15.01.2025
Мажилис одобрил в первом чтении законопроект по вопросам противодействия коррупции
Мажилис одобрил в первом чтении законопроект по вопросам противодействия коррупции. Поправки вносятся в три кодекса и пять законов, сопутствующим проектом - в Кодекс об административных правонарушениях. Большая часть законодательных новшеств направлена на реализацию Концепции антикоррупционной политики.
Одной из ключевых инициатив законопроекта является введение уголовной ответственности за требование, обещание или предложение взятки. Этот вопрос стоит на повестке более 15 лет. О необходимости принятия соответствующих законодательных мер было указано в Конвенции ООН против коррупции, которую Казахстан ратифицировал ещё в мае 2008 года. Подобные рекомендации содержатся и в отчётах экспертов Организации экономического сотрудничества и развития.
Признание договорённости о взятке оконченным преступлением будет иметь ярко выраженный профилактический эффект, что позволит пресекать взяточничество до причинения ущерба государству. Теперь соответствующие статьи Уголовного кодекса будут иметь следующие названия: статья 366 УК «Требование или получение взятки», статья 367 УК «Предложение, обещание или дача взятки».
Кроме того, будет усилена административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений. В настоящее время они наказываются штрафом в размере 750 МРП за предоставление вознаграждения чиновникам по статье 678 КоАП. Новая редакция данной статьи предусматривает санкции в виде кратных штрафов по аналогии со статьёй 367 УК (Дача взятки). Штраф составит от 30- до 60-кратной суммы материального вознаграждения, предоставленного от имени или в интересах юридического лица, в зависимости от размера вознаграждения.
В Казахстане появится публичный реестр коррупционеров
Вводится публичный реестр коррупционеров, который будет нести функцию профилактического инструмента. Его главная цель - формирование в обществе нетерпимости к коррупции с применением общественного доверия.
Реестр будет содержать сведения об осуждённых за совершение тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений. Основанием для включения в него будет выступать вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Исключение станет возможно на основании вступления в законную силу оправдательного приговора и погашения судимости.
Реестр будет вестись Агентством по противодействию коррупции и размещен в общем доступе на сайте ведомства.
За предоставление незаконного вознаграждения введут уголовную ответственность
Для эффективного выявления дел по статье 247 УК (Получение незаконного вознаграждения) должен применяться весь арсенал оперативно-розыскной деятельности, задействованный при проведении досудебного расследования по статье 366 УК (Получение взятки). Для этого законопроектом предусмотрены поправки в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», предоставляющие возможность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления фактов получения незаконного вознаграждения при наличии признаков вымогательства.
Также Уголовный кодекс дополняется новой статьёй 247-1, которая предусматривает ответственность за предоставление незаконного вознаграждения. Это позволит по аналогии со взяточничеством привлекать не только тех, кто берёт, но и даёт незаконное вознаграждение.
Антикоррупционная служба наделяется полномочиями по осуществлению расследования наравне с органами МВД по делам о получении и предоставлении незаконного вознаграждения.
Полицейских будут наказывать за административные коррупционные правонарушения
Сотрудники специальных и правоохранительных органов будут нести административную ответственность за совершение административных коррупционных правонарушений. В настоящее время согласно статье 32 КоАП совершение сотрудниками силовых органов при исполнении служебных обязанностей любого административного правонарушения, за исключением военнослужащих, влечёт только дисциплинарную ответственность.
Кроме того, будет усилена административная ответственность госслужащих и приравненных к ним лиц за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность со 100 до 200 МРП. А лица, совершившие коррупционные преступления, принятые на госслужбу до законодательного запрета приёма на работу коррупционеров (до 2005 года), будут ограничены в дальнейшем продвижении по службе.
При этом увеличивается срок давности по административным коррупционным правонарушениям, совершённым физическими лицами - до 3 лет (ранее до 1 года), юридическими лицами - до 5 лет (ранее до 3 лет).
Порядок решения конфликта интересов на госслужбе и в квазигоссекторе пропишут в законе
В рамках поправок Закон «О противодействии коррупции» дополняется новой главой «Конфликт интересов». В ней регламентирован порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов госслужащими и их руководителями.
Сообщения о конфликте интересов в госорганах будут рассматривать уполномоченные по этике, в квазигосударственных организациях - антикоррупционные комплаенс-службы, а при их отсутствии - кадровые службы. По итогам рассмотрения они должны предоставить руководству органа или организации рекомендации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов или заключение о его отсутствии.
За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за осуществление должностных полномочий при его наличии будет установлена административная ответственность. При этом акты, договоры или другие решения, изданные или заключённые в условиях конфликта интересов, будут отменены или признаны недействительными.
Кроме того, вводится декларирование личных интересов. Граждане, которые поступают на государственную или связанную с выполнением госфункций должность, должны предоставить в кадровую службу декларацию о личных интересах. Порядок её заполнения будет определяться актом Правительства.
Также на уровне закона регламентируется обеспечение независимости антикоррупционной комплаенс-службы.