Страницы истории: становление института права собственности в Казахстане
Сулейменов М.К. Директор НИИ частного права Каспийского университета, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор
Статья первая. Страницы истории: становление института права частной собственности в Казахстане Сейчас трудно представить себе жизнь без частной собственности. Любой казахстанский гражданин может без каких-либо ограничений приобрести земельный участок, дом (или несколько домов), любую технику, заводы, фабрики и т.д. и т.п. Были бы деньги. Никто уже, кроме старшего поколения, не знает или не вспоминает, что было время, когда квартиру можно было получить от государства, но нельзя было купить. Когда приобрести грузовик или трактор было невозможно, запрещено. Когда купить и перепродать вещь с наценкой было уголовным преступлением, называемым спекуляцией. То есть любой нынешний бизнесмен автоматом шел бы в тюрьму. Когда иметь наемного работника (или, не дай бог, нескольких) было преступлением, ибо это эксплуатация человека человеком. Когда покупка валюты была преступлением и жестоко каралась. И т.д. и.т.п. Поэтому интересно вспомнить, как появилось и закреплялось в законодательстве Казахстана понятие права частной собственности, тем более, что я был непосредственным участником этого процесса. Я не рассматриваю политическую составляющую этого вопроса и оставляю в стороне вопрос о том, когда в законодательстве СССР появилось регулирование частной собственности по существу, вне зависимости от наименования этого явления. В частности, можно признать, что актами, создавшими отношения частной собственности, следует считать Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности», Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» и Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О малых предприятиях». В данной работе я ограничиваюсь лишь описанием того, как возникло и развивалось в законодательстве Казахстана понятие «право частной собственности».
Концепция самоуправления и самофинансирования Казахской ССР Историю государственной независимости Казахстана принято отсчитывать от Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 26 октября 1990 г. и Конституционного закона о государственной независимости Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. Это верно, если вести речь о политической независимости. Однако основу политической независимости составляет экономическая независимость. Я хочу обратить внимание на один документ, который, на мой взгляд, незаслуженно забыт, хотя он сыграл важную роль в становлении именно экономической независимости Казахстана. Это - Концепция самоуправления и самофинансирования Казахской ССР, разработанная в 1989 г. под руководством Д.Х. Сембаева (который в то время был заместителем Председателя Госплана Казахской ССР). Я тогда работал в Институте философии и права Академии наук Казахской ССР заведующим отделом правовых проблем народного хозяйства. Даулет Хамитович Сембаев приехал в институт в поисках юриста, который мог бы участвовать в разработке Концепции, и академик М.Т. Баймаханов, в ту пору директор института, предложил мою кандидатуру. Так я начал сотрудничать с Д.Х. Сембаевым, одним из наиболее ярких государственных деятелей, внесших громадный вклад в становление независимого Казахстана. Потом мы тесно сотрудничали и когда он был заместителем Председателя Высшего Экономического Совета при Президенте РК (я был его главным юридическим советником), и когда Даулет Хамитович был заместителем председателя правительства РК (помню, он как-то позвонил мне и говорит: срочно приезжай, мне юридические мозги нужны; тогда же он предлагал мне любую должность в Правительстве, вплоть до Министра юстиции), и когда он был Председателем Правления Национального банка РК (мы вели с ним борьбу при определении соотношения Гражданского кодекса РК и банковского законодательства), и т.д. Разработка проекта Концепции самоуправления и самофинансирования Казахской ССР проводилась в соответствии с решением Высшего Экономического Совета Казахской ССР от 19 мая 1989 года. Многие идеи Концепции сыграли свою роль в развитии гражданского законодательства. В частности, впервые в Концепции самоуправления и самофинансирования было заложено понятие «индивидуально-производственная собственность» (причем в первоначальном проекте Концепции к этому еще добавлялось понятие «мелкая частная собственность», но при окончательном редактировании эти слова все же исключили). Эти понятия были развиты в Законе о собственности 1990 г. и вместе с понятием «акционерное общество» стали краеугольными камнями нового гражданского законодательства. Поскольку в настоящее время о Концепции самоуправления и самофинансирования мало что известно, хотя, считаю, она сыграла значительную роль в становлении основных понятий гражданского законодательства, здесь будет полезно привести выдержки из написанного мной раздела II Концепции «Отношения собственности», касающиеся частной собственности. «2. В Казахской ССР функционируют в различных сочетаниях в качестве самостоятельных и равноправных форм собственности государственная собственность, коллективная (групповая) собственность и индивидуальная собственность. 11. К коллективной (групповой) собственности относятся средства производства, объекты инфраструктуры, финансовые ресурсы, ценные бумаги и другое имущество, приобретенное за счет собственных и заемных средств кооперативных организаций и их объединений, общественных организаций и общественных движений, акционерных обществ и иных хозяйственных товариществ, организаций арендаторов, иных коллективов и ассоциаций граждан. Субъекты коллективной (групповой) собственности владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с зарегистрированными уставами (положениями). 12. Индивидуальная собственность в Казахской ССР выступает в виде личной или индивидуально-производственной собственности. Владение, пользование и распоряжение индивидуально-производственной собственностью допускаются на основе личного труда собственника и членов его семьи. Использование наемного труда допускается в случаях, предусмотренных законодательством. Гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве (крестьянским хозяйством), земля предоставляется в бессрочное пользование или в аренду с переходом прав арендатора по наследству. 13. В Казахской ССР поощряется и всемерно поддерживается существование в самых разнообразных формах общей собственности, в т. ч. с организациями и фирмами зарубежных государств и с участием граждан, владеющих имуществом на праве индивидуальной собственности.». Концепция самоуправления и самофинансирования Казахской ССР была утверждена на заседании Высшего Экономического совета Казахской ССР 9 сентября 1989 г. и одобрена XVI пленумом ЦК Компартии Казахстана 12 сентября 1989 г. Пленум ЦК постановил опубликовать проект Концепции для всенародного обсуждения и внести его на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Казахской ССР. Решено было также разработать проект Закона «О самоуправлении и самофинансировании Казахской ССР». Таким образом, понятие «частная собственность» нам заложить в Концепцию не удалось, но понятие «индивидуально-производственная собственность» все же как-то приближало нас к этому понятию. Концепция о самоуправлении и самофинансировании в Казахской ССР, конечно, не была нормативным правовым актом и не имела юридической силы, как закон. Но ценность ее заключалась в том, что в ней были заложены новые юридические понятия, которые нашли затем воплощение в законах Республики Казахстан. На основе Концепции планировалось принять Закон о самоуправлении и самофинансировании Казахской ССР. Для разработки проекта такого закона и сбора материалов мы совершили с тогдашним Министром юстиции КазССР Долдой Джусуповым марш-бросок в страны Прибалтики и Белоруссию. В прибалтийских республиках уже начался в то время активный процесс выхода из Советского Союза, и подготовленные ими Концепции самоуправления и самофинансирования они рассматривали только как этап на пути к окончательному выходу из Советского Союза. Поэтому нас встречали как героев, принимали на самом высоком уровне и говорили: как будет здорово, если Казахстан к нам присоединится. После этого мы поехали в Белоруссию и были поражены контрастом с Прибалтикой. Тишина и спокойствие. Концепция самоуправления и самофинансирования на самом деле все полномочия отдавала центру, Белоруссия оставалась обычной союзной социалистической республикой. Осенью 1989 г. Д.Х. Сембаев и М.К. Сулейменов разработали проект Закона СССР «О самоуправлении и самофинансировании Казахской ССР». На основе этого проекта в марте 1990 г. был подготовлен для представления в Верховный Совет СССР проект Закона СССР «Об экономической самостоятельности Казахской ССР». Проекты обоих законов совпадали почти полностью. Поскольку об этих проектах нигде никогда не писалось, позволю себе привести выдержки из проекта Закона СССР «Об экономической самостоятельности Казахской ССР»: «Статья 5. Собственность в Казахской ССР выступает в формах государственной (общесоюзной, республиканской и коммунальной), коллективной (групповой), индивидуальной.». Здесь речь идет не о личной собственности, как было раньше, а об индивидуальной собственности.
Закон о собственности Основным законом, с которого можно начинать отсчет казахстанского гражданского законодательства, является Закон Казахской ССР от 15 декабря 1990 г. «О собственности в Казахской ССР». Первый проект Закона «О собственности в Казахской ССР» был подготовлен группой цивилистов (Ю.Г. Басин, М.К. Сулейменов, Б.В. Покровский, А.И. Худяков) на основе Закона «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. Поэтому интересно сейчас вспомнить, как вырабатывалось в то время отношение в Казахстане к союзному закону о собственности. Тогда шли довольно ожесточенные дискуссии по принципиальным вопросам права собственности. Часть из них нашла отражение в Концепции самоуправления и самофинансирования Казахской ССР. В то время споры велись и по проекту Закона «О собственности в СССР». Помню, какой-то из наших высших политических органов (по-моему, ЦК Компартии Казахстана) командировал меня в Москву, где в то время проходили заседания или Съезда Народных Депутатов, или Верховного Совета СССР, для проведения консультаций с депутатами. Я читал им экспресс-лекции по основам права, разъяснял правовые проблемы, связанные с применимыми законами, а для одного из депутатов я написал текст выступления по проекту Закона «О собственности в СССР», с которым он выступил на заседании Верховного Совета СССР. В ноябре 1989 г., когда начиналось обсуждение проекта Закона «О собственности в СССР», я подготовил материалы к докладу Председателя Совета Министров Казахской ССР У. Караманова перед депутатами Верховного Совета Казахской ССР. В этих материалах отмечалось, что вопрос о собственности является центральным в настоящее время, от его решения во многом зависит успех экономической реформы, которая продолжает буксовать. Необходимы немедленная децентрализация государственной собственности, признание равноправия разнообразных форм собственности, превращение непосредственных производителей материальных благ из бесправных и бессловесных исполнителей в подлинных хозяев, подчиняющихся только закону и требованиям экономической конъюнктуры. Подготовленные проекты Законов СССР (в частности, проект Закона о собственности) дают основу для решения этой проблемы. Важно, в частности, предусмотренное проектом расширение форм и видов собственности (арендной, акционерной, трудовой, производительной и т.п.). В то же время решение ряда вопросов предлагается с позиций центра, и интересы республики требуют, чтобы депутаты могли предложить и отстаивать концепцию, соответствующую потребностям Казахской ССР. Из этого краткого изложения материалов к докладу видно, какие проблемы стояли тогда перед Казахской республикой. Надо сказать, что все эти предложения в Законе «О собственности в СССР», принятом 6 марта 1990 г., так и не были учтены. В этих условиях начиналась работа над проектом Закона «О собственности в Казахской ССР». Закон о собственности был практически первым серьезным законом, который принял первый демократически избранный парламент Казахстана. В соответствии с Конституцией СССР выделялись три формы социалистической собственности: государственная, колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций, а также личная собственность - как производная от социалистической. Основной вопрос, который так и не был решен на первом этапе, - это вопрос о частной собственности. В Законе о собственности в СССР вместо прежнего понятия «личная собственность» было введено понятие «собственность граждан» (раздел 2). Новое понятие в законе было использовано с единственной целью - не допустить применения термина «частная собственность». Однако с экономической точки зрения частная собственность реально существовала в нашей жизни (трудовые и крестьянские хозяйства) и продолжала развиваться бурными темпами. На прошедшей в ноябре 1989 г. Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам радикальной экономической реформы и других дискуссиях экономисты предлагали много необоснованных подходов к пониманию частной собственности: от ее полного отрицания до признания, но со всевозможными оговорками (без наемного труда, без эксплуатации человека человеком и т. п.). Между тем просто надо было назвать вещи своими именами: частная собственность без наемного труда - это нонсенс, она неизбежно выродится в нечто уродливое и деформированное (с теневой экономикой, коррупцией и пр.). Боязнь из-за идеологических штампов открыто признать реальные вещи препятствовала развитию нормальных экономических отношений. В частности, крестьянским хозяйствам запрещалось нанимать работников даже в сезон уборки урожая, исходя из того, что они будут использовать наемный труд. Пытаясь выйти из этого явно ненормального положения, экономисты выстраивали различные конструкции. В частности, Л.И. Абалкин говорил, что надо различать наемный труд и юридическую форму найма[1], хотя в чем тут разница, трудно понять. Частная собственность, как нам тогда приходилось доказывать, - вовсе не обязательно принадлежность капиталистического хозяйства, это - неотъемлемый признак товарного производства. Во многих странах-членах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) даже до происходящих там революционных изменений развивалась частная собственность с широким использованием наемного труда, причем планка предельно допустимого количества наемных работников все время повышалась. В Венгрии сначала разрешалось брать 15 работников, потом - 30, еще позже - 500. В Болгарии можно было нанимать до 10 человек, а в сезон сбора и обработки урожая - неограниченно. В ГДР нанимали до 10 человек свободно, а сверх этого появлялась обязанность платить большой налог. В Польше верхняя планка была отброшена. В Китае сначала разрешали брать только 5-7 наемных работников. Но в 1987 г. внесли изменения в Конституцию КНР, в соответствии с которыми, если наемных работников больше 8 человек, производство приобретало статус частного предприятия с соответствующими ограничениями. В принципе, верхнего предела численности наемных работников не предусматривалось. Поэтому возникали даже предприятия с числом работающих до 1000 человек. Принятие Закона «О собственности в Казахской ССР» 15 декабря 1990 г. явилось значительным шагом в становлении законодательства Казахстана. Впервые были законодательно закреплены основные принципы и понятие права собственности. Закон послужил базой для разработки ряда законодательных актов (о предприятиях, о хозяйственных товариществах и акционерных обществах, о банкротстве, о залоге, о приватизации, об иностранных инвестициях и др.). Закон о собственности в Казахской ССР впервые перестал употреблять понятия «социалистическая» или «общенародная» собственность. Не было также включено положение, бывшее в Законе о собственности в СССР (п. 6 ст. 1), о том, что использование любой формы собственности должно исключать отчуждение работника от средств производства и эксплуатацию человека человеком. Под этим внешне безобидным идеологическим штампом скрывалось многое: можно, например, запретить наем работников частному предпринимателю под предлогом, что при этом будет иметь место эксплуатация человека человеком. Однако следует иметь в виду, что в СССР существовала эксплуатация человека государством. Поэтому мы должны были предоставить человеку выбор, где и кем он хочет быть эксплуатируемым: на государственном предприятии, кооперативном или частном. До сих пор у него такого выбора не было, т. к. государство запрещало развивать иные формы собственности. По инерции, исходя из сложившейся традиции, первые ростки кооперативного движения вызвали ожесточенное сопротивление и бюрократии, и части населения. С нашей точки зрения, создание равенства форм собственности в этот период должно было заключаться не в ограничении деятельности кооперативов, а в предоставлении государственным предприятиям такой же самостоятельности, как и коллективным предприятиям. Но это было невозможно в принципе, т. к. подрывало основы социалистической плановой экономики. Закон о собственности в СССР избежал упоминания о частной собственности, но все ее элементы закрепил. Это - и признание возможности применения наемного труда для всех форм собственности, и отнесение к объектам собственности граждан средств производства, и введение норм о крестьянском и трудовом хозяйствах, и некоторые другие. Достоинством Закона о собственности в Казахской ССР, по моему мнению, было то, что в нем впервые прямо было предусмотрено понятие «право частной собственности». В п. 2 ст. 7 Закона закреплялось, что собственность граждан выступает в виде личной - для удовлетворения физических и духовных потребностей без извлечения доходов; и частной, предназначенной для извлечения доходов. В качестве первой попытки внедрения такое понимание частной собственности имело право на существование. В принятом Законе удалось, хотя и с известными недостатками, воплотить основные положения о праве собственности, которые отражали уровень развития науки и законодательства, достаточный и необходимый для того времени. Прежде всего, было дано понятие права собственности. Оно определялось как право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Эти три правомочия составляют так называемую триаду собственности. Только при наличии всех трех прав вместе лицо будет считаться собственником имущества. В Законе выделялись три формы собственности: собственность граждан, коллективная и государственная собственность. Коллективная собственность - это собственность организации, являющейся юридическим лицом. Не следует ее путать с общей собственностью, когда группа граждан совместно ведет хозяйство. Например, крестьянское или трудовое хозяйства не являлись коллективной собственностью. Это - общая собственность членов семьи и других лиц. Когда создается крестьянское хозяйство, имущество принадлежит ему на праве общей совместной (т. е. без определения долей) собственности, когда трудовое хозяйство - на праве общей долевой собственности. Что касается коллективной собственности, то это собственность юридических лиц. Закон различал самые разнообразные виды такой собственности: собственность арендного предприятия (на таком предприятии смешанная форма собственности: государству принадлежали сданные коллективу в аренду средства производства, коллективу - продукция и доходы); собственность коллективного (или народного) предприятия; кооперативная; собственность хозяйственных товариществ и акционерных обществ; ассоциаций и объединений; общественных организаций и фондов, религиозных организаций; других организаций, являющихся юридическими лицами. О каждом виде коллективной собственности можно много рассказывать, но наиболее важным является то, что в Законе впервые были даны понятие и классификация хозяйственных товариществ. На этой основе развилось мощное законодательство о хозяйственных товариществах. В Законе содержалось следующее определение: «Товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними». Были даны виды товариществ: 1) полное товарищество, 2) коммандитное товарищество, 3) общество с ограниченной ответственностью, 4) общество с дополнительной ответственностью, 5) акционерное общество, в котором акционеры отвечают только принадлежащими им акциями. Важное теоретическое и практическое значение имело закрепление в ст. 3 Закона положений о праве полного хозяйственного ведения и праве оперативного управления. В Законе о собственности в СССР эти права содержались в разделе о государственной собственности и относились к имуществу государственного предприятия (ст. 24) и государственного учреждения (ст. 26). Перенос нормы об этих правах в раздел об общих положениях позволил применять ее не только к государственной, но и ко всем остальным формам собственности, что являлось особенностью Закона о собственности в Казахской ССР. Теоретическое значение такого решения заключалось в возможности выделить общую категорию гражданского права - вещные права. Эта категория существовала в советском гражданском праве в период НЭПа, но затем была отвергнута, и даже ведущие специалисты гражданского права стали называть ее обветшавшей категорией, унаследованной нами из римского и буржуазного права[2]. Но дело в том, что обветшала эта категория в условиях господства административно-командной системы, когда товарно-денежные отношения сворачивались, и надобность в подобных категориях исчезала. С развитием же рыночных отношений ряд доводов Ю.К. Толстого против вещных прав превратился в аргументы в их поддержку. Во-первых, категория вещных прав обязана своим происхождением, прежде всего, отношениям частной собственности на землю. Но разве с введением долгосрочной аренды земли и пожизненного наследуемого владения не начали мы возвращение к внедрению элементов вещных прав на землю? Во-вторых, это говорит об опыте развития законодательства, т. е. о том, что в первых гражданских кодексах было вещное право, потом его исключили и заменили правом собственности. Но первые кодексы действовали в период НЭПа, недолго, когда в стране товарно-денежные отношения развивались свободно. С другой стороны, в рассматриваемый период еще не созрела необходимость включения в гражданские кодексы вещного права вместо права собственности, т. к. не было остальных прав, которые ранее фигурировали под рубрикой вещных. Например, право застройки исчезло совсем, а право залога перешло в главу о способах обеспечения обязательств. Другие права, которые мы можем отнести к вещным (право оперативного управления, право аренды), настолько неразрывно связаны с правом собственности, что могли быть помещены и в разделе под этим названием. Собственно, законодательство по этому пути и развивалось. В Законе о собственности в РСФСР была выделена специальная общая статья «Вещные права» наряду со статьей «Право собственности», а ст. 6 называлась «Собственность и другие вещные права на землю и природные ресурсы». В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик раздел 2 назывался «Право собственности и другие вещные права». Эта же структура была закреплена в Гражданском кодексе Республики Казахстан. К другим вещным правам можно было отнести: право полного хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненного наследуемого владения и некоторые другие. Практическое значение создания общей нормы о вещных правах заключалось в том, что впервые были урегулированы отношения между собственником и создаваемым им предприятием. Прежде всего это касалось частных и коллективных предприятий. Собственник, создавая предприятие, тем самым наделял его правами полного хозяйственного ведения, т.е. предприятие работало самостоятельно, но собственник при этом имел право на часть прибыли от использования имущества созданного им предприятия. Закон «О собственности в Казахской ССР», при всех его недостатках, сыграл роль основополагающего Закона для дальнейшего развития законодательства, создания новых законов, направленных на развитие рыночных отношений, ускорение процессов приватизации. Он был отменен в связи с принятием Гражданского кодекса РК (Общая часть) 27 декабря 1994 года.
Закон о предприятиях Наряду с Законом о собственности большое значение в защите рыночных отношений в Казахстане сыграл Закон Казахской ССР от 13 февраля 1991 г. «О предприятиях в Казахской ССР». Его принятию предшествовал долгий и сложный процесс развития законодательства о предприятии. С начала перестройки стали делаться попытки как-то реформировать экономику прежде всего расширением самостоятельности государственного предприятия как основного звена экономики. Такой попыткой можно считать принятие в 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)». Закон пытался вдохнуть живую струю в понятие хозяйственного расчета, понимая под ним почти полную хозяйственную самостоятельность. Предприятиям было предоставлено право передавать средства производства в аренду частным лицам, заключать договоры на продажу сверхплановой продукции, оказывать платные услуги, создавать кооперативы. В условиях социалистической системы хозяйствования эти попытки были обречены на провал, они привели не к реальному расширению прав предприятий, а к росту бесхозяйственности, произвола и случаев расхищения государственной собственности. Большое значение для развития предприятий сыграли Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года. В соответствии с этим законом появились арендные предприятия. На базе арендованного имущественного комплекса - государственного предприятия или его структурной единицы - трудовой коллектив был вправе создать организацию арендаторов, которые могли образовать на базе арендованного имущества арендное предприятие как юридическое лицо. 4 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О предприятиях в СССР». В нем была предусмотрена классификация предприятий в зависимости от форм собственности: 1) основанные на собственности советских граждан - индивидуальное, семейное предприятие. Практически это были, хотя об этом прямо не говорилось, частные предприятия. К ним относились, в частности, трудовое и крестьянское хозяйства; 2) основанные на коллективной собственности - коллективные предприятия; производственный кооператив, предприятие, принадлежащее кооперативу; предприятие, созданное в форме акционерного общества и иного хозяйственного общества либо принадлежащее такому обществу или товариществу; предприятие общественной организации; предприятие религиозной организации; 3) основанные на государственной собственности - государственное союзное предприятие; государственное республиканское предприятие (союзной республики); государственное коммунальное предприятие. 25 декабря 1990 г. в России был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». И, наконец, 13 февраля 1991 г. - Закон РК «О предприятиях в Казахской ССР». Основным автором проекта Закона о предприятиях был профессор А.И. Худяков. Я тогда был занят главным образом Законом о собственности, но активно участвовал в подготовке проекта Закона о предприятиях с тем, чтобы не было расхождений между этими двумя законами. В частности, в Законе «О предприятиях в Казахской ССР» право полного хозяйственного ведения применялось только в отношении государственных предприятий. В отношении коллективных и частных предприятий объем правомочий определялся собственником. Следовательно, если собственник этот объем не определил, полномочия предприятия будут весьма неопределенны. Но, главное, эта норма Закона о предприятиях противоречила Закону о собственности в Казахской ССР, в соответствии с которым право полного хозяйственного ведения было одинаково применимо как к государственным, так и к коллективным и частным предприятиям. Возникал вопрос, какой закон применяется в конкретном случае при возникновении спора между предприятием и собственником. На этот вопрос ответа не было. Законы надо было приводить в соответствие друг с другом. Значение Закона о предприятиях заключается в том, что он, вслед за Законом о собственности, признал юридическими лицами иные образования, кроме государственных предприятий, в частности, акционерное общество, коллективное предприятие, частное предприятие. Это было правильно для того времени и сыграло большую роль в становлении и развитии различных организационно-правовых форм. В то же время сейчас уже ясно, что это положение было принципиально неверным, ибо под понятие «предприятие» подгонялись все или почти все организационно-правовые формы юридических лиц. Так, в ст. 2 Закона о предприятиях закреплялось, что на территории Казахской ССР могут действовать предприятия различных видов собственности и деятельности, включая малые предприятия (еще один вид предприятий. - М.С.): «1. Предприятие, основанное на собственности граждан КазССР, - частное. Частное предприятие базируется на частной собственности (отметим, что здесь уже прямо говорится о частной собственности. - М.С.) отдельного физического лица или группы лиц, имеющих право осуществлять наем рабочей силы в целях извлечения доходов от своей собственности. 2. Предприятие, основанное на коллективной собственности, - коллективное предприятие, кооперативное предприятие; предприятие в форме акционерного общества, предприятие общественной организации, предприятие религиозной организации. 3. Предприятие, основанные на государственной собственности Казахской ССР, - государственное республиканское предприятие; государственное предприятие местных Советов народных депутатов. 4. Предприятие, основанное на собственности Союза ССР, других государств, международных организаций, иностранных юридических и физических лиц. 5. Предприятие, которое совместно создается на основе объединения имущества его учредителей, в т. ч. иностранных юридических лиц и граждан. 6. В Казахской ССР могут действовать и другие виды предприятий, создание которых не противоречит Закону о предприятиях.». В литературе отмечалась нелогичность классификации субъектов права по критериям характера права собственности на принадлежащее имущество. Отмечалось, что это скорее деление по экономическим, а не юридическим признакам[3]. Однако основной недостаток такой классификации заключается в том, что Закон о предприятиях, вслед за Законом о собственности, хотя и признает юридическими лицами акционерные общества (это плюс), но отождествляет всякое юридическое лицо, выступающее в гражданском обороте, с предприятием, называет его предприятием[4]. Впервые проблему отказа от формулы «предприятие равно юридическому лицу» решили Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., которые разделили юридические лица на коммерческие и некоммерческие (ст. 18) и поставили на первое место не предприятия, а хозяйственные общества и товарищества; а потом - Гражданский кодекс РК, ограничивший применение понятия «предприятие» только к государственным предприятиям[5].
Законы о предпринимательстве 11 декабря 1991 г. был принят Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» (далее - Закон о предпринимательстве), 4 июня 1992 г. - Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства» (далее - Закон о защите частного предпринимательства). Первый Закон был декларативен, второй - более конкретен и эффективен, но принятие их имело большое историческое значение, ибо они впервые закрепили нормы о предпринимательстве и обозначили курс законодательства Казахстана на развитие предпринимательства. В соответствии со ст. 1 Закона о предпринимательстве предпринимательство в Казахской ССР определялось как инициативная, в рамках действующего законодательства, хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. Субъектами предпринимательской деятельности могли быть юридические лица и граждане Казахской ССР, других союзных республик, зарубежных стран, а также лица без гражданства (ст. 2 Закона о предпринимательстве). Понятие предпринимательской деятельности в Казахстане отличалось от аналогичных понятий в российском законодательстве. В Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР от 25 декабря 1990 г. к предпринимателям относились только граждане и группы граждан (с образованием или без образования юридического лица). Согласно нашему закону, предпринимательством могли заниматься и граждане, и юридические лица, причем не только основанные на собственности граждан, но и государственные. В ст. 6 Закона закреплялось, что предпринимательство в Казахской ССР осуществляется в следующих организационных формах: - предприятия с любыми формами собственности и образуемые ими объединения; - хозяйственные и иные общества и товарищества; - фонды и иные общественные организации, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность; - частное предпринимательство. Чтобы ясно представить, какие формы предпринимательства вытекают из ст. 6 Закона, надо соотнести это с формами собственности в Казахстане, ибо на этом основано разграничение субъектов предпринимательской деятельности. По Закону о собственности в Казахской ССР различались три формы собственности: собственность граждан, коллективная и государственная собственность. В соответствии с этим различались и виды предприятий в ст. 3 Закона о предприятиях в Казахской ССР: частные; основанные на коллективной собственности; основанные на государственной собственности. В принципе это касается всех стран и народов, где хоть в какой-то степени существуют рыночные отношения. Государство (в лице монарха, парламента, синьории), корпорация (храм, монастырь, цех, община), частный предприниматель - вот три вида собственников, всегда выступающих на рынке в различных сочетаниях. Из этого в общем-то вытекает определение круга субъектов хозяйственного оборота. Юридически правомочны выступать в обороте только три субъекта: государство, юридическое лицо и гражданин. Причем государство напрямую в обороте выступает крайне редко, обычно оно это делает через создаваемые им юридические лица - государственные предприятия, которым оно передает для этих целей часть имущества. Государство предпринимателем быть не может. Следовательно, субъектами предпринимательской деятельности могут быть только два субъекта гражданского оборота: юридические лица и граждане. Юридические лица, выступающие в качестве субъектов предпринимательской деятельности, могут быть государственными и негосударственными. Негосударственные юридические лица выступают как коллективные собственники имущества. Государственные юридические лица (предприятия) собственниками не являются. Собственником в данном случае выступает государство. За предприятием имущество закреплялось на праве полного хозяйственного ведения (ст. 4 Закона о собственности в Казахской ССР, ст. 2 Закона о предприятиях в Казахской ССР). На основе права полного хозяйственного ведения государственные предприятия владели, пользовались и распоряжались имуществом в таком же объеме, как собственник, но в то же время и за государством - собственником сохранялись определенные права на имущество (создание и определение целей деятельности предприятия, реорганизация и ликвидация, осуществление контроля за эффективностью использования и сохранностью вверенного предприятию имущества). Можно сказать, что собственник подчинялся только закону, а предприятие, осуществляющее полномочия на праве полного хозяйственного ведения, подчинялось собственнику и закону.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |