|
|
|
Министерство юстиции Республики Казахстан Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан
Пути совершенствования уголовной политики Республики Казахстан (коллективная монография)
Алматы, 2020
Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Балтабаев К.Ж. доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель Республики Казахстан Борчашвили И.Ш.
Пути совершенствования уголовной политики Республики Казахстан: коллективная монография. - Алматы, 2020. 238 с.
В книге рассмотрено современное состояние проводимой в Республике Казахстан уголовной политики, подвергнуты анализу недостатки и предложены пути их устранения. Сформулированы предложения по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и законодательства в сфере предупреждения уголовных правонарушений. Для бакалавров, магистрантов, докторантов, обучающихся по юридической специальности, а также преподавателей учебных заведений юридического профиля.
Сведения об авторах: Сарпеков Р.К. - директор Института законодательства и правовой информации, депутат трех созывов Мажилиса Парламента Республики Казахстан; Рахметов С.М. - гл. научный сотрудник Института законодательства и правовой информации, д.ю.н., профессор; Ахпанов А.Н. - гл. научный сотрудник Института законодательства и правовой информации, д.ю.н., профессор; Казиев З.Г. - начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства и правовой информации, к.ю.н., профессор; Нуртаев Р.Т. - гл. научный сотрудник Института законодательства и правовой информации, д.ю.н., профессор; Сартаева Н.А. - гл. научный сотрудник Института законодательства и правовой информации, д.ю.н.; Кыздарбекова Б.Ж. - ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации, к.ю.н., ассоциированный профессор; Финк Д.А. - ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации, к.ю.н.; Исмагулов К.Е. - ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации, к.ю.н.; Ахмеджанов Ф.Р. - научный сотрудник Института законодательства и правовой информации.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей работе применяются общепринятые аббревиатуры, обозначающие следующие понятия и определения.
СОДЕРЖАНИЕ
Обозначения и сокращения Содержание Раздел 1. Уголовная политика как важнейшее звено правовой политики Республики Казахстан 1.1. Уголовная политика Республики Казахстан: понятие, принципы, основные направления 2.1. Уголовный кодекс Республики Казахстан: анализ состояния 2.2. Совершенствование уголовного законодательства в сфере защиты прав и интересов личности 2.5.1. Уголовная политика Республики Казахстан в области предупреждения уголовных правонарушений 3.2. Особенности производства о конфискации inrem как меры уголовно-правового воздействия 3.2.5. Наложение ареста на имущество для обеспечения возможной конфискации inrem Список использованных источников
При определении предмета исследования учитывалось положение Концепции правовой политики на 2010-2020 годы о том, что уголовная политика является важнейшим звеном правовой политики государства, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. Актуальность указанной темы и необходимость её научной проработки вызвана тем, что уголовная политика является одной из составных частей внутренней политики нашей страны, направленной главным образом на обеспечение безопасности, повышение качества жизни населения. О необходимости повышения качества жизни говорил Первый Президент нашей страны Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». В частности, в указанном документе подчёркнуто: «Вопросы качества и доступности образования, здравоохранения, жилья, комфортного и безопасного проживания касаются каждой казахстанской семьи» [1]. О необходимости обеспечения прав и безопасности граждан, повышении качества жизни говорит в своих выступлениях Президент Республики Казахстан (далее - РК) К.К. Токаев [2]. В ходе анализа состояния противодействия преступности учитывалось исходное положение Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» о том, что «снижение уровня законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, террористическими или экстремистскими организациями, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, способствующие снижению степени защищенности национальных интересов» отнесены к основным угрозам национальной безопасности Республики Казахстан [3]. В целом настоящая работа по обозначенной тематике включает в себя проведённые авторским коллективом анализ и теоретическое осмысление перечисленных проблем, предложения по устранению выявленных недостатков законодательства и правоприменительной практики.
РАЗДЕЛ 1. Уголовная политика как важнейшее звено правовой политики Республики Казахстан
1.1. Уголовная политика Республики Казахстан: понятие, принципы, основные направления (Рахметов С.М., Исмагулов К.Е) Преступность есть неизбежный и естественный спутник человечества на все времена. Это негативное социальное явление появилось с момента появления человеческого общества и будет сопровождать его, потому что само человеческое общество породило преступность и воспроизводит причины его существования. Но это не значит, что с преступностью не нужно бороться. Актуальной задачей остается ее удержание на так называемом цивилизованном уровне. Это важно для обеспечения безопасности в обществе. В послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул: «Безопасность является неотъемлемой частью качества жизни» [1]. Преступность, являясь негативным социальным явлением, причиняет огромный вред нашему государству, нашему обществу, людям, живущим в нашем обществе. Ежегодно потерпевшими от преступных действий признаются сотни тысяч физических и юридических лиц, причем рост количества жертв уголовных правонарушений в Казахстане растет из года в год. В частности, статистические данные о преступности в Республике Казахстан свидетельствуют о том, что за последние 10 лет количество зарегистрированных уголовных правонарушений выросло более чем в 2,4 раза. В частности, если в 2009 году в Казахстане было зарегистрировано 121667 преступлений [5], в 2018 году зарегистрировано 292286 уголовных правонарушений [6]. С ростом преступности соответственно растет и количество жертв уголовных правонарушений. Для сравнения приведем следующие статистические данные. В 2009 году жертвами зарегистрированных преступлений оказались 99836 физических лиц, в том числе женщин - 42574, несовершеннолетних - 5945, инвалидов - 118, пенсионеров - 2688. В результате совершенных преступлений наступила смерть 4531 потерпевших [7]. В 2018 году потерпевшими по зарегистрированным уголовным правонарушениям было признано 240532 физических лиц, в том числе 116746 женщин, 2277 несовершеннолетних, 79 инвалидов, 8221 пенсионеров. В результате совершенных в 2018 году преступлений наступила смерть 2365 потерпевших [8]. За 10 лет количество физических лиц, признанных по уголовным делам потерпевшими, выросло в 2,4 раза. По зарегистрированным за 10 лет уголовным правонарушениям признано потерпевшими 2098103 человека, то есть почти каждый восьмой житель нашей страны. В результате совершенных за эти годы преступлений погибло 38070 человек. Если учесть, что часть уголовных правонарушений остается не зарегистрированной, то есть латентной (скрытой), реальное число жертв преступлений гораздо больше, чем по приведенным выше статистическим данным. Потерпевшим причиняется как имущественный, так моральный и физический ущерб, порою невосполнимый (например, при убийстве, причинении вреда здоровью). Наиболее часто причиняется потерпевшим имущественный ущерб, который в большинстве случаев реально не возмещается. Потерпевшими от уголовных правонарушений нередко признаются и юридические лица. В результате совершенных уголовных правонарушений страдают интересы государства, организации, снижается качество жизни человека. Как известно, большинство уголовных правонарушений совершаются в отношении женщин, детей, престарелых и инвалидов, то есть лиц, находящихся в беспомощном состоянии, которые не в состоянии оказать достойное сопротивление правонарушителям, что свидетельствует о глубокой безнравственности лиц, совершающих уголовные правонарушения. Таким образом, преступность приносит горе и страдания значительной части населения нашей страны, тем самым негативно влияет на качество жизни людей, существенно снижая его. Чтобы оградить население от общественно опасных посягательств, государство предпринимает меры, направленные на противодействие уголовным правонарушениям, так как преступность сама не снизится, общественно опасные посягательства сами по себе не прекратятся. Эти меры проводятся в рамках уголовной политики [17, с.52]. Уголовная политика - это политика государства в сфере противодействия уголовным правонарушениям. Она является частью внутренней, социальной политики нашего государства, так как она направлена на то, чтобы сократить преступность в стране, что в свою очередь приведет к сокращению числа жертв этих правонарушений, тем самым к повышению безопасности жизни в нашем обществе, улучшению качество жизни населения [9, с.11]. Уголовная политика непосредственно связана с преступностью, от нее зависит состояние преступности, она влияет на преступность. Она направлена на охрану наиболее ценных благ в нашем обществе: жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, интересов общества и государства от общественно опасных посягательств, поэтому она влияет на улучшение качества жизни человека в нашем обществе, от нее зависит безопасность жителей Казахстана. В уголовно-правовой науке понятие уголовной политики определяется различным образом, однако, все авторы признают тот факт, что уголовная политика является частью правовой, которая, в свою очередь, входит в государственную политику. Следовательно, при разработке и осуществлении уголовной политики должны учитываться основные принципы, направления как общей государственной, так и правовой политики. Уголовная политика играет основную роль в мерах государства по противодействия уголовным правонарушениям, на ее основе вырабатывается стратегия и тактика противодействия уголовным правонарушениям. Обеспечение надежной охраны общества от общественно опасных посягательств является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед нашим государством. Неблагоприятные тенденции в динамике, состоянии преступности диктуют необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы. Это требует в качестве важнейшего условия разработку и реализацию единой, научно обоснованной и грамотно реализуемой государством (при безусловном и активном участии общественности, институтов гражданского общества) политики, определяющей стратегию и тактику противодействия уголовным правонарушениям. Необходимо перейти от недостаточно организованных, некоординированных, разрозненных и не всегда обоснованных действий государственных органов к основанной на единой концепции политике высокоорганизованного противодействия уголовным правонарушениям [16, с.53]. Между тем многочисленные исследования не привели пока к выработке достаточно точного и полного представления о феномене соответствующей государственной политики. До сих пор нет единого и достаточно точного представления даже о понятии, предмете и структуре этого феномена. Деятельность государства в сфере противодействия уголовным правонарушениям (целиком либо в той или иной ее части) принято именовать уголовной политикой. Впервые понятие «уголовная политика» было использовано в 1804 году в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха и впоследствии стало широко применяться в научном обороте. К первым работам по уголовной политике, появившимся в конце XIX начале XX века, относятся труды Ф. Листа «Задачи уголовной политики» (Спб., 1895), М. Чубинского «Курс уголовной политики» (Ярославль, 1909), С.К. Гогеля «Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией» (Спб., 1910) Так, Пауль Иоганн Ансельм Фейербах, автор популярного в свое время учебника по уголовному праву, одним из первых, кто начал выделять из уголовного права в самостоятельные отрасли познания философию наказательного права, криминальную психологию, уголовную политику. Под уголовной политикой А. Фейербах понимал ту ветвь науки, которая должна дать уголовному законодателю указания для лучшей организации дела правосудия [12, s.l64]. Он отмечал значимость учета политических и иных реалий для работы законодателя и суда, подчеркивал, что «без познания действительности, без сравнения между собой различных законодательств, без изучения отношений, в которых стоят эти законодательства к условиям времени, климата, нравов и государственного устройства у различных народов, - явится неизбежной чуждая реальной почвы фантастика, а уголовные политики опустятся на степень поверхностных умствований, односторонних философов, пустых прожектеров» [13, с.4]. Выдающийся немецкий ученый Франц фон Лист под уголовной политикой понимал совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин преступности и действия, производимые наказанием. Основой его концепции уголовной политики является вывод о том, что «мы не только в состоянии устранить вытекающие из общественных отношений влечения к преступлению или пытаться понизить их интенсивность, но мы можем даже угрозой наказания и самим исполнением его создать мотивы, которые будут в силах поддерживать нормальное равновесие общественных отношений» [14, с.27]. Несмотря на многочисленные исследования уголовной (уголовно-правовой) политики отсутствует единое, точное и полное представление о понятии, его значении, предмете и структуре уголовной политики, а также соотношении с иными родственными, смежными понятиями. Поэтому в юридической литературе используются такие понятия, как «политика противодействия преступности», «криминологическая политика» и др. Так, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как «направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами» [15, с.46]. Представляет несомненный интерес современный взгляд на проблему исследования уголовной политики и в особенности его содержания. С.С. Босхолов считает: «Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям» [16, с.33]. В.П. Ревин подчеркивает: «Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности». Определения уголовной политики, не включающие в себя перечень отраслей антикриминального цикла, на наш взгляд, наиболее отражают сущность понятия, снижают излишнюю дискуссионность, хотя и носят более общий характер [9, с. 11]. Вместе с тем, уголовная политика - это многоаспектное, сложное понятие, в котором находит свое выражение целая гамма признаков, отражающих противоречивую сущность этого государственно-правового явления. Ее можно выразить как определенную государством стратегию и тактику в области борьбы с преступностью. В целом, несмотря на различные подходы к определению уголовной политики, можно согласиться с мнением, что «на сегодняшний день уголовная политика в качестве самостоятельной отрасли научного знания в рамках уголовного права вполне сложилась и соответствует давнему пониманию уголовной политики в истории науки уголовного права». В научной литературе определено, что, «уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений» [9, с. 16]. В пункте 2.8 Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы указывается, что уголовная политика является важнейшим звеном правовой политики государства, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения [18]. Уголовная политика как целостное явление состоит из уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминологической и других направлений государственной политики [19, с.12]. Чтобы не допускать дальнейшего роста преступности, увеличения числа жертв уголовных правонарушений, следует принимать более эффективные меры противодействия уголовным правонарушениям, так как принимаемые меры не дают должного результата. Рост преступности напрямую зависит от правильности, эффективности уголовной политики [20]. По нашему мнению, эффективность уголовной политики зависит от выполнения задач уголовного законодательства: обеспечение защиты наиболее ценных благ, охраняемых уголовным законодательством, от общественно опасных посягательств (ст. 2 УК), а также от достижения целей наказания, перечисленных в ст. 39 УК - восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Немаловажную роль в повышении эффективности уголовной политики играют принципы уголовной политики, их реализация. Принципы уголовной политики - это такие основополагающие идеи (положения) борьбы с преступностью, которые в себе несут стратегический, опережающий и прогнозируемый характер на которых должны разрабатываться концептуальные положения и осуществляться деятельность правоохранительных органов, реализующих уголовную политику [23, с.10]. Принципы уголовной политики определяют задачи и направления деятельности всех ветвей государственной власти и правоохранительных органов в сфере противодействия уголовным правонарушениям. Поэтому следует остановиться на определении принципов уголовной политики. Так, А.И. Коробеев отмечал, что «принципы в конкретизированном виде выражают саму политику. В равной степени нереальна и реализация уголовно-правовой политики вне и помимо системы её принципов: во многом она претворяется в жизнь именно через принципы, закреплённые в праве» [24, с. 268]. Исходя из вышеизложенного, принципами уголовной политики следует считать такие принципы, которые обладают следующими признаками: 1) они должны быть ориентиром в противодействии уголовным правонарушениям; 2) нести в себе опережающий и стратегический характер; 3) они должны соответствовать современным условиям противодействия уголовным правонарушениям. К принципам уголовной политики, по мнению большинства ученых, относятся: - принцип социально-экономической обусловленности; - принцип законности; - принцип справедливости; - принцип демократизма; - принцип приоритета прав и свобод человека; - принцип неотвратимости ответственности; - принцип гуманизма; - принцип экономии мер государственного принуждения; - принцип приоритета мер профилактики в противодействии уголовным правонарушениям; - принцип соответствия национального законодательства в области борьбы с преступностью международно-правовым актам, сотрудничество с другими странами в противодействии уголовным правонарушениям; - принцип научности. Одним из важнейших требований или принципов, которым должна отвечать уголовная политика, является ее социально-экономическая обусловленность. Следование этому принципу означает, что формирование политики в области противодействия уголовным правонарушениям, должно соответствовать объективно обусловленным социально-экономическим потребностям и возможностям развития общества. В противном случае провозглашаемые задачи, цели, принципы оказываются не более чем политическими декларациями. Социально-экономическая обусловленность уголовной политики означает соответствие ее требованиям необходимости учета экономических факторов. Следующим принципом уголовной политики является принцип законности. В соответствии с данным принципом все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Казахстан (далее - Конституция РК) и законы Республики Казахстан. Реализация этого принципа призвана обеспечить неукоснительное соблюдение данного конституционного требования как при подготовке законодательных и иных правовых актов, так и в деятельности по их применению всех ветвей государственной власти, правоохранительных органов, осуществляющих уголовную политику. Значение этого принципа состоит в том, что именно он реализует на деле верховенство права, верховенство закона по отношению к другим видам правового регулирования. Следование этому принципу противопоставлено любым формам произвола, своеволия, вседозволенности. Должностные лица органов, ведущих борьбу с преступностью, равным образом должны нести ответственность за бездействие, ненадлежащее или несвоевременное выполнение своих обязанностей, вытекающих из закона. В свою очередь государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов в сфере противодействия уголовным правонарушениям. Главное в содержании законности деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В соответствии с принципом законности никто не может быть подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Данный принцип рассматривается как руководство идеями, идеалами, рассмотрение их в качестве критериев поступков в сфере отношений, урегулированных правом. Принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированный в Конституции РК, рассматривается в юридической литературе как всеобъемлющий. Законность в уголовной политике понимается как соответствие законодательного регулирования уголовной политики требованиям Конституции РК и международно-правовых обязательств; соответствие всей системы подзаконных правовых актов и управленческих решений закону; применение закона в конкретных случаях в соответствии с его точным смыслом. Принцип справедливости требует реального обеспечения защиты закрепленных в Конституции РК прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, имущества от общественно опасных посягательств. Вместе с тем этот принцип распространяет свое действие и на лиц, совершивших уголовное правонарушение, и означает, что применяемые к ним меры должны основываться на законе и быть справедливыми, т.е. соответствовать тяжести совершенных ими уголовных правонарушений. Нормативное закрепление данный принцип получил в ст. 52 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК). Ведь реализация уголовной политики, в частности правоохранительная деятельность, всегда находится в сфере повышенного внимания общественности. Это касается и дел, вызвавших широкий общественный резонанс, и преступлений, которые остаются нераскрытыми, и дел, по которым виновным выносится слишком мягкое или, напротив, слишком суровое наказание. Любое игнорирование требований справедливой реакции на подобного рода проявления способно подорвать авторитет органов уголовной юстиции, уважение граждан к закону и правопорядку. Принцип демократизма означает широкое участие граждан и их объединений в реализации задач уголовной политики. Деятельность государственного аппарата, органов уголовной юстиции должна быть максимально открытой, с возможностью учета общественного мнения и гражданского контроля за этой деятельностью. Эффективность уголовной политики напрямую зависит от того, находят ли уголовно-политические решения поддержку в обществе. Государство определяет основные направления борьбы с преступностью, однако эти усилия могут увенчаться успехом только в случае взаимодействия с усилиями всех институтов гражданского общества, народа в целом и каждого гражданина в отдельности [17, с.53]. В свою очередь активное участие граждан в антикриминальной деятельности возможно только в том случае, если четкой и принципиальной будет позиция и заинтересованность в этом государственных органов. Реализация принципа демократизма предполагает: привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия уголовным правонарушениям, участие общественных объединений и граждан в разработке и рассмотрении концепций, программ, проектов законов и иных нормативных правовых актов по наиболее актуальным вопросам противодействия уголовным правонарушениям, осуществление общественного контроля за деятельностью полиции. Принцип приоритета прав и свобод человека исходит из норм Конституции РК, закрепленных в пункте 1 статьи 1, а также в пунктах 1, 2 статьи 12. Так, согласно пункту 1 статьи 1 Конституции РК «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Конституции РК: «В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией»; «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» [25]. В этом конституционном положении выражена идея приоритета прав и свобод человека над интересами государства. Правам и свободам человека посвящен целиком раздел второй Конституции РК, которая так и называется «Человек и гражданин». При этом приоритет прав человека следует гармонично сочетать с интересами общества и государства. Принцип приоритета прав и свобод человека можно рассматривать в двух аспектах в зависимости от того, чьи права и свободы защищает уголовная политика: права и законные интересы лица, совершившего уголовное правонарушение, для обеспечения предусмотренных законодательством Республики Казахстан его прав; для защиты прав и законных интересов потерпевших от уголовных правонарушений. В целом функция уголовной политики по обеспечению прав и свобод личности осуществляется путем: а) установления уголовно-правовых запретов на посягательство на личность, его права и свободы; б) создания эффективного механизма реагирования на нарушения этих запретов, начиная с их обнаружения и заканчивая восстановлением нарушенных уголовным правонарушением прав и свобод человека, оказавшегося жертвой совершенного уголовного правонарушения. К сожалению, в практической деятельности правоохранительных органов и судов нередки случаи грубых нарушений прав как привлекаемых к уголовной ответственности лиц, так и потерпевших от уголовных правонарушений. Предупреждение уголовных правонарушений должно признаваться главным направлением противодействия уголовным правонарушениям. Важное значение в предупреждении уголовных правонарушений имеет принцип неотвратимости ответственности и наказания. Прежде всего, он означает, что всякое уголовное правонарушение, кем бы оно ни было совершено, должно быть обнаружено и должно получить соответствующую юридическую оценку. Данный принцип требует, чтобы каждый, кто совершает уголовное правонарушение, независимо от того, является ли он рядовым гражданином или занимает высокое должностное положение, должен быть привлечен к уголовной ответственности, и никто не вправе быть освобожден от нее без законных на то оснований. Конечно, привлечение лица к уголовной ответственности не означает в любом случае его обязательное осуждение и применение к нему мер наказания. Уголовное законодательство предусматривает различные варианты освобождения лица как от ответственности, так и от наказания, при наличии определенных условий. Это принцип находит свое отражение в действующем законодательстве. Так, согласно части 1 ст. 34 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК) в целях выполнения задач уголовного судопроизводства орган уголовного преследования обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков уголовного правонарушения принять все предусмотренные законом меры к установлению события уголовного правонарушения, изобличению лиц, виновных в совершении уголовного правонарушения, их наказанию, равно как принять меры к реабилитации невиновного. Таким образом, содержанием этого принципа является неотвратимость соответствующих закону мер реагирования на совершенное уголовное правонарушение. Необходимо отметить особое значение в уголовной политике принципа гуманизма, поскольку Конституция РК, характеризуя гуманистическую сущность нашей Республики как социального государства, отмечает, что политика страны направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина во всех сферах жизни общества - одно из главенствующих направлений правовой политики государства. Так, И. А. Исмаилов рассматривает понятие принципа гуманизма в сфере уголовной политики как «защищённость личности от любых преступных посягательств... и высокий уровень чувства защищённости у граждан» [15, с.46]. В этом смысле принцип гуманизма имеет сходство с принципом приоритета прав и свобод личности. В соответствии с принципом гуманизма наказания, применяемые к лицу, совершившему уголовное правонарушение, не могут заключаться в причинении физических страданий либо унижении человеческого достоинства. Наиболее часто гуманизация уголовного законодательства происходит путем: 1) декриминализации деяний, не представляющих большую общественную опасность; 2) расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы; 3) использование института досрочного освобождения от наказания, назначенного судом и т.п. Применительно к уголовному законодательству гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста. Смягчение ответственности и наказания за уголовные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, женщинами, престарелыми связано с тем, что указанная категория лиц и совершенные ими деяния в большинстве случаев не представляют большую общественную опасность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |