| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Источник: *Национального Банка РК (www.nationalbank.kz)
25.04.2019 Более 4,5 млн тенге составили штрафы банков за различные нарушения
О выявленных в первом квартале 2019 года в действиях банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, нарушениях по итогам рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг рассказали в Нацбанке, передает Zakon.kz. С 1 января 2019 года Национальный банк РК осуществил переход к применению мер надзорного реагирования с использованием риск-ориентированного подхода. Так, по итогам первого квартала 2019 года проведен мониторинг и анализ допущенных в указанный период банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. В первом квартале 2019 года в отношении банков применено 59 санкций и мер воздействия, из которых: - 9 административных штрафов; - 50 рекомендательных мер надзорного реагирования. Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством РК, а также нормативными правовыми актами Нацбанка, которые связаны с осуществлением: - обслуживания банковских займов; - платежей и переводов денег; - обслуживания банкоматов. По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся: - предоставления заемщику некорректной информации о ссудной задолженности; - неуведомления созаемщика о наличии просроченной задолженности по займу; - не указания размера просроченной задолженности и последствиях невыполнения обязательств по договору банковского займа при направлении уведомления заемщику о просрочки исполнения обязательства; - превышения размера неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по договору банковского займа, предусмотренного банковским законодательством; - отказа в выдаче правоустанавливающих документов на предмет залога ввиду некорректного расчета ссудной задолженности; - недобросовестных действий сотрудника банка при взаимодействии с клиентом банка по телефону по вопросам задолженности по займу; - несоблюдения сроков, предусмотренных договором, в которые банком предоставляется заемщику на подписание дополнительное соглашение к договору банковского займа при его досрочном частичном погашении; - несоблюдения очередности погашения задолженности по договору банковского займа; - отсутствия в уведомлении заемщика о необходимости внесения платежей по договору размера просроченной задолженности; - не уведомление заемщика о необходимости внесения платежей по договору с указанием размера просроченной задолженности; - предоставления сведений о заемщике (субъекте кредитной истории) в кредитное бюро без его согласия; - непредставления, а равно несвоевременного представления в кредитное бюро сведений, полученных от субъекта кредитной истории; - представления недостоверных сведений в кредитное бюро.
По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся: - списания денег с текущего счета заемщика по платежному требованию более 50% от поступившей суммы на текущий счет; - необоснованного изъятия денег по платежному требованию/ необоснованного предъявления платежных требований на взыскание задолженности по займу (при наличии судебного акта); - несоблюдения очередности исполнения требований третьих лиц, предъявленных к банковским счетам клиента; - несвоевременного списания денег по платежному требованию; - изъятия денег с банковских счетов заемщика для списания задолженности по займу без использования платежного требования; - взыскания с заемщика на основании платежного требования остатка основного долга и вознаграждения по договорам займа сроки выплаты, которых еще не наступили; - несвоевременного исполнения платежного требования, помещенного в картотеку; - исполнения платежного требования при наличии распоряжения отправителя о его отзыве; - списания денег с банковских счетов созаемщиков по договорам банковского займа без использования платежного требования; - предъявления одновременно нескольких платежных требований в рамках одного договора банковского займа; - взыскания неустойки по договору банковского займа путем предъявления платежного требования; - несвоевременного исполнения указания по переводу денег; - предъявления платежного требования без приложения документов, на основании которых они предъявлены и без указания их реквизитов в назначении платежа.
По порядку обслуживания банкоматов выявлены нарушения, касающиеся: - несвоевременной выдачи денег банкоматом; - отсутствия камеры видеонаблюдения в банкомате.
В общей сложности за первый квартал общая сумма административных штрафов, предъявленных банкам за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила более 4 млн 500 тыс. тенге.
Источник: *Национального Банка РК (https://www.nationalbank.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |