| ||||||||||||||||||||
|
|
|
23.12.2025 Признание сделок экономической концентрации ничтожными.
Бычкова Е.С., Консультант по юридическим и GR вопросам. К.ю.н.
В настоящее время в Мажилисе Парламента рассматривается проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты по вопросам конкуренции». Ряд поправок направлен на ужесточение контроля со стороны Антимонопольного органа за экономической концентрацией. Автор уже рассуждал в своей статье на тему несоответствия предлагаемых нововведений корпоративному законодательству (снижение размера приобретаемого пакета акций / долей участия с 50% до 25%) и необоснованности изменения понятия группы лиц с экономической точки зрения. Фокус настоящей статьи - оценка правового обоснования, а также правовых и практических последствий поправки по признанию экономической концентрации ничтожной при отсутствии согласия Антимонопольного органа. Действующий порядок выдачи согласий / признания недействительной экономической концентрации Экономическая концентрация - это характеристика экономического состояния конкретного товарного рынка. Изменение экономической концентрации в связи с различными действиями и сделками субъектов рынка может привести к нежелательным последствиям в виде ограничения конкуренции или возникновения монопольного положения субъекта. Предпринимательский кодекс РК (ст. 201) к экономической концентрации относит: 1) реорганизацию субъекта рынка путем слияния или присоединения; 2) приобретение лицом / группой лиц голосующих акций / долей участия в уставном капитале субъекта рынка; 3) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты уставного капитала основных производственных средств, нематериальных активов другого субъекта рынка; 4) приобретение субъектом рынка прав, позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности; 5) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности. Отдельные основания экономической концентрации являются сделками, а отдельные - действиями, что подтверждается ст. 200 ПК РК. Регулирование экономической концентрации является одной из мер предупреждения нарушений законодательства в сфере защиты конкуренции. Так, статья 200 ПК РК определяет, что согласие / уведомление Антимонопольного органа на совершение перечисленных сделок (действий) необходимо в целях предотвращения возникновения монопольного положения или ограничения конкуренции. В соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года № 202-V согласие (запрет) на экономическую концентрацию по всем основаниям, указанным в ст. 201 ПК РК относятся к разрешениям 2 категории Класса 1 (разрешения, выдаваемые на деятельность). То есть с точки зрения формы согласования со стороны уполномоченного органа разницы нет. Механизм оценки экономической концентрации и выдачи согласия / отказа определен Методикой оценки экономической концентрации на товарных рынках, утвержденной приказом Министра национальной экономики РК от 14 декабря 2017 года № 416. Проведение антимонопольным органом оценки экономической концентрации заключается не только в проверке пакета предоставленных документов, но включает экономические исследования: 1) проведение анализа состояния конкуренции на товарных рынках если лица, участвующие в сделке, реализуют взаимозаменяемые товары или при наличии признаков ограничения конкуренции; 2) расчет показателей ограничения конкуренции, при выявлении на одном и более товарных рынках возникновения или усиления ограничения конкуренции. В результате оценки АЗРК выдается либо согласие на экономическую концентрацию, либо запрет на осуществление сделок (действий), предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) п. 1 ст. 201 ПК РК или вынесение предписания об отмене сделок (действий) экономической концентрации, предусмотренных пп. 4), 5) п. 1 ст. 201 ПК РК. Пунктом 6 ст. 200 ПК РК установлено: «Экономическая концентрация, совершенная без согласия антимонопольного органа, которая привела к установлению монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа. Государственная регистрация, перерегистрация субъекта рынка, прав на недвижимое имущество, осуществленные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны в судебном порядке незаконными и отменяются по иску антимонопольного органа». Прежде всего, вызывает непонимание соотношение пункта 5 и второй части пункта 6 статьи 200 ПК РК: 1) пунктом 5 предусмотрено, что «государственная регистрация, перерегистрация субъектов рынка, прав на недвижимое имущество в случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 3) пункта 1 статьи 201 настоящего Кодекса, осуществляются Государственной корпорацией «Правительство для граждан» с согласия антимонопольного органа.» Подразумевается, что без заключения АЗРК о согласии на экономическую концентрацию регистрирующий орган не может совершить регистрацию; 2) пункт 6 же допускает возможность нарушения порядка регистрации со стороны государственного регистрирующего органа. Но вернемся к части первой статьи 200, которым предусмотрено условие, при обязательном наличии которого экономическая концентрация может быть признана недействительной - если она привела к установлению монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции. Такое условие соответствует подходам к регулированию экономической концентрации, которые отражены в разных положениях Предпринимательского кодекса: анализ товарных рынков в рамках компетенции по регулированию экономической концентрации проводится с целью определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности (п. 1 ст. 196 ПК РК); предварительное согласие АЗРК либо его уведомление со стороны субъектов об экономической концентрации требуется в целях предотвращения возникновения монопольного положения и (или) ограничения конкуренции (п. 1 ст. 200 ПК РК); экономическая концентрация запрещается, если она приводит к ограничению конкуренции (п. 10 ст. 208 ПК РК); если антимонопольным органом при рассмотрении уведомления о совершенной экономической концентрации будет установлено, что ее совершение привело или может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем возникновения или усиления доминирующего положения субъекта рынка, антимонопольный орган выносит предписание о необходимости отмены сделки (п. 2 ст. 209). Исходя из изложенного, можно сделать обоснованный вывод, что согласие Антимонопольного органа на экономическую концентрацию не является формальным регистрационным действием, а представляет собой комплекс процедур, направленных на предотвращение нарушения законодательства в форме установления монопольного положения или ограничения конкуренции, которое должно быть установлено Антимонопольным органом в ходе проведения экономических исследований. Запрещается экономическая концентрация только в том случае, если она привела или может привести к указанным негативным последствиям для конкуренции. Пунктом 6 ст. 200 ПК РК установлено: «Экономическая концентрация, совершенная без согласия антимонопольного органа, которая привела к установлению монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.» Компетенция АЗРК по вынесению субъектам рынка обязательных к исполнению предписаний о необходимости отмены сделок путем расторжения или признания их недействительными при регулировании экономической концентрации установлена подпунктом 22) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса. Нужно отметить пробел юридической техники - экономическая концентрация - это и сделки, и действия, а поскольку в пункте 90-6) прямо указано только на сделки, то в отношении действий, получается у АЗРК компетенции и нет)) Все приведенные положения Предпринимательского кодекса в части обусловленности запрета экономической концентрации только если она может привести к возникновению монопольного положения или ограничения конкуренции дает возможность субъектам рынка обжаловать действия АЗРК в судебном порядке и обосновывать, что экономическая концентрация не приводит к негативным последствиям, таким образом, сохранив возможность реструктуризировать свой бизнес, увеличить прибыль, выйти на новый рынок и пр. Предлагаемый Антимонопольным органом порядок признания экономической концентрации ничтожной В Законопроекте предлагается п. 6 ст. 200 исключить и дополнить статью пунктом 6-1 следующего содержания: «6-1. Экономическая концентрация считается ничтожной, если она совершена без получения согласия антимонопольного органа.» Указанная поправка не сопровождается уточнениями и корректировками других статей Предпринимательского кодекса, определяющих порядок действий Антимонопольного органа в рамках регулирования экономической концентрации, и поэтому вызовет следующий ряд пробелов в правоприменении. В своем обосновании к поправке АЗРК указывает на приведение норм Предпринимательского кодекса в соответствие со статьей 159 Гражданского кодекса РК: «Ничтожна сделка, совершенная без получения необходимого разрешения либо после окончания срока действия разрешения.» Но, как было указано выше - не все основания экономической концентрации являются сделками, часть из них - действия. То есть, к предлагаемая поправка не будет равно применима ко всем основаниям экономической концентрации. Как с этой точки зрения норма о ничтожности будет применяться на практике? Налицо непродуманность формулировок норм кодекса, аналогичная пп. 22) ст. 90-6. Есть возможность уйти в глубокие рассуждения о правильности формулировки «недействительность действий», но это уже совсем другая история))) Как было указано, поправка о признании экономической концентрации ничтожной вносится без уточнений других норм, определяющих порядок действий Антимонопольного органа в рамках регулирования экономической концентрации. Вопрос практический - как положение о ничтожности будет соотносится с перечисленными выше статьями Предпринимательского кодекса (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200, п. 10 ст. 208, п. 2 ст. 209), в которых указано, что экономическая концентрация запрещается только в том случае, если она может привести к возникновению монопольного положения и (или) ограничению конкуренции? Налицо внутренне противоречие между положениями одного раздела Предпринимательского кодекса, которое создает сам Антимонопольный орган. Действующая редакция п. 6 ст. 200 определяет, что «экономическая концентрация может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа» (оспоримая сделка). Предлагаемая же поправка определяет, что экономическая концентрация считается ничтожной при условии, что не получено согласование Антимонопольного органа. В соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса РК сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо по основаниям, прямо предусмотренным законодательными актами, независимо от такого признания (ничтожная сделка). То есть, сделка (но не действия) экономической концентрации будет считаться ничтожной не в связи с тем, что Антимонопольный орган будет признавать ее ничтожной и выдавать субъекту предписание или заключение или какой-то иной акт, а в силу закона -пункта 6 статьи 200 Предпринимательского кодекса. Основной риск, о котором говорили представители бизнеса во время обсуждения поправки на рабочей группе - ограничение возможности судебной защиты бизнеса. Если действующий порядок предполагает возможность оспаривания субъектами предписания АЗРК, а также возможность возражений на иск, то что будет оспаривать бизнес в случае, если сделки экономической концентрации будут признаваться ничтожными? АЗРК также будет выдавать предписания? Порядок не уточнен и на практике это вызовет хаос. Действующая редакция п. 6 ст. 200 определяет, что «экономическая концентрация может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа». Обязанность обращаться в суд и доказывать, что экономическая концентрация приведет к негативным последствиям и должна быть отменена/запрещена лежит на Антимонопольном органе. В случае же принятия поправки - бремя доказывания того, что экономическая концентрация может быть совершена перекладывается на субъектов рынка со всеми вытекающими последствиями, включая судебные расходы. Не нашла в законодательстве нормы, которая бы такое допускала. Буду рада комментариям под постами к настоящей статьей!
Выводы Все приведенные рассуждения требуют не глубоких теоретических знаний, а лишь внимательного системного анализа положений Предпринимательского кодекса, регулирующих отдельные вопросы компетенции Антимонопольного органа в рамках регулирования экономической концентрации. В связи с этим, недопонимание вызывала позиция Отдела законодательства Мажилиса Парламента РК, а также Министерства юстиции РК, которыми предлагаемая АЗРК поправка без внесения уточнений в ряд норм Предпринимательского кодекса, одобрена без комментариев. Мной, как общественным помощником Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также как экспертом по проведению научно-правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, неоднократно поднимался вопрос о низком качестве разрабатываемых проектов НПА и необходимости усовершенствования научно-правовой экспертизы и повышении значимости экспертных заключений в отношении проектов актов, что, соответственно, будет способствовать в целом повышению качества законодательства и будет гарантировать отсутствие коллизий. В связи с парламентской реформой планируется разработка пакета изменений в акты, регламентирующие нормотворческий процесс. В ближайшее время аппаратом Омбудсмена будут предложены меры, направленные на повышение качества законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |