|
|
|
Административная процедура: обзор основных новшеств АППК
Айгуль Кенжебаева (Управляющий партнер Dentons в Казахстане и Центральной Азии), Данияр Тойгонбаев (Партнер, Dentons, руководитель практики по Разрешению споров), Артур Утарбаев (Советник, Dentons), Кайсар Дженбеков (Юрист, Dentons)
Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК) предусматривает два самостоятельных этапа движения административных дел: административная процедура (в том числе, порядок досудебного обжалования) и административное судопроизводство. В настоящей статье будет рассмотрен порядок и нюансы осуществления административных процедур, в связи с чем вопросы судопроизводства находятся за пределами настоящей статьи. Следует отметить, что с принятием АППК, в частности, утрачивают силу Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах» и Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», а также вносятся ряд соответствующих изменений в Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах». Соответственно, с 1 июля 2021 года административные процедуры будут регулироваться, прежде всего нормами АППК, которым посвящен раздел 3 АППК, состоящий из 7 глав и 40 статей. Возбуждение административной процедуры производится либо на основании обращения (письменного, электронного или устного), либо на основании инициативы административного органа, должностного лица. Важным нововведением по ряду административных дел является возможность участника административной процедуры согласно п. 1 ст. 73 АППК выразить свою позицию к предварительному решению по административному делу, о котором участник административной процедуры уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта. При этом, согласно пп. 4 п. 1 ст. 20 АППК участник административной процедуры заблаговременно уведомляется о месте и времени проводимого заслушивания. Однако, учитывая, что понятие «заблаговременно» имеет оценочный характер, не исключены случаи, когда участник административной процедуры не успеет подготовиться к заслушиванию, поскольку узнает о предварительном решении по административному делу за три рабочих дня до принятия административного акта. В соответствии с п. 1 ст. 76 АППК, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, устанавливается единый срок административной процедуры в пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения. Согласно ст. 77 АППК, после рассмотрения административного дела, в письменной форме выносится решение либо о принятии административного акта, либо о прекращении административной процедуры. В силу п. 1 ст. 79 административный акт должен быть законным и обоснованным. Требование о соответствии административных процедур законодательству Республики Казахстан нашло свое отражение в принципе законности, а требования об обоснованности административных процедур остались без должного внимания. Согласно п. 1 ст. 84 АППК нарушение законодательства Республики Казахстан об административных процедурах является основанием для признания административного акта незаконным, если такое нарушение привело либо могло привести к принятию неправильного административного акта, правильный по существу административный акт не может быть признан незаконным по одним лишь формальным основаниям. Такой подход АППК может привести к ограниченным возможностям, как досудебного, так и судебного обжалования административных актов. Тем не менее, следует знать, что согласно п. 3 ст. 100 АППК основаниями для пересмотра административного акта, административного действия (бездействия) являются неправильное определение и выяснение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела; несоответствие содержания административного акта, административного действия (бездействия) материалам административного дела; нарушение или неправильное применение законодательства Республики Казахстан. Кроме того, ст. 83 АППК указывает, что административный акт вступает в силу с момента принятия, если в нем не указан более поздний срок. При этом, административный акт вводится в действие с момента доведения до сведения участника административной процедуры в порядке, установленном ст. 81 АППК. Понятия «вступление в силу» и «введение в действие» являются очень схожими, в связи с чем возможны споры при определении даты и исчислении сроков, предусмотренных АППК. Также, достаточно коротким является срок в пять рабочих дней для исполнения административного акта в соответствии с п. 3 ст. 86 АППК, если иное не установлено законами Республики Казахстан или самим административным актом. При определении срока исполнения административного акта, в том числе, при заслушивании мнения участников административной процедуры следует учитывать принцип соразмерности, в том числе, критерии пригодности, необходимости и пропорциональности. Руководствуясь п. 4 ст. 91 АППК, в случае несогласия с административным актом, административным действием (бездействием) участник административной процедуры вправе обратиться в вышестоящий административный орган, к должностному лицу с жалобой через административный орган, должностное лицо, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Согласно п. 1 ст. 92 АППК жалоба подается не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия), а согласно ст. 99 АППК срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней. Общее правило приостановления действия правового акта индивидуального применения, предусмотренное п. 4 ст. 65 Закона РК «О правовых актах», с 1 июля 2021 года перенесено в ст. 96 АППК, которой также предусмотрено, что подача жалобы приостанавливает исполнение административного акта, административного действия. Данное правило является действенным инструментом в защите от незаконных правовых актов индивидуального применения (административных актов, административных действий). Однако, со вступлением в силу АППК к исключениям из указанного правила дополнительно отнесены: «необходимость защиты прав граждан и юридических лиц, общественных или государственных интересов» и «иные случаи, предусмотренные законами Республики Казахстан». Мы находим, что необходимостью защиты прав граждан и юридических лиц, общественных или государственных интересов может быть мотивирован практически любой административный акт, административное действие. Данная норма порождает неясность в пределах применения этого исключения из правила приостановления исполнения административного акта, административного действия при подаче жалобы. Кроме того, имеются вопросы к возможности применения ст. 96 АППК в случае подачи административного иска в суд и рассмотрения судом административного дела, однако вопросы административного судопроизводства находятся за пределами настоящей статьи и здесь обсуждаться не будут. Согласно п. 5 ст. 91 АППК закрепляется общее правило обязательного досудебного обжалования административного акта. Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 100 АППК в случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, участник административной процедуры вправе обратиться с заявлением в суд или с жалобой в другой орган, рассматривающий жалобу. При этом, сроки на подачу иска предусмотрены ст. 136 АППК и являются достаточно короткими (по большинству споров - один месяц). Важно помнить, что согласно п. 2 ст. 91 АППК в случае, если административный орган, должностное лицо в сроки, установленные настоящим Кодексом, не приняли административный акт, не совершили административное действие, то с даты истечения сроков считается, что административный орган, должностное лицо отказали в принятии административного акта, совершении административного действия. Такой же подход предусмотрен при отсутствии решения по жалобе согласно п. 5 ст. 100 АППК. Таким образом, участнику административных процедур следует уделять особое внимание исчислению сроков на всех этапах административных процедур, проявлять активное участие при рассмотрении административного дела, учитывать порядок досудебного обжалования административных актов, административного действия (бездействия) и быть подготовленным к необходимости обращения в суд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |