|
|
|
«Human Rights Focus: women and children» «Фокус прав человека: женщины и дети» «Адам құқықтарына назар: әйелдер мен балалар»
Обзор ситуации с соблюдением права ребенка на защиту от буллинга
Хайрулина Асия
Нур-Султан 2022
Оглавление
- Проблема буллинга в отношении несовершеннолетних в Казахстане - Исследования, проведенные в Казахстане по проблеме насилия и буллинга в Казахстане - Обзор имеющегося законодательства по защите детей от насилия - Работа по усовершенствованию законодательства Казахстана по защите детей от насилия - Инициативы по предотвращению кибербуллинга в отношении несовершеннолетних в Казахстане - Международный опыт и практики по защите и предотвращению буллинга в образовательных учреждениях - Эффективные меры и механизмы предотвращения буллинга, насилия в образовательных учреждениях - Интересные публикации в СМИ и рекомендуемая литература
«Обзор ситуации с соблюдением права ребенка на защиту от буллинга» подготовлен Общественным объединением «Кадір-касиет» в рамках проекта: «Фокус прав человека: женщины и дети» при поддержке Агентства США по международному развитию ЮСАИД. Предлагаемый Обзор сформирован на основании анализа проведенных в Казахстане и в мире исследований по проблеме буллинга, включая данные ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, казахстанских исследователей, гражданских активистов. Так же данный Обзор содержит анализ публикаций в средствах массовой информации, доступные статистические данные профильных государственных органов и др. сведений, раскрывающих масштабы и характер «буллинга» в Казахстане. В Обзоре приводится краткая характеристика нормативного регулирования и существующих в мире и в Казахстане практик реагирования на буллинг и насилие в образовательных учреждениях. В нем обозначены последние изменения в казахстанском законодательстве по защите детей от насилия, предлагаются практические шаги для формирования ненасильственной образовательной практики, а также анализируются причины неэффективности существующих мер по предотвращению и профилактике насилия и буллинга, обеспечения безопасности и благополучия детей и подростков в образовательных учреждениях.
Обеспечение для всех детей благоприятных условий жизни, развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является одной из главных задач социальной политики для любого государства. Однако дети во всем мире сталкиваются с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных учреждениях. Сложная и болезненная по характеру, эта проблема до недавнего времени широко не обсуждалась мировой общественностью. Всемирный доклад ООН о насилии в отношении детей, обнародованный в 2006 году, стал первым международным опытом комплексного анализа не только масштабов направленного против детей насилия, но и его негативных последствий. В докладе отмечается, что каждый десятый школьник в мире подвергается насилию в школе, и этот показатель ежегодно растет. Никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания, и любое насилие может и должно быть предупреждено. Согласно докладу ЮНЕСКО 2019 года1, каждый третий ученик в мире сталкивается с разными формами травли и насилия со стороны своих сверстников или одноклассников. Именно поэтому, учитывая особую опасность буллинга необходимо сформировать комплексную систему профилактики этого явления, включающую законодательные изменения, разработку эффективных внутренних процедур и правил реагирования на буллинг в сфере образовательных учреждений, методических рекомендаций для специалистов по защите детей, неправительственных организаций, работающих с детьми и подростками в вопросах профилактики и защиты от насилия во всех его проявлениях.
____________ 1 https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378061_rus
- ПОНЯТИЕ «БУЛЛИНГ» И ЕГО ВИДЫ
Буллинг. Какие виды буллинга существуют?
Есть разные термины, которые характеризуют тот или иной вид травли - буллинг, моббинг, кибертравля. Буллинг (от англ. bullying - запугивание, издевательство, травля).
Буллинг имеет несколько видов: • физический - физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки) • вербальный - словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
• социально-психологический - направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, бойкот, манипуляция: «Если ты дружишь с ним (с ней) - мы с тобой не друзья»);
• экономический - вымогательство или прямой отбор денег, вещей;
Основная опасность буллинга кроется в том, что жертва доводится до психически нестабильного состояния, которое может закончиться самоубийством или нападением на своих одноклассников. Объявление бойкота - одна из самых опасных форм буллинга, так как это чаще всего приводит к суициду. Моббинг - это менее жесткие, но все же психологически опасные действия. К этому виду травли относятся слухи и сплетни, грубые и непристойные шутки, обзывательства, высмеивание. Чаще всего многие случаи травли останавливаются на стадии моббинга, но несмотря на это, жертва все равно находится под серьезным психологическим давлением и нуждается в поддержке. Кибертравля/кибербуллинг - это еще один вид запугивания и травли. В этом случае угрозы и сообщения, высмеивания, сплетни и слухи, личные фотографии отправляются жертве по почте или размещаются в социальных сетях, публикуются в открытом доступе. Эти публикации получают большой охват аудитории, и оскорбления в любой момент могут из виртуального пространства переместиться в реальное. Основаниями для буллинга могут выступать самые разные признаки: возраст, пол, гендерная идентичность, цвет кожи, национальная или этническая принадлежность, социальное происхождение, сексуальная ориентация, состояние здоровья, в частности положительный ВИЧ-статус или инвалидность, принадлежность к определенной социальной группе, место жительства, отношение к религии, язык общения, внешний вид человека (в том числе рост и вес), и другие признаки, по которым люди могут отличаться от других.
Виды кибербуллинга Троллинг (cyber trolls) - это ситуации, когда именно агрессоры публикуют негативную, тревожащую информацию на веб-сайтах, страницах социальных сетей, даже на мемориальных страницах, посвященных умершим людям. Хейтинг (hate) - это негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции. Флэйминг (flaming) - это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами, часто разгорается в чатах и комментариях в социальных сетях. Так как это происходит публично, большое количество людей могут спонтанно подключаться к оскорблениям одной из сторон конфликта. Часто бывает, что одна из сторон ставит целью вовлечение большого количества случайных свидетелей в противостояние. Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk - преследовать, выслеживать) - использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения с намерением напугать жертву угрозой противозаконных действий или повреждений, которые могут быть осуществлены с получателем сообщений или членами его семьи. Грифинг (griefers) - это процесс, в котором игроки целенаправленно преследуют других игроков в многопользовательских онлайн-играх. Их цель не победить в игре, а лишить удовольствия от игры других. Их легко можно узнать: они активно используют брань, блокируют отдельные области игры и открыто мошенничают в игре, также они могут использовать более опасные методы воздействия на играющего (например, разместить специально созданную мигающую панель с движущимися объектами, провоцирующую у игроков эпилептический приступ). Секстинг (sexting) - это процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Чем старше дети, тем выше вероятность их вовлечения в секстинг. Иногда сообщения рассылают в рамках взаимоотношений пары, в других случаях преследуют при этом цели травли и нанесения вреда, например, выкладывая в интернет фото бывших друзей в качестве мести за болезненный разрыв отношений. Получение такого рода сообщений может вызвать сильную тревогу у ребенка2.
___________
- ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КАЗАХСТАНЕ
По данным ЮНИСЕФ Казахстан, 66% детей сталкиваются со школьным насилием и дискриминацией, 44% стали жертвами насилия в школе, 24% совершали акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Исследование показало, что дети, пережившие школьное насилие с элементами унижения и вымогательства, подвержены более высокому риску суицидального поведения3. В 2018 году группа учёных Национального центра общественного здравоохранения провела опрос среди 6 456 казахстанских школьников, чтобы изучить показатели их здоровья и благополучия. Подростков также попросили ответить на вопросы, как часто они принимали участие в буллинге/кибербуллинге либо сами становились его жертвами в школе на протяжении последних двух месяцев4. Буллинг травмирует психику ребенка и приводит к опасным последствиям. Из новостных сообщений СМИ, Интернета можно проследить, что в последние годы всё чаще и чаще буллинг, а именно кибербуллинг становится причиной суицидов среди несовершеннолетних. И если в новостях мы видим лишь единичные случаи таких трагедий, то статистика Генеральной Прокуратуры РК позволяет сделать вывод, что количество суицидов в Казахстане пугающе большое. Безусловно, причины суицида разные и не всегда связаны с травлей, но глупо отрицать, что большая часть людей с суицидальным поведением не подвергались буллингу или кибербуллингу в своей жизни. Всего за четыре месяца 2021 года, с начала года по апрель, в стране уже было совершено 53 суицида среди несовершеннолетних - на крайне пессимистичные 15,2% больше, чем годом ранее. Среди них 32 мальчика и 21 девочка. Попытки суицида совершили ещё 120 человек - на 5,3% больше, чем годом ранее. Среди них 21 мальчик и 99 девочек. Большинство из них проживали в полных семьях. Это означает, что почти каждый второй день в Казахстане несовершеннолетний заканчивает жизнь самоубийством, и каждый день пытается это сделать.
__________ 4 https://manshuq.com/life-bullying-victim-09-2021#: 5 https://kazpravda.kz/projects/page/4083929
Результаты исследования Национального центра общественного здравоохранения РК показали следующее: • жертвами буллинга в школе, по крайней мере, один раз и более становились каждый пятый подросток в 11 и 13 лет, каждый десятый подросток в 15 лет. Среди мальчиков этот показатель статистически значимо снижался к 15 годам (14%); • 8,3% детей и подростков участвовали в буллинге других людей в школе не менее 2-3 раз в месяц (опрос за два месяца). Подобное поведение больше характерно среди 11-летних мальчиков (13%) с тенденцией к уменьшению по мере взросления; • 20% подростков по крайней мере один раз участвовали в буллинге других людей. Этот показатель выше среди мальчиков 11 и 13 лет по сравнению с девочками; • кибербуллинг менее распространён, чем буллинг. В целом, 5% подростков становились жертвами кибербуллинга или сами принимали участие в кибербуллинге других людей 2-3 раза и более в месяц. Этот показатель встречается чаще среди мальчиков по мере взросления. Хотя бы один раз подвергались кибербуллингу 12% подростков.
____________
Масштабные исследования по проблеме буллинга проведенные в 2020-2021 г.г. и казахстанским фондом Verum Foundation в Илийском районе Алматинской области. Это исследование интересно тем, что было сфокусировано на отличительных чертах буллинга в Казахстане. Полученные данные свидетельствуют, что в основном в нашей стране, особенно в сельских регионах: • травле среди сверстников в основном подвергаются новички в классе и те, кто выделяется среди других интеллектом, особой внешностью, неудовлетворительным социальным положением родителей; • буллинг затрагивает детей из неполных семей, с врождёнными физическими, умственными дефицитарными состояниями и дефектами. Поводом для травли могут стать и религиозные убеждения семьи ребёнка; • в казахстанском обществе с рождения детям прививаются уважение и беспрекословное подчинение старшим по возрасту. Вследствие этого они становятся психологически зависимыми от мнения окружающих. Поэтому часто сами педагоги тоже выступают в роли лидера буллинга, особенно в сельских регионах Казахстана. Такому виду буллинга подверглись почти 70% опрошенных детей; • по словам исследователей, в Казахстане больше распространён вербальный буллинг - оскорбления, угрозы, неуважительные комментарии. Особое место занимает кибербуллинг - ему подвергаются больше половины детей от 12 до 15 лет; • по гендерному признаку буллинг не делится - и девочки, и мальчики подвергаются ему в равной степени7.
- ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ В КАЗАХСТАНЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ И БУЛЛИНГА В КАЗАХСТАНЕ
Несмотря на растущие показатели фактов насилия, буллинга и суицида среди несовершеннолетних, в Казахстане остаются не восполненными потребности в проведении глубинного анализа проблемы буллинга в системе образовательных учреждений. В нашей стране существует разветвленная система образовательных учреждений и организаций, государственных и частных школ, включая специальные виды: это интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, школы с религиозным воспитанием, военные школы, закрытые спецшколы для детей и подростков с девиантным поведением, школы в колониях для несовершеннолетних.
____________ 7 https://manshuq.com/life-bullying-victim-09-2021#:
Изучение доступного материала по проведенным в Казахстане исследованиям проблемы насилия и буллинга, показало недостаточность информации, даже по обычным общеобразовательным учреждениям, где так же есть значительная градация социальных и психологических характеристик учащихся. Количество доступных исследований проблемы буллинга среди несовершеннолетних в Казахстане: 1. Министерство образования и науки Республики Казахстан в сотрудничестве с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан и при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) провело исследования ситуации с насилием в отношении детей: «Насилие в отношении воспитанников в государственных интернатных учреждениях: оценка положения», «Оценка уязвимости детей по отношению к рискованному поведению, сексуальной эксплуатации и торговле людьми», «Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана». По результатам исследований выработаны рекомендации по совершенствованию национального законодательства и принятию практических мер в сфере профилактики насилия в отношении несовершеннолетних. 2. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 2013-2017 годах ЮНИСЕФ пилотировал программу профилактики насилия в школах, которая предполагает обучение персонала школы выявлению буллинга и закреплению желательного поведения всех учащихся. Разработанная методика была апробирована в школах Восточно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях и показала эффективность. Теперь, при поддержке Национальной академии образования она будет внедряться в стандарты и компетенции системы образования. 3. Общественный фонд Verum Foundation. Сотрудники фонда с 2016 года работали в Алматинской и Мангыстауской областях с суицидальными детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию, пережили насилие - то есть детьми из зоны высокого риска 5-11 классов. Однако работой фонда охвачены учащиеся и младшего звена. В различных социальных проектах представители фонда провели психотерапевтическую интервенцию по своему авторскому «Экспресс-психотерапевтическому подходу Genesis для решения всех видов психологических проблем» 560 детям. В целом же фонд охватил более 1 500 детей. 4. Исследовании Национального центра общественного здравоохранения (НЦОЗ МЗ РК) по «Поведению детей школьного возраста в отношении здоровья» - Health behaviour in school-aged children (HBSC). Был проведен опрос среди учащихся казахстанских школ проводился в 2018 году. В исследовании школьников просили ответить на вопросы, как часто они принимали участие в буллинге/кибербуллинге, либо сами становились его жертвами в школе на протяжении последних двух месяцев. Надо отметить, что этот список можно было дополнить рядом небольших исследований, проведенных различными агентствами и неправительственными организациями, однако полученные ими данные нельзя считать репрезентативными. Сегодня первоочередной задачей является картирование рисков буллинга в образовательных учреждениях Казахстана, включая все перечисленные виды государственных и частных учреждений. В рамках картирования должен быть проведен мониторинг статистики фактов насилия, буллинга; системы реагирования и профилактических мер, с учетом всех факторов, характеризующих жизнь подростков; их доступа к защите от насилия и буллинга в этих учреждениях. Как следствие, в Казахстане до сих пор нет государственной программы по борьбе с травлей в школах. Существует ряд предложений по внедрению таких программ, однако все еще они не приняты как единый стандарт. Утверждается так же, что в школах не хватает ресурсов для реализации таких программ. Но, вопреки распространенному мнению, нужно не увеличивать штат школьных психологов (хотя это тоже необходимо), а в первую очередь повышать квалификацию администрации школ и учителей - обучать их современным методикам. Серьезной проблемой является дефицит научной и методической литературы, существенные затраты (по данным Института образования ВШЭ подготовка одного учителя по норвежской методике OBP стоит $3,9 тыс., и $9,8 тыс. - по американской Positive Action,). Так же играет негативную роль и сопротивление обучаемых сотрудников, педагогов со ссылкой на высокую нагрузку и на стереотипы относительно того, в чем заключаются задачи педагога в школе. Сегодня школа превратилась исключительно в провайдера образовательных услуг, в то время как раньше выполняла и воспитательную функцию. Многие учителя убирают из своих задач управление средой в классе и характером отношений между детьми. И это пагубно влияет на психологическое состояние учащихся, повышает агрессию в школьных коллективах8.
- ОБЗОР ИМЕЮЩЕГОСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ
Статья 17 Конституции РК провозглашает «Достоинство человека неприкосновенно: никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Однако до настоящего времени, несмотря на критическую ситуацию увеличения фактов буллинга, кибербуллинга и суицидов среди несовершеннолетних в действующем законодательстве РК понятие травли и буллинга не предусмотрено. Как показывает практика, случаи травли в образовательных учреждениях страны никак не регистрируются и остаются незамеченными. Широкую огласку получают лишь резонансные случаи с применением форм особой жестокости, но как правило, администрация учебных заведений не принимают соответствующих мер для прекращения и дальнейшего недопущения травли. С детьми, вовлеченными в травлю, педагоги пытаются обсудить произошедшее, примирить конфликтующие стороны, к обидчику применяют дисциплинарные меры, а пострадавшего направляют к социальному педагогу или психологу. При этом руководители, учителя и психологи не всегда владеют навыками оказания эффективной помощи участникам травли.
__________ 8 сhttps://forbes.kz/blogs/blogsid_254431
Несмотря на масштабность и сложность проблемы, система образования имеет большие возможности для профилактики и предотвращения буллинга. Опыт многих стран показывает, что эффективному противодействию травли и буллинга в образовательных организациях способствует разработка и принятие нормативного акта, направленного на комплексное и системное воздействие на всех участников образовательного процесса. В связи с этим МОН РК, как уполномоченный орган в сфере защиты прав детей, поддерживает законодательную инициативу депутатов Парламента по включению норм, определяющих терминологию буллинга и расширяющих компетенцию МОН по разработке нормативно-правового акта по профилактике травли в образовательном процессе9. Понятие буллинг пока не закреплено в казахстанском законодательстве и на данный момент в Мажилисе Парламента Республики Казахстан проходят активные обсуждения его определения. Депутатами предлагается следующая дефиниция: буллинг (травля) - действие лица или группы лиц в отношении несовершеннолетнего, выражающееся в издевательстве, унижении или любых других подобных действиях, носящих систематический характер, а том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (кибербуллинг). В понятие буллинга включаются и такие действия как клевета (образующая состав административного правонарушения) и оскорбление (образующее состав уголовного правонарушения). В связи с подготовкой и обсуждением в Парламенте Республики Казахстан проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка», представляется необходимым внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РК) и Уголовный кодекс Республики Казахстан (УК РК), которые бы в полной мере защищали права несовершеннолетних от буллинга. На данный момент УК РК в статье 131 закрепляет состав уголовного правонарушения - оскорбления, которое определяется как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Часть вторая указанной статьи предусматривает квалифицирующие признаки оскорбления: совершенное публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций. Данное уголовное правонарушение относится к категории уголовных проступков, то есть, по мнению законодателя, не представляет большой общественной опасности, причиняет незначительный вред, или создает угрозу его причинения личности, организации, обществу или государству. Статья 15 УК РК предусматривает общий возраст уголовной ответственности - 16 лет. В части второй данной статьи перечислены уголовные правонарушения, за совершение которых уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14-летнего возраста. Так, например, 14-летнего гражданина можно привлечь к ответственности за совершение убийства, похищение человека, разбой, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах. Снижение возраста привлечения к уголовной ответственности за отдельные правонарушения обусловлено тем, что в 14 лет лицо уже способно в полной мере осознавать противоправный характер деяния и его последствия.
___________ 9 https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31778242&pos=4;-16#pos=4;-16
Важно отметить, что в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК РК) оскорбление относится к делам частного обвинения, то есть производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением его с обвиняемым, подсудимым. Кроме того, функция поддержания обвинения ложится на плечи потерпевшего, зачастую непрофессионального юриста. Как следует из данных статистики, именно по делам частного обвинения самый высокий процент оправдательных приговоров.
Клевета: в 2020 году произошла декриминализация, и клевета перешла из разряда уголовных правонарушений в административные. В соответствии со статьей 73-3 КоАП РК, клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Согласно КоАП РК, ответственность за совершение административного правонарушения наступает с 16 лет. В отличие от уголовного, административное законодательство не предусматривает снижения возраста привлечения лица к ответственности за отдельные категории правонарушений. Интересна позиция законодателя, который не считает субъектами клеветы и оскорбления лиц, достигших 14-летнего возраста. Ни для кого не секрет, что буллинг или, как мы привыкли называть, травля - явление давно существующее, и, к сожалению, повсеместное. Уже давно буллинг в отношении детей вышел за пределы образовательных организаций, и большая часть травли происходит в Интернете. В связи с этим возникает вопрос: неужели лица, достигшие 14-лет не способны осознавать противоправный характер и последствия совершенного оскорбления или клеветы? Буллинг травмирует психику ребенка и приводит к опасным последствиям. Из новостных сообщений СМИ, Интернета можно проследить, что в последние годы всё чаще и чаще буллинг, а именно кибербуллинг становится причиной суицидов среди несовершеннолетних. И если в новостях мы видим лишь единичные случаи таких трагедий, то статистика Генеральной Прокуратуры РК позволяет сделать вывод, что количество суицидов в Казахстане пугающе большое. Безусловно, причины суицида разные и не всегда связаны с травлей, но глупо отрицать, что большая часть людей с суицидальным поведением не подвергались буллингу или кибербуллинг в своей жизни10.
____________ 10 https://ntp.kz/articles/pravovaja-zashhita-maloletnih-і-nesovershennoletnih-ot-bullinga/
- РАБОТА ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ
Свое беспокойство данной ситуацией выразил и Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 года: «Как и весь мир, Казахстан тоже столкнулся с незащищенностью граждан от травли в интернете. В первую очередь от этого страдают дети. Они особенно остро воспринимают интернет-травлю, которая, к сожалению, приводит к печальным последствиям. Пришло время принять законодательные меры по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга». Рабочая группа Мажилиса Парламента РК по разработке Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка» в феврале 2022 года предложила внести следующие дополнения в законодательные акты по правам ребенка, касающиеся определения понятий «буллинга» и «кибербуллинг»:
1. В Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» пункт 4 статьи 1 дополнить новым абзацем четвертым___ следующего содержания: «статью 1 дополнить подпунктом __) следующего содержания: «__) травля (буллинг) несовершеннолетнего - систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг)»;
2. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» статью 1 дополнить новым пунктом___ следующего содержания: «__. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года»: «статью 1 дополнить новым подпунктом __) следующего содержания: «__) травля (буллинг) несовершеннолетнего - систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг)»;
3. В Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»: «дополнить статьей 18-4 следующего содержания: «Статья 18-4. Заявления по вопросам рассмотрения фактов кибербуллинга на Интернет-ресурсах 1. Гражданин либо законный представитель несовершеннолетнего, в случае выявления в отношении несовершеннолетнего фактов кибербуллинга, вправе письменно и (или) в виде электронного документа обращаться в уполномоченный орган с заявлением о совершаемых фактах кибербуллинга в отношении ребенка с указанием наименования интернет-ресурса, в котором происходят противоправные действия. Заявления, поданные письменно и (или) в виде электронного документа, направляются за подписью и (или) удостоверяются электронной цифровой подписью. Ответ на заявление по фактам кибербуллинга в отношении несовершеннолетних представляется в течение трех рабочих дней со дня его поступления в форме и на языке поступившего запроса, если иное не указано в самом запросе. В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких государственных органов и при ответе на письменное заявление требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем уполномоченного органа не более чем на пятнадцать календарных дней, а заявителю сообщается в течение двух рабочих дней с момента продления срока рассмотрения. 2. В рассмотрение заявления отказывается, если: 1) в содержании заявления не указан интернет-ресурс, на котором совершаются факты кибербуллинга; 2) заявление не соответствует требованиям настоящего Закона; 3) факты, указанные в заявлении, относятся к компетенции другого государственного органа. 3. За непредставление или несвоевременное представление ответа на заявление гражданина либо законного представителя несовершеннолетнего по фактам кибербуллинга на Интернет-ресурсе должностные лица уполномоченного органа несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. 4. Отказ в рассмотрении заявления может быть обжалован гражданином либо законным представителем несовершеннолетнего в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»; Обозначенная Президентом РК в «Послании народу Казахстана» от 16 марта 2022 года проблема защиты детей от насилия позволяет сделать вывод о высокой общественной значимости ужесточения мер по профилактике насилия в отношении детей. Опасность таких деяний вызывает необходимость во внесении изменений в Уголовный кодекс РК и Кодекс об административных правонарушениях РК. Независимые казахстанские эксперты предлагают внести в действующее уголовное законодательство следующие дополнения и изменения: 1. Дополнить статью 131 УК РК частью третьей: «3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в отношении малолетнего либо несовершеннолетнего, наказываются штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей, лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.» 2) Изложить часть вторую статьи 32 УК РК в следующей редакции: «Дела об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 114 (частями первой и второй), 123 (частью первой), 131 (частями первой и второй), …. за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, считаются делами частного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением его с обвиняемым, подсудимым.» 2. Снизить возраст уголовной ответственности за совершение уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 131 УК РК «Оскорбление» до 14-лет. Изложить часть вторую статьи 15 УК РК в следующей редакции: «Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 99), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 106), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 107), изнасилование (статья 120), насильственные действия сексуального характера (статья 121), похищение человека (статья 125), оскорбление (часть 3 статьи 131), ….». 2. Предусмотреть в статье 73-3 КоАП РК «Клевета» квалифицирующий признак: в отношении малолетнего или несовершеннолетнего. Дополнить статью 73-3 КоАП РК частью четвертой: «4. Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные в отношении малолетнего или несовершеннолетнего, - влечет штраф на физическое лицо в размере триста месячных расчетных показателей или административный арест на срок двадцать пять суток.». 3. Предусмотреть в статье 73-3 КоАП РК «Клевета» ответственность родителей или лиц, их замещающих за совершение данного административного правонарушения несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Дополнить статью 73-3 КоАП РК частью пятой: «5. Действия, предусмотренные частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, совершенные несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, - влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере пятьсот месячных расчетных показателей.». 4. Предусмотреть обязательное участие прокурора по делам о клевете в отношении малолетних или несовершеннолетних. Дополнить часть первую ст. 805 КоАП РК после:: «1. Прокурор выносит постановление о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 73-3…»11.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |