|
|
|
Антимонопольный орган Казахстана: работаем по новому?
Абай Шайкенов, Партнер Dentons, Руководитель практики по антимонопольному праву Даурен Толеуханов, Младший юрист Dentons
8 сентября 2020 года был подписан Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан». Данным Указом образовано новое Агентство по защите и развитию конкуренции («Агентство»), напрямую подотчетное Президенту. Агентство заменило ранее существовавший Комитет по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики РК. Отмечаем, что основной задачей нового Агентства является создание проконкурентной среды, что подразумевает разгосударствление экономики, изменение конкурентного поля, создание равных возможностей для всех предпринимателей, прекращение монополизации рынков. 31 декабря 2020 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан № 484 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Среди прочего, данный Указ постановляет следующее: · Объявить содействие развитию конкуренции и внедрение проактивной конкурентной политики приоритетным направлением деятельности всей исполнительной ветви власти, включая Президента и Правительство; · Определить приоритетность профилактических мер антимонопольного регулирования одним из принципов реализации конкурентной политики; · Разработать до 1 апреля 2021 года «Национального проекта по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2021-2025 годы»; · Обеспечить до конца 2021 года внесение в законодательство Республики Казахстан изменений и дополнений, предусматривающих внедрение механизма и методологии оценки воздействия на конкуренцию проектов нормативных правовых актов, в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития; · Организовать работу по обобщению и специализации практики рассмотрения судами антимонопольных дел. Агентство активно приступило к выполнению поставленных задач и уже предпринимает шаги по созданию про-конкурентной среды путем следующих инициатив: · «Open Space» Еженедельно сотрудники Агентства в режиме онлайн и оффлайн рассматривают предложения, вопросы, проблемы и жалобы участников товарных рынков. Как итог - принятие решений по устранению ограничений конкуренции монополистами. · Юридическая поддержка Предпринимателям будет предоставлена онлайн консультационная поддержка по фактам недобросовестной конкуренции и антиконкурентным действиям центральных и местных исполнительных органов. · «Карта барьеров» Будет сформирован реестр проблемных вопросов, снижающих стимул входа на рынки новых участников и повышающих непроизводственные издержки. · Создание общественных площадок С целью построения эффективного диалога с общественностью и участниками рынка, а также их вовлечения в обсуждение принимаемых решений Агентство создало общественные площадки по ключевым направлениям деятельности Агентства: Общественный совет, Биржевой Комитет и Совет по барьерам. Переходя к статистике и трендам необходимо отметить, что в деятельности антимонопольного органа Казахстана прослеживается возрастающая тенденция по профилактике правонарушений в области конкурентного права. Так, в целях защиты и дальнейшего развития конкуренции компетентный орган придерживается стратегии предупреждения нарушений и поддержки предпринимателей вместо моментального привлечения к ответственности. Начиная с 2017 года, для достижения моментального положительного эффекта от антимонопольного реагирования внедрен институт уведомления субъектов рынка о признаках нарушения антимонопольного законодательства, который позволяет избежать проведения расследования и, соответственно, возможной ответственности; наряду с этим, с 2018 года введен институт антимонопольного комплаенса, позволяющий компаниям разработать документ по предупреждению нарушений в сфере защиты конкуренции. В целях обеспечения информационной открытости в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности антимонопольный орган Казахстана размещает на своем интернет ресурсе годовые отчеты о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности (далее - «Годовой отчет»), а также ежеквартальные отчеты о своей деятельности (далее совместно - «Ежеквартальный отчет»). Ниже мы рассмотрим Годовой отчет за 2019 год, а также Ежеквартальные отчеты за 2 квартала 2020 года (далее совместно - «Отчеты»). Отчеты включают в себя сравнительный анализ, практику и статистику использования механизмов предупреждения, пресечения, выявления и расследования нарушений антимонопольного законодательства за соответствующие периоды. Также, Отчеты позволяют понять позицию (тренды) антимонопольного органа при использовании соответствующих механизмов.
1. Антимонопольный комплаенс
Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер по предупреждению нарушений законодательства Казахстан в области защиты конкуренции[1], внедряемую субъектом рынка в форме принятия внешнего либо внутреннего акта. При этом, внешний акт подлежит утверждению антимонопольным органом. · 2018 год - в антимонопольный орган поступило 3 проекта внешнего акта на утверждение, 2 из которых были утверждены, 1 отправлен на доработку; · 2019 год - в антимонопольный орган поступило 2 проекта внешнего акта на утверждение, 1 из которых был утвержден, 1 отправлен на доработку; · За 2 квартала 2020 года - данные пока не опубликованы. Ожидается, что в дальнейшем институт антимонопольного комплаенса получит более широкое распространение. 2 октября 2020 года Председатель антимонопольного органа Казахстана Жумангарин С.М. обозначил акцент деятельности на создании проконкурентной среды и вместе с этим сообщил о направлении ряду крупных субъектов рынка писем о целесообразности разработки актов антимонопольного комплаенса.
2. Предварительное рассмотрение проектов соглашений между субъектами рынка
Еще одним механизмом, позволяющим субъектам рынка обезопасить себя от возможных нарушений антимонопольного законодательства является инструмент предварительного рассмотрения проектов соглашений между субъектами рынка. Данный механизм позволяет обратиться в антимонопольный орган для предварительного рассмотрения последним проекта соглашения на предмет отсутствия признаков антиконкурентного соглашения[2]. · 2018 год - рассмотрено 4 заявления, по 3-м из которых приняты положительные решения (т.е. проекты соглашений соответствуют требованиям антимонопольного законодательства); · 2019 год - заявления на рассмотрение не поступали; · За 2 квартала 2020 года - данные пока не опубликованы. Очевидно, что обращения со стороны субъектов рынка не являются часто используемым инструментом и работа по превращению этого, несомненно, перспективного инструмента взаимодействия с Агентством в широко распространённый инструмент еще предстоит.
3. Предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению законодательства в области защиты конкуренции
Механизм предостережений[3] носит предупредительный характер, призван также уменьшить риски и предотвратить нарушения законодательства в планируемых действиях (бездействии) субъекта рынка. Предостережения выносятся антимонопольным органом в форме специального акта, направляемого субъекту рынка без проведения расследования. · 2018 год - направлено 4 предостережения; · 2019 год - направлено 40 предостережений; · За 2 квартала 2020 года - направлено 38 предостережений. Данная статистика позволяет понять, что предостережения являются часто используемым инструментом. Также очевидно, что Агентство будет все чаще использовать предостережения в своей практике.
4. Уведомления о наличии признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции
Еще одним инструментом предупредительного характера является уведомление о наличии признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции[4]. Также, как и предостережения, уведомления выносятся антимонопольным органом в форме специального акта, направляемого субъекту рынка без проведения расследования. · 2018 год - направлено 325 уведомлений, в результате 295 из них признаки нарушений были устранены; · 2019 год - направлено 558 уведомлений, в результате 519 из них признаки нарушений были устранены; · За 2 квартала 2020 года - направлено 574 уведомлений (статистика по количеству устраненных нарушений не приводится). Как и в случае с предостережениями, наблюдается активное использование уведомлений антимонопольным органом. Субъекты рынка, как правило, соглашаются добровольно устранить признаки нарушений антимонопольного законодательства.
5. Расследования нарушений законодательства в области защиты конкуренции
5.1. Расследования
· 2018 год - проведено 173 расследования, в рамках которых выявлено 145 нарушений; · 2019 год - проведено 87 расследования, в рамках которых выявлено 69 нарушений; · За 2 квартала 2020 года - проведено 50 расследований. За последние 3 года наблюдается сокращение количества расследований. Вероятнее всего, это связано с позицией антимонопольного органа по использованию инструмента уведомлений в целях устранения нарушений антимонопольного законодательства. Преобладающим видом нарушений, как и в прошлые годы, остаются нарушения по факту антиконкурентных согласованных действий, далее следуют злоупотребления доминирующим или монопольным положением и затем недобросовестная конкуренция. Согласно данным из Отчетов, в большинстве случаев, антимонопольный орган принимает решения о возбуждении дел об административном правонарушении и выносит предписания об устранении нарушений законодательства РК.
5.2. Согласительная комиссия
Согласительная комиссия[5] предоставляет объекту расследования право обратиться в антимонопольный орган с обоснованиями по проводимому расследованию и обсудить проект заключения с представителями антимонопольного органа, проводившими расследование. · 2018 год - проведено 25 заседаний согласительной комиссии. В большинстве случаев согласительной комиссией рекомендовано доработать проект заключений по результатам расследования; · 2019 год - проведено 29 заседаний согласительной комиссии. В результате 21 заседания рекомендовано доработать проект заключения по результатам расследований, в 2 случаях приостановить расследование и вынести определение о назначении экспертизы, в 5 случаях прекратить расследование и в 1 случае продлить расследование для сбора дополнительных доказательств; · За 2 квартала 2020 года - проведено 25 заседаний согласительной комиссии. В результате 21 заседаний расследования рекомендовано прекратить, в 3 случае рекомендовано доработать проект заключения по результатам расследований. Отмечаем, что количество обращений к институту согласительной комиссии остается на прежнем уровне. В заключение можно сказать, что происходящие события говорят о новом этапе в антимонопольном регулировании в Казахстане. Все большее значение приобретает превентивная работа, направленная на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Субъекты рынка должны внимательно проанализировать возможности, предоставляемые законодательством и решить для себя использовать или нет тот или иной инструмент для снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |