| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ЗАКОНА
Данный проект закона выработан на основе анализа деятельности профсоюзов стран Европы, США и Латинской Америки, а также соответствия ратифицированных Республикой Казахстан конвенций МОТ (Международной Организации Труда) № 87 и № 98, а также общепринятых практических норм реализации прав профсоюзов. В разных странах присутствуют свои обособленные нормы регулирующие деятельность профсоюзов. За рубежом профсоюзы строятся по-разному. Там существуют цеховые и производственные профсоюзы. Цеховые профсоюзы объединяют рабочих и служащих по принципу единства профессии, поэтому на одном предприятии, в учреждении имеются несколько профсоюзных организаций. По такой системе строится часть профсоюзов в Великобритании, США, Австралии, Эта система, восходящая в какой - то мере к традициям средневековых цехов, раздробляет и ослабляет силы работников в конфликтах с работодателями. Производственные профсоюзы в отличие от цеховых объединяют рабочих и служащих по принципу единства производства; все работники данного предприятия, учреждения входят в один отраслевой профсоюз, например профсоюз работников железнодорожного транспорта и другие. Если специальные законодательные акты об объединениях предпринимателей приняты сравнительно в небольшом числе стран, то правовое регулирование именно профсоюзов сегодня распространено почти повсеместно. Под профессиональным союзом понимается общественная организация, объединяющая физических лиц по роду их профессиональной деятельности с целью представительства и защиты их трудовых и иных связанных с трудом социальных прав и интересов, В одних странах законодательство о профсоюзах предоставляет им достаточно широкие возможности для деятельности по решению стоящих перед ними задач, что отвечает современным высоким мировым стандартам в данной сфере, в других странах профсоюзная деятельность осуществляется в условиях весьма значительных ограничений. «Право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий представляется каждому и всем профессиям», - гласит часть 3 статьи 9 Основного закона ФРГ (предложение первое). В соответствии с частью III статьи 23 Конституции Греции «государство принимает меры для обеспечения свободы профсоюзов, а также к свободному осуществлению ими своих прав вне каких - либо посягательств на них в рамках, установленных законом»- В статье 28 Конституции Японии говорится: «гарантируется право трудящихся на создание организацией, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия»- Действующая преамбула Конституции Франции 1946 года указывает, что «каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадлежать к профсоюзу по своему выбору». Подробная регламентация правового статуса профсоюзов содержится в статье 39 Конституции Италии. В ней провозглашается свобода учреждения профсоюзных организаций. На профсоюзы не может быть возложено иных обязанностей, кроме обязанности регистрации в местных или центральных учреждениях согласно закону. При регистрации уставов профсоюзов к ним предъявляется требование, чтобы внутренняя организация союзов была построена на демократической основе. Пожалуй, наиболее подробно статус профсоюзов урегулирован в статье 8 бразильской Конституции, согласно которой «профессиональное или профсоюзное объединение является свободным при соблюдении следующего: – закон не сможет требовать разрешения государства на создание профессионального союза, за исключением регистрации его компетентным органом, причём публичной власти запрещается вмешиваться в дела профсоюзного органа или посредничать в них; – запрещается создание более одного органа профессионального союза на любом уровне, предоставляющего профессиональную или экономическую категорию на одной и той же территории, определяемой заинтересованными трудящимися или работодателями, причём эта территория не должна быть меньше муниципии; – профессиональный союз должен защищать коллективные или индивидуальные права и интересы данной категории, включая судебные или административные дела; – общее собрание установит размер взноса, который будет взиматься с учётом профессиональной категории для покрытия расходов соответствующей конфедеральной системы профсоюзного представительства, независимо от размера взноса, предусмотренного законом; – никого нельзя заставлять вступить в профессиональный союз или удерживать в его составе; – участие профессиональных союзов в коллективных и трудовых переговорах обязательно; – пенсионер, состоящий в профессиональном союзе, имеет право избирать и избираться в профсоюзные органы; – запрещается увольнение состоящего в профессиональном союзе работника с момента регистрации его кандидатуры на руководящую или представительскую должность в профессиональном союзе и, если он будет избран на должность хотя бы заместителя такого должностного лица, до истечения года после окончания его мандата, кроме случаев совершения им тяжкого правонарушения, предусмотренного законом. В части 2 статьи 131 Конституции Испании прямо указывается, что при разработке экономических планов учитываются мнения и пожелания профсоюзов. Существенно изменилось и отношение к такому серьёзному оружию профсоюзов в борьбе за права трудящихся, как забастовки.. Имеет смысл подчеркнуть, что в конституциях зарубежных стран содержаться как нормы, направленные на предотвращение социальных конфликтов, так и нормы, служащие их разрешению. «Право стачек осуществляется в рамках регулирующих его законов», - гласит статья 40 Конституции Италии. В части 2 статьи 28 Конституции Испании говорится о признании права трудящихся на забастовку в целях защиты ими своих интересов. Закон, регулирующий осуществление этого права, должен устанавливать точные гарантии для продолжения функционирования служб, существенных для сообщества. Статья 9 Основного закона для ФРГ устанавливает в части 3 специальные гарантии реализации права на объединение в целях охраны или улучшения условий труда и экономических условий. «Гарантируется право на забастовку, уполномочивающие трудящихся решать о целесообразности осуществления этого прав в интересах, которые они, таким образом, должны защитить», -говорится в статье 9 Конституции Бразилии. Подробно урегулировано право на забастовку в Конституции Греции. В статье 23 забастовка определяется как право, (то есть субъективное основное право её участников); указывается, что она осуществляется законно созданными профсоюзными организациями; целями забастовки должны быть защита и обеспечение экономических и профессиональных интересов трудящимися; перечислены категории служащих, которым запрещено проведение забастовок или в отношении которых оно существенно ограничено (при этом оговаривается, что «ограничения не могут простираться до упразднения самого права на забастовку или мешать законному её проведению»). Конституция Японии более гибко регулирует этот вопрос, указывая на другие пути разрешения социальных конфликтов в экономической сфере. В статье 28, как отмечалось, записано право трудящихся» на коллективные переговоры и прочие коллективные действия». Вместе с тем современные конституции отражают стремление законодателя к обеспечению социального мира, поэтому в конституциях встречаются также положения о «ненарушимых обязанностях политической, экономической и социальной солидарности» (статья 2 Конституции Италии), «развитии культуры и экономики для обеспечения достойного качества жизни для всех», «наиболее справедливом распределении региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности» (преамбула и часть статьи 40 Конституции Испании), Эти положения соответствующие мероприятия государства признаны ослабить или предотвратить конфликты в социальной сфере. Право на создание профсоюзов и забастовку включено в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 8), признано решениями Международной организации труда. Следует отметить, что даже в тех странах, где в конституциях содержатся весьма решительные положения о праве на трудовой конфликт, текущее законодательство предусматривает целый ряд мер, направленных на предотвращение. Например, текущее законодательство Швеции устанавливает обязанность предпринимателя обсудить с местными профсоюзами намечаемые им мероприятия, влекущие значительные изменения для занятых в целом и каждого трудящегося в отдельности. Это позволяет предупредить конфликт до его возникновения, В случае недостижения соглашения между предпринимателем и работниками переговоры ведутся посредниками, назначаемыми правительством. Существует также специальный трудовой суд, разрешающий конфликты в рамках действующих коллективных договоров (в этом случае проводить забастовку запрещено). Идеи нежелательности нарушения социального мира нашли отражение в антизабастовочных положениях коллективных договоров, в отказе от забастовок со стороны профсоюзов на время действия коллективного договора (англоязычные страны) или положений об обеспечении «социального мира» (Западная Европа и Скандинавские страны). На основе этих положений в Великобритании, Японии и США уже много лет более 90% коллективных договоров включают отказы от забастовок, а в Австралии и Швейцарии практикуются национальные и отраслевые соглашения о мирном, без забастовок, разрешения трудовых конфликтов. Итальянская Конституция предусматривает специальный общегосударственный орган посредничества между трудом и капиталом - Национальный совет экономики и труда, который состоит из экспертов и представителей производительных категорий (предпринимателей, профсоюзов) соответственно их количественному и качественному значению и является также коллективным консультантом высших органов власти по этим проблемам. Статья 50 Конституции Болгарии, статья 38 Конституции Македонии, статья 40 Конституции Румынии, часть 4 статьи 37 Конституции Словакии прямо говорят о праве на забастовку. Во всех этих конституционных актах имеется отсылка к закону, регулирующее данное право. В некоторых конституциях предусмотрена возможность ограничения осуществления этого права в вооружённых силах, полиции и органах управления, а Конституция Румынии указывает, что в регулирующем данное право законе «устанавливаются условия и пределы осуществления этого права, а также гарантии, необходимые для обеспечения основных услуг обществу». По ныне действующему американскому законодательству создание профсоюза на предприятии возможно в том случае, когда этого пожелает большинство его работников. Это значит, что ни один поддерживаемый меньшинством профсоюз не имеет права на легальное существование. Те, кто выступает за создание профсоюза, должны, прежде всего, обратиться за запросом в правительственный орган - Национальное управление по трудовым отношениям, приложив подписи, по меньшей мере, трети трудящихся предприятия. И только при одобрении общим голосованием профсоюз считается получившим сертификат и может в полном объёме вести переговоры с администрацией предприятия. Особая статья касается так называемых «заводских профсоюзов». Она обязывает трудящихся одного и того же производственного или торгового подразделения состоять в «сертифицированной» профсоюзной организации. Членские взносы из зарплаты удерживаются автоматически, поступая в профсоюзную кассу. Согласно положению, в результате коллективных переговоров между предпринимателем и профсоюзом заключается соглашение сроком на 2- 3 года, имеющее силу закона. В течение этого периода трудящимся и их представителям, запрещается выставлять какие - либо дополнительные требования или прибегать к забастовке. Учитывая как положительные, так и отрицательные стороны международных правовых положений профсоюзов, проект нового Закона «О профсоюзах РК» максимально соответствует международным требованиям и особенностям законодательства Республики Казахстан. В данном проекте изменена структура построения профсоюзной иерархии. Исключены понятия «локальный профсоюз» как лишнее звено и препятствующее самостоятельности, созданию и деятельности профсоюзов и «первичная профсоюзная организация». Вместо этого введено понятие «производственный профсоюз» предусматривающий объединение рабочих и служащих по принципу единства производства в одной организации, что позволяет сохранить общность интересов трудящихся и предотвращает дробление на мелкие профсоюзы по профессиональному признаку в одной организации,(например в одной организации есть водители, строители, дизайнеры и.т.д) что позволило бы работодателю большие возможности манипуляций для разобщения и минимизации достижения целей профсоюзами. Производственные профсоюзы не имеют статус юридического лица, им предоставлена добровольная возможность быть членской организацией отраслевого профсоюза либо территориального объединения профсоюзов. При отсутствии статуса юридического лица в любом случае возникнет необходимость принадлежности к вышестоящей структуре, для решения существенных вопросов связанных с профсоюзной деятельностью. Территориальным объединениям профсоюзов и Отраслевым профсоюзам предоставлена добровольная возможность присоединения к Республиканскому объединению профсоюзов в качестве членской организации. Для продуктивного решения задач, присоединение в качестве членской организации к Республиканскому объединению будет просто целесообразным, при сохранении принципа добровольности, как и в случае с производственными профсоюзами. Упрощен порядок создания профсоюзов путем снижения численности инициаторов создания до 3х человек. Снижены требования к отраслевому профсоюзу. В новом проекте закона указано, что отраслевой профсоюз должен иметь структурные подразделения, членские организации в не менее 3 областей, городов республиканского значения, вместо ранее предусматриваемых более половины областей, городов республиканского значения и столицы, что предполагало не менее 9 субъектов. Это обусловлено упрощением создания профсоюза по принципу близлежащих регионов, с дальнейшей возможностью расширения. Для профсоюзов исключена двухступенчатая система регистрации. Двухступенчатая процедура предусмотрена только для Республиканских объединений профсоюзов, с увеличением промежуточного срока с 6 до 9 месяцев, что исключает формализм и определяет безусловный республиканский статус. Определен порядок создания профсоюзов для работников субъектов малого предпринимательства, на общих основаниях предусмотренных для создания отраслевых и производственных профсоюзов. Исключена ответственность за призыв к продолжению забастовки признанной судом незаконной. Исключена норма о судебной ликвидации профсоюзов в связи с несоблюдением норм подтверждающих статус объединения. В проекте предусмотрена приостановка деятельности до устранения нарушений. И это касается только Республиканских объединений профсоюзов. Исключены нормы дублирующие другие законодательные акты. Проект закона полностью меняет принципы создания и деятельности профсоюзов, что соответствует требованиям международных норм и ратифицированных пактов и конвенций, в месте с тем, не претендуя на внесение изменений в Конституцию РК. Однако потребуются изменения в некоторые законодательные акты РК. В случае поступление законопроекта на рассмотрение, несомненно будут доработки. А также противостояние и использование лобби, как в правительстве, так и в парламенте со стороны бизнеса и монополий существующих профсоюзных объединений, которые нацелены на сохранении жесткой вертикали, ограничительных мер с целью безусловного доминирования.
Разработчик проекта Андрей Пригорь.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА «О ПРОФСОЮЗАХ РК»
1.ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ЗАКОНОПРОЕКТА Основная идея проекта Закона «О профсоюзах РК» заключается в приведение закона в соответствии с международными нормами и стандартами, ратифицированными документами Республикой Казахстан. Данный законопроект предусматривает упрощенную процедуру создания профсоюзов, свободу и добровольность объединения в ассоциации и реализация прав связанных с профсоюзной деятельностью. 2. ЦЕЛИ ЗАКОПРОЕКТА Целью законопроекта является обеспечение правового регулирования профсоюзной деятельности (создание, осуществления деятельности, отношения с государственными органами и работодателем и т.д). 3. ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Предметом правового регулирования настоящего законопроекта являются общественные отношения, возникающие при реализации права на свободу объединений и ассоциаций, а также практическое применение норм законопроекта обеспечивающего реализацию права свободной деятельности профсоюзов согласно нормам международного права. 4. КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОПРОЕКТА. Действие законопроекта распространяется на объединения работников, его рядовых членов, работодателей и их представителей, уполномоченные государственные органы. 5. МЕСТО БУДУЩЕГО ЗАКОНА В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. В соответствии с классификатором нормативных актов законопроект относится к текущим законам, так называемым обычным законам, после Кодексов РК, Указов Президента РК, имеющих силу конституционных законов, Конституционных законов РК, Законов вносящих изменения и дополнения в Конституцию РК, Конституции РК, Международных актов ратифицированных РК. Будущий закон относится к сфере трудовых отношений, деятельности общественных организаций, некоммерческих организаций, конституционного, трудового, гражданского, административного и уголовного права. Данный законопроект в правовой системе Казахстана имеет основополагающую роль для регулирования и реализации деятельности и организации профсоюзов. Который в значительной мере снимает лишние ограничения, которые в том числе обременяют другие законодательные акты. Приведет к исключению или упрощению ряда статей связанных в законодательных актах в связи с реализацией данного законопроекта. Основной плюс, в том что он не затрагивает Конституционные нормы вместе с тем максимально соответствует международной практике и стандартам обеспечивая свободу профсоюзной деятельности. 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Действующий закон «О профсоюзах РК» не в полной мере отвечает современным требованиям общественных отношений в области свободы объединений и ассоциаций, а также во многих пунктах не соответствует международным нормам ратифицированных Республикой Казахстан. В результате правоприменительной практики выявились существенные недостатки которые ограничивают или затрудняют создание профсоюзов, что в своей мере отражается на трудовых отношениях между работниками и работодателем, а также ограничивают отношения с государственными органами по текущим вопросам. Данная сложившаяся практика приводит к консервации возникающих проблем в сфере трудовых отношений, что в свою очередь ведет к серьезным социально-трудовым конфликтам. Как показывает зарубежная практика, даже в тех странах, где достаточно либеральное законодательство в области свободы объединений и ассоциаций не исключает возникновение конфликтов, но именно с помощью профсоюзов они подлежат решению в пользу заявленных требований. Многочисленные проведенные статистические, социологические и политические исследования подтвердили неэффективность действующего закона «О профсоюзах РК». Ряд положений входит в противоречие с ратифицированными международными соглашениями и вносит двоякое толкование законов и подзаконных актов непосредственно к коим отсылает закон «О Профсоюзах РК». Можно отметить, что имеется ряд положений, не имеющих должного механизма реализации. В связи с этим, можно с уверенность ю говорить, что принятие нового закона «О профсоюзах РК» повлечет за собой рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ЗАКОНА. Социально-экономическая перспектива принятия законопроекта состоит в улучшении климата отношений между профсоюзами, работодателями и государственными органами. Предоставляет достаточно прав для свободы профсоюзной деятельности и практической реализации. Что в конечном итоге позволит на равноправной основе решать возникающие вопросы на стадии изначального возникновения противоречий, что на данный момент практически не возможно. Вместе с тем, учитывая нормы закона, основное направление будет обусловлено повышением качества безопасности условий труда, повышения заработной платы, возможности повышения социальных гарантий и достойного уровня жизни. А также гарантии защиты членов профсоюза после прекращения трудовой деятельности. Политические последствия предполагают участие профсоюзов в выборах на всех уровнях власти для представления интересов своих членов. Нельзя забывать, что по количеству членов, с профсоюзами не сравнится ни одна политическая партия. Представительство профсоюзов на всех уровнях необходимо. Вместе с тем данный законопроект не ведет к кардинальным изменениям политического режима. Юридическая составляющая повлечет за собой изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК (Гражданский Кодекс, Административный Кодекс, Уголовный Кодекс, Трудовой Кодекс) составляющие основную степень жизнедеятельности общества. А также обычные законы как (Закон об общественных объединениях, Закон о некоммерческих организациях). Более детально обстоит обсуждение при принятии законопроекта в разработку.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ» (проект)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ Глава 3. СТАТУС ПРОФСОЮЗОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Глава 4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ГАРАНТИИ ПРОФСОЮЗОВ Глава 5. ПРОФСОЮЗНЫЕ ОРГАНЫ И ЧЛЕНСКИЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ ВЗНОСЫ Глава 6. ХОЗЯЙСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ И ИХ СОБСТВЕННОСТЬ Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при реализации гражданами конституционного и международного права на свободу объединений, защите права на организацию, создание, деятельность, реорганизацию, ликвидацию, ведение коллективных переговоров профессиональных союзов.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1) профессиональный союз (профсоюз) – общественное объединение с добровольным членством создаваемое на основе общности трудовых, производственно-профессиональных интересов граждан Республики Казахстан для представительства, защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов; 2) профсоюзный орган – орган управления образованный и действующий в соответствии с уставом профсоюза; 3) членская организация – профсоюзы, их объединения входящие в качестве участников в состав профсоюза, их объединений на республиканском, отраслевом, территориальном уровне социального партнерства в порядке, определенном настоящим Законом, признающие и соблюдающие их уставы; 4) член профсоюза – физическое лицо, добровольно изъявившее желание и вступившее в состав профсоюза, которое признает и соблюдает его устав, платит членские профсоюзные взносы; 5) социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых и социально-экономических отношений; 6) республиканское объединение профсоюзов – объединение территориальных объединений профсоюзов на уровне области, городов республиканского значения, столицы и отраслевых профсоюзов. 7) территориальное объединение профсоюзов – объединение производственных профсоюзов на уровне области, городов республиканского значения и столицы; 8) отраслевой профсоюз – объединение работников производственных профсоюзов одной отрасли деятельности (видов или подвидов экономической деятельности) и смежных с ней отраслей, связанных общими трудовыми, производственно-профессиональными интересами; 9) производственный профсоюз – объединение работников не зависимо от форм собственности по принципу единства производства (трудовой деятельности) в одной организации;
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профессиональных союзах 1. Законодательство Республики Казахстан о профсоюзах основывается на Конституции Республики Казахстан, ратифицированных международных договоров и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан. 2. В случае возникновения противоречий при реализации настоящего Закона, то применяются ратифицированные нормы международного права.
Статья 3. Особенности применения настоящего Закона для отдельных категорий лиц 1. Положения настоящего Закона применяются к гражданам Республики Казахстан, находящимся в командировке за пределами Республики Казахстан, а также иностранцам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Казахстан. 2. Порядок уплаты членских взносов иностранцами и лицами без гражданства осуществляется на равных условиях с гражданами Казахстана.
Статья 4. Свобода и право создания профсоюзов 1. Профсоюзы создаются на основе свободного выбора и равноправия их членов. Количество профсоюзов, создаваемых в рамках одной отрасли не ограничено. 2. Всем профсоюзам предоставляются равные права и свободы. 3. Запрещается воспрепятствование созданию профсоюза, противодействие его деятельности и незаконное вмешательство в дела профсоюза со стороны государственных органов всех уровней, работодателей (представителей работодателей) и иных лиц. 4. Право создавать профсоюзы принадлежит гражданам Казахстана независимо от форм трудовой деятельности, за исключением ограничений предусмотренных Конституцией Республики Казахстан.
Статья 5. Принципы создания и деятельности профсоюзов 1. Профсоюзы создаются по производственно-отраслевому принципу. 2. Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, структуру, определяют направления деятельности, избирают профсоюзные органы, организуют деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Профсоюзы независимы в своей деятельности от государственных органов, работодателей и их объединений и иных лиц, не подконтрольны и не подотчетны им. 4. Профсоюзы вправе создавать объединения в порядке, определенном настоящим Законом.
Статья 6. Международные связи профсоюзов 1. Профсоюзы в соответствии с уставными целями и задачами вправе сотрудничать, вступать в качестве членской организации в международные организации профсоюзов и иных организаций, работающих в сфере защиты прав и свобод трудящихся, а также заключать соглашения о сотрудничестве. 2. Профсоюзы на общих основаниях уплачивают взносы в международную организацию согласно уставным положениям и вправе получать необходимую помощь в сфере развития своей деятельности.
Статья 7. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам 1. Принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан. 2. Запрещается дискриминация при приеме на работу, продвижении по работе, при выполнении трудовых обязанностей, а также расторжение трудового договора по инициативе работодателя по причине принадлежности работника к профсоюзу, вступления или выхода из него. 3. Запрещается воздействие на лиц угрозой или другими неправомерными действиями заставить их отказаться от вступления в профсоюз, выйти из одного профсоюза и вступить в другой, либо принуждать распустить профсоюз. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
Статья 8. Создание профсоюза 1. Профсоюз создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее трех человек, связанных общностью их профессиональных и производственных интересов, созывающий учредительный съезд ( конференцию, собрание), на котором утверждается устав и формируются профсоюзные органы. 2. Условия и порядок приобретения и утраты членства определяются уставом профсоюза. 3. Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.
Статья 9. Устав профсоюза 1. Устав профсоюза должен предусматривать: 1) Наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности профсоюза; 2) Членство, условия и порядок вступления физических лиц, членских организаций в профсоюз (его объединения), выходы из него, утраты членства; 3) Организационную структуру профсоюза; 4) Порядок формирования, компетенцию и сроки полномочий профсоюзных органов; 5) Порядок, сроки отчетности профсоюзных органов и контроля за их деятельностью; 6) Права и обязанности профсоюза и его членов, в том числе обязательность выполнения принимаемых решений органами социального партнерства и профсоюзов, членской организацией которого он является; 7) Источники формирования имущества профсоюза, права профсоюза по управлению имуществом; 8) Порядок уплаты членских профсоюзных взносов и их распределение; 9) Порядок информирования своих членов о поступлении и расходовании денег; 10)Порядок внесения изменений и дополнений в устав профсоюза; 11) Порядок принятия решения о реорганизации и ликвидации профсоюза, судьбе имущества в случае ликвидации профсоюза; 2. Устав может предусматривать ограничения относительно членства в других профсоюзах, а также иные положения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Статья 10. Государственная регистрация, реорганизация и ликвидация профсоюза 1. Государственная регистрация профсоюзов производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Документы, необходимые для государственной регистрации профсоюза, представляются в регистрирующий орган не позднее двух месяцев со дня проведения учредительного съезда( конференции, собрания) профсоюза. 2. По истечении девяти месяцев со дня государственной регистрации республиканское объединение профсоюзов обязано представить в орган, зарегистрировавший их, копии документов, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным п 3 ст 11. 3. Несоблюдение требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, влечет приостановление деятельности объединения профсоюзов до устранения нарушений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 4. Реорганизация и ликвидация профсоюза производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
ГЛАВА 3. СТАТУС ПРОФСОЮЗОВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья 11. Республиканское объединение профсоюзов 1. Республиканское объединение профсоюзов является полномочным представителем работников, членских организаций в социальном партнерстве на республиканском уровне. 2. Республиканское объединение профсоюзов создается отраслевыми профсоюзами, территориальными объединениями профсоюзов в иной организационно-правовой форме некоммерческой организации. 3. Республиканское объединение профсоюзов должно иметь членские организации на территории более половины областей, городов республиканского значения и столицы. 4. Республиканское объединение профсоюзов содействует обеспечению правовых гарантий деятельности профсоюзов на республиканском уровне, координации действий членских организаций в вопросах представления и защиты социальных, трудовых прав и интересов членов профсоюза. 5. Основные функции республиканского объединения профсоюзов: 1) представлять, защищать права и интересы своих членских организаций; 2) разрабатывать и определять основные направления, стратегию деятельности своих членских организаций; 3) содействовать развитию системы социального партнерства на всех уровнях социального партнерства; 4) выступать стороной социального партнерства при заключении генерального соглашения с республиканскими объединениями работодателей и Правительством Республики Казахстан, участвовать в переговорах по подготовке проекта соглашения и его заключению; 5) участвовать в работе республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству; 6) сотрудничать и оказывать содействие членским организациям в налаживании контактов с зарубежными, международными профсоюзными объединениями и иными организациями, работающие в сфере защиты прав и свобод трудящихся; 7) осуществлять иные функции, направленные на реализацию уставных целей; 6. Республиканское объединение профсоюзов вправе рекомендовать типовой устав профсоюзов для своих членских организаций.
Статья 12. Территориальное объединение профсоюзов 1.Территориальное объединение профсоюзов является полномочным представителем работников, членских организаций в социальном партнерстве на региональном уровне. 2.Территориальное объединение профсоюзов создается профсоюзами и их объединениями. 3. Территориальное объединение профсоюзов на уровне области, города республиканского значения и столицы может входить в состав республиканского объединения профсоюзов в качестве членской организации. Территориальные объединения профсоюзов на уровне района, города могут входить в состав соответствующего территориального объединения профсоюзов на уровне области, города республиканского значения и столицы в качестве членской организации.
5. Основные функции территориального объединения профсоюзов: 1) представлять, защищать права и интересы своих членских организаций; 2) содействовать развитию системы социального партнерства на региональном уровне; 3) выступать стороной социального партнерства при заключении регионального соглашения с региональными объединениями работодателей и местными исполнительными органами Республики Казахстан, участвовать в переговорах по подготовке проекта соглашения и его заключению; 4) участвовать в работе региональной трехсторонней комиссии по социальному партнерству; 5) осуществлять иные функции, направленные на реализацию уставных целей.
Статья 13. Отраслевой профсоюз 1. Отраслевой профсоюз является полномочным представителем работников, членских организаций в социальном партнерстве на отраслевом уровне. 2. Отраслевой профсоюз должен иметь структурные подразделения, членские организации на территории не менее трех областей, городов республиканского значения и столицы. Работники субъектов малого предпринимательства вправе создавать отраслевой профсоюз при наличии структурных подразделений, членских организаций на территории не менее трех областей, городов республиканского значения и столицы. 3. Отраслевой профсоюз может входить в состав республиканского объединения профсоюзов в качестве членской организации. 4. Основные функции отраслевого профсоюза: 1) представлять, защищать трудовые и социальные права и интересы своих членов, членских организаций; 2) содействовать развитию системы социального партнерства на отраслевом уровне; 3) выступать стороной социального партнерства при заключении отраслевого соглашения с полномочными представителями отраслевых организаций работодателей и центральными государственными органами Республики Казахстан, участвовать в переговорах по подготовке проекта соглашения и его заключению; 4) участвовать в работе отраслевой трехсторонней комиссии по социальному партнерству; 5) осуществлять иные функции, направленные на реализацию уставных целей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |