|
|
|
Диалектика наименования юридического лица С.И. Климкин, к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», в.н.с. НИИ частного права Каспийского университета
1. Статьей 29 Гражданского кодекса Казахской ССР от 28 декабря 1963 г. устанавливалось, что юридическое лицо имеет свое наименование. Права и обязанности хозяйственных организаций, связанные с пользованием фирменным наименованием, производственными марками и товарными знаками, определяются законодательством Союза ССР. Комментируя в 1990 г. эту статью Кодекса, К.С. Мауленов отмечал, в том числе, что «юридическое лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью, может иметь свое фирменное наименование. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. было утверждено «Положение о фирме» (СЗ СССР. 1927. № 40. Ст. 395), в котором установлено, что фирма должна содержать название или номер предприятия, указание предмета его деятельности и вышестоящего органа. В фирму могут быть включены и иные обозначения, в том числе и сокращенное наименование (например, АХБК - Алма-Атинский хлопчато-бумажный комбинат). Запрещается включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение. Право на фирму принадлежит только данному юридическому лицу и состоит в его исключительном пользовании фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на бланках, счетах и т.д.» [1]. Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 30 января 1993 г. № 1948-XII «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» определялось, в том числе, что временно, до принятия нового Гражданского кодекса Республики Казахстан, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденные 31 мая 1991 г., применяются на территории Республики Казахстан за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР в области гражданского законодательства и в части, не противоречащей Конституции Республики Казахстан и законодательным актам Республики Казахстан, принятым после 1 января 1990 г., и применяются на территории Республики Казахстан к правоотношениям, возникшим после принятия настоящего постановления. В статье 149 ОГЗ содержалось положение о том, что фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. 2. В Гражданском кодексе Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. общие положения о наименовании юридического лица содержатся в статье 38. Со дня принятия ГК РК (Общая часть) указанная статья подвергалась изменениям и дополнениям пятью законами, и этот вопрос подробно прокомментирован И.У. Жанайдаровым [2]. Поэтому остановимся лишь на тех положениях действующего законодательства, причем, не ограничиваясь указанной статьей Кодекса, которые вызывают или могут вызвать неоднозначное понимание и толкование. 3. Так, в наименовании юридического лица не допускается использование названий, противоречащих нормам общественной морали. Существуют различные толкования слова «мораль», например, как «правила нравственности, а также сама нравственность», «логический, поучительный вывод из чего-нибудь», «нравоучение, наставление» [3], «принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений» [4]. В этой связи явился показательным случай с регистрацией ТОО с названием, которое мы не можем привести здесь в целях недопущения нарушения эстетичности настоящей публикации. Однако заинтересованные лица смогут без труда отыскать в Интернете фотографию Справки о государственной регистрации этого юридического лица (БИН 230640037969), выданной Управлением регистрации филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по городу Астана» 28 июня 2023 г. Эта ситуация с очевидностью обнажила проблему, годами накапливающую свой негативный потенциал, вызванную необоснованным и безразмерным желанием максимально увеличить бизнес-привлекательность страны в глазах иностранных инвесторов и финансовых институтов за счет упрощения процедуры государственной регистрации субъектов частного предпринимательства. Способен ли регистрирующий орган надлежаще выполнить проверку соответствия документов, представленных на государственную регистрацию, законодательству Республики Казахстан, если учредительные документы юридических лиц, относящихся к коммерческим организациям, за исключением учредительных документов акционерных обществ и государственных предприятий, при государственной регистрации не представляются, а сама государственная регистрация производится в течение одного часа с момента подачи электронного заявления (часть первая ст. 1, часть вторая ст. 6, часть первая ст. 9 Закона РК от 17 апреля 1995 г. № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»)? По нашему мнению, максимально упрощенный порядок государственной регистрации, отсутствие хотя бы разумных требований к уставному капиталу не способствуют формированию ответственного отношения к предпринимательству, а, наоборот, облегчают создание «фирм-однодневок», позволяют недобросовестным предпринимателям уклониться от ответственности, прикрываясь при необходимости вуалью так называемого разумного предпринимательского риска. Что же касается самой государственной регистрации юридических лиц, то она должна рассматриваться как составляющая часть государственных функций, без их передачи некоммерческому акционерному обществу. Также полагаем, что необходимо вернуться к отдельным, ранее действовавшим механизмам и элементам государственной регистрации/перерегистрации юридических лиц: устав должен вновь стать публичным документом, а регистрирующие органы обязаны осуществлять функции по сбору и хранению уставов юридических лиц, а также формированию и ведению их регистрационных историй. Это вопросы, поднимаемые нами в течение многих лет [5]. 4. Справедливости ради отметим, что на встрече с журналистами 16 октября 2023 г., отвечая на их «неудобные» вопросы в связи с регистрацией указанного ТОО, Министр юстиции обратил на это внимание, заявив, что в настоящее время министерство прорабатывает вопрос о соответствующих поправках в законодательство. Однако ответы Министра примечательны и с другой стороны. Так, на вопрос о реакции министерства на факт такой регистрации он ответил (звук неотчетлив): «Отреагировали мы молниеносно. В течение полудня через департамент соответствующего региона <…> обратился в суд, и <…> предприятие было ликвидировано». <…> Мы приняли меры, и в течение дня мы закрыли <…>» [6]. Полагаем, что основанием для такой принудительной ликвидации явился (должен был явиться) подпункт 2) п. 2 ст. 49 ГК РК (Общая часть): признание недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Но при этом статья 50 ГК РК (Общая часть) регламентирует порядок ликвидации юридического лица, в том числе принудительной, который включает в себя, в том числе незамедлительное сообщение о принятом решении о ликвидации регистрирующему органу и органу государственных доходов по месту регистрации; назначение ликвидационной комиссии и установление порядка и сроков ликвидации; публикацию ликвидационной комиссией информации о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан (срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации, кроме случаев банкротства); принятие ею мер к выявлению кредиторов и получению задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; после истечения сроков для предъявления претензий - составление промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения; его утверждение судом. Представляется, что соблюдение указанного порядка априори делает невозможной «молниеносную» ликвидацию. Отсюда вывод: если нужно, то можно. 5. В наименовании юридического лица не допускается использование собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени. Нам известны лишь два случая, когда законодательство требует включения имен участников в наименование юридического лица. Так, пунктом 1 ст. 12 Закона РК от 2 мая 1995 г. № 2255 «О хозяйственных товариществах» предусмотрено, что в учредительных документах полного товарищества должно быть указано его фирменное наименование, которое должно содержать имена всех его участников, а также слова «полное товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания», а также слова «полное товарищество». В соответствии с пунктом 1 ст. 29 названного Закона, в учредительных документах коммандитного товарищества должно быть указано его фирменное наименование, которое должно содержать имена всех полных товарищей, а также слова «коммандитное товарищество», либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания», а также слова «коммандитное товарищество». При этом, согласно пункту 1 ст. 15 ГК РК (Общая часть), гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию и имя, а также по желанию отчество. Отметим, что до Закона РК от 12 января 2007 г. № 225-III «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части)» указанное положение Кодекса излагалось так: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включая фамилию и собственное имя, а также по желанию отчество». При этом нами рекомендовалось слова «собственное имя» заменить словами «собственно имя» [7]. В этой связи, с учетом исторического толкования следует признавать не соответствующими требованиям пункта 1 ст. 38 ГК РК (Общая часть) наименования юридических лиц, в которых используются слова «Адиль» («Әділ»), «Азамат», «Береке», «Бахыт» («Бақыт»), «Жулдыз» («Жұлдыз»), «Кымбат» («Қымбат»), «Мереке», «Мирас» и т.д., являющиеся традиционными казахскими именами, несущие в себе доброе и светлое содержание, если они включены в наименования юридических лиц без согласия обладателей (их наследников) таких красивых имен. 6. Законом РК от 29 декабря 2021 г. № 94-VIІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам визуальной информации и религиозной деятельности» из Закона РК от 11 июля 1997 г. № 151-І «О языках в Республике Казахстан» исключена часть вторая ст. 19 следующего содержания: «Наименования государственных организаций, их структурных подразделений даются на государственном и русском языках. Наименования совместных, иностранных организаций - с транслитерацией на государственном и русском языках» [8]. В качестве примеров приведем такие наименования юридических лиц, как «Акционерное общество «EH ESER TAAHHUT VE SANAYI ANONIM SIRKETI (ЭХ ЭСЕР ТААХЮТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ)», ТОО «KAZ Minerals Aktogay» (КАЗ Минералз Актогай) и т.п. 7. Согласно подпункту 2) части первой п. 6 ст. 42 ГК РК (Общая часть), юридическое лицо подлежит перерегистрации в случае изменения наименования. При этом приказом Министра юстиции РК от 10 октября 2023 г. № 726 утверждены Правила оказания государственной услуги «Актуализация (корректировка) наименования юридических лиц, филиалов и представительств». Названные Правила представляют интерес в рамках обозначенной темы в силу таких положений, как: - актуализация (корректировка) наименования юридических лиц, филиалов и представительств осуществляется путем внесения измененных сведений о наименованиях юридических лиц, филиалов и представительств в Государственную базу данных «Юридические лица» на основании заявления (пункт 2 Правил), - актуализация (корректировка) наименования юридических лиц, филиалов и представительств осуществляется в случае допущения ошибки в наименовании юридического лица, филиала и представительства (пункт 3 Правил). Из указанного следует, что такого рода «актуализация (корректировка)» наименования юридического лица производится без его перерегистрации, поскольку не является изменением его наименования. Иными словами, не применяются правила, предусмотренные законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, об изменении их наименований, включая принятие соответствующих решений их высшими органами с соблюдением требуемых процедур. Как следует из пункта 3 Правил, причиной такой «актуализации (корректировки)» является допущение ошибки в наименовании юридического лица. Однако Правила не раскрывают содержание такой «ошибки», не указывают, на каком этапе она могла произойти и кем была допущена. 8. Вновь используя историческое толкование, отметим, что в первой редакции Порядка наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов, а также физико-географических объектов Республики Казахстан и изменении транскрипции их названий, утвержденного постановлением Правительства РК от 5 марта 1996 г. № 281, отмечалось, в том числе, что в Республике Казахстан постепенно должны быть восстановлены историко-географические топонимы, необосновано измененные в прошлом в силу разного рода субъективных обстоятельств. Новые наименования должны присваиваться с учетом национальных, языковых особенностей, а также географических, исторических, социальных условий; правописание всех наименований следует вести в соответствии с нормами современного литературного казахского языка, а транскрипция на русском и других национальных языках должна быть адекватна этим нормам. В актуальной редакции название этого постановления звучит так: «Об утверждении Правил присвоения наименования аэропортам, портам, железнодорожным вокзалам, железнодорожным станциям, станциям метрополитена, автовокзалам, автостанциям, физико-географическим и другим объектам государственной собственности на территории Республики Казахстан, а также переименования, уточнения и изменения транскрипции их наименований и присвоения собственных имен лиц государственным юридическим лицам, юридическим лицам с участием государства». Пунктом 9 Правил установлено, что в случае получения положительного заключения Республиканской ономастической комиссии центральные государственные органы, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в пределах своих полномочий принимают решение о присвоении наименований, переименовании, уточнении и изменении транскрипции их наименований и присвоении собственных имен лиц государственным юридическим лицам, юридическим лицам с участием государства на основании заключения Комиссии. Содержание и этого нормативного правового акта вызывает вопросы, связанные с соотношением понятий «изменение наименования юридического лица» и «переименование, уточнение и изменение транскрипции наименований и присвоение собственных имен лиц государственным юридическим лицам, юридическим лицам с участием государства». __________ 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Казахской ССР / Под ред. Ю.Г. Басина, Р.С. Тазутдинова. - Алма-Ата: Казахстан, 1990. - 688 с. - С. 67. 2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): Комментарий (постатейный). В трех книгах. Книга 1. Статьи 1-114. Издание четвертое, исправленное и дополненное, с использованием судебной практики / Отв. ред. М.К. Сулейменов. - Алматы, 2020. - 896 с. - С. 286-288. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1983. - 816 с. - С. 319. 4. Термин введен Цицероном (от лат. мores «общепринятые традиции»). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C 5. Начиная с 1992 г., нами опубликовано по данной теме не менее тридцати работ. 6. В Казахстане удалось зарегистрировать ТОО с матерным названием. Как такое получилось, и как Минюст отреагировал на это, ответил министр юстиции Азамат Ескараев 7. Климкин С.И. Хозяйственные товарищества по законодательству Республики Казахстан. Учебно-практическое пособие. - Алматы: Жеті Жарғы, 2002. - 88 с. - С. 9. 8. Под транслитерацией понимается точная передача знаков одной письменности знаками другой письменности, при которой каждый знак (или последовательность знаков) одной системы письма передаётся соответствующим знаком (или последовательностью знаков) другой системы письма (лат. trans - «через; пере-» + littera - «буква»).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |