| ||||||||||||||||||||
|
|
|
О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования деятельности масс-медиа
Иржанов А.С., к.ю.н., главный специалист Института парламентаризма
Современное медиапространство переживает трансформацию, вызванную цифровизацией, развитием социальных сетей, платформенной экономики и появлением трансграничных информационных потоков, что значительно усложняет задачу государства по регулированию сферы масс-медиа. Классические подходы, выработанные для традиционных СМИ, уже не способны полноценно охватывать новые форматы коммуникаций, включая блогинг, алгоритмически формируемые ленты новостей, онлайн-трансляции, независимые цифровые редакции и др. В этих условиях особенно актуальной становится необходимость совершенствования правового регулирования медиасферы, направленного на баланс между свободой слова, защитой прав граждан, обеспечением общественной безопасности и развитием отечественного медиарынка. В Республике Казахстан деятельность средств массовой информации регулируется Законом Республики Казахстан «О масс-медиа» от 19 июня 2024 года № 93-VIII ЗРК (далее - Закон). Вместе с тем действующее законодательство не полностью учитывает динамику изменений информационной среды. На практике сохраняются правовые пробелы, связанные с цифровизацией, развитием онлайн-платформ, трансформацией традиционных СМИ, новыми формами распространения контента, а также с ростом рисков информационной манипуляции и дезинформации. Эти обстоятельства требуют дальнейшего совершенствования законодательства, адаптации нормативных подходов и внедрения современных правовых инструментов, обеспечивающих устойчивое и безопасное развитие медиасферы. Одним из ключевых вопросов является отсутствие четкого разграничения между деятельностью инфлюенсеров (блогеров) и средств массовой информации. В условиях стремительного развития цифровых платформ и социальных сетей блогеры де-факто становятся значимыми участниками информационного рынка, оказывая заметное влияние на формирование общественного мнения. Такая ситуация на практике приводит к фактическому приравниванию инфлюенсеров (блогеров) к субъектам медиапространства, что отражает их реальное влияние, но одновременно создает правовую неопределенность в вопросах соблюдения стандартов распространения информации, а также защиты авторских и смежных прав. В этих условиях возникает объективная необходимость уточнения законодательства с учетом специфики деятельности онлайн-контент-создателей и отнесения регулирования их деятельности к сфере действия Закона Республики Казахстан «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» от 10 июля 2023 года № 18-VIII ЗРК. Также возникают вопросы связанные с использованием изображения человека. В частности, положениями Закона «О масс-медиа» и Закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» закрепляется общий принцип необходимости получения согласия изображаемого лица. При этом предусматривается ряд исключений, при которых согласие не требуется: в случаях, когда лицо присутствует на публичных мероприятиях, когда информация относится к публичной или служебной деятельности лица и изображение было размещено в открытом доступе самим субъектом или его представителями, а также при использовании изображения для целей защиты конституционного строя, общественного порядка, прав и свобод граждан. Между тем, представляется целесообразным прямо предусмотреть разделение исключения, указанного в подпункте 2) п. 2 статьи 14 Законе на два самостоятельных основания, связанных с использованием изображения лица при распространении информации без его согласия. Во-первых, когда распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные с его служебной и (или) публичной деятельностью. Здесь речь идет о ситуациях, когда лицо выполняет функции государственного служащего, должностного лица, представителя организации или иное публичное поручение. В таких условиях использование изображения является частью освещения общественно значимой деятельности. Однако при этом важно подчеркнуть исключение: изображение лица не может использоваться в контекстах, не относящихся к осуществлению его служебных или публичных функций. Это позволяет предотвратить неправомерное вмешательство в частную жизнь и ограничивает использование изображения исключительно рамками профессиональной активности. Во-вторых, когда изображение лица опубликовано самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках с открытым доступом. В данном случае лицо добровольно делает изображение публичным, размещая его, например, на официальном сайте, открытой странице в социальной сети или ином общедоступном ресурсе. Соответственно, дальнейшее использование такого изображения в целях распространения информации допускается при условии соблюдения иных требований законодательства, поскольку сам факт открытой публикации создает законные ожидания возможности дальнейшего публичного обращения к этому изображению. Учитывая это, полагаем, что введение такого разделения в Закон позволит устранить правовую неопределенность, четко отграничить случаи, когда использование изображения является оправданным и законным, и одновременно обеспечить защиту прав на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. Кроме того, в Законе представляется целесообразным прямо предусмотреть необходимость получения отдельного разрешения на каждый новый способ и форму использования изображения. Это означает, что согласие на первоначальное размещение или публикацию изображения не должно автоматически распространяться на иные действия с ним, например его изменение, монтаж и др. Такая детализация особенно важна в условиях цифровой среды, где изображение может быть легко переработано, перенесено в другой контекст или использовано в совершенно иной информационной цели. В связи с этим обосновано установление отдельного разрешения на такие действия, как внесение изменений в изображение, монтаж, комбинирование его с другими изображениями или элементами, создание коллажей, а также снабжение изображения комментариями, подписями или иными пояснительными материалами, которые способны изменить восприятие изображенного лица. Полагаем, что любое подобное вмешательство может повлиять на содержание и смысл изображения, формируя иное общественное мнение о человеке, чем то, которое возникало бы при использовании оригинала. Установление такой нормы обеспечит более высокий уровень правовой защиты интересов граждан, предотвратит риски искажения информации, а также позволит обеспечить прозрачность и предсказуемость действий СМИ и иных субъектов, распространяющих визуальные материалы. Это будет способствовать укреплению доверия к медиаконтенту и снижению вероятности нарушения прав на изображение. Полагаем, что эти рекомендации устраняют правовую неопределенность, усиливает защиту частной жизни и соответствует практике регулирования права на изображение. Дополнительно полагаем целесообразным усилить профессиональную ответственность редакций средств массовой информации. В этой связи можно рекомендовать наделить обязанностью редакции по проверке полноты и достоверности материалов, но такая обязанность должна быть исключительно по поручению главного редактора либо собственника СМИ. Это означает, что проверка не приобретает характер всеобщей и постоянной процедуры, а проводится выборочно - только в тех случаях, когда руководство редакции считает материал потенциально чувствительным, социально значимым или способным вызвать общественный резонанс. Такой подход позволяет соблюсти баланс между необходимостью оперативного распространения информации и обязательством обеспечивать ее качество. Редакция не будет перегружена ресурсоемкими проверками каждого материала, что особенно важно для новостных форматов с высокой интенсивностью публикаций. Вместе с тем решение о проведении проверки на уровне главного редактора или собственника усиливает управленческую ответственность и формирует понятный механизм контроля. Кроме того, полагаем, целесообразным внести в Закон конкретизацию, что регулирование правоотношения между собственником, главным редактором и редакции осуществляется на основе законодательства, устава и договора. Закрепление указанной нормы обеспечит устойчивые правовые рамки для функционирования редакции: законодательство РК устанавливает общие обязательные требования и гарантии; устав определяет внутреннюю организационную структуру, цели и принципы деятельности; договоры же регулируют индивидуальные аспекты взаимодействия, включая права, обязанности и ответственность участников медиапроцесса. Также целесообразно закрепить обязанность печатного СМИ указывать сведения об электронной версии издания, включая доменное имя или интернет-адрес. Такая норма направлена на повышение прозрачности деятельности печатного СМИ, поскольку позволяет аудитории легко идентифицировать официальные цифровые ресурсы редакции и отличать их от неавторизованных или подделанных источников. Указание точных данных об электронной версии обеспечивает доступ к первоисточнику информации, что будет способствовать укреплению доверия пользователей к материалам печатного СМИ. Таким образом, в целом эти предложения направлены на создание правовой среды, которая одновременно обеспечивают свободу слова, способствует развитию национальной медиаиндустрии и стимулирует внедрение современных форм подачи информации, но при этом предусматривают надлежащие механизмы защиты прав граждан, включая защиту персональных данных, права на изображение и недопущение распространения недостоверных сведений. В условиях цифровизации такие решения позволяют укрепить доверие общества к медиа, обеспечить транспарентность информационных процессов и сформировать устойчивые стандарты ответственности как для традиционных редакций, так и для новых участников медиасектора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |