. 2. При функционировании цифрового правительства обеспечиваются: 1) доступ физических и юридических лиц к общедоступной информации о деятельности государственных органов; 2) доступ государственных органов к информации, содержащейся в цифровых системах государственных органов; 3) автоматизация деятельности государственных органов; 4) использование цифрового документооборота в деятельности государственных органов, в том числе при осуществлении государственных функций и оказании государственных услуг в цифровой форме; 5) исключение дублирования при сборе, накоплении и хранении государственных цифровых ресурсов; 6) кибербезопасность и защита объектов цифровизации цифрового правительства. 3. Цифровое правительство формируется и развивается в соответствии с его архитектурой, которая включает описание всех объектов цифрового правительства, задач и функции государственного управления в разрезе соответствующих отраслей (сфер). 4. Развитие цифрового правительства осуществляется с учетом единых требований в сфере цифровизации и обеспечения кибербезопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 5. Формирование, мониторинг реализации и развитие цифрового правительства осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 6. Не допускается использование цифровой платформы цифрового правительства в иных целях, кроме реализации государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг в цифровой форме. 7. Государственным органам и иным лицам при осуществлении государственных функций и оказании вытекающих из них государственных услуг запрещаются сбор и истребование данных от физических и юридических лиц в случае наличия такой информации в цифровом правительстве.
Статья 8. Национальные регистры1. Эталонные источники данных по отраслям (сферам) в рамках архитектуры цифрового правительства признаются национальными регистрами. 2. Перечень национальных регистров определяется уполномоченным органом по согласованию с Бюро национальной статистики. 3. В случае содержания данных в национальном регистре государственные цифровые системы, использующие такие данные, в приоритетном порядке должны получать их из соответствующего регистра. 4. Государственные органы обеспечивают надлежащее качество данных, содержащихся в национальных регистрах, в соответствии с национальными стандартами качества данных, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан, и законодательством Республики Казахстан. 5. Разработку национальных стандартов качества данных и мониторинг их исполнения осуществляет Бюро национальной статистики Республики Казахстан.
Глава 3. ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Статья 9. Виды объектов правоотношений в цифровой среде1. К объектам правоотношений в цифровой среде (цифровым объектам) относятся: 1) цифровые записи; 2) цифровые ресурсы; 2) цифровые системы и платформы; 3) объекты цифровой инфраструктуры. 2. Цифровые записи, ресурсы, системы и платформы признаются имуществом. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, к отношениям по обороту цифровых объектов применяется гражданское законодательство Республики Казахстан. 3. На цифровые объекты, а равно на иное имущество могут устанавливаться цифровые права, представляющие собой цифровой формат закрепления гражданских прав. Цифровые права на цифровые объекты также могут включать право доступа к цифровому объекту и право устанавливать условия доступа к нему. Цифровые права охраняются законом. 4. Если иное не установлено законами Республики Казахстан, цифровые права являются отчуждаемыми и могут передаваться от одного субъекта правоотношений в цифровой среде другому на основании договора. 5. Ограничения цифровых прав, в том числе право свободного доступа к объектам цифровых прав, устанавливаются законами Республики Казахстан. 6. Принудительное отчуждение или ограничение цифровых прав в отношении конкретного объекта допускается только на основании решения суда в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан. 7. Цифровые объекты, принадлежащие государству и не подлежащие отчуждению, являются национальными цифровыми объектами. Статус национальных цифровых объектов устанавливается Законами Республики Казахстан.8. Создание, развитие, содержание и защита национальных цифровых объектов осуществляются за счет бюджетных средств.
Статья 10. Цифровые данные1. Под цифровыми данными понимается любая информация в формализованном виде, пригодном для обработки, хранения и передачи, фиксированные в цифровой форме. 2. Цифровые данные не являются объектами гражданских прав и могут свободно создаваться, собираться, обрабатываться и передаваться, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан. 3. Каждый субъект правоотношений в цифровой среде имеет право на получение доступа к собранным в отношении него цифровым данным, право на устранение в них ошибок, а также право на их уничтожение в случае, если они были собраны незаконно или предоставлены таким субъектом добровольно, за исключением случаев, установленных Законами Республики Казахстан. 4. Цифровые данные о физических лицах, позволяющие их идентифицировать, признаются персональными данными. Сбор, обработка и защита персональных данных осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите. 5. Управление цифровыми данными, составляющими государственные секреты, служебную или конфиденциальную информацию, осуществляется с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан. 6. Государственные органы, государственные юридические лица, субъекты квазигосударственного сектора, а также лица, уполномоченные законодательством Республики Казахстан на управление отдельными категориями цифровых данных, обязаны управлять всеми собираемыми и обрабатываемыми ими данными в соответствии с требованиями по управлению данными, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. 8. Принципами управления цифровыми данными в системе государственного и квазигосударственного сектора являются принцип однократного ввода и принцип недублирования цифровых данных. 9. Уполномоченным органом в области качества цифровых данных является Бюро национальной статистики Республики Казахстан.
Статья 11. Цифровые записи1. Под цифровой записью понимаются обособленные цифровые данные, которые могут быть идентифицированы посредством имеющегося описания их свойств и признаков (метаданных). 2. Права на цифровые записи, создаваемые и получаемые государственными органами в соответствии с законами Республики Казахстан, принадлежат государству. 3. Цифровые записи, используемые в качестве виртуального товара, меры стоимости и (или) средства обращения внутри отдельных цифровых сообществ либо удостоверяющие имущественные права, признаются цифровыми активами и регулируются законодательством Республики Казахстан о цифровых активах. К цифровым активам не относятся ценные бумаги и иные цифровые записи, удостоверяющие имущественные права, предусмотренные законами Республики Казахстан. 4. С учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан, владельцу цифровых записей принадлежат следующие цифровые права: 1) по своему усмотрению разрешать или ограничивать доступ к цифровым записям, определять порядок и условия такого доступа; 2) по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться цифровыми записями; 3) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения доступа к цифровым записям либо их незаконного использования иными лицами.
Статья 12. Цифровые ресурсы1. Под цифровыми ресурсами понимаются упорядоченные совокупности цифровых записей, а также приложения для создания, обработки, хранения, доступа, передачи и (или) распространения цифровых записей. 2. Цифровой ресурс, идентифицируемый с использованием доменного имени или адреса в Интернете, является сайтом (интернет-ресурсом). 3. Цифровой ресурс, в котором создание и обработка цифровых записей осуществляется по общим правилам с использованием двух или более технических средств, распределённых в пространстве и принадлежащих различным пользователям такого ресурса, является распределённым цифровым ресурсом. 4. С учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан, владельцу цифровых ресурсов принадлежат следующие цифровые права: 1) по своему усмотрению разрешать или ограничивать доступ к цифровым ресурсам, определять порядок и условия такого доступа; 2) по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться цифровыми ресурсами; 3) использовать для идентификации цифрового ресурса любые обозначения, не запрещенные законодательством; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения доступа к цифровым ресурсам либо их незаконного использования иными лицами.
Статья 13. Объекты цифровой инфраструктуры1. К объектам цифровой инфраструктуры относятся системы обработки цифровых данных (в том числе центры обработки данных и системы искусственного интеллекта) и телекоммуникационные сети. 2. Отношения по созданию, размещению и эксплуатации объектов цифровой инфраструктуры регулируются законодательством Республики Казахстан. 3. Объекты цифровой инфраструктуры могут находиться в государственной и (или) частной собственности. При этом государственные объекты цифровой инфраструктуры создаются исключительно для реализации государственных функций и предоставления государственных услуг. 4. Объекты цифровой инфраструктуры, у которых нет определенных владельцев и которые эксплуатируются пользователями совместно, являются распределёнными системами.
Статья 14. Цифровые системы и платформы1. Совокупность объектов цифровой инфраструктуры и цифровых ресурсов, которая позволяет собирать, обрабатывать, хранить и распространять цифровые данные для достижения конкретных целей, включая принятие решений, является цифровой системой. 2. Владелец цифровой системы вправе, если иное не установлено законами Республики Казахстан или владельцем цифровых ресурсов, запретить или ограничить перемещение и распространение цифровых ресурсов, содержащихся в данной цифровой системе. 3. В случае, если владелец цифровой системы не является владельцем находящихся в ней цифровой ресурсов, порядок эксплуатации цифровой системы и доступа к цифровым ресурсам определяется соглашением между владельцами. 4. Цифровые системы, используемые для обеспечения взаимодействия субъектов отношений в цифровой среде по единым правилам, образуют цифровую платформу. 5. В отношении предоставляемых цифровой платформой сервисов или реализуемых посредством цифровой платформы товаров, работ, услуг, а также в отношении требований к бизнес-пользователям цифровой платформы применяется соответствующее отраслевое законодательство Республики Казахстан. 6. Отношения в сфере производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы, предотвращения и пресечения противоправного контента на цифровых платформах регулируется законодательством Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе. 7. К общественным отношениям в сфере защиты прав потребителей, возникающим в связи с реализацией цифровыми платформами товаров, работ, услуг, применяется законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей.
Статья 15. Критически важные цифровые объекты1. Под критически важными цифровыми объектами понимаются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к незаконному доступу к персональным данным и иным сведениям, содержащим охраняемую законом тайну, чрезвычайной ситуации социального и (или) техногенного характера или к значительным негативным последствиям для обороны, безопасности, международных отношений, экономики, отдельных сфер хозяйства или для жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории, в том числе инфраструктуры: теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, промышленности, здравоохранения, телекоммуникаций, банковской сферы, транспорта, гидротехнических сооружений, правоохранительной деятельности. 2. Перечень критически важных цифровых объектов, а также правила и критерии отнесения цифровых объектов к критически важным утверждаются уполномоченным органом. 3. Негосударственные цифровые системы, отнесенные к критически важным цифровым объектам, а также предназначенные для формирования государственных цифровых ресурсов, приравниваются к цифровым системам государственных органов в части соблюдения требований по обеспечению кибербезопасности, установленных законодательством Республики Казахстан и о защите персональных данных. 4. В случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, владелец критически важных цифровых объектов проводит аудит кибербезопасности. 5. Информация, необходимая для обеспечения кибербезопасности цифровых объектов, предоставляется владельцам критически важных цифровых объектов уполномоченным органом.
Глава 4. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Статья 16. Виды и правовой статус субъектов правоотношений в цифровой среде1. В цифровой среде субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица, а также государственные органы, осуществляющие деятельность по созданию, обработке, хранению и передаче цифровых данных. 2. Каждый субъект правоотношений в цифровой среде обладает определёнными правами и обязанностями, которые регулируются законодательством Республики Казахстан и правилами цифровых сообществ. 3. Правовой статус субъекта правоотношений в цифровой среде определяется его ролью и функциями в рамках конкретных правоотношений.
Статья 17. Владельцы цифровых объектов1. Владельцами цифровых объектов признаются физические и юридические лица, владеющие цифровыми объектами на праве собственности или иных законных основаниях. 2. Владелец цифровых объектов имеет право использовать и управлять цифровыми объектами по своему усмотрению, в пределах, установленных законодательством и условиями договоров, регулирующих использование таких объектов. 3. Владелец цифровых объектов обязан соблюдать права и интересы других лиц, связанные с использованием этих объектов, включая соблюдение авторских и смежных прав, защиту персональных данных и конфиденциальности. 4. В случае передачи прав на цифровые объекты другому лицу такая передача должна быть надлежаще оформлена в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан. 5. Владелец цифровых объектов несет ответственность за любые убытки или ущерб, причиненные в результате неправомерного использования таких объектов.
Статья 18. Пользователи цифровых объектов1. Пользователями цифровых объектов признаются физические и юридические лица, которые на законных основаниях используют цифровые объекты. 2. Пользователь цифровых объектов вправе использовать их в рамках предоставленных прав и в соответствии с условиями, установленными владельцем цифровых объектов или законодательством Республики Казахстан. 3. Пользователь цифровых объектов обязан соблюдать условия использования цифровых объектов, в том числе требования по защите интеллектуальной собственности, конфиденциальности, а также иные применимые нормы. 4. Пользователь цифровых объектов несет ответственность за соблюдение прав владельца цифровых объектов и третьих лиц, а также за любые действия, совершенные с использованием таких объектов, в том числе за их распространение, копирование, изменение и иные формы использования. 5. Пользователь цифровых объектов обязан принимать меры по обеспечению безопасности цифровых объектов, предотвращению их неправомерного использования, утраты или повреждения, если иное не предусмотрено договором или законодательством Республики Казахстан. 6. Пользователи цифровых платформ, в зависимости от деятельности на платформе, делятся на пользователей платформы и бизнес-пользователей: 1) к бизнес-пользователям цифровой платформы относятся физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по реализации товаров, работ, услуг посредством сервиса цифровой платформы; 2) к пользователям цифровой платформы относятся физические или юридические лица, использующие сервисы цифровой платформы для приобретения товаров, работ, услуг.
Статья 19. Субъекты цифровых данных1. Субъектом данных признается физическое или юридическое лицо, к которому относятся обрабатываемые в цифровой среде цифровые данные. 2. Физические лица являются субъектами персональных данных. 3. Субъект данных обладает правом на защиту своих данных, включая право на доступ к ним, их исправление, удаление, ограничение обработки, а также на получение информации о целях и основаниях обработки данных.
Статья 20. Цифровые сообщества и децентрализованные автономные организации1. Цифровые сообщества создаются участниками цифровых сообществ в цифровой среде добровольно по собственной инициативе. Участники цифровых сообществ самостоятельно определяют правила таких обществ. 2. Участники могут создавать цифровые сообщества без образования юридического лица или в любой организационно-правовой форме, а также с любым порядком управления, не запрещенными законодательством Республики Казахстан. 3. При применении правил цифровых сообществ государственными органами и должностными лицами должны соблюдаться требования законодательства Республики Казахстан. 4. Цифровые сообщества, организованные без образования юридического лица и управляемые участниками через смарт-контракты без центрального руководства, признаются децентрализованными автономными организациями. 5. Децентрализованная автономная организация является юридически значимой формой, обладающей ограниченной правоспособностью, определяемой условиями смарт-контракта, на основе которого она функционирует. 6. Участники децентрализованной автономной организации являются субъектами коллективного управления. Их права и обязанности определяются условиями смарт-контракта. 7. Все решения в децентрализованных организациях принимаются через голосование участников, результаты которого автоматически исполняются смарт-контрактом. 8. Ответственность участников децентрализованной автономной организации за действия и решения, принятые организацией, ограничиваются их вкладом в децентрализованную автономную организацию или определяются условиями смарт-контракта. 9. Смарт-контракт, определяющий правила управления и исполнения решений децентрализованной автономной организации, должен быть публично доступен и не может меняться без согласия участников. 10. Децентрализованная автономная организация может осуществлять юридически значимые действия через смарт-контракты в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан. 11. Для проведения децентрализованной автономной организацией расчетов c третьими лицами, на всех или нескольких ее участников в банках второго уровня может открываться совместный банковский счет.
Глава 5. ЦИФРОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Статья 21. Право на идентичность и забвение1. Субъекты правоотношений в цифровой среде имеют право идентифицировать или не идентифицировать себя, за исключением случаев, когда обязанность идентифицировать себя установлена законами Республики Казахстан. 2. Никто не может быть принужден к идентификации, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан. 3. Владельцы цифровых систем и платформ обязаны по запросу субъекта правоотношений в цифровой среде удалить все цифровые данные и записи о таком субъекте, которые были предоставлены им добровольно, если иное не предусмотрено Законами Республики Казахстан.
Статья 22. Идентификаторы цифровых данных1. Идентификаторы и содержащие их цифровые записи обрабатываются по правилам, установленным законодательством Республики Казахстан о персональных данных, с особенностями, предусмотренными настоящей главой Кодекса. 2. Уникальным публичным идентификатором в Республике Казахстан является: 1) для физических лиц - индивидуальный идентификационный номер; 2) для юридических лиц - бизнес-идентификационный номер. 3. Уникальные публичные идентификаторы являются общедоступными данными, обрабатываемыми в соответствии с Кодексом с учетом законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите. 4. Идентификаторы, используемые в государственных цифровых ресурсах, а также иные идентификаторы, используемые для обмена цифровыми записями между цифровыми ресурсами разных владельцев, являются публичными идентификаторами. Иные идентификаторы являются частными идентификаторами. 5. Выбор идентификатора для включения в цифровую запись осуществляется: 1) субъектом персональных данных - при сборе данных о нем владельцем записей; 2) владельцем записей - при создании данных самим владельцем записей, в том числе при создании или присвоении идентификатора; 3) третьим лицом - при получении данных владельцем записей не от субъекта персональных данных. 6. Владелец цифровых записей обязан обеспечивать уникальность идентификаторов, используемых в цифровых записях.
Статья 23. Системы цифровой аутентификации1. Цифровая аутентификация признается подтверждением личности физического лица или правоспособности юридического лица в случаях, когда использование соответствующей системы аутентификации предусмотрено законодательством или соглашением сторон. 2. При обращении за получением цифровых государственных услуг или при совершении сделки цифровая аутентификация признается надлежащим волеизъявлением лица на получение услуги или совершение сделки только при наличии подтвержденного второго фактора. 3. Цифровая аутентификация осуществляется в соответствии с правилами 4. Правила системы аутентификации должны содержать следующие положения: 1) виды участников системы аутентификации; 2) виды отношений, в которых осуществляется цифровая аутентификация в соответствии с данной системой аутентификации; 3) перечень используемых в системе аутентификации идентификаторов и способы их получения; 4) указание на владельца (владельцев) цифровых записей, содержащих идентификаторы и данные о результатах аутентификации, либо указание на то, что такие записи представляют собой распределенный цифровой ресурс; 5) способы аутентификации (способы получения и предъявления ключа) и процедура аутентификации; 6) порядок учета результатов цифровой аутентификации и порядок обеспечения целостности информации о фактах цифровой аутентификации; 7) способы и порядок публикации или иного предоставления неограниченного доступа к правилам системы аутентификации; 8) запрет на передачу цифровых записей с идентификаторами лицам, не являющимся участниками системы аутентификации, за исключением случаев, установленных законодательством. 5. Цифровая аутентификация в соответствии с правилами аутентификации является основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношений, в том числе для целей доказывания при наличии второго фактора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|