Реклама лекарств и БАДов в интернете
Али Дауталинов, Нуржан Стамкулов, юристы ТОО «Юридическая Фирма Synergy Partners» подготовили статью-анализ по данной тематике.
1. Реклама безрецептурных лекарств (OTC) и БАДов в интернете
Законодательство Казахстана не устанавливает каких-либо особенных требований к рекламам безрецептурных лекарств (OTC) и БАДов (биологически активные добавки) в интернете.
То есть, реклама безрецептурных лекарств (OTC) и БАДов в интернете не отличается от иной формы распространения рекламы, например через печатные издания, через телевещание или радиовещание. Для всех таких реклам применяются одинаковые требования.
2. Реклама рецептурных лекарств (RX) в интернете
Согласно статье 56.3.2 Кодекса о здоровье, запрещается реклама лекарственных средств рецептурного отпуска (RX) в средствах массовой информации.
Поскольку интернет-ресурсы относятся к средствам массовой информации согласно статье 1.4 Закона о СМИ от 23 июля 1999 года № 451-I, то реклама лекарственных средствах рецептурного отпуска (RX) в интернет-ресурсах будет нарушать законодательство Казахстана.
3. Обязательное требование по рекламе лекарств
В Правилах осуществления рекламы лекарственных средств, утвержденных Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/202 (далее – Правила), есть общее требование к рекламе лекарств, согласно которому распространять рекламу можно только после получения заключения о том, что реклама соответствует законодательству Казахстана в области здравоохранения.
Даже если реклама находится в интернет-ресурсе, на такую рекламу нужно получать заключение.
4. Реклама должна доносить по потребителя общую стандартную информацию
Правила осуществления рекламы лекарственных средств требуют, чтобы любая реклама лекарств, в том числе интернет-реклама обязательно должна содержать следующее:
1) торговое наименование;
2) основные показания к применению;
3) особые указания в отношении применения детьми, беременными женщинами, а также в период кормления грудью (при наличии);
4) наглядную и понятную рекомендацию перед назначением и применением внимательно прочитать инструкцию по медицинскому применению и текст предупреждения следующего содержания «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья;
5) номер и дату выдачи регистрационного удостоверения;
6) дату истечения срока регистрации
Реклама БАДов должна содержать такую же информацию, как указано выше, в соответствии Правилами осуществления рекламы БАДов.
5. Обязательное условие, реклама должна быть на казахском языке
Статья 6.2 Закона о рекламе требует, чтобы реклама или материалы в нашей ситуации были как минимум на казахском языке.
Если реклама на русском языке, то Закон требует, чтобы реклама была и на казахском языке.
Например, уполномоченный орган до выхода рекламы на стадии согласования, может не одобрить рекламный ролик, если рекламный ролик составлен на русском языке, а в ролике используются титры на казахском языке.
Поэтому если реклама размещена в интернете, необходимо чтобы была полноценная версия рекламы на казахском языке.
6. Общие требования по рекламе
Напомним, что по общим требованиям реклама не должна призывать к незаконным действиям, подрывать мир и согласие в обществе.
Для лекарств и БАДов запрещается ссылаться на врачей и ученых, согласно статье 56.3.12 Кодекса о здоровье. Также необходимо обратить внимание и на косвенные признаки, например белые халаты, стетоскопы, или комнаты, напоминающие кабинеты стоматологии и так далее. По ним мы рекомендуем детально изучить рекламу или получить консультацию у юристов.
7. Соблюдение этических норм в рекламе
Существуют Правила этики продвижения лекарственных средств и медицинских изделий, утвержденные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-294/2020.
Данные Правила четко указывают, что компании в сфере обращения лекарственных средств осуществляют рекламу лекарств на принципах соблюдения этики в рекламе и продвижения лекарственных средств.
Например, ряд крупных фармацевтических компаний приняли для себя Этический кодекс по продвижению и рекламе лекарственных средств (далее – Кодекс). Данный Кодекс необходимо учитывать на этические нормы и требования.
Например, статья 4.1.1 Кодекса указывает, что рекламные материалы должны быть точными, понятными и объективными.
Кодекс запрещает использовать в рекламе какие-либо утверждения о лечебном эффекте, которые превосходят данные, содержащиеся в утвержденной инструкции по применению.
Этический кодекс также рекомендует избегать любых преувеличений, всеобъемлющих заявлений и неясностей при изложении какой-либо информации о Фармацевтическом продукте.
На наш взгляд, этические положения указывают, что следует избегать такие формулировки – быстро избавит от насморка, быстро избавит от ангины.
8. Запрет на дискриминацию
Реклама лекарств не должна затрагивать и создавать дискриминацию по языковому признаку, по полу, по социальному статусу, нации и этническому происхождению либо каким-либо образом ущемлять права определенной группы лиц. Как правило реклама в сфере лекарств с шутками, намеками и юмором может быть неправильно воспринята и как следствие создать причину будущего спора или недовольства или даже обвинения по дискриминации.
Поскольку эта тема очень тонкая и чувствительная, то мы не хотели бы давать в настоящей статье примеры рекламы, которые могут рассматриваться как создающие дискриминацию.
9. Резюме
Необходимо учитывать не только законодательные акты, которые мы упомянули в статье, но также и подзаконные акты, такие как правила, приказы при анализе соответствия рекламы лекарств и БАДов. Поскольку каждый случай и ситуация уникальные, мы рекомендуем перед каждой рекламной кампанией какого-либо лекарства/БАДа запрашивать у юристов подтверждение и заключение, что реклама соответствует требованиям законодательства Казахстана и этическим нормам по продвижению.
__________________________________