В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» утверждены Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для операторов почты, оказывающих услуги по переводу денег, согласно приложению 1 к совместному приказу. Внутренний контроль осуществляется в целях: 1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ); 2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ; 3) минимизации рисков легализации ОД/ФТ. В рамках организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ Субъектами обеспечивается: 1) разработка правил внутреннего контроля самостоятельно в соответствии с Требованиями, включающими проведение службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита, оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) наличие выделенного канала связи. Правила внутреннего контроля (далее – ПВК) являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ и устанавливает порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ. ПВК включают в себя программы, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 Закона о ПОД/ФТ, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ и устанавливает порядок действий Субъектов. ПВК предусматривают назначение ответственного должностного лица либо структурного подразделения по организации, мониторингу реализации и соблюдения ПВК. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство Республики Казахстан о ПОД/ФТ, с момента официального опубликования Субъекты в течение 30 (тридцати) календарных дней вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включает процедуры: 1) применения автоматизированных информационных систем и программных обеспечений, используемых Субъектом для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращения деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом; 3) признания Субъектом сложной, необычно крупной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции; 4) предоставления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа физическому лицу в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган. Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в порядке, установленном Субъектом; 5) информирования работниками Субъекта руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками Субъекта; 6) взаимодействия ответственного лица с другими подразделениями, персоналом организации, филиалами, уполномоченными органами и их должностными лицами, при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 7) выполнения требований по ПОД/ФТ (при наличии), установленных юридическим лицом, которое имеет контроль над организацией; 8) подготовки и представления уполномоченным органам и должностным лицам организации управленческой отчетности по результатам оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита; 9) идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в том числе особенности процедур применения упрощенных и усиленных мер надлежащей проверки клиента, юридического лица-нерезидента, иной иностранной структуры без образования юридического лица; 10) признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ в качестве подозрительной; 11) оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ; 12) разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ и снижению рисков легализации ОД/ФТ; 13) классификации своих клиентов с учетом степени риска легализации ОД/ФТ; 14) хранения всех документов и сведений, в том числе по разовым операциям, а так же, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом или после даты разовой сделки, с учетом возможности их использования в качестве доказательства в суде, чтобы они могли быть своевременно доступны уполномоченному органу, а также иным государственным органам в соответствии с их компетенцией. Допускается включение Субъектом в программу дополнительных мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. На должность Руководителя и ответственного работника назначается лицо, имеющее: высшее образование стаж работы не менее двух лет в данных областях; безупречную деловую репутацию. Функции ответственного должностного лица либо структурного подразделения в соответствии с программой организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включают: 1) разработку и согласование ПВК, внесение изменений и (или) дополнений к ним с руководителем Субъекта, а также мониторинг реализации и соблюдения ПВК; 2) организацию и контроль по представлению сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ; 3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными; 4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ; 5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления информации об операциях в уполномоченный орган; 6) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами; 7) направление запросов руководителю Субъекта для принятия решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами; 8) документальное фиксирование решений, принятых в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника; 9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК; 10) информирование руководителя Субъекта о выявленных нарушениях ПВК; 11) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля; 12) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных при осуществлении своих функций; 13) предоставление информации в уполномоченный орган для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ; 14) предоставление в уполномоченный орган по его запросу информации, сведений и документов; 15) подготовка информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению системы управления рисками ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования отчетов руководителю Субъекта; 16) обеспечение мер по хранению всех документов и сведений. Субъекты в соответствии с возложенными функциями: 1) обеспечивают конфиденциальность сведений, полученных при осуществлении полномочий; 2) предоставляет информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ; 3) предоставляют в уполномоченный орган по его запросу необходимую информацию, сведения и документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ. Допускается включение Субъектами дополнительных функций и полномочий ответственного должностного лица либо структурного подразделения. Субъекты и их работники не извещают клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях. При наличии в филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях работников, на которых полностью или частично возложены функции и полномочия, предусмотренные пунктами 11-12 настоящих Требований, координацию деятельности по вопросам ПОД/ФТ таких работников осуществляет ответственный работник. В случае, если Субъект является головной организацией, ответственный работник осуществляет разработку, внесение изменений и (или) дополнений в ПВК на консолидированной основе, а также обеспечивает их выполнение структурными подразделениями (филиалами, дочерними организациями, представительствами). В случае, если Субъект является участником группы, ответственный работник осуществляет взаимодействие с ответственным лицом головной организации по вопросам реализации ПВК. Функции ответственного работника, а также работников организации, на которых возложены функции, предусмотренные пунктом 11 настоящих Требований, не совмещаются с функциями службы внутреннего аудита либо иного органа, уполномоченного на проведение внутреннего аудита, а также функциями подразделений, осуществляющих операционную (текущую) деятельность организации. Совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |