|
|
|
Консьюмеризм: как не злоупотребить правами потребителя
Турысбекулы Мади, Ведущий юрист АО «Mega Center Management»
Консьюмеризм (consumerism) - деятельность потребителей по защите своих прав. Движение по защите прав потребителей зародилось в США с 15 марта 1962 года, когда Президент США Джон Ф. Кеннеди подписал «Билль о правах потребителя». В последующие годы законы, защищающие права потребителей, были приняты в большинстве стран мира. В Казахстане, с учетом приобретения независимости в 1991 году, движение по защите прав потребителей зародилось лишь с переходом на рыночную экономику. За прошедший период времени было сделано немало: от принятия Закона Казахской ССР от 05.06.1991 г. «О защите прав потребителей» и образования Союза потребителей Казахстана до вступления РОО «Национальная Лига Потребителей» в Международную организацию Потребителей в 2000 году[1] и внесения изменений и дополнений в Закон РК «О защите прав потребителей» в июне 2020 г. Но в данной публикации мне бы хотелось остановиться не на тех успехах, которые были достигнуты в борьбе за права потребителей за обозначенный период времени, а на неприятных (неприглядных) ситуациях, которые, к сожалению, на сегодняшний день сопутствуют движению по защите прав потребителей в Казахстане. И эти неприглядные ситуации, по моему мнению, возникают, не только из-за правовой безграмотности самих участников потребительских правоотношений, но, и в связи с распространением Интернета и его доступностью среди широких слоев населения, когда практически любой человек, беря в руки мобильный телефон, ведет фото и видеозапись своих «похождений», позиционируя себя с известными блогерами, на которых подписаны миллионы людей по всему миру. Однако, зачастую, такие блогеры, преследуя, как правило, цель - повысить популярность среди своих подписчиков, и, возможно, монетизировать эту популярность, нарушают права других людей-участников фото и видеорепортажей блогеров. Рассмотрим один из наиболее распространенных случаев, связанный с применением фото и видеосъемок. В Казнете, а также в различных тематических группах (пабликах) в Инстаграм, нередко можно увидеть фото и видеоматериалы, в которых блогеры, посещая различные торговые объекты (крытые рынки, торговые дома, автоцентры и др.), ссылаясь на Закон РК «О защите прав потребителей», производят фото или видеосъемку людей, находящихся в таких объектах (не только охранников, работников торговых точек, но, и посетителей). Действительно, в соответствии со ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавцу (изготовителю, исполнителю) запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки. Казалось бы, блогеры реализуют свое право на применение фото-, видеосъемки и ничего противозаконного в этом нет. А продавцы (в лице охранников торговых и иных объектов) препятствуют (незаконно) в реализации блогерами своего права. Но, не все так просто, как кажется на первый взгляд. В соответствии со ст. 145 Гражданского кодекса РК (Общая часть) у каждого лица есть право на собственное изображение, и никто не вправе использовать его изображение без его согласия, а в случае смерти - без согласия наследников. Публикация, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату. Если с позированием за плату все ясно, то о каких случаях упоминает законодатель формулировкой «если это установлено законодательными актами»? Единственным законодательным актом, который регулирует такие случаи, является Закон РК «О средствах массовой информации», в пункте 1-1 ст. 14 которого предусмотрено следующее: «1-1. Средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях: 1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях; 2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен; 3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Если говорить про три вышеупомянутых случая, при которых СМИ не обязаны получать согласие изображаемого лица, следует отметить, что: a. Съемки людей, находящихся в торговых объектах, не могут быть признаны съемкой людей, принимающих участие в публичных мероприятиях, поскольку ведение торговой деятельности не отвечает признакам публичного мероприятия; b. Лица, находящиеся в торговых объектах, не относятся к лицам, осуществляющим служебную и (или) иную публичную деятельность. Более того, даже работники таких торговых объектов (охрана, администрация и др.) не относятся к служащим[2]; c. Если лицо, находящееся в торговом объекте не совершает противоправных действий, угрожающих конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения, производить фото- и/или видеосъемку такого лица без его согласия, - незаконно. Из приведенной выше статьи понятно, что фото и видеосъемка без согласия изображаемого лица не требуется для СМИ и только в тех случаях, которые определены законом. Поскольку блогеры действующим законодательством РК не относятся к СМИ, им (блогерам) необходимо получить согласие изображаемого лица на использование его изображения. И, кстати, это еще вопрос - приходят блогеры в торговые объекты, как потребители либо, как лица, преследующие иные цели, не связанные с приобретением товаров (работ, услуг). В последнем случае, к блогерам не применимы нормы Закона РК «О защите прав потребителей». Отмечу, что блог-платформа официальными властями Казахстана признается средством массовой информации со ссылкой на нормы Закона РК «О средствах массовой информации» и Закона РК «Об информатизации»[3].
В заключение подведем итоги: 1. Применение фото и видеосъемка потребителями - разрешено, но, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством РК, т.е. допускается производить фото и видеосъемку самих товаров (работ, услуг), но, не других лиц (вне зависимости от того, кто эти лица - работники торговых объектов или посетители); 2. Блогеры - не являются работниками СМИ, и, как следствие, на них не распространяются исключения, установленные Законом РК «О средствах массовой информации», при осуществлении фото и видеосъемки; 3. На лиц (в том числе, блогеров), посещающих торговые объекты не с целью приобретения товаров (работ, услуг), т.е. не выступающих в роли потребителей, положения Закона РК «О защите прав потребителей» - не распространяются.
[1] Потребительское движение в Казахстане (https://potrebitel.kz/?page_id=561) [2] Ответ Министра информации и коммуникаций РК от 21.01.2019 г. на вопрос от 16.01.2019 г. № 530587. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34806798#pos=5;-98 [3] Блогеры несут ответственность за распространение изображения наравне со СМИ - министр. https://www.zakon.kz/5004234-blogery-nesut-otvetstvennost-za.html
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |