В соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях» утверждены Правила формирования тарифов. Правила определяют: 1) механизм расчета тарифа с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий, включающий в себя затратный, стимулирующий методы и метод индексации; 2) порядок утверждения временного компенсирующего тарифа; 3) порядок утверждения тарифа в упрощенном порядке; 4) порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения; 5) порядок определения тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии; 6) порядок утверждения временного понижающего коэффициента; 7) порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам; 8) порядок изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия; 9) перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядок ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе; 10) порядок индексации тарифа; 11) порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественной монополии. Основополагающими принципами Механизма расчета тарифов с учетом затратного метода тарифного регулирования сфер естественных монополий являются: 1) возмещение экономически обоснованных затрат на оказание регулируемых услуг субъектов естественных монополий на основе ведения субъектами естественных монополий раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов; 2) обеспечение прозрачности расчета тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий; 3) получение субъектом естественных монополий прибыли, направляемой на развитие и обеспечивающей его эффективное функционирование по оказанию услуг аэронавигации и услуг аэропортов, а также совершенствование технологии аэронавигационного и аэропортового обслуживания. Тариф утверждается уполномоченным органом путем определения экономически обоснованных затрат и прибыли сроком на пять и более лет, за исключением тарифа, утверждаемого в упрощенном порядке для субъектов естественных монополий, созданных впервые, оказывающих новую регулируемую услугу (новые регулируемые услуги) или приобретающих (строящих) новые объекты и (или) участки, если действующий тариф утвержден раздельно по объектам и (или) участкам, для которых тариф утверждается на срок не более одного года. Тарифы на услуги аэронавигации дифференцируются в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна и вида осуществляемой перевозки (регулярные или нерегулярные). Услуги аэронавигации включают пять основных компонентов: 1) обеспечение аэронавигационной информацией; 2) организация воздушного движения - комплекс бортовых и наземных функций, необходимых для обеспечения безопасного движения воздушных судов на всех этапах полета, включая обслуживание воздушного движения (далее - ОВД), организацию воздушного пространства и организацию потоков воздушного движения; ОВД объединяет в себе управление воздушным движением (далее - УВД), полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение. УВД включает в себя: аэродромное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода, районное диспетчерское обслуживание; 3) радиотехническое обеспечение полетов (состоит из службы авиационной электросвязи, а также службы авиационной радиолокации и радионавигации); 4) обеспечение метеорологической информацией; 5) поисково-спасательное обеспечение. При расчете тарифа на услуги аэронавигации в воздушном пространстве учитываются следующие виды работ: аварийное оповещение и координация полетов при проведении поиска и спасания; организация воздушного движения; планирование и координация использования воздушного пространства; обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах; предоставление средств радиолокации, радионавигации и связи; передача экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке; передача экипажам оперативной метеорологической информации; максимальная взлетная масса воздушного судна; дальность полета воздушного судна. Тариф на услугу по обеспечению взлета и посадки воздушного судна, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям (далее - услуга по обеспечению взлета и посадки воздушного судна), включает расчет затрат по операциям согласно Перечня товаров, работ, услуг аэродромного и наземного обслуживания, входящих в состав аэропортовской деятельности, утвержденного приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 749 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативно правовых актов № 17718) (далее - Перечень услуг). Единицей измерения услуги по обеспечению взлета и посадки воздушного судна является 1 тонна максимальной взлетной массы, при определении размера тарифов максимальная взлетная масса воздушного судна округляется до целого в тоннах: до 500 килограмм - в меньшую сторону, 500 килограмм - и выше в большую сторону. Тариф на услугу по обеспечению авиационной безопасности, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям (далее - услуга по обеспечению авиационной безопасности), включает расчет затрат по операциям согласно Перечня услуг. Единицей измерения услуги по обеспечению авиационной безопасности является 1 тонна максимальной взлетной массы, при определении размера тарифов максимальная взлетная масса воздушного судна округляется до целого в тоннах: до 500 килограмм - в меньшую сторону, 500 килограмм - и выше в большую сторону. Тариф на услугу по предоставлению места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям (далее - услуга по предоставлению места стоянки воздушному судну), рассчитывается за каждый час фактического нахождения воздушного судна на стоянке. Единицей измерения услуги по предоставлению места стоянки воздушному судну, является 1 тонна-час максимальной взлетной массы. Неполный час считается за один час. Тариф на услугу по предоставлению места стоянки воздушного судна на базовом аэродроме, за исключением международных направлений, устанавливается за сутки. Неполные сутки считаются за сутки. Единицей измерения услуги по предоставлению места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме, за исключением международных направлений, является 1 тонна-сутки максимальной взлетной массы. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |