|
|
|
Аннотация. В своей статье «Социальные корни, причины и условия, которые способствуют совершению разных видов правонарушений и преступлений» автор посредством раскрытия главных социальных причин и условий совершения разного рода правонарушений и преступлений в России показывает некоторые духовно-нравственные идейно-мировоззренческие, законодательные, управленческие и правоохранительные пути для снижения уровня их общественной опасности и количества, которые представляют собой серьёзную угрозу для необходимого сохранения конституционного правопорядка в России, а также для поддержания устойчивости самой российской государственности. Ключевые слова: социальные корни, причины и условия совершения преступлений, снижение уровни преступности, сохранение конституционного правопорядка в России. Annotation In his article «The Social Roots, Reasons and Conditions, Which Promote the Commission of Different Types of Offences and Crimes» the author by means of disclosure of the main social reasons and conditions of the commission of offenses and crimes in Russia, shows some spiritual, moral, ideological, world outlook, legislative, administrative and law-enforcement ways for the decrease of the level of its public danger and quantity, which represent serious threat for the necessary preservation of the constitutional law and order in Russia, as well as for the maintenance of stability of the very Russian statehood. Keywords: social roots, reasons and conditions of the commission of crimes, decrease crime rates, preservation of the constitutional law and order in Russia. Авторские данные: Борис Арташесович Осипян – к.ю.н., доцент, старший научный сотрудник отдела Конституционного права Института Законодательства и Сравнительного Правоведения (ИЗиСП) при Правительстве РФ. 2008-2011. Основная специальность – 12.00.01 – «Теория и история государства и права». УДК 340.12(075). E-mail: artos5@mail.ru artosboris7@gmail.com Author's data: Dr. Boris A. Osipian (PHD in Law) – The main specialty – 12.00.01 – Ph.D. in Law. Theory and History of the State and the Law. UDC 340.12(075). E-mail: artos5@mail.ru artosboris7@gmail.com
Социальные корни, причины и условия, которые способствуют совершению разных видов правонарушений и преступлений
«Худые сообщества портят нравы»[[i]].
Несмотря на то, что все врождённые и социально приобретённые духовно-нравственные, мировоззренческие и психологические недостатки и искажения в умах и душах людей [[ii]] невозможно восполнить и исправить только улучшением их внешних экономических и социально-бытовых условий, тем не менее, последние факторы играют определённо важную роль для законопослушного и ответственного их поведения во всех сферах их личной и социальной жизни [[iii]]. Например, чрезмерно скупого, жадного и корыстолюбивого человека-преступника вряд ли сделают сколько-нибудь честным, добросовестным и порядочным неожиданного подаренное ему большое богатство [[iv]]. В то же время достаточный для нормальной жизни материальный достаток и хорошие условия ежедневного быта могут большинство безработных и нищих людей предотвратить от разрушительных соблазнов совершения некоторых видов корыстных преступлений: краж, грабежей, разбойных нападений, получения взяток в целях физического выживания и необходимой материальной поддержки своей семьи [[v]]. Причинами совершения того или иного преступления может стать также и социальная среда обитания конкретного человека, так называемые «грехи общества» [[vi]]. Безбожный, бездуховный, безнравственный и беспечный образ жизни современного российского общества постепенно деформирует личности многих представителей подрастающего поколения, которые по известным причинам не имеют особой тяги к общеобразовательному и профессиональному образованию, производительному труду для личного и общественного блага, а также долгосрочных жизненных перспектив. Именно этим и обуславливается порождение и усугубление многих социальных проблем и затяжных личных и социальных кризисов, из которых нелегко выходить без наличия в обществе твёрдых духовно-нравственных идей, ценностей, целей, принципов, проистекающих из искренней веры в Бога-Создателя, лучшей надежды и всепобеждающей любви. Когда мы говорим о социально-бытовых причинах и условиях, которые порождают и содействуют росту уровня преступности, то мы не должны забывать о том, что наше окружение является лишь видимым общим отражением нашего невидимого внутреннего, личного душевного движения, направленного или беспечного содержания. Дело в том, что люди сознательно или неосознанно создают своё окружение так, что каковы люди – таково, как правило, и присущее им их соответствующее окружение. Только впоследствии эта созданная самими людьми внешняя или окружающая социальная среда положительно или отрицательно обратно воздействует и влияет на их внутренний личный мир, на их чувства и мысли, цели и намерения, мотивы и волевые поступки, на их умышленные и неосторожные действия или равнодушное бездействие [[vii]]. В этом контексте все проблемы и противоречия в наших родных семьях, общеобразовательных школах, долговременных трудовых коллективах, этнических группах, национальностях, народах, религиозных объединениях, государствах и во всём человеческом роде проистекают из наших внутриличностных разладов, конфликтов и противоречий, из того, что наши разнообразные и смешанные чувства пребывают и действуют не в ладу с нашими осознанными целями, желаниями, мыслями, действиями и образом повседневной жизни в целом [[viii]]. Именно наша духовная и душевная суматоха, неустроенность, умственная и волевая несогласованность (дисгармония), непонимание окружающего нас мира и произвольная детская мечтательность, приводят всех нас ко всякого рода заблуждениям, суеверию и недоразумению, к совершению греха и преступления [[ix]]. В свой время русский исследователь Е.Н. Тарновский, подчёркивая социальную обусловленность совершаемых правонарушений и преступлений, верно заметил следующее: «Борьба с экономической нуждой главной массы населения – в особенности в периоды обострённых кризисов, является в то же время одной из необходимых мер и борьбы с преступностью. …Другая основная причина преступности – пьянство, соединённое с невежеством народа, и отсутствие более или менее культурных развлечений во время отдыха» [[x]]. Стало быть, искать основные причины бесконечного множества ежедневно совершаемых в мире преступлений только во внешних факторах (природно-климатических, географических, этнических, культурологических, экологических, экономических, политических и т.д.) является довольно наивным и неразумным увлечением и глубоким заблуждением, так как духовно, нравственно образованных, порядочных, законопослушных и в то же время невежественных, лицемерных, злоумышляющих и преступных людей можно легко встретить во всех географических широтах, этносах и политико-экономических режимах политически организованных обществ [[xi]]. Думая и действуя в таком понимании причин и социальных условий совершения многоразличных преступлений, мы, прежде всего учёные люди и государственные политики, не должны затеряться в дурной бесконечности всяких действительных и придуманных нами, поверхностно и произвольно систематизированных мнимых причинах и криминогенных факторах (рабовладельчество, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм, тоталитаризм, либерализм, демократизм), которые, как минимум, бесполезны и не могут пролить света ясности на изучаемые нами проблемы, и, более того, могут нас ввести в непроторённые ещё лабиринты новых проблем, из которых изначально нет никакого реального выхода [[xii]]. В этой связи нам представляется, что любые научные и эмпирические исследования глубинных причин преступности как личностного и социального явления должны помогать нам практически решать те проблемы, перед которыми мы стоим, а не ещё более усложнять и ухудшать то положение духовно-нравственной безысходности [[xiii]], в котором ныне мы уже долго пребываем и, увы, продолжаем находиться. Некоторые неравнодушные к судьбе России мыслящие люди небезосновательно считали, что большинство правонарушений и преступлений совершаются не столько от географических, климатических и иных явлений, сколько от дурного воспитания, политического неустройства жизни общества, несправедливых социальных отношений, которые духовно и нравственно развращают людей и порождают в них душевную праздность, физическую лень, хроническую злобу, зависть, лицемерие, своекорыстность и властолюбие [[xiv]]. Например, когда мы говорим, что такие преступления, как убийства с целью ограбления или кражи, в основном обусловлены социально-экономическим неравенством богатых эксплуататоров и эксплуатируемых ими бедных и нищих слоёв населения, то мы в то же время не должны забывать и о том, что не только доведённые своей бедностью до отчаяния люди совершают преступления по причине необходимого своего физического выживания или обеспечения своего материально-бытового благосостояния, но нередко такими убийцами из корыстных побуждений могут стать и очень материально, социально и политически состоятельные и весьма богатые люди, которые неотступно желают стать ещё более богатыми, социально известными и ещё более влиятельными лицами [[xv]]. Поэтому причинами совершения разного рода правонарушений и преступлений могут стать как унаследованные и социально обусловленные личностное неправомерное мировоззрение, противоправные мотивы и намерения человека, жаждущего приобретения ещё большего материального богатства, власти, известности и высокого социального положения, так и внешняя нужда голодного и обездоленного человека, который из естественного своего желания физически выжить или помочь материально своей семье вынужден совершить кражу или ограбить богатого человека, сознавая то, что он совершает противоправное, общественно опасное и государством наказуемое деяние – преступление [[xvi]]. При всём этом нетрудно заметить, что подавляющее большинство материально богатых и властных людей когда-то стало таковым не только и нес столько благодаря своему трудолюбию и организованности своей жизни, сколько по причине неодолимой бездуховной страсти к мирским богатствам и привилегиям, зависти и стремления не быть хуже соседа или товарища по работе, безнравственного желания властвовать над другими и ещё более стать богатым для беспечной старости, спокойного бытового доживания [[xvii]]. По наблюдениям мудрых людей всех народов и во все времена, духовно и нравственно невежественные и необразованные люди с рабской психологией не столько мечтают о своей личной ответственной свободе, сколько о том, как бы скорее иметь своих рабов, чтобы на их фоне казаться себе и показать другим ту неправду и заблуждение, что они реально свободны и достойны общественного уважения и почитания. Так что многие люди богатыми не рождаются, а становятся по причине своего корыстолюбия, зависти, боязни быть порабощённым кем-то другим, тщеславия, властолюбия и других духовно-нравственных пороков [[xviii]]. Готовыми преступниками не рождаются, но становятся в обществе по причине всех тех личных душевных изъянов и пороков (безбожности, безнравственности, зависти, склонности к наживе, к власти над другими людьми, к славе), которые они наследуют у своих повреждённых «первородным грехом» прародителей и родителей и которые они в себе неустанно развивают в течение своей жизни. Судебная статистика показывает, что богобоязненные, нравственно воспитанные и образованные люди, которые в основном заботятся о смысле своей жизни, о своём духовном призвании и жизненном предназначении, несравненно реже совершают преступления, нежели те люди, которые без веры в Бога, без осознания смысла неизменных Божественных заповедей и государственных законов, всё время мечтают и заботятся не о спасении своей души в вечной жизни, но о «завтрашнем дне», надеясь на свои материальные и социальные возможности: деньги, высокое положение в государстве и обществе, личную известность и мирскую славу. Поэтому для выявления основных причин и условий совершения различных преступлений [[xix]] намного более полезно не столько и не только мечтательно думать и наукообразно гадать о том, почему и из каких мотивов совершено то или иное преступление (как говорится, чужая душа - потёмки), сколько глубоко задуматься над тем, почему многие люди, имея все возможности совершать разные преступления, или находясь в крайней материальной нужде, предпочитают не совершать преступления, заботясь о своей чести и богоданном достоинстве, надлежащим уважении себя и необходимом общественном приличии, о душевном спокойствии и, наконец, о постоянном здоровье в условиях социального правопорядка конечном спасении своей души в вечной жизни [[xx]]. Именно поэтому становится ясным то, что ведущая роль духовно-нравственного воспитания и наставничества людей изначально и традиционно отведена религиозным объединениям и организациям людей во всех народах и государствах. Одна только наука и научное, в частности, криминологическое знание недостаточно для борьбы с причинами нарастающего уровня современной преступности [[xxi]], но только, повседневное и систематическое сотрудничество духовных воспитателей, наставников, руководителей с учёными правоведами, государственными законодателями, правителями, правоохранителями, судьями, тюремными и административными надзирателями и исправителями может принести положительные результаты, существенно изменяющие характер, степень общественной опасности и количество совершаемых преступлений [[xxii]]. Для того чтобы основательно разработать современные методы борьбы с преступностью прежде всего необходимо научно выявлять объективные и субъективные причины совершения многоразличных преступлений и условия, которые способствуют их совершению. Вовсе не случайно в части 2 статьи 73 УПК РФ содержится упоминание о том, что в своей деятельности правоохранительные органы обязаны также «выявлять также обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений». Говоря о социальных условиях, которые способствовали совершению тех или иных преступлений, академик В.Н. Кудрявцев в своё время справедливо вопрошал: «…А были ли у преступника иные возможности для полноценной, честной жизни?» [[xxiii]]. Он приводит в пример эпизод из романа великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого, в котором на вопрос путешествующего и изучающего быт и нравы россиян англичанина о причинах нарушения осуждёнными каторжанами закона государства один безграмотный нищий старик, ссылаясь на борьбу Бога-Христа и антихриста, по здравому смыслу и житейской мудрости своей отвечает так: «Им нужно в поте лица хлеб есть, а он их запер, как свиней, без работы, чтобы они озверели. …Закон! – презрительно повторял старик. – Прежде ограбил всю землю, всё богачество у людей отнял, под себя подобрал, всех побил, какие против него шли, а потом закон написал, чтобы не грабили, да не убивали. Он бы прежде этот закон написал» [[xxiv]]. Иными словами, этот старик добросовестно высказывал иностранцу свою убеждённость в том, что осуждённых каторжан на преступления толкнули те, кто представляет собой государственную власть. По верному мнению академика В.Н. Кудрявцева, «справедливое общественное устройство – это единственный путь, на котором не понадобятся никакие тюрьмы, казематы, да и сами юридические стратегии» [[xxv]]. И он, естественно, был прав. Известный российский правовед А.М. Яковлев верно подметил, что преступления совершаются в обществе «благодаря обществу и в связи с условиями этого общества» [[xxvi]]. По его мнению, одной из этих причин является то, что «социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях социальных институтов» [[xxvii]]. О социальных причинах преступности Б. Коваль пишет следующее: «Поверхность бытия современной цивилизации покрыта толстым слоем зловонной ряски бездуховности и паразитизма. Всё здоровое, светлое в душе и сознании человека омертвляется, искажается, выворачивается наизнанку. Любовь превращается в секс, дружба в партнёрство, правда в компромат, обман в политику, криминал во власть… В итоге бездуховность и агрессия, эгоизм и пустота, бессмысленность и скука разлагают личность и общество, окутывают их ядовитым туманом пессимизма, враждебности и в перспективе коллективного психоза» [[xxviii]]. И это то, что мы, к сожалению, сегодня имеем. По мнению, академика В.Н. Кудрявцева, другой существенной причиной совершения преступлений и общего роста преступности в российском обществе является привычный недобропорядочный образ жизни многих людей, в особенности тех, кто управляет государственными учреждениями и бизнесом: «Ни государство, ни гражданское общество капиталистического типа… не выполняют социальных функций, провозглашённых Конституцией РФ, или выполняют их из рук вон плохо. По этой причине нет оснований ни удивляться, ни, тем более, возмущаться существованием в стране преступности и преступников, коль скоро сам образ жизни людей, призванных использовать социальные институты цивилизованного общества, не соответствуют провозглашённым идеалам. …Образ жизни не только способствует преступлениям, но часто сам в них выражается. Преступное поведение – это и есть образ жизни довольно значительного круга людей, причём не только профессиональных преступников, …карманного вора или мошенника, но и государственного чиновника-коррупционера, и нечестного предпринимателя, уклоняющегося от уплаты налогов, и олигарха, высасывающего жизненные соки из естественных монополий» [[xxix]]. В этом аспекте, по мнению А.И. Александрова, преступность в российском обществе представляет собой «массовое решение людей своих проблем с нарушением уголовного запрета» [[xxx]]. Условиями совершения экономических правонарушений и преступлений являются монополизация рынков производства и потребления [[xxxi]], безудержный рост денежной инфляции, разрушенная система общественного контроля общества за деятельностью государственных чиновников, безработица, традиционное для российских чиновников казнокрадство, лихоимство, взяточничество, чванство, волокита, разобщённость государственных органов власти и управления, неспособность правомерного самоуправления, склонность населения к подкупу чиновников, законодательный «лоббизм» и произвол, непотизм (кумовство и покровительство при приёме на работу и определении размера оплаты труда) [[xxxii]], рост цен на товары первой необходимости, необоснованно низкая оплата труда добросовестных работников, которая вынуждает их искать нелегальные источники доходов для выживания и материального содержания своей семьи. По наблюдениям отечественных криминологов, страсть к деньгам, корыстолюбие, дикость и примитивность человеческого поведения становятся нормой повседневного выживания и существования неуклонно растёт среди подрастающего поколения россиян [[xxxiii]]. Одной из существенных субъективных причин совершения разного рода правонарушений и преступлений является не совсем продуманная социальная политика современного государства по сокращению роста безработицы и улучшений условий жизни россиян. Так, например, по статистическим данным, только в Москве ежегодно задерживается более 50 тысяч бродяг,[1] которые по причине отсутствия у них постоянного места жительства и работы вынуждены добывать средства для пьянства и собственного физического выживания мелкими кражами, грабежами, разбоями, попрошайничеством, проституцией [[xxxiv]]. Заметим, что среди этих несчастных, социально «униженных и оскорблённых», немало малолетних детей, женщин, больных, инвалидов, престарелых, которые остались без надлежащей социальной помощи государства, без средств к существованию и без крыши над головой. Они уже не способны к какому-либо полезному труду и не желают вообще трудиться, так как привыкли к паразитическому и преступному образу своего нищенского существования. По моим личным наблюдениям, ряды этих обречённых на болезни и неизбежную смерть людей, собирающихся на станциях вокзалов, метро, подвалах и т.д. постоянно сменяются и пополняются новым поколением современных бродяг, которых, как правило, неизбежно ждёт такая же безысходность и печальная доля [[xxxv]]. Растущий уровень массовой безработицы и нищеты большинства работающего и неработающего населения России, по мнению учёных и большинства россиян, вызвана незаконной и грабительской приватизацией нынешними «властными олигархами» государственной и общественной собственности и криминальной монополизацией всего производственного потенциала России. По оценкам специалистов, только по двенадцати сделкам по залоговым аукционам было распылено более ста миллиардов долларов общественной собственности (земли, недра, леса, природные ресурсы, запасы нефти, газа, заводы, фабрики и т.д.), которые скрыто или открыто по-воровски присвоили стоящие у высшей власти «свои люди». Для того чтобы узаконить и удержать у себя эти богатства, эти изначально духовные и нравственные банкроты, «богатые попрошайки, казнокрады и узаконенные воры» [[xxxvi]] затеяли серию дел о своём заказном в бессовестных и продажных арбитражных судах имущественной нищете и банкротстве [[xxxvii]]. После преступной приватизации народного имущества пришедших через «демократические и свободные выборы» к высшей политической власти государства «гениев криминального бизнеса» некогда прибыльные государственные предприятия вдруг стали убыточными и упразднили сотни тысяч рабочих мест. Растущая массовая безработица, очень низкие зарплаты трудящихся, рост рыночных цен, инфляция и вытекающая из всего перечисленного растущая материальная нужда подтолкнула сотни тысяч обманутых, обделённых и обездоленных людей на совершение краж, мошенничеств, грабежей и иных насильственных преступлений [[xxxviii]]. По разным оценкам, если по совершенно ясным соображениям безработными считать также значительную часть государственных и муниципальных служащих, низкий размер зарплаты которых не достаточен для обеспечения себе и членам своих семей необходимого прожиточного минимума, в России до сорока миллионов безработных [[xxxix]]. Этим также обусловливается неуважения огромной массы людей к органам государственной власти и управления, а также нежелание ими принимать участие в борьбе с массово совершаемыми преступлениями, имеющими корыстную мотивацию [[xl]]. Некоторые зарубежные социологи права и криминологи справедливо полагают: «Преступность находится в прямой связи с условиями жизни общества. Именно их и надо менять, коль скоро мы хотим остановить беззаконие» [[xli]]. Следовательно, необходима разработка общих мер социальной профилактики и предупреждения преступности: существенное повышение общего уровня социальной жизни, уровня духовно-нравственного воспитания и образования, улучшение жилищно-бытовых условий жизни людей, их трудоустройства, питания, ликвидация всех форм социальной несправедливости и эксплуатации отдельных социальных слоев, защита конституционных прав и свобод каждого члена общества [[xlii]]. Большинство правонарушений и преступлений совершаются по причине отчаянного положения и безрадостной жизни социально обделённых и отверженных людей, которые видят роскошь и расточительство, несправедливость и равнодушие богатых и высших слоёв общества в отношении бедных и необразованных людей, которые едва сводят концы с концами. Отсутствие, или недостаток духовности, неверие, безнравственность, чувство зависти и ненависти у бедных и необразованных людей к богатым и обеспеченным хозяевам жизни, их стремление сразу приобрести богатство и высокое социальное положение порождают в общество многочисленные пороки и преступления: праздность, лицемерие, проституцию, обман, злобу, кражи, мошенничество, насилие, разбои, убийства, массовые беспорядки, революции, гражданские войны и т.д. [[xliii]] Всё это усугубляется тем, что социально «униженные и оскорблённые» слои общества, видя, несправедливость, продажность, взяточничество и произвол государственных чиновников и без честного труда разбогатевших людей, начинают различным образом выражать своё обоснованное недовольство социальными порядками и условиями жизни. Не следует забывать, что совершение преступления является лишь одной из форм социального протеста нищих и лишённых человеческого достоинства низших слоев общества на равнодушие и произвол высших слоёв общества и представителей государственных органов. По сути дела государство с его политикой и общество с его нравами в какой-то мере являются побудителями преступлений и одновременно карателями правонарушителей. Как справедливо отмечал в своё время академик В.Н. Кудрявцев, «каково общество – таков, по общему правилу, и живущий в нём человек, будь то преступник или борец с преступностью. …Чтобы снизить уровень правонарушений, надо изменить многие стороны жизни современного общества… - от экономики и политики до нравственной культуры. …Не менее двадцать процентов россиян живут ниже уровня бедности, а безработица достигает тринадцати процентов» [[xliv]]. Борьба с преступностью бедных слоёв населения, очевидно, требует существенного государственно-политического выравнивания социально-бытового уровня жизни различных слоёв российского общества [[xlv]]. Однако в качественном отношении, которое можно охарактеризовать объёмом причинённого ущерба, преступность представителей богатых слоёв населения ни с какой другой не сравнима. Через руки членов преступных группировок и богатых «одиночек» из страны утекают миллиарды рублей» [[xlvi]]. В этой связи американский криминолог Э. Шур в своё время писал: «…Если уж быть до конца откровенным, наши попытки бороться с ними (авт. – преступлениями) после их совершения (равно как и усилия «исправить» осуждённых преступников) нельзя назвать успешными» [[xlvii]]. Для устранения вопиющего искусственно созданного социального неравенства и раздирающего государство несправедливости в российском обществе А.И. Алексеев предлагает целый ряд политико-экономических мер, которые должны быть неотложно приняты самими государством: сокращение безработицы, разумное распределение государственной собственности вместо произвольной её приватизации (говоря по-народному, «прихватизации»), жёсткий бюджетный контроль, контроль за доходами и расходами своевольных государственных чиновников и примазавшихся к публичной власти олигархов и т.д. [[xlviii]]. По мнению некоторых отечественных авторов, «во время экономических кризисов наступает политическая нестабильность, государство теряет некоторые из важнейших механизмов контроля и управления обществом, нарушение законов становится для части граждан необходимым условием выживания, в результате наступает аномия и общий упадок нравов, легко коррумпируется чиновничий аппарат, включая правоохранительные органы» [[xlix]]. Реальная неспособность и слабость государственной власти переходит в силу коррумпированных чиновников и олигархов – во власть элитного криминалитета - и порождает падение социальных нравов и порядка. Население теряет доверие к органам государственной власти и начинает самоуправствовать, начинается своеобразная «война всех против всех», и каждый пытается в условиях анархии и хаоса урвать себе кусок побольше посредством обмана и насилия. При таких обстоятельствах установленный государством закон постепенно начинает терять свою реальную силу, а грубая сила начинает приобретать форму закона. Образуется благоприятная среда для роста преступности, а власть имущие и богатые преступники, чувствуя свою безнаказанность, усугубляет криминогенное состояние общества [[l]]. Одним из форм противоправного социального протеста на злоупотребления официальных властей является такое тяжкое преступление, как массовый терроризм. В современной государственно-коррумпированной, финансово-спекулятивной и банковско-ростовщической России, от ежедневно совершаемых преступлений, обусловленных высоким уровнем безнравственности, безработицы и социальной несправедливости[2], страдает и умирает не меньше людей, нежели в годы кровавых революций и братоубийственных гражданских войн [[li]]. В России, где проживает более ста национальностей и народностей, поддержание чувства уважения к верованиям, культуре и обычаям разных народов и национально-государственных образований (например, десятков народов Северного Кавказа) и социальной справедливости имеет исключительно важное значение, так как без этого Россия обречена на постоянный рост уровня преступлений, в том числе и многочисленных террористических актов,[3] совершаемых на почве конфессиональной и национальной нетерпимости и вражды. Представляется, что такой рост уровня совершаемых тяжких преступлений в России, в конечном счёте, может привести её к необратимому развалу и неконтролируемому разрушительному общественному хаосу и беспорядку. Заметим, что, помимо прочего, причинами совершения преступлений в виде террористических актов могут быть также естественное стремление того или иного народа сохранить свою конфессиональную и национальную самость, этническую идентичность, язык, религиозные и традиционные обычаи и культуру. Нередко такой неправомерный протест против идеологической и политической несправедливости основывается не на всепобеждающей духовно-нравственной силе своего национального бытия, а на использовании неправомерной силы устрашения государственных политиков оружием, насилием и убийствами инициативных граждан [[lii]]. Согласно верному мнению некоторых отечественных исследователей, для преодоления террористических угроз в России, прежде всего, необходимо выявление причин и условий их формирования, что по разным политико-идеологическим соображениям официальных властей не всегда делается [[liii]]. Независимо от личных мотивов и целей террористов во всех подобных случаях совершается неправомерный и разрушительный протест наиболее активных и организованных социальных элементов[4] против государства и законопослушных российских граждан, которые более всего страдают от систематически совершаемых террористических актов [[liv]]. Современные террористы в России наподобие политических партий также ратуют за своё политическое влияние в государстве и пытаются под прикрытием религиозных и националистических лозунгов представится всему человечеству в качестве великих миссионеров, которые заботятся о благе различных народов и всего человечества. Именно ради этих целей многие национальные и международные террористы жертвуют своими и чужими жизнями, показывая своё духовно-нравственное превосходство перед правителями разных государств, которые, по их мнению, своекорыстно (нравственно испорчено, т.е. коррупционно) обрекают целые народы на нищету и жалкое выживание [[lv]]. Представляется, что для окончательного решения проблемы борьбы с коррупцией и терроризмом необходимо существенное изменение проводимой государством официальной политики в сфере разрешения глубоких национально-конфессиональных и социальных противоречий, преодоление безбожных и безнравственных мировоззренческих предрассудков некоторых высокопоставленных церковных и государственных мужей, которые подводят их и управляемый ими народ к нечеловеколюбивой и унизительной для достоинства человека пагубной психологической предрасположенности и трудно скрываемому разделению (дискриминации) российского общества на два враждебных друг другу и непримиримых лагеря - «наших» во власти и «чужих» в поневоле. При этом профессиональным террористам нередко удаётся убедить наиболее неблагополучные слои населения в своём идеологическом превосходстве над представителями светской власти многих государств и международных правительственных организаций, которые злоупотребляют своим высоким должностным и служебным положением и обрекают на вымирание миллионы нищих и обездоленных собственных граждан [[lvi]]. Примечательно то, что террористы различных уровней вызывают не только скрытую, но и явную симпатию некоторых государств и международных религиозных объединений, которые всячески поддерживают своих мучеников-спасителей [[lvii]]. В определённом контексте, организованный терроризм и организованная коррупция государственных чиновников в разных государствах имеют очевидную взаимообусловленность, поскольку преступления террористического характера, как и прочие преступления, являются своеобразной реакцией и протестом против социальной несправедливости, эксплуатации человека над человеком, народов над народами, против коррумпированности и произвола со стороны властей, которые унижают человеческое достоинство своих обездоленных граждан. По мнению известного российского криминолога Ю.М. Антоняна, «террористы-самоубийцы своей добровольной гибелью пытаются обессмертить себя: они уже существуют как бы не в здешней жизни» [[lviii]]. Мотивами и причинами террористических актов являются религиозно-националистические убеждения, направленные против международно-организованных сверх богачей, которые узурпировали политическую власть на так называемых демократических выборах и навязывают свою неправомерную и корыстную волю всем народам земли, выдавая себя за «сглобализировавшихся» благодетелей всего человечества. По мнению некоторых зарубежных исследователей, международный терроризм вызван также неравномерным распределением природно-материальных ресурсов между бедными и богатыми странами, общей несправедливости и неравенства между различными народами, перенаселённость больших городов и общая духовно-нравственная деградация людей, которые создают международную напряжённость, злобу, ненависть, агрессивность и условия для совершения террористических актов в разных точках земли [[lix]]. В этой связи представляется, что ведущим духовным лидерам, правовым идеологам и правителям Российского государства всех уровней необходимо без самообмана и лицемерия [[lx]], показного патриотизма и лукавства, добросовестно и серьёзно задуматься над реальными причинами такой ужасной формы социального протеста, который постоянно повторяется в России в течение последних двух десятилетий. Только глубокое знание этих причин и добросовестное служение своему народу могут сделать их действительно способными найти соответствующие правомерные и целесообразные способы целеустремлённой борьбы с этим угрожающим всему российскому обществу пока ещё до конца не преодолимым злом, которое предусмотрено статями 205, 206 и 207 УК РФ. По мнению бывшего Президента «Римского клуба» А. Печчеи, причинами многих подобных преступлений являются «кризис понятия власти, доверия к ней, а также её полномочий и законности в условиях хаотически меняющегося общества, наличие в ряде крупных городов связей между организованной преступностью и представителями политической власти..., бессилие власти и закона, …подспудное недовольство жизнью, превращающееся в откровенное насилие» [[lxi]]. Именно общее падение нравов отдельных правителей, народов и всего человечества, а также вытекающая из этого социальная несправедливость являются благоприятной почвой для деятельности транснациональных террористических организаций и региональных преступных кланов и иных местных мафиозных структур [[lxii]]. Некоторые российские социологи права и криминологи [[lxiii]] для окончательного решения проблемы борьбы с терроризмом небезосновательно предлагают существенное изменение проводимой государством официальной идеологии и политики в области преодоления глубоких национально-конфессиональных и социальных противоречий: преодоление безбожного и безнравственного мировоззренческого предрассудка у некоторых высокопоставленных церковных и государственных мужей, нечеловеколюбивой и унизительной для достоинства человека пагубной психологической предрасположенности к производству фактической дискриминации,[5] социальной несправедливости, постоянно растущего уровня массовой безработицы, коррупции во всех высших и низших органах государственной власти и управления и т.п.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |