Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на четвертом заседании Национального курултая
(Боровое, Акмолинская область, 14 марта 2025 года)
Уважаемые друзья!
Прежде всего хочу поздравить всех с Амал күні. Этот день открывает празднование Наурыза, которое в текущем году вновь совпало со священным месяцем Рамазан.
Эти светлые сакральные праздники взывают к добродетели, способствуя продвижению благородных и созидательных ценностей. Проведение Курултая в эти дни - хороший знак.
Ровно три года назад я выступил со специальным Посланием, в котором объявил о масштабных реформах, нацеленных на кардинальное обновление страны. Тогда же мною была выдвинута инициатива о создании Национального курултая. За три года наша страна сильно изменилась, встав на новые рельсы развития.
Политические реформы позволили провести всесторонние преобразования. По итогам всенародного референдума были внесены поправки в Конституцию, расширены полномочия Парламента, усилена подотчетность Правительства, улучшена система защиты прав человека, образован Конституционный Суд, созданы условия для активного участия граждан в процессе принятия решений. Осуществлены важные реформы во многих других сферах.
Через серьезную трансформацию прошли органы местной власти. За три с лишним года корпус сельских акимов обновился на 72%. Причем каждый третий новый аким ранее не работал на государственной службе. Одним словом, в систему местной исполнительной власти стали приходить новые люди.
В пилотном режиме избраны 45 глав районов и городов областного значения. С этого года все районные акимы будут избираться гражданами напрямую.
Выборы маслихатов всех уровней придали новый импульс деятельности представительной ветви власти в регионах. 90 процентов депутатов областных и районных маслихатов были избраны по одномандатным округам, то есть путем прямого голосования.
Такие масштабные изменения в системе власти беспрецедентны для нашего государства.
Члены Национального курултая вносят значительный вклад в модернизацию страны, объединяя граждан вокруг общих созидательных целей. Эта площадка с первых дней стала символом обновления, заложив новые стандарты общественного диалога. Там, где есть взаимное понимание и уважение, всегда будет согласие. В этом и заключается главная задача Национального курултая.
Со вчерашнего дня члены Национального курултая выдвинули ряд инициатив, обсудили актуальные вопросы общества и высказали конструктивные предложения.
Ответили на многие вопросы и приняли активное участие в дискуссии члены Правительства, представители Администрации Президента, депутаты Парламента.
Выражаю всем благодарность.
Сейчас хочу отдельно остановиться на ряде вопросов.
В первую очередь, представлю свое видение по поводу налоговой реформы, вызвавшей оживленные дискуссии в обществе.
Налоговая система - основа всей государственной системы. Если в бюджете не будет средств, то государство не сможет в полной мере выполнять свои функции, в том числе социальные обязательства. Об этом только что говорил известный экономист Жаксыбек Кулекеев.
Конструктивные мнения по вопросам налогово-бюджетной сферы также высказали члены Курултая Кайырбек Арыстанбеков, Марат Башимов, Ерлан Саиров, Расул Рысмамбетов и Мурат Абенов.
Важно всесторонне разъяснять гражданам суть решений, крайне необходимых для развития страны. Не все люди хорошо разбираются в экономике или финансах, и, возможно, не все одинаково понимают, для чего государство предпринимает те или иные меры. Поэтому надо доступным языком доносить до каждого смысл проводимых реформ.
Правительство представило новые подходы к налоговой реформе. Предлагаемые меры в целом верны, они учитывают базовые экономические и социальные факторы.
В профессиональных кругах, да и в обществе, уже сложилось понимание необходимости повышения ставки налога на добавленную стоимость. Хотя можно услышать и критические высказывания в адрес предлагаемых мер, в частности, по НДС, но такие мнения не учитывают реальную ситуацию.
Есть немало стран, которые по разным причинам не берут на себя больших социальных обязательств. А в Казахстане социальный блок занимает более половины бюджета.
Наше государство - социальное, поэтому мы продолжим инвестировать в образование, здравоохранение. Это наша конституционная обязанность. Но помощь следует оказывать действительно нуждающимся гражданам, злоупотребления, тем более, аферы недопустимы. Поэтому неприоритетные расходы будут сокращаться, необходимость в этом очевидна. Правительство до конца года должно окончательно определиться, каким образом такие расходы следует оптимизировать.
В Казахстане действуют различные налоговые режимы, многочисленные льготы и преференции, они сформировали в стране подобие налогового офшора. Появились две основные группы предпринимателей - те, кто, пользуясь лазейками в законодательстве, смогли уменьшить для себя налогооблагаемую базу, и те, кто добросовестно выплачивают все налоги. И вторая группа предпринимателей, естественно, оказалась менее конкурентоспособной.
Правительство обоснованно обратило внимание на такое явление, как дробление бизнеса с целью уклонения от уплаты налогов. К сожалению, такое происходит сплошь и рядом.
Надо признать, что дробление бизнеса стало следствием упущений в законодательстве, данный вопрос был недостаточно проработан и Правительством, и депутатами.
Опять погнались за красивыми показателями: дескать, в стране зарегистрировано более 2 миллионов налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Но не проанализировали, какие это предприятия, откуда они взялись, в каком объеме платят налоги и платят ли вообще.
Но упреками делу не поможешь. Нужно в срочном порядке выправлять ситуацию. Это мое обращение к Правительству и Парламенту - следует срочно внести необходимые изменения в законодательство.
Надо понимать, что создание справедливой и эффективной налоговой системы - это вопрос именно будущего нашей страны, благополучия следующих поколений.
Власть поддерживала и будет поддерживать бизнес, здесь сомнений не должно быть. Но бизнес бывает законным и противоправным. Коль скоро мы говорим о необходимости соблюдения Закона и поддержания Порядка, то в первую очередь добропорядочные, ответственные и, главное, законопослушные предприниматели должны пользоваться поддержкой Правительства и власти в целом, получать соответствующие преференции.
Говоря о налоговой реформе, именно сейчас нужны решительные меры, в противном случае мы столкнемся с трудностями совершенно другого порядка.
Теперь что касается дискуссии о переходе на единый часовой пояс.
Правительство и Парламент обсудили этот вопрос. Проведены специальные исследования, которые не подтвердили критических опасений общественников.
Согласен с Правительством и большинством депутатов, а также со специалистами: в нашей большой по территории стране с относительно немногочисленным населением должен быть единый часовой пояс, который упрощает управление государством, помогает оптимизировать логистику и многие бизнес-процессы. Думаю, на этом дискуссию надо завершить, и тем более не следует политизировать данный вопрос.
Сегодня Бекзат Алтынбеков, а ранее Бактыкожа Измухамбетов и Светкали Нуржан уместно затронули весьма актуальную тему общественной этики.
В социальных сетях участились случаи оскорблений, унижения чести и достоинства людей, есть те, кто распространяет недостоверную информацию. Необходимо рассмотреть возможные меры пресечения таких неприемлемых действий.
Депутат Мажилиса Ермурат Бапи выражает обеспокоенность религиозной обстановкой в стране. Члены Курултая Дания Кыдырбаева и Олжас Сулеймен тоже говорят об усилении влияния нетрадиционных религиозных течений среди молодежи, особенно в сфере спорта.
В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания, но беспорядок и вседозволенность недопустимы. Деструктивным течениям и чуждой нашей культуре идеологии, безусловно, нужно поставить заслон.
Важнейшая миссия религии - консолидация нации. Документы, регулирующие деятельность религиозных объединений, должны содействовать решению этой задачи. Необходимо всесторонне изучить данный вопрос и адаптировать законодательство к новым условиям.
Члены Курултая высказывают озабоченность по поводу еще одной актуальной проблемы - участившихся в последнее время случаев мошенничества.
Злоумышленники собирают деньги якобы на благотворительность и тратят их в личных целях. Многие люди становятся жертвами интернет-мошенников.
Кроме того, сейчас в стране развелось множество псевдопсихологов и коучей, которые учат людей жизни и зарабатывают на этом. Многие, доверившись им, в итоге оказались обманутыми. На мое имя поступает большое количество таких обращений.
Айгуль Орынбек справедливо поднимает данный вопрос.
Уполномоченным органам надо обратить внимание на эти проблемы.
В обществе есть критика в отношении фильмов, которые показываются в наших кинотеатрах.
В прошлом году в прокат вышло 94 фильма, снятых казахстанскими кинематографистами. То есть в наших кинотеатрах идет в основном отечественное кино. Это хорошая тенденция.
Но мы во главу угла должны ставить не количество, а качество. Дарить зрителям хорошее настроение и веселье - это одно, а продвигать непристойные модели поведения - совсем другое. У нас также появились фильмы, в которых пропагандируются насилие, жестокость и криминальная романтика. Здесь надо учесть такой факт, что в стране большинство фильмов сейчас снимается не по государственному заказу, а на частные средства.
Все мы хорошо понимаем, что кино - важный инструмент идеологии. Поэтому перед выпуском фильмов в кинотеатры следует предусмотреть меры для проведения тщательной предпрокатной экспертизы, в том числе снятых на частные средства.
Недавно вышел мультфильм «Шокан. Путешествие в Кашгарию». Это отличное произведение, благодаря которому дети могут много узнать о нашей выдающейся исторической личности - Шокане Валиханове.
Таких мультфильмов на казахском языке, показывающих национальную самобытность, должно быть больше. Это напрямую влияет на будущее нации. Поэтому необходимо определить правильное направление развития анимации.
Еще один важный вопрос. Ко мне с письмом обратилась известный адвокат Айман Умарова, она заострила внимание на непростой теме - условиях содержания в женских колониях. Особый акцент сделала на положении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Согласен, наша уголовно-исполнительная система должна быть не карательной, а нацеленной на исправление осужденных.
Все лица, находящиеся в местах лишения свободы, независимо от их пола, равны перед законом. Однако, исходя из соображений гуманизма и не нарушая принципа «Закон и Порядок», мы могли бы пересмотреть юридические подходы к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей.
Правоохранительным органам и депутатам нужно взвешенно изучить данный вопрос, внести предложения для его решения.
Актуальную проблему поднимает Дмитрий Павленко. Профессионально-технические колледжи должны учитывать спрос на новые специальности и ситуацию на рынке труда.
По оценкам экспертов, через определенное время численность населения северных регионов может существенно сократиться, а южных - значительно увеличиться, что еще больше усугубит диспропорции на рынке труда.
Правительству нужно обстоятельно заняться решением этой задачи. Следует масштабировать опыт Костанайского колледжа на северные регионы.
Члены Курултая постоянно поднимают актуальные общественные проблемы.
Некоторые «штатные критики» могут сказать, что указанные проблемы не самые главные, есть и другие вопросы, требующие внимания государства. Но надо иметь в виду, что жизнь наших граждан наполнена множеством совершенно земных проблем и обходить их стороной неправильно. Поэтому вопросы, касающиеся повседневной жизни наших граждан, остаются актуальными. Мы будем поднимать их и, самое главное, решать эти проблемы.
Поручаю уполномоченным органам внимательно рассмотреть все вопросы, которые накануне поднимались на рабочих секциях. Часть из них найдет отражение в моем сегодняшнем выступлении.
Уважаемые члены Национального курултая!
Мы последовательно осуществляем масштабные реформы и точечные преобразования во всех сферах, исходя из чаяний народа и требований времени.
Все поменять - для нас не самоцель. Главное - это постоянно улучшать проводимую работу, повышать ее эффективность.
Одной из основных задач, стоящих перед нами, является выстраивание системной и четкой работы государственного аппарата по каждому отдельно взятому направлению.
Как вы знаете, в стране действуют различные программы и комплексные планы. Срок действия ряда таких документов истекает в этом году. Безусловно, какие-то из них будут продлены, какие-то приостановлены. Правительству, после тщательного анализа, нужно принять конкретные решения.
Вместе с тем работа по направлениям, имеющим особое значение для будущего страны, должна идти непрерывно.
Так, в текущем году истекает срок действия Комплексного плана по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, который был разработан в 2023 году. Очевидно, что такой документ нам крайне необходим. Борьба с этим социальным злом - одна из важнейших задач. Поэтому следует незамедлительно начать подготовку нового документа.
В этом году также завершается реализация Комплексного плана по защите детей от насилия и предотвращению подростковых суицидов.
Мы приняли конкретные меры по защите прав женщин и детей. В прошлом году во всех регионах открылись центры психологической поддержки детей. Важные изменения внесены в законодательство.
После принятия закона по борьбе с семейно-бытовым насилием ситуация в этой сфере значительно улучшилась. Однако в некоторых отдаленных районах до сих пор фиксируются подобные позорные факты. Ситуацию усугубляют граждане, попавшие под влияние нетрадиционных религиозных течений.
Представители местных властей и общественные деятели остаются в стороне от профилактики семейно-бытового насилия.
Кроме того, работа в этом направлении сейчас регулируется разными документами, она недостаточно скоординированная.
Поэтому считаю правильным сосредоточить все меры в рамках единой программы «Дети Казахстана».
Это будет очень важный документ. Уверен, свою лепту в его подготовку могут внести Правительство, депутаты Парламента, омбудсмен Динара Закиева и общественные деятели.
Чтобы вырастить прогрессивное поколение, образование и воспитание детей должны всегда идти вместе. Откровенно говоря, до этого в нашей образовательной системе больше внимания уделялось обучению, в то время как сфера воспитания была вторичной, в ней отсутствовал системный подход.
«Знания, данные без воспитания, - злейший враг человечества». Поэтому наряду с образованием очень важно уделять особое внимание воспитанию.
В прошлом году в школах была запущена программа «Біртұтас тәрбие». Ее принятие - это только начало, теперь эту программу необходимо внедрить во всех государственных образовательных учреждениях страны. В будущем данным документом нужно руководствоваться и частным школам. Воспитательная работа должна охватывать всех детей. Только тогда эта инициатива обретет общенациональный характер.
Конечная цель проекта - воспитание патриотичного, образованного, созидательного поколения, соответствующего идеалам концепции «Адал азамат». Я полностью поддерживаю предложение членов Курултая назвать данную программу «Адал азамат».
Члены Курултая Зульфия Байсакова и Бану Нургазиева высказались о необходимости пересмотра критериев государственного социального заказа и совершенствования законодательства о неправительственных организациях.
Гражданский сектор играет большую роль в реализации реформ и развитии общества. Партнерство государства и НПО способствует решению актуальных проблем, продвижению созидательных ценностей, формированию нового качества нации.
Поэтому для повышения эффективности государственного социального заказа нужен отдельный закон, соответствующий современным реалиям. Разумеется, законопроект должен пройти глубокую и всестороннюю экспертизу. Уполномоченным органам, при участии экспертов и общественных организаций, нужно заняться этим вопросом.
За последние годы мы пересмотрели и систематизировали подходы, связанные с государственными наградами. Теперь необходимо упорядочить ведомственные награды.
По сути эта работа осталась вне внимания государственных органов. Из-за отсутствия четких правил и единой базы данных присуждение некоторых наград происходит бессистемно. Есть даже случаи, когда один и тот же человек получал нагрудный знак одного и того же государственного органа несколько раз.
Ведомственные награды должны вручаться высококвалифицированным специалистам, чтобы способствовать повышению их профессионального статуса в обществе. К этому вопросу следует подходить очень серьезно.
Необходим единый стандарт и перечень ведомственных наград. Конечно, нужно учитывать специфику каждого учреждения, но важно выработать общие для всех подходы. Поручаю профильным органам принять соответствующие решения.
По моей инициативе начата большая работа по наведению порядка в сфере ономастики.
В вопросах наименования или переименования улиц и населенных пунктов местные исполнительные органы допустили много ошибок, вплоть до того, что присваивали имена по принципу землячества, родственных отношений. Поэтому было принято решение о централизации данной деятельности.
Депутаты поддержали эту инициативу. В результате у нас есть единый и четкий регламент ономастической работы. Теперь важно не только изменить процедуры, но и подойти к этой работе по существу. Нужно строго блюсти принципы исторической справедливости.
Наши выдающиеся исторические личности достойны увековечивания. Память о них - неотъемлемая часть общенациональной идентичности, хранить ее - наш гражданский долг.
Но нельзя превращать ономастику в инструмент прославления личностей, чьи «исторические заслуги» не подтверждаются никакими архивными документами. Причем мифологизацией советских деятелей, в том числе тех, которые были причастны к организации Ашаршылық, занимаются лица, сделавшие карьеру уже в независимом Казахстане. Это печальное явление, которое тяжело понять.
В целом, нужно упорядочить всю работу в данной сфере. Имена наших знаменитых предков, сыгравших действительно особую роль в истории страны, уже присвоены многим улицам и населенным пунктам. Настало время остановиться и более разборчиво подойти к увековечиванию памяти деятелей прошлого. В названиях городов и улиц должна отражаться сама история нашего народа.
Мы не до конца используем потенциал звучных географических названий и популярных в обществе традиционных топонимов.
При этом к переименованию сел, названия которых исторически устарели, нужно подходить крайне внимательно. Кампанейщина здесь недопустима. Важно проводить широкую разъяснительную работу и учитывать мнение жителей.
Что касается улиц, то в первую очередь надо дать названия безымянным улицам и повторяющимся топонимам. Из-за расширения населенных пунктов, застройки новых городских районов таких объектов в нашей стране тысячи. Это усложняет работу пожарных, полиции, скорой помощи и других служб.
Не должно быть вседозволенности и при наименовании частных объектов.
Иногда на улицах наших городов можно встретить вывески с совершенно непотребными названиями. Креатив - это, конечно, хорошо, но нормы общественного порядка и приличия нужно соблюдать. Поэтому и предприниматели должны ответственно подходить к вопросам ономастики.
Депутаты сейчас рассматривают поправки, согласно которым присвоить имя человека частному объекту можно будет только после согласия ономастической комиссии. Это правильное решение.
Совершенствование сферы ономастики, системы государственных и ведомственных наград, пропаганда созидательных ценностей, искоренение социальных пороков, развитие гражданского общества - это составные части большой идеологической работы.
Поэтому согласен с мнением, что необходим единый концептуальный документ, упорядочивающий всю проводимую работу в сфере внутренней политики.
Такое предложение высказывали члены Национального курултая Едил Жанбыршин, Айдос Сарым, Никита Шаталов, Гульмира Илеуова, Андрей Чеботарев, Данияр Ашимбаев, Марат Шибутов и другие. Они не только выступили с инициативой, но и разработали проект Концепции внутренней политики.
Государственным органам нужно всесторонне изучить его и тщательно проработать все аспекты.
Документ призван направить в единое русло деятельность всех уполномоченных структур и заинтересованных сторон. В нем должны быть четко прописаны цели, задачи и приоритеты идеологической работы государства.
В Концепции следует обозначить базовые общенациональные ценности и символы, отражающие нашу идентичность, образ жизни. Это нужно, прежде всего, для их глубокого укоренения в обществе, защиты и более широкого продвижения.
Большую роль в укреплении национальной идентичности играет наша исконная культура, в которой особое место занимает праздник Наурыз.
По моему поручению подготовлена новая концепция празднования Наурыза, который теперь отмечается в течение десяти дней, начиная с 14 марта, то есть с Амал күні. И каждый из этих праздничных дней получил определенное название.
Граждане позитивно восприняли данную инициативу, в частности, широкий отклик получил День национальной одежды. В обществе вырос интерес к национальной одежде, ее стали носить в школах и других учреждениях, в том числе крупных компаниях. Повышенный спрос способствовал открытию пошивочных цехов, появлению новых брендов и магазинов.
Таким образом, ношение национальной одежды постепенно становится обыденным явлением. Это очень хорошая тенденция. Чем облачаться в скрывающие лица черные одеяния, гораздо лучше носить одежду в национальном стиле. Тем более, что она очень гармонична и прекрасно смотрится, особенно красиво в ней выглядят женщины.
Наша национальная одежда ярко подчеркивает этническую идентичность, поэтому нужно ее всесторонне популяризировать.
В сфере культуры за годы Независимости проведена большая работа. Были возведены замечательные здания, в которых звучат произведения классической и современной музыки. Открылось много театров.
Развитие театров - один из важных показателей уровня культуры любой страны.
В Казахстане растет интерес к театральному искусству.
Театральные залы полны зрителей, билеты на премьеры распродаются за две-три недели вперед.
Особенно радует, что среди поклонников сценического искусства немало молодежи.
В настоящее время в Казахстане насчитывается 46 региональных театров, однако состояние многих из них оставляет желать лучшего. К примеру, в Семее в одном здании ютятся сразу три театра. Надо сделать упор на строительство и развитие театров именно в регионах.
Важно поддерживать русские и другие национальные театры, которые способствуют сохранению культурного многообразия нашего народа.
У нас также есть немало частных театров, которые доказывают, что это искусство может быть прибыльным.
Поэтому призываю бизнес активно включиться в поддержку театров в регионах.
В этом году мы отмечаем 180-летие великого Абая. Пять лет назад, в год 175-летнего юбилея великого мыслителя, на встрече с абаеведами в Семее я предложил создать Институт Абая.
На сегодня данная инициатива реализуется в формате цифровой платформы для помощи нашим диаспорам и иностранцам в изучении казахского языка. Важно трансформировать этот проект в сеть полноценных культурно-просветительских учреждений, действующих по образцу институтов Конфуция, Гете, Сервантеса.
Институт Абая призван стать проводником нашей культуры во всех ключевых странах-партнерах. В частности, такие центры могут быть открыты в Китае, Турции, Монголии и ряде других государств.
Поручаю Министерству иностранных дел, фонду «Отандастар» совместно с Министерством культуры и информации продолжить работу по открытию таких центров за рубежом.
Развитием и продвижением казахского языка активно занимается Международное общество «Қазақ тілі», деятельность которого мы должны все вместе и дальше поддерживать.
Культура - это не просто здания и учреждения, а твердая основа укрепления нашего национального самосознания в глобальном мире.
В рамках взаимодействия с ЮНЕСКО мы уделяем большое внимание внесению объектов материального и нематериального наследия Казахстана в международные списки.
Правительству следует активизировать работу по включению нашего документального наследия в реестр «Память мира», который наглядно демонстрирует интеллектуальный вклад наций в сокровищницу знаний человечества.
Новое время ставит перед нами новые задачи. Исторический опыт показывает, что многие страны смогли совершить прорыв в своем развитии благодаря гармоничному синтезу традиций и инноваций. Точно так же и нам необходимо вписать нашу самобытную культуру в реалии современного мира.
В нынешнее время сфера культуры и идеологии кардинально трансформируется под воздействием искусственного интеллекта. Но полностью полагаться на него нельзя, роль человеческого фактора по-прежнему присутствует.
На запрос сделать иллюстрацию или видео о современном Казахстане популярные сервисы иногда не дают правильную информацию. В Интернете пока недостаточно информации о Казахстане на самых распространенных мировых языках, прежде всего английском.
В Правительстве уже началась работа по оцифровке имеющихся у нас огромных объемов информации: архивов и справочных сведений, научных исследований, фотографий и иллюстраций, музыкальных композиций, произведений искусства. Предстоит создать национальный цифровой архив, который будет доступен отечественным и зарубежным разработчикам нейросетей.
В последние годы мы уделяем особое внимание развитию исторической науки как важному фактору укрепления национальной идентичности.
Нынешний Курултай проходит в канун 100-летия исторического решения о переносе столицы в Кызылорду.
Сто лет прошло и с момента возвращения исконного самоназвания нашего народа «қазақ». Конечно, истоки нашей государственности уходят вглубь веков. Однако мы должны открыто говорить, что возврат нашего исконного самоназвания стал важным шагом в восстановлении исторической справедливости.
Ключевую роль в этом сыграл Сакен Сейфуллин. Будучи главой правительства, он развернул идеологическую кампанию, написав статью «Давайте называть казахов казахами, исправим ошибку» («Қазақты қазақ дейік, қатені түзетейік»).
Такие знаковые вехи должны быть сохранены в исторической памяти народа.
В этой связи предлагаю следующее заседание Национального курултая провести в Кызылорде - городе, который в свое время был столицей нашей страны.
Здесь хотел бы отметить интервью известного писателя Толена Абдика, опубликованное в начале года в газете «Егемен Қазақстан». Он особое внимание обратил на наш давний императив «не будь только сыном своего отца - будь человеком» («Атаның баласы болма, адамның баласы бол»).
Тут я хочу сказать следующее: ставить свою нацию выше других - путь, который в конечном итоге ни к чему хорошему не приведет. Наш народ не хуже других - это истина, но мы должны говорить, что и не лучше других. Мы не ошибемся, если скажем, что наш народ гениальный. Но в мире немало гениальных народов, что тоже является истиной.
Возможно, такое мнение кому-то не понравится. Однако, как бы там ни было, о таких вещах надо говорить прямо, не искажая реальность в угоду кому-либо. На самом деле любой народ, каждая страна, следуя по пути прогресса, способны добиться впечатляющих успехов в развитии.
В целом, нам крайне необходим панорамный цивилизационный взгляд на историю, который на концептуально новом уровне соединит наше прошлое, настоящее и будущее.
Сегодня перед отечественной исторической наукой, перед нашими интеллектуалами стоит задача изучения нашей истории в контексте обширной цивилизационной парадигмы.
Если говорить прямо, то до сих пор прошлое Казахстана многими учеными, общественниками рассматривается через призму исторических обид. Это сужает восприятие нашей истории. Нам нужно думать шире, масштабнее.
Пользуясь возможностью, хотел бы предупредить против однобокого анализа и суждения о советском периоде. На мой взгляд, в этой общей для нас истории были, конечно, темные стороны, но были и светлые стороны. Это надо хорошо понимать. Иначе мы рискуем оказаться в плену заблуждений, которые выведут нас на неправильный путь общественно-политического развития со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями. Прошу иметь в виду.
Недостаточно изучать ранее не исследованные или малоисследованные темы. Мы должны заниматься позиционированием Казахстана как самостоятельной части мировой цивилизации. Важно в полной мере раскрыть уникальность и универсальность опыта нашего народа.
Это поможет и в понимании миссии современного Казахстана. Ведь быть одним из центров зарождения и развития номадической цивилизации означает не просто помнить свое прошлое, но и во имя общего блага объединять народы и культуры, эпохи и пространства.
Вся наша история учит нас не разделять, а связывать, не разрушать, а строить. Как сердце Великой степи Казахстан должен продолжать свою историческую миссию, превращая древние традиции номадов в мощную опору для неуклонного движения вперед.
При этом мы не должны мифологизировать свою историю и впадать в архаику. Необходимо комплексно и методично продвигать наше историко-культурное наследие, адаптируя его к реалиям XXI века.
Научные исследования, реставрация исторических памятников, проведение археологических раскопок, развитие музейного дела, изучение зарубежных архивов, возрождение национальных традиций - всю эту большую работу следует систематизировать.
Уважаемые участники заседания!
На площадке Национального курултая мы традиционно принимаем важные решения не только по социальным и культурно-гуманитарным вопросам, но и разрабатываем актуальные приоритеты по другим направлениям развития государства.
На текущем этапе первостепенные задачи государства - это создание новых точек экономического роста регионов и устранение дисбалансов в региональном развитии.
В этом году финансирование реального сектора экономики планируется увеличить почти в два раза, до 8 триллионов тенге. В последующие годы Правительству предстоит довести объемы фондирования реального сектора до 10 триллионов тенге. Речь, по сути, идет о беспрецедентных для нашей страны объемах поддержки бизнеса. Поэтому все разговоры о том, что власть, Правительство зажимают бизнес, абсолютно безосновательны. Бизнес был и остается в фокусе внимания Правительства.
Сегодня по всей стране реализуются крупные инфраструктурные проекты.
Уже в 2025-2026 годах намечен запуск газоперерабатывающего завода на месторождении Кашаган, магистрального газопровода «Талдыкорган - Ушарал» и второй нитки газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент».
Правительство запланировало возведение электростанций на базе парогазовых установок в Кызылорде и Туркестанской области, будут модернизированы ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы.
Начнет работу опреснительный завод в курортной зоне Кендерли, что обеспечит жителей Жанаозена стабильным доступом к питьевой воде.
Будут введены в эксплуатацию ферросплавные заводы в Караганде и Экибастузе, химический комплекс по производству минеральных удобрений в Жамбылской области.
Откроются автомобильные заводы в Алматы и Костанайской области.
Закончится строительство железнодорожного участка «Достык - Мойынты» и обводной линии станции Алматы, начнется новый проект «Кызылжар - Мойынты».
Будет достроен контейнерный хаб на побережье Каспийского моря в Актау.
Заработает международный аэропорт на территории СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», появятся аэропорты в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендерли.
Будет проложена волоконно-оптическая линия связи по дну Каспийского моря, что позволит создать цифровой коридор между Европой и Азией.
Большое значение имеет развитие автодорожной сети страны.
Пользуясь этой возможностью, хочу объявить о начале реализации еще одного важного проекта. Правительству поручено приступить к строительству автомобильной дороги от Астаны через Аркалык, Тургай и Иргиз с прямым выходом к Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Новая магистраль позволит сократить путь между центральными и западными регионами страны на 560 километров.
Это масштабный проект, который придаст импульс развитию всего Тургайского региона. Кроме того, в Аркалыке следует восстановить аэропорт и построить там новый аэровокзальный комплекс. Все это не только укрепит транспортную связанность страны, но и будет способствовать освоению сельскохозяйственных земель и развитию животноводства в Центральном Казахстане.
И таких проектов у нас немало: в машиностроении, металлургии, нефтехимии, агропромышленной и транспортно-логистической сферах. В течение следующих четырех лет в стране каждый год будет запускаться около 200 инвестиционных проектов. Таким образом мы сформируем новый индустриальный каркас, укрепим транзитно-транспортный потенциал нашей страны.
Крупные инфраструктурные проекты крайне необходимы нашему государству, поскольку они усиливают экономические возможности регионов, создают тысячи новых рабочих мест и тем самым содействуют росту благосостояния граждан. В целом, реализация масштабных проектов - это единственный путь к укреплению регионального лидерства нашей страны.
Создав в 2022 году три новые области, мы придали мощный импульс их развитию. Это было верное решение: значительно улучшились социально-экономические показатели, в регионы пошли инвестиции. Все это напрямую отразилось на качестве жизни местных жителей. Но ситуация в новых областях должна быть на контроле Правительства, им надо помогать.
По моему поручению в области Абай и Восточно-Казахстанской области восстановлен статус нескольких приграничных районов. Этот шаг был хорошо воспринят гражданами. В новых районах вновь забурлила жизнь, стала улучшаться инфраструктура.
В Концепции развития сельских территорий определены основные приоритеты работы, касающейся приграничных районов. Ситуация в приграничных населенных пунктах напрямую влияет на безопасность государства и имеет стратегическое значение. Поэтому необходимо продолжать системную работу в этом направлении.
Партия Amanat предлагает принять новый закон, нацеленный на развитие таких районов. Поручаю Правительству совместно с депутатами всесторонне рассмотреть эту инициативу.
Через приграничные районы, как правило, проходят важные транспортно-логистические маршруты.
В текущем году следует завершить модернизацию 9 автомобильных таможенных постов. В результате их пропускная способность вырастет в 6 раз. Это внесет серьезный вклад в укрепление транзитного потенциала нашей страны.
Для сокращения разрывов в региональном развитии нужно определить регионы, отстающие по инфраструктуре, социальному обеспечению, экологическим показателям и другим ключевым параметрам. Нужно сфокусировать усилия центра на нивелировании таких диспропорций.
С этой целью сейчас разрабатывается Концепция регионального развития. В документе будут предусмотрены новые подходы, нацеленные на устранение дисбалансов между регионами и улучшение межведомственного взаимодействия.
Усилия регионов должны быть согласованы с работой, которую проводят отраслевые госорганы на республиканском уровне. Нужна скоординированная работа.
Это касается всех сфер. В частности, с наступлением весны в северных регионах тает снег, возникают риски затопления населенных пунктов. Думаю, и центральные, и местные власти сделали выводы из прошлогодних паводков. С наступлением лета усиливается пожарная опасность. Поэтому необходимо постоянно держать на контроле мероприятия по профилактике стихийных бедствий.