|
|
|
22.11.2021 Суд биев - государственный институт в традиционном казахском обществе – один из способов регулирования правовых отношений
«Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен и поэтому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев» - так высказывался о суде биев русский этнограф Александр Константинович Гейнс (1834 – 1892 года). Одним из глобальных достояний казахского народа является суд биев – степных судей. Не у всякой нации судьи были в таком почете, что их мнение оказывалось выше власти правителей. И неспроста золотой век казахского народа пришелся на время расцвета правосудия биев и торжества законности. Казахские бии – как правило объединяли в одном лице поэта, оратора, философа и мудреца, и конечно знатока норм обычного права. Но главное их достоинство не в их универсальности, а в умении ставить в своей деятельности интересы народа выше всех иных, в том числе и кровных. Статус судьи образно выразил знаменитый Айтеке би, сказавший сам о себе: «моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть». Суд биев основан на фундаментальных принципах неподкупности и справедливости судьи. В этой системе главенствовали моральная ориентация судебных решений, доступность, понятность и публичность суда. А также соразмерность преступления и наказания, гуманизм. Как писал в своих трудах выдающийся правовед – академик Салык Зиманов, конечной целью правосудия биев является примирение и перемирие сторон, как бы ни были сложны и обострены их взаимоотношения. Существовала установочная норма – «Даудың түбі біту», что в переводе означает – «Примирение есть цель и конец тяжбы». От биев требовалось еще одно умение как состязательность, владение ораторским искусством. В казахском праве красноречие, логика риторики входили в средства доказывания и убедительности. Сила слова настолько была авторитетна, что часто победа в бийском суде доставалась тем, кто владел искусством убеждения, даже с более слабыми фактами на руках. Здесь мы видим очевидные параллели с современным судом присяжных заседателей. Крайне важно отметить, что суд биев стал важнейшим институтом, играя консолидирующую роль в жизни казахского общества. Он выступал мощным фактором, сохраняя государство, обеспечивая единство казахских кочевников. И в современном государственном устройстве наиболее развитых стран мира независимый суд, по сути, является высшей из ветвей власти. Резюмируя, можно отметить, что лучшие принципы суда биев, основанные на гуманизме, справедливости, главенстве закона, неподкупности, приоритете примирительных процедур, имеют право на внедрение в современное законодательство и правоприменительную практику.
Председатель Есильского районного суда Акмолинской области Абишев К.Е.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |