| В частности, в правила внесены следующие изменения: в процедурном стандарте «Аудит финансовой отчетности», утвержденном указанным приказом: пункт 2 изложен в следующей редакции: «2. Целью аудита финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) является получение обоснованного подтверждения достоверности финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Аудиту финансовой отчетности подлежит консолидированная финансовая отчетность администраторов бюджетных программ, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме и по формам, установленным приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 15 мая 2025 года № 229 «Об утверждении Правил составления годовой консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета», и финансовая отчетность государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме, а также по формам, периодичности и Правилам составления и представления финансовой отчетности (далее - Формы, периодичности и Правила составления и представления финансовой отчетности), утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 15 мая 2025 года № 230 «Об утверждении форм, периодичности и правил составления и представления финансовой отчетности».»; пункт 54 изложен в следующей редакции: «54. Тестирование средств контроля проводится для получения аудиторских доказательств об эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств о наличии или об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности. Для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств необходимо процедуры проверки по существу выполнять по существенным классам операций, сальдо счетов и раскрытиям. Процедуры проверки по существу включают детальное тестирование и аналитические процедуры. Для получения аудиторских доказательств применяются следующие методы аудиторских процедур: изучение (инспектирование); наблюдение и осмотр; запрос и подтверждение; пересчет; аналитические процедуры; внешнее подтверждение; повторное выполнение. Инспектирование заключается в проверке внутренних или внешних записей или документов, в бумажной или электронной форме, или на прочих носителях информации, что обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности (в зависимости от характера и источника). Наблюдение и осмотр предоставляют собой аудиторские доказательства, полученные в ходе наблюдения за процессом или процедурой, выполняемой другими лицами. Например, наблюдение за деятельностью аудируемого объекта путем изучения документов (положения, учредительные документы, правительственные программы администраторов бюджетных программ, планы развития государственных органов и планы развития области, города республиканского значения, столицы, планы развития, планы мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, годовые планы государственных закупок, государственные инвестиционные проекты, невозвратные гранты, внутреннее кредитование, займы и иные). Запрос и подтверждение применяются как дополнение к другим аудиторским процедурам. Запросы бывают устными и письменными. Ответы на запросы представляют информацию, значительно отличающуюся от ранее полученной. Иногда ответы на запросы являются основанием выполнения дополнительных аудиторских процедур для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств. Пересчет включает проверку арифметической точности документов или записей. Например, проверка расчетов по заработной плате или резервов по неиспользованным отпускам. Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации. Аналитические процедуры проводятся для выявления рисков при планировании раскрытия информации необычных операций или событий, которые впоследствии оказывают влияние на финансовую отчетность. Аналитические процедуры включают: сопоставление информации за предыдущие периоды; сопоставление показателей элементов финансовой отчетности; изучения взаимосвязи между данными показателей финансовой и нефинансовой информации за аудируемый период; изучение взаимосвязи между элементами финансовой отчетности; анализ сальдо по счетам; анализ необычных операций. Внешние подтверждения используют в отношении значимых счетов.»; пункты 76, 77 и 78 изложены в следующей редакции: «76. Целью аудита денежных средств и их эквивалентов является формирование аудиторского мнения о достоверности и полноте информации, отраженной в финансовой отчетности. Государственный аудитор при проведении аудита денежных средств и их эквивалентов руководствуется: формами, периодичностью и Правилами составления и представления финансовой отчетности; приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 апреля 2025 года № 169 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях» (далее - Правила проведения инвентаризации); приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 апреля 2025 года № 170 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений»; приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2025 года № 187 «Об утверждении форм бухгалтерской документации для государственных учреждений» (далее - Формы бухгалтерской документации); приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2025 года № 191 «Об утверждении Учетной политики» (далее - Учетная политика); приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 мая 2025 года № 223 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» (далее - Правила ведения бухгалтерского учета); приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 мая 2025 года № 262 «Об утверждении Правил составления и предоставления бюджетной отчетности» (далее - Правила составления и предоставления бюджетной отчетности); приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 мая 2025 года № 272 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания на 2025 финансовый год» (далее - Правила исполнения бюджета); приказом Министра финансов Республики Казахстан от 26 июня 2025 года № 325 «О некоторых вопросах бюджетного кредитования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 36331); приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 июня 2025 года под № 328 «Об утверждении процедур казначейского исполнения бюджета и их кассового обслуживания, процедурами казначейского учета и мониторинга»; приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 июня 2025 года № 331 «О некоторых вопросах государственного, гарантированного государством заимствования, поручительств государства» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 36364). 77. Источниками аудиторских доказательств являются: индивидуальный план финансирования государственного учреждения по обязательствам и платежам; ежедневная выписка по проведенным платежам государственного учреждения/субъект квазигосударственного сектора по форме 5-15 согласно приложению 91 к Правилам исполнения бюджета; выписка по проведенным платежам на соответствующие счета получателей денег (по перечислению заработной платы и других денежных выплат работникам государственных учреждений/субъектов квазигосударственного сектора, стипендий, выплат физическим лицам на текущие счета или сберегательные счета получателей денег и социальных отчислений) по форме 5-15А согласно приложению 92 к Правилам исполнения бюджета; выписка с контрольного счета наличности (далее - КСН)/счета субъекта квазигосударственного сектора по форме 5-20 согласно приложению 54 к Правилам исполнения бюджета; выписка по счетам в иностранной валюте, специальным счетам внешних займов или связанных грантов, счетам к специальным счетам внешних займов или связанных грантов государственных учреждений по форме 8-17 согласно приложению 56 к Правилам исполнения бюджета; отчеты: отчет об исполнении плана финансирования по форме 4-20 согласно приложению 5 к Правилам составления и представления бюджетной отчетности, реестр восстановлений и переносов по форме 5-17 согласно приложению 105, остаток на КСН платных услуг по форме 5-30 согласно приложению 57, отчет об остатках на КСН платных услуг по форме 5-33 согласно приложению 55, отчет о состоянии КСН соответствующего бюджета по форме 5-34 согласно приложению 52, отчет об остатках на КСН платных услуг, благотворительной помощи, временного размещения денег, местного самоуправления, реконвертации внешнего займа или связанного гранта и счетах субъекта квазигосударственного сектора по форме 5-34А согласно приложению 59, отчет об остатках на счетах в иностранной валюте, специальных счетах внешних займов или связанных грантов, счетах к специальным счетам внешних займов или связанных грантов по форме 8-07 согласно приложению 58 к Правилам исполнения бюджета; книга КСН спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, счетов в иностранной валюте и специальных счетов, прочих денежных средств, финансовых инвестиций и финансовых обязательств по форме 292 согласно приложению 82 к Формам бухгалтерской документации; карточка аналитического учета плановых назначений и оплаченных обязательств по форме 294-а согласно приложению 72 к Формам бухгалтерской документации; книга учета денег от реализации товаров (работ, услуг) по форме 297 согласно приложению 92 к Формам бухгалтерской документации; книга «Журнал-главная» по форме 308 согласно приложению 108 к Формам бухгалтерской документации; мемориальный ордер 1 - накопительная ведомость по кассовым операциям по форме 381 согласно приложению 73 к Формам бухгалтерской документации; мемориальный ордер 2 - накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений по форме 381 согласно приложению 74 к Формам бухгалтерской документации; мемориальный ордер 3 - накопительная ведомость по учету денежных средств на КСН платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денежных средств, КСН местного самоуправления, КСН целевого финансирования, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам по форме 381 согласно приложению 75 к Формам бухгалтерской документации; кассовая книга по форме 440 согласно приложению 76 к Формам бухгалтерской документации; книга контроля использования наличных денег по целевому назначению по форме 453 согласно приложению 79 к Формам бухгалтерской документации; книга контроля использования наличных денег по целевому назначению, поступивших от платных услуг, спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, по местному самоуправлению, целевому финансированию по форме 454 согласно приложению 80 к Формам бухгалтерской документации; список для зачисления причитающихся денежных выплат на текущие счета по форме 456 согласно приложению 65 к Формам бухгалтерской документации; приходный кассовый ордер по форме КО-1 согласно приложению 67 к Формам бухгалтерской документации; расходный кассовый ордер по форме КО-2 согласно приложению 68 к Формам бухгалтерской документации; расчетно-платежная ведомость по форме 49 согласно приложению 54 к Формам бухгалтерской документации; счет к оплате, платежное поручение, чековые книжки, корпоративные платежные карты; журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме КО-3а согласно приложению 69 к Формам бухгалтерской документации; кассовая книга по форме КО-4 согласно приложению 70 к Формам бухгалтерской документации; инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по форме 401 согласно приложению 110 к Формам бухгалтерской документации; акты инвентаризации денежных средств и их эквивалентов; иные формы, предусмотренные для учета денежных средств и их эквивалентов; формы бюджетной отчетности. 78. Аудит учета денежных средств и их эквивалентов проводится на основании регистров бухгалтерского учета, являющимися источниками аудиторских доказательств. Изучив регистры бухгалтерского учета по денежным средствам требуется определить какие статьи подлежат обязательной проверке и к каким статьям требуется применить аудиторскую выборку. Для проведения аудиторских процедур государственному аудитору требуется установить наличие счетов объекта аудита в органах государственного казначейства и банках второго уровня, запросить выписки счетов на конец отчетного периода. Обязательной проверке подлежат все банковские счета объекта аудита. Государственный аудитор убеждается, что остатки по счетам денежных средств на начало проверяемого периода соответствует остаткам предыдущего периода.»; пункты 86 и 87 изложены в следующей редакции: «86. Государственному аудитору требуется проверить правильность учета операций по перечислению сумм с денежных счетов. При перечислении средств платежные документы следует сверить с выписками органов государственного казначейства, индивидуальным планом финансирования по платежам, проверить правильность отражения корреспонденции счетов. Государственному аудитору требуется удостовериться, что остатки суммы плановых назначений на конец отчетного года скорректированы на сумму неиспользованных плановых назначений. 87. Государственному аудитору требуется решить, какие статьи учета следует изучить внимательно и в каких случаях применить аудиторскую выборку и (или) аналитические процедуры, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемого низкого уровня. Государственный аудитор осуществляет сплошную или выборочную проверку платежных документов в зависимости от объема операций по счетам. Если количество ошибок и неправильно оформленных платежных документов превысит запланированное государственным аудитором допустимое количество ошибок (порог существенности), целесообразно увеличить выборку. Государственному аудитору требуется отбирать элементы выборки таким образом, чтобы каждый элемент генеральной совокупности имел одинаковую вероятность попасть в выборку. Генеральной совокупностью будут совокупность счетов к оплате и соответствующие им записи в мемориальных ордерах. Возможные ошибки и искажения возникают в результате отсутствия оправдательных документов к выпискам органов государственного казначейства или некорректной корреспонденции счетов по учету денежных операций.»; пункт 95 изложен в следующей редакции: «95. Источниками аудиторских доказательств являются: акты приема-передачи прав владения и пользования государственным пакетом акций акционерных обществ, акты приема-передачи прав владения и пользования государственной долей участия в товариществах с ограниченной ответственностью, акты приема-передачи государственной собственности; акты приема-передачи (перемещения) активов по форме ОС-1 Форм бухгалтерской документации, передаточные акты, справки о размере уставного капитала, уставы республиканских государственных предприятий, письма и приказы уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом, выписки органов государственного казначейства и платежные поручения о перечислении вкладов в уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора, накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги, справки, протоколы/решения субъектов квазигосударственного сектора о распределении прибыли, договоры займов, платежные поручения о перечислении части чистого дохода в бюджет, о погашении и обслуживании займов, инвентаризационные описи; свидетельство уполномоченного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг, о государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг); индивидуальный план финансирования по обязательствам и платежам государственного учреждения; многографная карточка по форме 283 согласно приложению 106 к Формам бухгалтерской документации; книга КСН спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, счетов в иностранной валюте и специальных счетов, прочих денежных средств, финансовых инвестиций и финансовых обязательств по форме 292 согласно приложению 82 к Формам бухгалтерской документации; карточка по форме 292-а согласно приложению 83 к Формам бухгалтерской документации; книга учета плановых назначений и расходов по форме 294 согласно приложению 71 к Формам бухгалтерской документации; книга «Журнал-главная» по форме 308 согласно приложению 108 к Формам бухгалтерской документации; мемориальный ордер 15 - накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций по форме 409 согласно приложению 93 к Формам бухгалтерской документации; мемориальный ордер 17 - накопительная ведомость начисления доходов от управления активами по форме 409-б согласно приложению 95 к Формам бухгалтерской документации; мемориальный ордер 19 - накопительная ведомость начисления операционных расходов по форме 458 согласно приложению 97 к Формам бухгалтерской документации; мемориальный ордер 21 - накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами по форме 458-б согласно приложению 99 к Формам бухгалтерской документации.»; Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением ряда норм. |