|
|
|
Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов
Букенова Жанар, главный специалист отдела анализа и планирования Администратора судов по Акмолинской области
В связи с развитием международных отношений неизбежно встает вопрос о предоставлении документов, исходящих из судебных органов одного государства на территории другого государства. Как подтвердить юридическую значимость этого документа? Что необходимо для этого сделать? Что такое апостиль? Апостиль - это специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждающий полномочия этого лица, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Апостилирование официальных документов - это процесс, в ходе которого производится удостоверение подлинности подписи лица, подписавшего документ, и подтверждение его полномочий, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Деятельность по апостилированию официальных документов, исходящих из судебных органов основана на Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года) и регламентируется рядом нормативных правовых актов. Согласно статье 5 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заполненный надлежащим образом, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Апостилируемые в соответствии с Гаагской Конвенцией от 5 октября 1961 года документы, исходящие из судебных органов, подлежат направлению в страны дальнего зарубежья и являются, своего рода, отражением имиджа государства. В рамках реализации Послания Первого Президента от 31 января 2017 года, оптимизации процесса оказания государственной услуги по апостилированию официальных документов, исходящих из судебных органов после внесения дополнений в Реестр государственных услуг Администратору судов делегировано полномочие по оказанию государственной услуги по апостилированию официальных документов, исходящих из судебных органов. 12 октября 2017 года в Реестр государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства РК от 18 сентября 2013 года внесены изменения, согласно которым территориальные подразделения Департамента уполномочены на прием заявлений и выдачу результатов оказания государственной услуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов». По вопросам оказания услуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов» закреплено ответственное лицо - сотрудник Администратора. Приказом Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) от 13 апреля 2020 года «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов» с изменениями, внесенными приказом Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК (аппарата Верховного Суда РК) от 25.03.2022г. Cрок оказания государственной услуги: на портале – 1 рабочий день; отделы филиалов Государственной корпорации,расположенных в областях, городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент - 1 рабочий день; другие отделы филиалов Государственной корпорации - 5 рабочих дней; Государственная услуга оказывается платно физическим и юридическим лицам, предоставляется с понедельника по пятницу включительно, за исключением выходных и праздничных дней, согласно трудовому законодательству Республики Казахстан. За оказание государственной услуги взимается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 7) статьи 615 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет. (Налоговый кодекс)»в размере 0,5 месячного расчетного показателя, за каждый апостилируемый документ. Государственная пошлина оплачивается через банки второго уровня или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а также через платежный шлюз «электронного правительства». Форма оказания государственной услуги: электронная (частично автоматизированная) или бумажная. Основаниями для отказа в оказании государственной услуги, установленных законодательством Республики Казахстан является: 1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них; 2) несоответствие представленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям Единых правил о порядке и условиях проставления апостиля на официальных документах, исходящих из государственных органов, а также от нотариусов Республики Казахстан, утвержденных приказами Министров Республики Казахстан. По изменениям, внесенным от 25.03.2022г. при наличии оснований, предусмотренных в пункте 10 Стандарта услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени, месте и способе проведения заслушивания для возможности услугополучателю выразить позицию по предварительному решению. Уведомление о заслушивании направляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта. Заслушивание проводится не позднее двух рабочих дней со дня уведомления услугополучателя. Уведомление (извещение) направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, телефонограммой или телеграммой, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или по электронному адресу либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию извещения или вызова. По результатам заслушивания услугодатель принимает решение об апостилировании документа, исходящего из судебного органа либо о мотивированном отказе в оказании государственной услуги. По разъяснению правил оказания государственной услуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов» порядка и сроков оказания государственной услуги и оплаты государственной пошлины, со специалистами филиала НАО «Государственная корпорация» Правительство для граждан» по Акмолинской области проводятся семинары. В ходе проведенных мероприятий сотрудникам филиала Государственной корпорации разъясняются положения Стандарта и Регламента государственной услуги, регламентирующие вопросы приема заявлений, перечня необходимых документов, сроков ее оказания, оплаты государственной пошлины, а также обсуждаются проблемные вопросы в совместной деятельности по оказанию государственной услуги. В целях обеспечения населения информацией о порядке и сроках оказания государственной услуги в здании Акмолинского областного суда на стенде размещена информация. Кроме того, на сайте Акмолинского областного суда имеется доступная для населения информация о государственной услуге, порядке и сроках ее оказания, а также реквизитах для оплаты государственной пошлины. Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги посредством «личного кабинета» на портале, а также Единого контакт-центра 1414 по вопросам оказания государственных услуг Государственной корпорацией.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |