В соответствии с пунктом 2 статьей 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан утверждены Правила управления коммунальными отходами. В соответствии со статьей 327 Кодекса специализированные организации обязаны выполнять соответствующие операции таким образом, чтобы не создавать угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью людей, экологического ущерба, и, в частности, без: 1) риска для вод, в том числе подземных, атмосферного воздуха, почв, животного и растительного мира; 2) отрицательного влияния на ландшафты и особо охраняемые природные территории. Местные исполнительные органы в соответствии с пунктом 2 и пунктом 4 статьи 367 Кодекса организуют централизованную систему сбора твердых бытовых отходов (далее – ТБО) посредством проведения конкурса (тендера) по определению участников рынка ТБО, осуществляющих сбор и транспортировку твердых бытовых отходов, в соответствии с Кодексом, Главой 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» и настоящими Правилами. Раздельный сбор коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Требованиями к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности, утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 25595). Раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям: 1) «сухая» (бумага, картон, металл, пластик и стекло); 2) «мокрая» (пищевые отходы, органика и иное). Сбор «сухой» фракции отходов может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов. Вывоз коммунальных отходов осуществляется по графику. Для минимизации затрат на транспортировку коммунальных отходов принимается минимальная частота вывоза отходов, соответствующая при этом установленным санитарным и природоохранным требованиям. При установлении частоты вывоза следует принимать во внимание объемы образования коммунальных отходов, их морфологический состав, тип и количество применяемых для сбора контейнеров (при сборе посредством контейнеров). Система вывоза коммунальных отходов выстраивается с целью минимизации потребления топлива, включая, но не ограничиваясь, следующее: 1) маршруты движения транспортных средств разрабатываются с учетом минимизации расстояний и задержек в пути; 2) транспортные средства регулярно проходят техническое обслуживание, давление в шинах поддерживается на рекомендуемом уровне, а оборудование для прессования отходов регулярно обслуживается. В соответствии с пунктом 4 статьи 368 Кодекса субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по транспортировке ТБО, при оказании соответствующих услуг соблюдают следующее: 1) использовать специально оборудованные транспортные средства, предназначенные для транспортировки ТБО; 2) оборудовать транспортные средства, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, спутниковыми навигационными системами, подключенными к информационной системе «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан», и поддерживать эти системы постоянно в рабочем состоянии; 3) заключать договоры с собственниками ТБО; 4) соблюдать требования действующего законодательства Республики Казахстан. Данные спутниковых навигационных систем по отслеживанию движения транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО, включаются в подраздел информационной системы «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан», организуемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 3 статьи 368 Кодекса. Требования к транспортировке ТБО, окраске, снабжению специальными отличительными знаками и оборудованию транспортных средств, а также к погрузочно-разгрузочным работам устанавливаются национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 5 статьи 368 Кодекса. В соответствии с пунктом 6 статьи 367 Кодекса при самостоятельном вывозе коммунальных отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования Кодекса, а также заключить договоры с субъектами предпринимательства, осуществляющими переработку и (или) захоронение коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 7 статьи 367 Кодекса субъекты предпринимательства, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО, или собственник отходов, осуществляющий самостоятельный вывоз ТБО, обеспечивают доставку таких отходов субъектам предпринимательства, осуществляющим восстановление ТБО. При транспортировании коммунальных отходов не допускается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по сбору и транспортировке коммунальных отходов. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим строительство и (или) ремонт недвижимых объектов, необходимо производить самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные отведенные места. Управление отдельными видами коммунальных отходов: 1) управление отходами бумаги и картона: при сборе отходов бумаги и картона необходимо предотвратить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений; помещения для накопления отходов бумаги и картона обеспечиваются влагонепроницаемостью и исключением атмосферного воздействия; отходы бумаги и картона транспортируют всеми видами транспорта; восстановление отходов бумаги и картона осуществляется физическими, химическими и другими способами для производства новых изделий (бумаги и картона, эковаты, строительных материалов). 2) управление отходами пластика: отходы пластика следует хранить в крытых помещениях или на открытом воздухе на изолированном полу. При накоплении отходов пластика под открытым небом обеспечивается их защита от несанкционированного доступа, загрязнения или порчи вследствие погодных условий с помощью изолирующей пленки; отходы пластика транспортируются всеми видами транспорта; восстановление отходов пластика осуществляются специализированными организациями с применением технологий и оборудования, которые обеспечивают экологическую безопасность технологических процессов; 3) управление отходами стеклянной тары: на площадке для накопления не размещаются материалы и вещества, загрязняющие отходы стеклянной тары (кислоты, щелочи, соли, органические растворители, краски, лаки, строительные растворы и другие); отходы стеклянной тары транспортируются любыми видами транспорта с принятием мер, направленных на исключение повреждения; при транспортировке, погрузке и выгрузке отходов стеклянной тары следует принимать меры, обеспечивающие их сохранность, защиту от механических воздействий. Восстановление отходов стеклянной тары осуществляется с условием соблюдения требований безопасности для окружающей среды: подготовка отходов стеклянной тары для повторного использования (сортировка, мойка, обработка); механическими и термическими методами с производством новой продукции (стекловата, стеклянная тара, стекловолокно, плитки и другие); 4) управление ртутьсодержащими отходами: обращение с ртутьсодержащими отходами регламентируется в соответствии с национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса; сбор и накопление ртутьсодержащих отходов производится в специально оборудованных контейнерах для сбора ртутьсодержащих отходов соответствии с национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса; индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, как собственник ртутьсодержащих отходов при выборе специализированного предприятия обеспечивает исключение санитарно-эпидемиологических и экологических рисков при транспортировке, путем обеспечения минимального перемещения отходов от источника их образования к месту переработки; специализированные организации по переработке (демеркуризации) ртутьсодержащих отходов должны иметь лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 336 Кодекса; лампы, не содержащие ртуть, подлежат раздельному сбору и переработке наравне с ртутьсодержащими лампами в связи с нахождением в их конструкции опасных составляющих и запретом на прием стекла и пластика на полигоны захоронения отходов в соответствии с подпунктами 10), 12), 13) и 14) пункта 1 статьи 351 Кодекса. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования. |