|
|
|
О вопросах развития лесного законодательства в Казахстане
Тулебаева Алия Кабдрахмановна – главный специалист отдела законодательства в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, а также законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов РГП на ПХВ «Институт парламентаризма» УМТО
Казахстан имеет площадь 13,6 млн. га, занятую естественными лесными насаждениями, что составляет 5% от всей территории и характеризуется как малолесистая страна. Леса распределены по территории страны крайне неравномерно, наиболее густо они произрастают в Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Алматинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. В составе лесов представлены три основных типа лесных экосистем: альпийские горные леса, тугайные (южные прибрежные) леса и саксаульные ландшафты (пустынные и полупустынные кустарники). Известно, что леса выполняют защитную, экологическую, экономическую, рекреационную функции, впитывают углекислый газ (СО2) и являются источником обитания лесной фауны, а также источником средств к существованию сельских жителей. Именно поэтому сохранение и воспроизводство ценного природного биоразнообразия лесов нашей страны неизменно является актуальной задачей. На сегодняшний день в сфере управления лесным фондом страны имеются нерешенные проблемные вопросы. Главным из них остается неустойчивая система управления лесным фондом из-за отсутствия долгосрочной программы по развитию лесного сектора экономики и действенных инструментов управления лесным хозяйством. В 1994 году Казахстан присоединился к Конвенции о биологическом разнообразии. В статье 6 Конвенции закреплено положение о том, что Договаривающиеся Стороны (страны) разрабатывают национальные стратегии, планы или программы для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия. Опыт других стран свидетельствует об управлении лесным хозяйством посредством принятия долгосрочной стратегии. К примеру, в Эстонии каждые десять лет составляется программа развития сферы, рассматривающая лесоводство в целях регулирования ведения лесного хозяйства. В программе определяются цели развития лесоводства, описываются меры и средства, необходимые для их достижения. Программа развития утверждается Рийгикогу – государственным собранием, высшим представительным и законодательным органом власти. Правительство Республики представляет в Рийгикогу отчет о выполнении программы не реже одного раза в два года. В соседней Киргизии в мае 2019 года принят долгосрочный документ, цели которого коррелируются с целями устойчивого развития. В целях обеспечения устойчивого управления лесными экосистемами, рационального ведения лесного хозяйства Правительство Киргизской Республики утвердило Концепцию развития лесной отрасли КР на период до 2040 года. Концепция направлена на сохранение лесных экосистем и увеличение площади лесов путем создания экономической устойчивости лесного хозяйства, совершенствования совместного управления лесами и внедрения цифровой инфраструктуры. Концепция разработана по принципу «снизу-вверх» при активном участии всех заинтересованных сторон и содержит цели, задачи и стратегические направления долгосрочного и среднесрочного видения. Кроме того, важнейшей проблемой являются лесные и степные пожары, которые причиняют огромный ущерб лесному и сельскому хозяйству, животным, обитающим в лесу, местным жителям и в целом наносится ущерб экономике страны и оказывается большое влияние на ухудшение состояния экологии. Ежегодно в стране регистрируется порядка 800 лесных и степных пожаров и возгораний. По данным Global Forest Watch с 2001 года по 2021 год Казахстан из-за пожаров потерял 16,7 тыс. га лесов и 44,2 тыс. га из-за других причин. За этот период наибольшие потери лесов были зарегистрированы в 2008 году. В 2022 году произошли пожары и возгорания в Актюбинской области, Тургестанской области, Карагандинской области, Восточно-Казахстанской области, Акмолинской и Костанайской областях. Самый крупный пожар произошел в сентябре на территории Басаманского и Семиозерного лесхозов в Костанайской области, а также в Восточно-Казахстанской области в труднодоступных местах. Ущерб по предварительным данным исчисляется на более чем 6 миллиардов тенге. Эксперты называют разные причины, главными из которых остаются нерешенными вопросы оснащенности современными информационно-техническими средствами раннего обнаружения очагов возгорания и противопожарной техникой лесных хозяйств. Для решения этого вопроса необходимо разработать комплексный план мер с целевым финансированием, в котором предусмотреть разработку Генеральной схемы противопожарного устройства лесов нашей страны. В плане также нужно предусмотреть внедрение спутниковой системы дистанционного зондирования и оптико-сенсорные систем раннего обнаружения очагов возгорания и оснащение современной техникой и противопожарным оборудованием лесохозяйственных предприятий. С помощью системы дистанционного зондирования и мониторинга за состоянием леса возможно также решение вопроса незаконной порубки лесов. Важным вопросом, требующим решения остается засорение территории лесов твердо бытовыми отходами. При этом замусориваются не только лесные участки возле автомобильных магистралей, но и территории национальных парков и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Главной причиной является потребительское и небрежное отношение «незаконных лесопользователей» и населения к лесному достоянию страны. На сегодняшний день в качестве законодательной меры в 2021 году были ужесточены меры наказания за незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и за умышленное уничтожение или повреждение лесов. Так, в Кодексе об административных правонарушениях за незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд, с причинением ущерба до 100 МРП – были значительно повышены размеры штрафов: на физических лиц повышен с 20 до 100 МРП, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – с 40 до 300 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – с 50 до 400 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – с 200 до 1000 МРП с конфискацией незаконно срубленных деревьев и кустарников, транспортных средств и иных предметов нарушителя, явившихся орудием совершения указанных нарушений. Законом [1] ужесточены меры ответственности за незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд (штраф увеличен со 120 до 160 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 160 часов, либо арестом на срок до сорока суток, с конфискацией имущества) и входящих в лесной фонд с причинением значительного ущерба (штраф увеличен до 180 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 180 часов, либо арестом на срок до сорока пяти суток, с конфискацией имущества). Кроме того, ужесточены наказания за эти же деяния совершенные неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с причинением крупного ущерба, на особо охраняемых территориях (штраф в размере до 200 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 200 ч., либо арестом на срок до пятидесяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, с конфискацией имущества), за те же деяния, совершенные преступной группой наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества). [2] Согласно части 2 статьи 187 Уголовно-процессуального кодекса части вторая и третья статьи 340 переведены из протокольной формы в дознание в связи с переводом из уголовного проступка в преступление средней тяжести в случаях совершения этих деяний преступной группой. Но несмотря на вышеизложенные меры до сих пор имеют место и незаконная порубка и умышленный поджог и засорение лесных территорий твердо-бытовыми отходами. Указанные виды нарушений являются следствием слабой информационно-разъяснительной работы с населением о бережном и ответственном отношении к лесной флоре и фауне нашей страны. Кроме этого, уничтожение или повреждение лесных насаждений происходит из-за вредителей и болезней деревьев, непродуманного и беспорядочного строительства объектов дорожной и туристской инфраструктуры, разработки полезных ископаемых на лесных территориях и других факторов. В плане продуманности при строительстве автобанов примером могут служить европейские страны: Франция, Нидерланды, Швейцария, Австрия и Люксембург, Германия, где строятся экодуки (зеленые мосты). Экодуки – инженерные сооружения, соединяющие разорванные строительством дорог экосистемы, которые позволяют диким животным и земноводным безопасно передвигаться в ареалах обитания. К примеру, в Германии для того, чтобы не создавать препятствия для передвижения и сохранения мест обитания и миграции диких животных над автобанами построены более 109 специальных экодуков (Grünbrücke, Wildbrücke), 36 из которых имеют полезную ширину более 50 м. На стадии строительства еще 8 зеленых мостов. При этом ведется мониторинг дикой природы через оборудованные на зеленых мостах камеры, данные с которых регулярно считываются и оцениваются [3].
Зеленый мост для диких животных над автобаном в Германии Источник: https://lbm.rlp.de/de/grossprojekte-themen/umwelt/gruenbruecken/
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Лесного кодекса Республики Казахстан лесной фонд состоит из государственного и частного лесных фондов. Все леса естественного и искусственного происхождения на землях особо охраняемых природных территорий и на землях государственного лесного фонда относятся к государственному фонду. В сравнении с другими странами, Казахстан отличается особенностью образования частного лесного фонда тем, что формирование происходит не за счет приватизации земель лесного фонда. К частному лесному фонду законодателем отнесены искусственные насаждения, насаждения естественного происхождения, возникшие семенным и (или) вегетативным путем, частные лесные питомники, плантационные насаждения специального назначения, созданные за счет средств граждан и негосударственных юридических лиц Республики Казахстан (п.4 ст.6 Лесного кодекса). Однако развитию частного лесоводства препятствуют множество факторов, в том числе низкая заинтересованность и малопривлекательность сферы лесоразведения с экономической точки зрения, отсутствие стимулирующих мер для бизнеса. Хотя использование потенциала лесных ресурсов не исчерпан и до конца не исследован (например, производство различных аналогов древесного угля, сбор недревесных продуктов леса, топливной древесины и т.п). Изучение опыта развитых стран в части лесовладений в Европейских странах показывает, что по форме собственности они подразделяются на частные, корпоративные, церковные и общественные. Но частные леса образованы в основном за счет приватизации земель. Интересен в этом плане опыт Финляндии, где 60% лесов принадлежит частным лицам. В стране 735 тыс. лесовладельцев, средний размер надела составляет 30 га. Государству принадлежит 25% лесов страны, а крупным компаниям – всего 10%. Созданы государственные лесные центры, которые оказывают консультационные услуги по ведению лесного хозяйства, составлению лесных планов, мониторингу за лесными насаждениями, охране лесов от пожаров, защите лесов от вредителей и болезней, созданием лесной инфраструктуры. Также частный бизнес получает помощь в осуществлении других лесохозяйственных мероприятий и работ. Финансирование таких центров осуществляется за счет бюджетных средств государства и собственных источников. В Финляндии за управление лесами, строительство лесных дорог и прочей инфраструктуры отвечает собственник леса. Это правило едино для всех собственников: государства, компаний, частных лиц, поэтому особых различий между государственным и частным управлением не существует. За соблюдением обязанностей лесовладельцев следят региональные лесные центры. Решением названных проблемных вопросов развития сферы управления лесным фондом могут стать переход на устойчивое управление, внедрение новых инструментов и механизмов с целью восстановления лесных ландшафтов и хозяйское бережное отношение к народному достоянию.
Список использованных источников
1. Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477; 2. Об административных правонарушениях Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК; 3. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологии» № 401-VI от 2 января 2021 года; 4. Уголовный кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК; 5. https://www.globalforestwatch.org/topics/fires/; 6. https://lbm.rlp.de/de/grossprojekte-themen/umwelt/gruenbruecken/; 7. https://www.sueddeutsche.de/wissen/umwelt-koblenz-immer-mehr-gruenbruecken-entstehen-in-rheinland-pfalz-dpa.urn-newsml-dpa-com-20090101-200615-99-424607
[1] Закон РК № 401-VI от 2 января 2021 года [2] Пункты 1-4 Статьи 340 Уголовного кодекса РК [3] https://www.sueddeutsche.de/wissen/umwelt-koblenz-immer-mehr-gruenbruecken-entstehen-in-rheinland-pfalz-dpa.urn-newsml-dpa-com-20090101-200615-99-424607
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |