| ||||||||||||||||||||
|
|
|
К. Рахманов, аудитор ТОО «Ар-Аудит», СIPA
КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДА ПОСТОЯННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕРЕЗИДЕНТА В РК?
Филиал компании зарегистрирован в РК, головной офис находится в Нидерландах. По какой ставке считается налогооблагаемый доход по КПН? Нужно ли учесть особенности налогообложения филиала нерезидента? Возможно ли перечисление и начисление на содержание головного офиса?
Согласно пункту 1 статьи 198 Налогового кодекса: «1. Если иное не установлено настоящей статьей и статьей 200 настоящего Кодекса, определение налогооблагаемого дохода, исчисление и уплата корпоративного подоходного налога с дохода юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в РК через постоянное учреждение производятся в соответствии с положениями настоящей статьи и статей 83-149 настоящего Кодекса». Поэтому для нерезидента, который осуществляет деятельность в РК через постоянное учреждение в форме филиала, ставки налогообложения указаны в пунктах 1 и 5 статьи 147 Налогового кодекса: «1. Налогооблагаемый доход налогоплательщика, уменьшенный на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, и на сумму убытков, переносимых в порядке, установленном статьей 137 настоящего Кодекса, подлежит обложению налогом по ставке 20%, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи. 5. В дополнение к КПН чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, подлежит налогообложению по ставке 15% в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса». При определении СГД и вычетов постоянного учреждения нерезидента необходимо учитывать положения статьи 198 Налогового кодекса. Пункт 2 статьи 198 Налогового кодекса определяет, что подлежит включению в СГД: «2. СГД юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в РК через постоянное учреждение составляют следующие виды доходов, связанных с деятельностью постоянного учреждения, полученных (подлежащих получению) с даты начала осуществления деятельности в РК: 1) доходы из источников в РК, предусмотренные пунктом 1 статьи 192 настоящего Кодекса; 2) доходы, указанные в пункте 1 статьи 85 настоящего Кодекса, не включенные в подпункт 1 настоящего пункта; 3) доходы, полученные постоянным учреждением юридического лица-нерезидента из источников за пределами РК, в том числе через служащих или другой нанятый персонал; 4) доходы юридического лица-нерезидента, включая доходы его структурных подразделений в других государствах, получаемые от осуществления деятельности в РК, идентичной или однородной той, которая осуществляется через постоянное учреждение этого юридического лица-нерезидента в РК». В соответствии с пунктами 5-6 статьи 198 Налогового кодекса есть некоторые особенности отнесения расходов постоянного учреждения на налоговые вычеты: «5. На вычеты относятся расходы, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в РК через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в РК или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом. 6. Юридическое лицо-нерезидент не имеет права относить на вычеты постоянному учреждению суммы, предъявленные постоянному учреждению в качестве: 1) роялти, гонораров, сборов и других платежей за пользование или предоставление права пользования собственностью или интеллектуальной собственностью этого юридического лица-нерезидента; 2) доходов за услуги, оказанные юридическим лицом-нерезидентом своему постоянному учреждению; 3) вознаграждений по займам, предоставленным этим юридическим лицом-нерезидентом своему постоянному учреждению; 4) расходов, не связанных с получением доходов от деятельности юридического лица-нерезидента через постоянное учреждение в РК; 5) документально неподтвержденных расходов; 6) управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, определенных пунктом 2 статьи 208 настоящего Кодекса, не связанных с осуществлением деятельности в РК через постоянное учреждение». Расходы на содержание головного офиса могут быть отнесены на вычеты при определении налогооблагаемого дохода постоянного учреждения. Напрямую головной офис не может выставлять своему филиалу услуги в виде понесенных расходов. Подпункт 2 пункта 6 статьи 198 Налогового кодекса запрещает это. Возможно отнесение на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов головного офиса, порядок отнесения на вычеты определен в статье 208 Налогового кодекса: «1. В случае если положениями международного договора при определении налогооблагаемого дохода юридического лица-нерезидента от деятельности в РК через постоянное учреждение допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента (далее - распределяемые расходы юридического лица-нерезидента), то сумма таких расходов определяется по одному из следующих методов: 1) методу пропорционального распределения расходов; 2) методу непосредственного (прямого) отнесения расходов на вычеты. Для целей настоящей статьи и статей 209 - 211 настоящего Кодекса распределяемыми расходами юридического лица-нерезидента признаются управленческие и общеадминистративные расходы юридического лица-нерезидента, связанные с осуществлением деятельности в РК через постоянное учреждение, фактически понесенные как в РК, так и за ее пределами. При этом в распределяемые расходы юридического лица-нерезидента не подлежат включению: управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные непосредственно филиалом или представительством юридического лица-нерезидента, деятельность которых привела к образованию постоянного учреждения в РК, или постоянным учреждением юридического лица-нерезидента без открытия филиала, представительства в РК, относимых на вычеты в соответствии со статьями 100 - 111, 111-1, 112 - 122 настоящего Кодекса (далее - управленческие и общеадминистративные расходы постоянного учреждения в РК); управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные непосредственно филиалами, представительствами или постоянными учреждениями юридического лица-нерезидента в других странах, не связанные с деятельностью постоянного учреждения, зарегистрированного в качестве налогоплательщика в РК (далее - управленческие и общеадминистративные расходы постоянных учреждений в других странах); управленческие и общеадминистративные расходы юридического лица-нерезидента, не связанные с деятельностью постоянного учреждения, зарегистрированного в РК». Согласно пункту 4 статьи 208 Налогового кодекса: «4. Распределяемые расходы юридического лица-нерезидента относятся на вычеты постоянным учреждением в РК только при соблюдении условий международного договора и наличии у него следующих подтверждающих документов: 1) нотариально засвидетельствованной копии документа, подтверждающего резидентство юридического лица-нерезидента, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 настоящего Кодекса; 2) копии финансовой отчетности постоянного учреждения в РК; 3) копии финансовой отчетности юридического лица-нерезидента, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства, в котором создано и (или) резидентом которого является такое юридическое лицо, заверенной печатью юридического лица-нерезидента (при ее наличии), содержащей название, а также подписью руководителя. При этом в финансовой отчетности, указанной в настоящем подпункте, должна быть выделена отдельной строкой общая сумма управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента; 4) расшифровки суммы управленческих и общеадминистративных расходов, указанной в финансовой отчетности, предусмотренной подпунктом 3 настоящего пункта, с выделением: распределяемых расходов юридического лица-нерезидента по видам расходов; управленческих и общеадминистративных расходов постоянного учреждения в РК; 5) копии аудиторского отчета по аудиту финансовой отчетности юридического лица-нерезидента (при осуществлении аудита финансовой отчетности такого лица). В финансовых отчетностях, указанных в подпунктах 2 и 3 части первой настоящего пункта, в зависимости от выбранного способа определения расчетного показателя должны раскрываться следующие данные: 1) общая сумма совокупного годового дохода в целом; 2) общая сумма расходов по оплате труда персонала в целом; 3) первоначальная (текущая) и балансовая стоимости основных средств в целом. В случае, если документы, указанные в настоящем пункте, составлены на иностранном языке, обязательно наличие перевода таких документов на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, установленном законодательством РК». То есть, головной офис нерезидента может распределить расходы управленческие и общеадминистративные расходы, которые были понесены в Нидерландах, распределение должно быть основано на применении одного из методов (метод пропорционального распределения расходов, метод непосредственного (прямого) отнесения расходов на вычеты). При этом необходимо соблюдать положения статьи 208 Налогового кодекса для правильного оформления документации по отнесению на вычеты расходов головного офиса.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |