В соответствии с подпунктом 18-3) статьи 43 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» и статьей 22-2 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка утверждены: 1) Правила, условия и сроки упрощенного порядка урегулирования страховых случаев, предельный размер страховой суммы по каждому отдельному страховому случаю, а также форму декларации об упрощенном порядке урегулирования страхового случая и требования к оформлению документов и сведений, прилагаемых к ней согласно приложению 1 к постановлению; 2) Правила, условия, сроки осмотра страховщиком транспортных средств при упрощенном порядке урегулирования страхового случая согласно приложению 2 к постановлению; 3) Правила и сроки осуществления страховщиком страховой выплаты при упрощенном порядке урегулирования страхового случая согласно приложению 3 к постановлению. Урегулирование страхового случая участниками транспортного происшествия (далее - участники) в рамках упрощенного порядка осуществляется при соблюдении требований, установленных пунктом 1 статьи 22-2 Закона. Предельный размер страховой суммы по каждому отдельному страховому случаю при упрощенном порядке урегулирования страхового случая составляет не более 100 (ста) месячных расчетных показателей. При отсутствии необходимости проведения осмотра страховщиком транспортных средств участников, урегулирование страховых случаев по упрощенному порядку осуществляется не позднее 3 (трех) рабочих дней после принятия страховщиком декларации об упрощенном порядке урегулирования страхового случая (далее - декларация). Регистрация транспортного происшествия участниками в рамках упрощенного порядка урегулирования страхового случая осуществляется с использованием информационной системы страховщика и информационной системы организации по формированию и ведению базы данных посредством интернет-ресурса и (или) мобильного приложения одного из следующих субъектов: 1) страховщика; 2) организации, являющейся партнером страховщика на основании соответствующего соглашения; 3) организации, гарантирующей осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) в случае ликвидации страховых организаций. Упрощенное оформление транспортного происшествия осуществляется участниками на месте транспортного происшествия путем заполнения декларации в электронном виде по форме согласно приложению к Правилам. Перед заполнением декларации участниками осуществляется подтверждение соответствия транспортного происшествия условиям упрощенного порядка урегулирования страхового случая в соответствии с пунктом 1 статьи 22-2 Закона и идентификация обоих участников. Идентификация участников осуществляется при наличии согласия участников на сбор и обработку их персональных данных путем подтверждения личности участников при осуществлении сверки их личных данных (фото, индивидуальный идентификационный номер, абонентский номер сотовой связи участников), указанных в процессе идентификации, с данными из информационных систем государственных органов и подведомственных им организаций. При невозможности направления декларации страховой случай рассматривается в соответствии с Законом на общих условиях осуществления страховой выплаты. При несоответствии транспортного происшествия требованиям, установленным пунктом 1 статьи 22-2 Закона, или отсутствии возможности подтверждения личности участников, участникам сообщается о невозможности завершения процесса упрощенного порядка урегулирования страхового случая и возможности урегулирования транспортного происшествия в соответствии с Законом на общих условиях осуществления страховой выплаты путем формирования электронного информационного сообщения лицами, указанными в пункте 5 Правил. При соответствии транспортного происшествия условиям упрощенного порядка урегулирования страхового случая и идентификации участников единая страховая база данных (далее - ЕСБД) автоматически осуществляет проверку на наличие зарегистрированного в ЕСБД страхового случая с участием указанных в декларации транспортных средств в целях исключения дублирования. При наличии дублирования страхового случая с участием транспортных средств участников, участникам сообщается о невозможности завершения процесса упрощенного порядка урегулирования страхового случая путем формирования электронного информационного сообщения посредством интернет-ресурса или мобильного приложения лиц, указанных в пункте 5 Правил. К декларации прикладываются фотоматериалы, по которым возможно определить марку, модель, идентификационный номер, государственный регистрационный номерной знак транспортных средств, участвовавших в транспортном происшествии, фотосхема и (или) видеосхема, фотоматериалы транспортного происшествия, которые соответствуют обстоятельствам, указанным в декларации, и подтверждают наступление транспортного происшествия вследствие указанных в декларации обстоятельств, а также то, что повреждения на транспортных средствах соответствуют обстоятельствам транспортного происшествия и (или) были получены в одно время, соответствующие информации, указанной в декларации. Страховой случай считается зарегистрированным после присвоения ЕСБД уникального номера страхового случая и принятия страховщиками декларации от организации по формированию и ведению базы данных посредством электронного информационного сообщения. При наличии сбоев в работе сервисов ЕСБД по присвоению уникального номера страхового случая и (или) отсутствии уведомления от страховщиков о принятии декларации, организацией по формированию и ведению базы данных в течение 10 минут после направления участниками декларации инициируется направление уведомления посредством интернет-ресурса или мобильного приложения лиц, указанных в пункте 5 Правил, о сбое в работе ЕСБД и (или) информационной системе страховщика и о необходимости повторного направления сведений и документов. Участники транспортного происшествия не покидают место транспортного происшествия до получения ими электронного информационного сообщения от организации по формированию и ведению базы данных о присвоении уникального номера страхового случая и о принятии страховщиком декларации на абонентский номер сотовой связи участников, указанные при регистрации транспортного происшествия. При выявлении страховщиком несоответствия документов и сведений, приложенных участниками к декларации, требованиям пункта 10 Правил, а также в случае, если документы и сведения не позволяют определить обстоятельства причинения ущерба, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств в результате транспортного происшествия, страховщик в течение 1 (одного) рабочего дня с момента получения декларации повторно запрашивает у участников фотоматериалы с использованием интернет-ресурса страховщика и информационной системы организации по формированию и ведению базы данных либо другим доступным способом и (или) осуществляет осмотр транспортных средств. Обстоятельства, указанные в части первой настоящего пункта, не являются основанием для отказа в принятии страховщиком декларации. Страховщик создает на своем интернет-ресурсе и (или) в мобильном приложении личный кабинет каждому из участников (далее - личный кабинет) для хранения данных и сведений по страховому случаю, а также возможности отслеживания участниками статуса основных этапов процесса упрощенного урегулирования страхового случая. При необходимости организация по формированию и ведению базы данных создает на своем интернет-ресурсе и (или) в мобильном приложении личный кабинет каждому из участников для отслеживания участниками статуса основных этапов процесса упрощенного урегулирования страхового случая. Организация, гарантирующая осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) в случае ликвидации страховых организаций, и организация, являющаяся партнером страховщика на основании соответствующего соглашения, создает на интернет-ресурсе и (или) в мобильном приложении личный кабинет каждому из участников транспортного происшествия (далее - личный кабинет) для хранения сведений по страховому случаю, а также возможности отслеживания участниками статуса основных этапов процесса урегулирования страхового случая. Информация о получении страховщиком декларации с отображением даты и времени доступна для просмотра участниками транспортного происшествия в личном кабинете. Постановление вводится в действие с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию. |