|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
19.05.2015 Программа финансирования БРК: 4 направления в рамках господдержки предпринимательства
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования отечественных производителей и экспортеров на 2015-2016 годы определяет комплекс мер, направленных на поддержку субъектов среднего и крупного предпринимательства в 2015-2016 годах путем предоставления финансирования акционерным обществом «Банк развития Казахстана» ( АО «БРК») совместно с дочерней организацией -акционерным обществом «БРК-Лизинг» (АО «БРК-Лизинг») - через механизм лизинга и/или займа по следующим четырем направлениям: 1) первое направление: поддержка отечественных автопроизводителей; 2) второе направление: поддержка производства вертолетов «Еврокоптер»; 3) третье направление: поддержка производства пассажирских вагонов; 4) четвертое направление: поддержка экспортеров. Такое пояснение содержится к Постановлению Правительства от 23 апреля 2015 года № 271 «Об утверждении Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования отечественных производителей и экспортеров на 2015-2016 годы». План совместных действий Правительства и Нацбанка принят исходя из анализа текущей ситуации в экономике страны, приведенного ниже.
Анализ текущей ситуации
В последние годы в Республике Казахстан наблюдается замедление темпов экономического роста - по сравнению с докризисным уровнем 2007 года темпы роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) снизились более чем в два раза. По итогам 2014 года темпы роста ВВП Республики Казахстан составили 4,3%. Ключевую роль в росте экономики в посткризисный период занимает сектор услуг, который в общем приросте ВВП в последние годы занимает до 70% от совокупного прироста ВВП. При этом значительно снизился вклад промышленности в экономический рост страны. Доля промышленного производства в приросте ВВП снизилась с 21% в 2008 году до 12% в 2013 году, по предварительным итогам 2014 года вклад промышленности в экономический рост отрицателен. Необходимо отметить, что темпы роста производственных отраслей в последние годы в среднем в 3 раза отстают от развития сферы услуг. По сравнению с показателями 2008 года объемы промышленного производства в Республике Казахстан выросли на 20%, в то время как прирост в секторе торговли составил 79%. В результате доля промышленности в отраслевой структуре ВВП снизилась с 35% в 2008 году до 29,9% в 2014 году. Развитие приоритетных отраслей в обрабатывающей промышленности также замедлилось. По итогам 2014 года обрабатывающая промышленность выросла на 1%, доля в структуре ВВП снизилась до 10,5%. Удельный вес несырьевой продукции в экспорте страны сократился за шесть лет с 28% до 23%. Отрицательное воздействие на отрасли обрабатывающей промышленности в 2014 году оказала проведенная корректировка курса национальной валюты, что повлияло на увеличение стоимости импортного сырья и комплектующих материалов. Дополнительным негативным моментом для перерабатывающих секторов является падение курса российского рубля в последние месяцы 2014 года, которое оказало влияние на перераспределение спроса не в пользу отечественных производителей. Наиболее уязвимыми отраслями от корректировки курса национальной валюты являются сектора машиностроения, включая автомобилестроение, производство летательных воздушных средств и производство железнодорожной техники. По итогам 2014 года объемы производства машиностроительной продукции в Казахстане снизились на 0,5%. При этом наблюдается уменьшение выпуска легковых автомобилей на 0,8%, грузовых железнодорожных вагонов на 5,2%, пассажирских вагонов на 55%, дизельных локомотивов на 44%. В результате ухудшения финансового положения предприятий по сборке авиационной техники в 2014 году производство вертолетов в стране, развитие которого способно дать значительный межотраслевой эффект, не осуществлялось. Кроме того, на отечественных производителей машиностроительной продукции, помимо снижения внутреннего потребительского спроса и роста себестоимости выпуска, отрицательное воздействие оказывает снижение конкурентоспособности в результате наблюдаемых валютных диспропорций с основными торговыми партнерами. На фоне снижения объемов выпуска отечественных производителей в январе - декабре 2014 года, по данным Комитета таможенного контроля министерства финансов Республики Казахстан, импорт легковых автомобилей в Республику Казахстан увеличился на 0,4% относительно уровня за аналогичный период предыдущего года. При этом импорт автомобилей из Российской Федерации вырос за 2014 год на 7,9%, импорт из Республики Узбекистан - на 58%, из Республики Беларусь - в 4,4 раза. Несмотря на снижение общего уровня импорта железнодорожных грузовых вагонов, вызванное сокращением внутренней емкости рынка, импорт вагонов из Российской Федерации увеличился за 11 месяцев 2014 года в 3,1 раза, доля российских производителей на казахстанском рынке выросла за год с 15% до 52%. Импорт вертолетов в Казахстан за последние два года вырос в 2,8 раза, до 29 миллионов долларов США. Также негативным моментом в развитии экономики и обрабатывающей промышленности, в частности, является снижение инвестиционной активности в стране. В течение последних шести лет ежегодный прирост инвестиций снизился с 9% до 3,9% в 2014 году, а рост инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2014 году составил 0,9%. При этом объемы инвестиций в основной капитал крупных предприятий по итогам 2014 года снизились на 7,5%. В результате консервативной политики банков второго уровня (далее - БВУ) основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий, на долю которых приходится более половины всех капитальных вложений. Необходимо отметить, что наряду со снижением инвестиционной активности в Казахстане отмечается низкая динамика банковского кредитования. Основной причиной низкой кредитной активности в последние месяцы 2014 года стало ожидание рынком повторной корректировки курса национальной валюты и, соответственно, высокой стоимости заемного капитала, привлекаемого в тенге. Таким образом, в связи с необходимостью повышения доступности кредитных средств в национальной валюте для обрабатывающей промышленности и секторов машиностроения, в частности, отмечается необходимость принятия Правительством Республики Казахстан дополнительных мер по выделению финансовых средств, учитывающих потребность предприятий в пополнении оборотного капитала и обновлении основных фондов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |