| ||||||||||||||||||||
|
|
|
28.11.2017 Адресный подход к оказанию помощи
Диляра Тастемир
В настоящее время в Казахстане проводится модернизация адресной социальной помощи. Она предусматривает переход от пассивной модели социальной защиты малообеспеченных граждан к активной, основанной на стимулировании внутреннего потенциала семьи (отдельно взятого человека), для поиска выхода из трудной жизненной ситуации. С 2014 года данные новые подходы оказания социальной помощи апробируются в рамках пилотного проекта «Өрлеу», предусматривающего оказание обусловленной денежной помощи для лиц, заключивших социальный контракт. Суть и отличие новых подходов от действующей системы: - обязательное участие малообеспеченных граждан трудоспособного возраста в активных мерах содействия занятости для получения социальной помощи - с этой целью заключается социальный контракт по активизации семьи, в котором определяются обязательства получателя (семьи) по участию в мерах содействия занятости и социальных служб - содействию в трудоустройстве (обучении) и оказанию иных мер социальной поддержки; - назначение помощи в течение года, т.е. на период действия социального контракта, в целях укрепления экономической самостоятельности получателей помощи (по действующей системе - адресная социальная помощь назначается на квартал); - внедрение института сопровождения семьи - осуществляется консультантами и проектными ассистентами, которые отслеживают ход исполнения участниками проекта обязательств по социальному контракту, а также оказывают им поддержку для самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации. По данным Министерства труда и социальной защиты РК, за период реализации проекта (2014 - 2016 годы) наблюдается: - стабильное увеличение участников (с 20,5 тыс. человек до 38,8 тыс. человек), рост доли трудоспособных участников проекта «Өрлеу», направленных на участие в активных формах содействия занятости (в 2014 г. - 87,9 процента, 2015 г. - 90 процентов, 2016 г. - 90,5 процента); - стабильное снижение «пассивных» получателей адресной социальной помощи с 56,1 тыс. человек до 29 тыс. человек. В 2017 году для дальнейшей реализации проекта в республиканском бюджете предусмотрено 7,1 млрд тенге на вовлечение порядка 150 тыс. малообеспеченных граждан. На 1 октября 2017 года участниками проекта стали 161,8 тыс. человек, что в 5,4 раза выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (30,1 тыс. человек). Выполнение годового плана (168,8 тыс. человек) по вовлечению граждан в проект на 1 октября т.г. составило 95,8 процента. В активные меры содействия занятости направлено 98,1 процента безработных и самозанятых участников проекта «Өрлеу». При этом их среднедушевой доход увеличился в три раза - с 5978 тенге (доход до участия в проекте) до 18 397 тенге (доход после участия в проекте). Наблюдая за результатами реализации проекта «Өрлеу» становится очевидным, что программы, ориентированные на повышение экономической активности неработающих трудоспособных граждан, претендуют на роль приоритетного механизма содействия сокращению бедности. Эта практика наиболее соответствует требованиям адресного подхода к оказанию помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Она позволит рассмотреть проблему комплексно, объективно, с предоставлением не только денежной помощи, но и мер по содействию занятости и социальной адаптации. Вышеуказанные новые подходы нашли отражение в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения» (от 28 октября 2015 года) и будут введены с 1 января 2018 года в виде адресной социальной помощи нового формата. Адресная социальная помощь нового формата объединит три вида пособий, выплачиваемых в настоящее время, а именно: - государственное детское пособие детям до 18 лет; - специальное государственное пособие для многодетных семей; - действующая адресная социальная помощь. Получать ее смогут люди, относящиеся к категории малообеспеченных граждан. На данный момент начисление пособий зависит от двух показателей - прожиточного минимума (по республике он равен 24 459 тенге) и черты бедности (40 процентов от прожиточного минимума, или 9784 тенге). Как сообщили в Министерстве труда и социальной защиты, пока претендовать на получение адресной социальной помощи могут лишь те казахстанцы, чей среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже черты бедности, то есть 9784 тенге, детского пособия - ниже 60 процентов от величины прожиточного минимума. Выплаты для многодетных семей получают все, независимо от уровня доходов. При этом заметим, что в каждом регионе свой размер прожиточного минимума, а, соответственно, и своя черта бедности, в зависимости от которых и начисляются эти социальные выплаты. Количество получателей действующего вида адресной социальной помощи, по данным МТСЗ на 1 октября 2017 года, составляет 20 963 человека (или 5080 семей). С 1 января размер черты бедности будет повышен с нынешних 40 до 50 процентов от прожиточного минимума, который тоже возрастет и ориентировочно будет составлять более 28 тыс. тенге (соответственно, черта бедности составит свыше 14 тыс. тенге). За счет этого получателей адресной социальной помощи станет значительно больше. Если сейчас три вида пособий, упомянутых ранее, начисляют 806 524 казахстанцам, то после 1 января 2018 года количество получателей возрастет примерно до миллиона семисот тысяч. Чтобы получить адресную социальную помощь в новом году, нужно обратиться в центры занятости населения (в городах) или к местным акимам (в селах). Размер адресной социальной помощи будет рассчитываться индивидуально. На практике это будет выглядеть следующим образом: к примеру, в семье четыре человека - отец, мать и двое детей. Их совокупный доход 50 тыс. тенге (в него включают все виды пособий, пенсионные отчисления, заработную плату, получаемую домочадцами). Эту сумму делят на количество членов семьи (в данном случае на четыре). Выходит, что доход на одного человека в приведенном примере - 12 500 тенге. Ориентировочная черта бедности на следующий год, как указано выше, 14 тыс. тенге. То есть недостающие две с половиной тысячи тенге этим гражданам будут выплачивать в виде адресной социальной помощи, причем на каждого члена семьи. То есть в итоге они будут получать десять тысяч тенге. Все это, конечно, условно, но понять механизм можно. Причем чем выше разница между чертой бедности и доходом на одного члена семьи, тем больше размер помощи. Что касается помощи многодетным семьям, уточнили в профильном ведомстве, данное пособие получают все семьи, имеющие в своем составе четырех и более детей, вне зависимости от уровня доходов. Его продолжат выплачивать лишь тем, кто получил статус многодетной семьи и оформил эту выплату до 1 января 2018 года. Оно немного повысится и будет составлять чуть более десяти тысяч тенге. Новых назначений по этому пособию уже не будет. То есть те казахстанцы, которых нельзя отнести к малообеспеченным группам населения, уже не смогут его получать. Одной из особенностей адресной социальной помощи нового формата является ее классификация на два вида: безусловную и обусловленную денежную помощь. Безусловная денежная помощь (БДП) будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста). Поэтому для таких семей обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется. Обусловленная денежная помощь (ОДП) будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта активизации семьи и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости. Эти меры будут способствовать повышению социальной ответственности получателей социальной помощи, усилению их мотивированности в поиске работы и самообеспечении, а также повышению степени участия малообеспеченных граждан в экономике страны и в жизни общества. В конечном итоге это должно благоприятно отразиться на качестве жизни малообеспеченных граждан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |